Деятельность контролирующих ведомств строится на «трех китах», а именно: своевременности реагирования, приоритета корректирующего вмешательства и беспрепятственности выполнения задач. Эти моменты вполне можно охарактеризовать как специальные принципы деятельности контрольно-надзорных органов. Но реализация данных положений возможна лишь в особых условиях, которые обеспечивают специальные полномочия.
Правовой статус контрольно-надзорных органов закреплен в конституции РФ, актах отраслевого законодательства, то есть положениях и законах, непосредственно регулирующих деятельность той или иной структуры. К числу общих полномочий можно причислить разработку и реализацию политики в определенной сфере;
- осуществление контроля и надзора в пределах компетенции;
- принятие соответствующих административных мер влияния по отношению к субъектам, нарушающим установленный законодательством режим;
- предоставление отчетности о проведённой работе вышестоящим органам.
Безусловно, представленные полномочия не являются исчерпывающими. Они лишь показывают широту деятельности контрольно-надзорных органов России. Иные особенности правового статуса каждого в отдельности ведомства закрепляются в отраслевом законодательстве.
Жизнедеятельность государства зависит от эффективности работы в той или иной отрасли. Поэтому список контролирующих органов довольно велик, потому что страна осуществляет координацию большинства известных на сегодняшний день сфер работы. Главными отраслями, в которых реализуется государственный контроль, являются:
· здравоохранение, культура, образование;
· государственное управление;
|
· социальная защита, промышленность, экономика и торговля;
связь, информация.
При этом большинство органов на сегодняшний день расширяют свою компетенцию и структуру, что обусловлено появлением новых, ранее не существовавших общественных отношений в тех или иных сферах человеческой деятельности. Список данных ведомств включает следующие структуры:
Министерство энергетики РФ.
Министерство связи и массовых коммуникаций.
Федеральная налоговая служба РФ.
Счетная палата России.
Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации.
Правоохранительные органы государства.
Как уже указывалось ранее, представленный список контрольно-надзорных органов не есть исчерпывающим. Упомянутые выше ведомства осуществляют координацию в наиболее приоритетных отраслях деятельности государства и населения России.[11]
Заключение
Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном воздействии и влиянии друг на друга.
Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
|
Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.
Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:
- во внутренней организации государства;
-в его деятельности.
С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.
Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.
|
В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной.
В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.
Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете, затрагивает человека и его свободу.
Главное в правом государственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы.
Государство и право в деятельности по осуществлению организации работы имеет большое количество функций и состоит из множества органов управления. На каждый орган возлагается своя функция, поэтому и каждому присущи отдельный пакет документов нормативно-правовых актов, которые непосредственно контролируют деятельность того или иного органа. [12]
Список литературы.
1. Малахов, В. П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания / В. П. Малахов. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 144 с.
2. Правоведение: учеб. для вузов / отв. ред. Б. И. Пугинский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 480 с.
3. Давыдов, Я. В. Теория государства и права. Системный курс / Я. В. Давыдов. — М.: А-Приор, 2012. — 144 с.
4. Хропанюк В.Н Теория государства и права. Омега-Л, 2009. - 336 с.
5. Право для экономистов и менеджеров: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общ. ред. Л. П. Альбова, С. В. Николюкина. М.: Юрайт, 2014. С. 49.
6. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. С. 122.
7. Власенко II. Л. Теория государства и права: учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. и испр. М.: Проспект, 2011. С. 180.
8. Матузов И. ИМалько А. В. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., испр., и дон. М.: Дело РАНХиГС, 2011. С. 303.
9. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт. 2013. С. 175.
10. Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: Норма, 2015. - 214 с.
11. https://www.syl.ru/article/288499/new_kakovyi-vnutrennie-i-vneshnie-funktsii-gosudarstva-v-sovremennom-mire
12. Садиков, О.Н. Правовое регулирование / О.Н. Садиков.— М.: Юридическая лит, 2010.— 288 с.
13. https://study.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/14366:3
[1]Малахов, В. П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания / В. П. Малахов. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 144 с.
[2] Правоведение: учеб. для вузов / отв. ред. Б. И. Пугинский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 480 с.
[3] Давыдов, Я. В. Теория государства и права. Системный курс / Я. В. Давыдов. — М.: А-Приор, 2012. — 144 с.
[4] Хропанюк В.Н Теория государства и права. Омега-Л, 2009. - 336 с.
[5] Право для экономистов и менеджеров: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общ. ред. Л. П. Альбова, С. В. Николюкина. М.: Юрайт, 2014. С. 49.
[6] Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. С. 122.
[7] Власенко II. Л. Теория государства и права: учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. и испр. М.: Проспект, 2011. С. 180.
[8] Матузов И. ИМалько А. В. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., испр., и дон. М.: Дело РАНХиГС, 2011. С. 303.
[9] Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт. 2013. С. 175.
[10] Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: Норма, 2015. - 214 с.
[11] https://www.syl.ru/article/288499/new_kakovyi-vnutrennie-i-vneshnie-funktsii-gosudarstva-v-sovremennom-mire
[12] Садиков, О.Н. Правовое регулирование / О.Н. Садиков.— М.: Юридическая лит., 2010.— 288 с.