Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом:
· в экспериментальной группе “А” из общего количества детей:
28% имеют высокий уровень самооценки;
56% имеют средний уровень самооценки;
16% имеют низкий уровень самооценки;
· в экспериментальной группе “Б” из общего количества детей:
36% имеют высокий уровень самооценки;
52% имеют средний уровень самооценки;
12% имеют низкий уровень самооценки.
Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек видим что:
· у мальчиков экспериментальной группы “А” уровень высокой самооценки составляет 38,5%, а у мальчиков экспериментальной группы Б-33,3%;
- уровень средней самооценки у мальчиков
экспериментальной группы “Б” выше (58,3%), чем у мальчиков экспериментальной группы “А” (38,5%);
- уровень низкой самооценки у мальчиков экспериментальной группы А составляет 23%, а у мальчиков экспериментальной группы “Б”- 9%.
Рассматривая девочек по определению уровня самооценки мы наблюдаем следующее:
· у девочек экспериментальной группы “А” уровень высокой самооценки составляет 16,6%, а у девочек экспериментальной группы Б-38,5%;
· уровень средней самооценки у девочек экспериментальной группы “А” равно 74,4%, у девочек экспериментальной группы “Б” - 46,2%;
· у девочек экспериментальной группы “А” уровень низкой самооценки составляет 9%, а у девочек экспериментальной группы Б- 15,3%
Выводы и рекомендации
В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты:
1. На основании анализа литературных источников, даны представления о самооценке детей подросткового возраста.
2. После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: самооценка детей данных экспериментальных групп находится в пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют высокий и низкий уровень самооценки;
После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:
-Необходимо создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
Заключение
Исследования прводились на двух группах младшего школьного возраста. В данном возрасте у самооценка большинства стабильна, устойчива, бесконфликтна. Проанализировав экспериментальные и теоретические данные можно сделать следующие основные выводы:
1. Высокая самооценка делает жизнь ее обладателя насыщеннее и полноценнее
2. Необходимо с раннего детства формировать устойчивое положительное отношение ребенка к себе.
Список используемой литературы
1. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374с.
5. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
6. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
7. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
8. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
9. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
10. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
11..
12. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.
13. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
14. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.
15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
16. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.
17. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.
18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
21. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.
22. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: “Вопросы психологии”, 1985. – 32с.
Приложение 1.