Задание №1 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ КРОССВОРД




                                                         
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       

 

 

По горизонтали: 1. Форма мышления, посред­ством которой из одного или нескольких истин­ных суждений, называемых посылками, по опре­деленным правилам вывода получается заключе­ние. 2. Признак, указывающий на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить опреде­ляемое множество предметов. 3. Мысленное со­единение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. 4. Умозаключение от знания меньшей степени об­щности к новому знанию большей степени об­щности (от отдельных частных случаев к общему суждению). 5. Признаки, при помощи которых выделяется определяемое множество предметов из числа предметов, соответствующих родовому по­нятию. 6. Силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение. 7. Отношение, при котором объемы понятий частично совпадают, т. е. содержат общие элементы. 8. Логическая операция перехода от родового понятия к видово­му путем добавления к содержанию данного родо­вого понятия видообразующих признаков. 9. Перечисление некоторых внутренних, сущест­венных свойств человека, предмета, явлении.10. Философская наука, изучающая законы и формы правильного рассуждения. 11. Суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательств, т. к. они уже подтверждены много­вековой практикой людей. 12. Суждение, истин­ность которого надо доказать. 13. Формы силло­гизма, различаемые по положению среднего тер­мина в посылках. 14. Отношение, в котором нахо­дятся два понятия, являющиеся видами одного итого же рода, и при этом одно понятие указывает па некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. 15. Совокупность логичес­ких приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связан­ных с ним суждений. 16. Адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. 17. Форма мышления, в которой отражаются существенные признаки от­дельного предмета или класса однородных пред­метов.

 

По вертикали: 1. Непреднамеренная ошибка, допущенная человеком в мышлении. 2. Отноше­ние, которое характеризуется тем, что объем одно­го понятия целиком включается в объем другого понятия, но не исчерпывает его. 3. Логическое действие, посредством которого объем делимого понятия (множества) распределяется на ряд под множеств с помощью избранного основания деле­ния. 4. Разновидности силлогизма, отличающие­ся друг от друга качественной и количественной характеристикой входящих в них посылок и за­ключения. 5. Преднамеренная ошибка, совершае­мая с целью запутать противника и выдать лож­ное суждение за истинное. 6. Мысленное расчле­нение предметов на их составные части, мыслен­ное выделение в них признаков. 7. Применение в сокращенной форме прогрессивного и регрессив­ного полисиллогизма в мышлении. 8. Два или не­сколько простых категорических силлогизмов, связанных друг с другом таким образом, что за­ключение одного из них становится посылкой другого. 9. Логический термин, соответствующий союзу «и». 10. Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. 11. Доктор философ­ских наук по логике, автор учебника «Логика» (1994 г.). 12. Явление или совокупность явлений, которые непосредственно обусловливают, порож­дают другое явление (следствие). 13. Умозаключе­ние о принадлежности предмету определенного признака (т. е. свойства или отношения) на основе сходства в существенных признаках с другим предметом. 14. Рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения (суждение и егоотрицание). 15. Умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух условных суждений, а другая является разделительным суждением с двумя членами. 16. Логический тер­мин, соответствующий союзу «если... то». 17. Общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах. 18. На­учно обоснованное предположение опричинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления. 19. Истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса. 20. Сложносокращен­ный силлогизм, обе посылки которого представля­ют собой сокращенные простые силлогизмы. 21. Мысленное установление сходства или разли­чия предметов по существенным или несущест­венным признакам. 22. Перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов.

ЗАДАНИЕ №2

1. Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе (не по логике):

Ø пример определения понятия и дать ему логическую характеристику (т.е. указать определяемое и определяющее понятие, в последнем − род и видовое отличие);

Ø пример деления понятия и дать ему логическую характеристику (т.е. указать вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления);

Ø примеры логических ошибок − следствий нарушения каждого из правил (определения понятий, деления понятий).

2. Придумать самостоятельно или отыскать вспециальной литературе (не по логике)

Ø примеры четырех видов суждении обьединенной классификации и продемонстрировать на них правила распределенности терминов (том числе и два исключения);

Ø примеры простых суждении, произвести с ними операции обращения, превращения, противопоставления предикату, демонстрируя логические правила этих операций;

Ø отрицание суждений.

3. Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе (не по логике):

Ø пример силлогизма 1 фигуры модуса AAA и сделать его полный разбор;

Ø пример силлогизма 1 фигуры ЕАЕ и превратить его во все три вида эитимем;

Ø примеры всех модусов следующих сложных умозаключении (разделительно-категорического, условно-категорического, условно-разделительного).

4. Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе (не по логике):

Ø примеры умозаключений полной и неполной индукции, записать их схемы;

Ø примеры методов установления причинных связен (сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков);

Ø пример умозаключений по аналогии и сделать его полный разбор (т.е указать, что чему уподобляется, сходные признаки, переносимое свойство, характер связи переносимого свойства со сходными признаками, вид аналогии).

5. Найти в периодической печати примеры софизмов, содержащих логические ошибки:

Ø относительно тезиса;

Ø относительно аргументов;

Ø относительно демонстрации.

Указать, в чем, по вашему мнению, состоит ошибка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: