По горизонтали: 1. Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, по определенным правилам вывода получается заключение. 2. Признак, указывающий на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить определяемое множество предметов. 3. Мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. 4. Умозаключение от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности (от отдельных частных случаев к общему суждению). 5. Признаки, при помощи которых выделяется определяемое множество предметов из числа предметов, соответствующих родовому понятию. 6. Силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение. 7. Отношение, при котором объемы понятий частично совпадают, т. е. содержат общие элементы. 8. Логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. 9. Перечисление некоторых внутренних, существенных свойств человека, предмета, явлении.10. Философская наука, изучающая законы и формы правильного рассуждения. 11. Суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательств, т. к. они уже подтверждены многовековой практикой людей. 12. Суждение, истинность которого надо доказать. 13. Формы силлогизма, различаемые по положению среднего термина в посылках. 14. Отношение, в котором находятся два понятия, являющиеся видами одного итого же рода, и при этом одно понятие указывает па некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. 15. Совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. 16. Адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. 17. Форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
По вертикали: 1. Непреднамеренная ошибка, допущенная человеком в мышлении. 2. Отношение, которое характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается в объем другого понятия, но не исчерпывает его. 3. Логическое действие, посредством которого объем делимого понятия (множества) распределяется на ряд под множеств с помощью избранного основания деления. 4. Разновидности силлогизма, отличающиеся друг от друга качественной и количественной характеристикой входящих в них посылок и заключения. 5. Преднамеренная ошибка, совершаемая с целью запутать противника и выдать ложное суждение за истинное. 6. Мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. 7. Применение в сокращенной форме прогрессивного и регрессивного полисиллогизма в мышлении. 8. Два или несколько простых категорических силлогизмов, связанных друг с другом таким образом, что заключение одного из них становится посылкой другого. 9. Логический термин, соответствующий союзу «и». 10. Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. 11. Доктор философских наук по логике, автор учебника «Логика» (1994 г.). 12. Явление или совокупность явлений, которые непосредственно обусловливают, порождают другое явление (следствие). 13. Умозаключение о принадлежности предмету определенного признака (т. е. свойства или отношения) на основе сходства в существенных признаках с другим предметом. 14. Рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения (суждение и егоотрицание). 15. Умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух условных суждений, а другая является разделительным суждением с двумя членами. 16. Логический термин, соответствующий союзу «если... то». 17. Общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах. 18. Научно обоснованное предположение опричинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления. 19. Истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса. 20. Сложносокращенный силлогизм, обе посылки которого представляют собой сокращенные простые силлогизмы. 21. Мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. 22. Перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов.
ЗАДАНИЕ №2
1. Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе (не по логике):
Ø пример определения понятия и дать ему логическую характеристику (т.е. указать определяемое и определяющее понятие, в последнем − род и видовое отличие);
Ø пример деления понятия и дать ему логическую характеристику (т.е. указать вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления);
Ø примеры логических ошибок − следствий нарушения каждого из правил (определения понятий, деления понятий).
2. Придумать самостоятельно или отыскать вспециальной литературе (не по логике)
Ø примеры четырех видов суждении обьединенной классификации и продемонстрировать на них правила распределенности терминов (том числе и два исключения);
Ø примеры простых суждении, произвести с ними операции обращения, превращения, противопоставления предикату, демонстрируя логические правила этих операций;
Ø отрицание суждений.
3. Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе (не по логике):
Ø пример силлогизма 1 фигуры модуса AAA и сделать его полный разбор;
Ø пример силлогизма 1 фигуры ЕАЕ и превратить его во все три вида эитимем;
Ø примеры всех модусов следующих сложных умозаключении (разделительно-категорического, условно-категорического, условно-разделительного).
4. Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе (не по логике):
Ø примеры умозаключений полной и неполной индукции, записать их схемы;
Ø примеры методов установления причинных связен (сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков);
Ø пример умозаключений по аналогии и сделать его полный разбор (т.е указать, что чему уподобляется, сходные признаки, переносимое свойство, характер связи переносимого свойства со сходными признаками, вид аналогии).
5. Найти в периодической печати примеры софизмов, содержащих логические ошибки:
Ø относительно тезиса;
Ø относительно аргументов;
Ø относительно демонстрации.
Указать, в чем, по вашему мнению, состоит ошибка.