_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные особенности, влияющие на планирование карьеры
(самооценка СО, уровень притязаний УрПр, локус контроля ЛК)
|
![]() |
2. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА
Кадровый резерв - группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
По виду деятельности:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По времени назначения: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принципы формирования:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
![]() |
СРАВНЕНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫС КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ И ВНЕШНЕГО НАБОРА ПЕРСОНАЛА
| Критерии оценки | Кадровый резерв | Прием внешних людей |
| Плюсы | ||
| Минусы |
![]() |
Для заметок
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел IV. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ
ТРУДА
1. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
«БАЗИС»
Удовлетворенность трудом
|
|
| 4 граница «КОНТРОЛЬ». Мотивация избегания | |
| Локус контроля | |
| Теория Мак-Грегора | |
| 5 граница «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Мотивация принадлежности | |
| Направленность на общение | |
| 6 граница «ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ». Потребность признания. Материальные потребности | |
| Теория справедливости | |
| Теория ожиданий |
Два основных вопроса мотивационного менеджмента:
К чему побуждать? Вопрос направленности.
Как побуждать? Вопрос энергии
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
![]() |
Факторы демотивации
Стадии снижения мотивации
Стадия 1. РАСТЕРЯННОСТЬ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия 2. РАЗДРАЖЕНИЕ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия 3. ДВОЙНАЯ РОЛЬ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия 4. РАЗОЧАРОВАНИЕ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия 5. ПОТЕРЯ ГОТОВНОСТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Длительность действия мотиваторов
| Группа: Материальные мотиваторы | |
| мотиватор | длительность и особенности действия |
| ОКЛАД | ................................ ПРИ УДВОЕНИИ ОКЛАДА |
| ДОЛЯ ДОХОДА | |
| ПРИ ЧАСТОМ ПОВТОРЕНИИ СТАНОВИТСЯ ДЕМОТИВАТОРОМ | |
| ГОНОРАР | ................................ ПОСЛЕ ОБЕЩАНИЯ |
| Группа: Процессные мотиваторы | |
| мотиватор | длительность и особенности действия |
| ОБЩЕНИЕ | ................................ (зависит от индивидуальной нормы) |
| УВАЖЕНИЕ КОЛЛЕГ | НЕ ДЛЯ СИЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ НЕ МОТИВИРУЕТ ПРИ ПОВЫШЕННОМ КОНТРОЛЕ |
| ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ГРУППЕ | ........................... - ДО ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ СТРУКТУРЫ НЕ ДЛЯ СИЛЬНЫХ |
| ПРИЧАСТНОСТЬ К ДЕЛУ | ПОКА.................................. ПОКА.................................. |
| ТВОРЧЕСТВО | ВЫЗЫВАЕТ УСТАЛОСТЬ, СКЛОННОСТЬ К ПРОЦЕССНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ |
| Группа: Мотиваторы достижения | |
| мотиватор | длительность и особенности действия |
| ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ | ДО МОМЕНТА...................................................................................................... НЕ ДЛЯ СИЛЬНЫХ |
| УСПЕШНОМ ЗАВЕРШЕНИИ | ДО МОМЕНТА..................................................................... |
| ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ | ДО МОМЕНТА..................................................................... ЗАВИСИТ ОТ ТЕМПОВ ПРИОБРЕТЕНИЯ |
| САМОРЕАЛИЗАЦИЯ | ДО.................................................................................................... ВЫЗЫВАЕТ УСТАЛОСТЬ, СКЛОННОСТЬ К ПРОЦЕССНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ |
| Группа: Общие мотиваторы | |
| мотиватор | длительность и особенности действия |
| СТРАХ СМЕРТИ | ПРИ ПОВТОРЕНИИ..................................................................... |
| УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВТРА | УГАСАЕТ ПОСЛЕ.................................... |
| МЕТА-МОТИВАТОРЫ | ДЕЙСТВУЮТ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ИЗМЕНЯЮТСЯ?....... |
![]() |
Для заметок
![]() |
![]() |
2. ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ОПЛАТЫТРУДА
Принцип 1. «ЗА ЧТО ПЛАТИМ - ТО И ПОЛУЧАЕМ»
________________________________________________________
________________________________________________________
Принцип 2. КОНКУТЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ: ПРИВЛЕЧЕНИЕ И УДЕРЖАНИЕ
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Принцип 3. МОТИВИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР ВЫПЛАТ
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Принцип 4. ОБЪЕКТИВНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ: СООТВЕТСТВИЕ ОПЛАТЫРЕЗУЛЬТАТАМ
ТРУДА
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Принцип 5. ПРОСТОТА И ПОНЯТНОСТЬ СИСТЕМЫОПЛАТЫТРУДА
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Принцип 6. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ СИСТЕМЫОПЛАТЫ
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Принцип 7. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ СИСТЕМЫОПЛАТЫ
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
![]() |
Принцип 8. АДЕКВАТНОСТЬ СООТНОШЕНИЯ БАЗОВОЙ И ПЕРЕМННОЙ ЧАСТИ
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Принцип 9. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Принцип 10. КОНТРОЛЬ ЗА ИЗДЕРЖКАМИ НА РАБОЧУЮ СИЛУ
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Принцип 11. ПОСТЕПЕННОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫОПЛАТЫТРУДА
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
![]() |
3. ГРЕЙДИРОВАНИЕ
Грейдирование - факторное описание должностей и факторный анализ значимости должностей для достижения целей компании.
Грейды - работы равной ценности или аналогичного содержания, сгруппированные с целью администрирования зарплат.
Грейдинг –
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
ЭТАПЫРАЗРАБОТКИ ГРЕЙДОВ:
1 этап____________________________________________________________
| КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОЛЖНОСТЕЙ | |
| Образование, необходимое для должности | Инициативность, характерная для должности |
| Опыт работы, необходимый для должности | Уровень управления людьми, необходимый для должности |
| Сложность работы, характерная для должности | Последствия ошибок от решений/действий |
| Уровень самостоятельности, характерный для должности | Степень результативности должности |
| Деловые коммуникации, необходимые для должности | Уровень финансовой ответственности |
2 этап__________________________________________________________
| ФАКТОР | УДЕЛЬНЫЙ ВЕС |
| А | |
| В | |
| С | |
| D | |
| Е | |
| Итого |
3 этап__________________________________________________________________________
Пример:
«ТИП ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ»
| уровень | описание |
| Не принимает решений | |
| Принятие стандартных решений при контроле руководителя | |
| Принятие оптимальных решений с учетом ситуации | |
| Принятие решений в рамках бизнес-задач подразделения | |
| Разработка политик для принятия решений | |
| Принятие стратегических решений |
Пример оценки должности
| фактор | уровень | Удельный вес | баллы | |||||
| А | ||||||||
| В | ||||||||
| С | ||||||||
| D | ||||||||
| Е | ||||||||
| F | ||||||||
| итого |
4 этап _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 этап _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Преимущества грейдинговой системы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостатки грейдинговой системы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Для заметок
![]() |
4. ТИПЫТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ (по В. Герчикову)
Типологическая модель связывает трудовое поведение работника (активное, конструктивное, пассивное, деструктивное) и тип его мотивации (на достижение или на избегание).

Инструментальный ТИП (ИН). Сама работа не является для такого работника сколько-нибудь значимой ценностью и рассматривается только как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Но его интересуют не любые деньги, а именно заработок; поэтому он будет работать с максимальной отдачей на любой работе, если его труд будет справедливо и высоко (в его понимании) оплачиваться. Поэтому работник с инструментальным типом мотивации скорее позитивно отнесется, например, к предложению поработать в худших условиях: для него это послужит основанием потребовать увеличения заработка как доплаты за неблагоприятные условия труда.
Профессиональный ТИП (ПР). Работник этого типа ценит в работе ее содержание, возможность проявить себя и доказать (не только окружающим, но и себе), что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно. Эти работники предпочитают самостоятельность в работе и отличаются развитым профессиональным достоинством. К руководителю чаще всего относится с известной долей иронии. Как правило, работник с профессиональным типом мотивации достаточно быстро становится лучшим специалистом в компании на данном типе рабочих мест.
![]() |
Патриотический ТИП (ПА). Работников этого типа интересует участие в реализации общего, очень важного для организации дела. Им свойственна убежденность в своей нужности для организации, отличаются готовностью взвалить на себя дополнительную ответственность ради достижения результатов общего дела. Для них важно общественное признание участия в общих достижениях.
Хозяйский ТИП (ХО). Выражается в добровольном принятии работником на себя полной ответственности за выполняемую работу. Работник с таким типом мотивации будет выполнять свою работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или высокой оплате, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля. Работник с преобладанием хозяйской мотивации — вероятно, самый эффективный в смысле соотношения затрат и результатов. Но хозяином очень трудно управлять - он суверенен и не только не нуждается в приказаниях или наказаниях (свойственных распространенному у нас административному стилю управления), но и не терпит их. Этот тип мотивации характерен прежде всего для людей, занятых предпринимательской деятельностью.
Избегательная (ЛЮ). Работник этого типа обладает очень слабой мотивацией к эффективной работе. У него низкая квалификация и он не стремится ее повышать; он безответственен и старается избежать любой работы, связанной с личной ответственностью; он сам не проявляет никакой активности и негативно относится к активности других. Его основное стремление - минимизировать свои трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного руководителя. В силу этих качеств он как работник ценится невысоко, не может обеспечить себя своим трудом и смирился с этим! Соответственно, для улучшения своего положения и благосостояния ему остается надеяться только на благоприятное стечение обстоятельств и благосклонность руководителя и «халяву». Зато он удобен: ему можно поручить работу, на которую не согласятся работники других типов мотивации; он выступает за уравнительность и согласен на достаточно низкий заработок, лишь бы никто другой не получал существенно больше; он чрезвычайно зависим от руководителя и принимает эту зависимость как должное. Кроме того, работник с избегательной мотивацией - единственный, по отношению к которому административный стиль управления может быть эффективным, а потому оправданным.
Стимулирование работников с разными типами мотивации
| Виды стимулирования | Типы мотивации | ||||
| Инструментальная | Профессиональная | Патриотическая | Хозяйская | Избегательная | |
| Негативные (наказания, угроза потери работы и т.п.) | Применимы в денежной форме | ЗАПРЕЩЕНЫ | Применимы в знаковой форме | ЗАПРЕЩЕНЫ | БАЗОВЫЕ |
| Денежные | БАЗОВЫЕ | Применимы | Нейтральные | Применимы | Нейтральные |
| Натуральные (покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.) | Применимы в денежной форме | Применимы при целевой договоренности | Применимы в знаковой форме | Применимы при целевой договоренности | БАЗОВЫЕ |
| Моральные | ЗАПРЕЩЕНЫ | Применимы | БАЗОВЫЕ | Нейтральные | Нейтральные |
| Патернализм (забота о работнике) | ЗАПРЕЩЕН | ЗАПРЕЩЕН | Применим | ЗАПРЕЩЕН | БАЗОВЫЙ |
| Организационные (содержание, условия и организация работы) | Нейтральные | БАЗОВЫЕ | Нейтральные | Применимы | ЗАПРЕЩЕНЫ |
| Карьера, развитие | Применимы | БАЗОВЫЕ | Нейтральные | Применимы | I ЗАПРЕЩЕНЫ |
| Участие в совладении и управлении | Нейтральные | Применимы | Применимы | БАЗОВЫЕ | ЗАПРЕЩЕНЫ |
![]() |
Оплата труда работников с различными типами мотивации
| Тип мотивации | Предпочтительная форма и особенности оплаты | |
| Инструментальная | ||
| Профессиональная | ||
| Патриотическая | ||
| Хозяйская | ||
| Избегательная | ||
Предпочтительные типы мотивации при наборе и расстановке персонала
| Характеристики рабочего места (условия труда) | Тип мотивации, определяющий результативность труда | Влияние на результативность | ||
| Руководители и специалисты, осуществляющие функциональное руководство | ||||
| Работа в команде, все решения согласуются с руководством | Патриотический | |||
| Автономная организация труда, полагаться можно только на себя | ||||
| Наличие бюджета на функцию или подразделение, | Хозяйский | |||
![]() |
| самостоятельное распоряжение средствами в рамках бюджета | ||
| Отсутствие бюджета, использование ресурсов всегда согласовывается с вышестоящим руководителем | ||
| Необходимость совершать активные действия, самостоятельно принимать решения | Избегательный | |
| Решения диктует внешняя среда, компонент активности работника минимален | ||
| Торговый персонал | ||
| Большая переменная часть заработка зависит от количественно измеримого индивидуального результата | Инструментальный | |
| Предельно автономная организация труда | Патриотический | |
| Любая работа, имеющая элемент активных продаж | Избегательный | |
| Преимущественно пассивная отработка обращений клиентов | ||
| Рабочие | ||
| Зарплата не зависит от усилий работника (например, окладная система) | Инструментальный | |
| Работа требует высокой квалификации, длительной специальной подготовки и опыта | Профессиональный | |
| Планирование работ осуществляет руководитель, большая часть работы связана с выполнением заданий от начальника | Патриотический | |
| Дефицит контроля и регулярной оценки результативности труда | Хозяйский | |
| Не монотонная работа, требующая от работника проявления активности и самостоятельности | Избегательный |
![]() |
| Высокий уровень монотонности, низкие нормы выработки, вопиющие низкая зарплата |
| Типы мотивации | Карьерные ориентации Ради дела Ради власти | Отношение к обучению | |
| Инструментальная | Средние | Средние | |
| Профессиональная | Высокие | Отсутствуют | |
| Патриотическая | Низкие | Низкие | |
| Хозяйская | Средние или высокие | Низкие | |
| Избегательная | Отсутствуют | Средние или высокие |



«БАЗИС»
Удовлетворенность трудом










