Лесопромышленный холдинг ООО «Группа компаний «УЛК» приступил к реализации нового крупного инвестпроекта по переработке тонкомерной древесины в Устьянском районе Архангельской области. Его стоимость составит около пяти миллиардов рублей. Как рассказал генеральный директор компании Владимир Буторин, собственник планирует завершить строительство нового завода в 2017 году. Проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов Минпромторга России.
«Мощности по переработке пиловочника составят 1 миллион 300 тысяч кубометров в год. Этот завод будет самым большим в России и войдет в двадцатку крупнейших лесопромышленных предприятий мира», – заявил Владимир Буторин.»
К чему приведет соперничество двух новых гигантов с уже существующими на Северо-Западе страны ЦБК, и в целом, по стране, никто, похоже, не думает.
Состояние дел в лесной отрасли Вологодской области на общем фоне можно признать весьма успешным. Приведём выдержки из доклада на инвестиционном Совете при губернаторе Вологодской области (Кувшинникове О.А.) от 17 апреля 2015 г.: https://okuvshinnikov.ru/news/
«По объему расчетной лесосеки наш регион входит в первую тройку субъектов Европейской части страны, а по уровню заготовленной древесины в прошлом году мы уступили только Иркутской области. Однако при фактических 14,5 миллионов кубометров мы имеем реальную возможность заготавливать 29 миллионов, - подчеркнул Олег Кувшинников. – Теперь наша задача – развивать кластерный подход в организации глубокой переработки древесины, в том числе с вовлечением в производственный оборот низкокачественных лиственных пород.
По итогам прошлого года Вологодской области из лесовывозящей уже удалось перейти в перечень субъектов-лидеров по производству продукции глубокой переработки древесины, до 70% которой перерабатывается на нашей территории. Поступления в бюджеты всех уровней от лесопромышленного комплекса составили более 3 миллиардов рублей. Регион занимает 2 место в стране по производству деревянных домов, 3 место по производству фанеры и ДСП, 4 место по производству пиломатериалов.
|
«Еще два года назад я поставил задачу перерабатывать сто процентов заготавливаемых лесных ресурсов на территории региона. И мы планомерно движемся к достижению этой амбициозной цели», - резюмировал Олег Кувшинников.».
Комментарий к фразе о «глубокой переработки древесины» по отношению к ЦБК: Можно ли считать производство целлюлозы глубокой переработкой древесины? Это тоже самое, что считать мясной фарш готовой котлетой. Но, как было сказано и продемонстрировано выше графиками и диаграммами, - «фарша» (т.е. производимой в нашей стране целлюлозы) у нас в России в избытке. Так давайте, ещё немного потрудимся «на кухне» (реконструируем, создадим бумажные фабрики, закупим бумагоделательные машины) и приготовим из него котлеты (конечный продукт). И не надо затрачиваться на выращивание новых животных (в нашем случае, новые целлюлозные комбинаты). Прибыль, как эффективную экономическую выгоду, мы и так получим, без шума и пыли» (производства продукции из целлюлозы экологически чисты).
По поводу, неполного использования расчётной лесосеки:
А нужно ли её полностью использовать? Так в Японии, экономически более развитой стране, леса покрывают свыше 66% страны, но японцы не испытывают дискомфорта от «неполного» использования лесосеки. И, наверно поэтому, флора Японии насчитывает более 700 видов деревьев и кустарников и около 3000 видов трав.
|
Уже сейчас, для расширения существующих деревообрабатывающих производств и новых мелких и средних инвестиционных проектов в регионе (Вологодской области) не хватает леса, т. к. лес (лесосеки) зарезервированы под новый гигант-ЦБК в Рощино.
Из этого же доклада на инвестиционном Совете при губернаторе Вологодской области (Кувшинникове О.А.) от 17 апреля 2015 г., говоря о новых проектах «освоения лесов», претендующих на признание приоритетными, и имеющих потебности в сырьевых лесосеках:«...Губернатор заметил, что список «счастливчиков» может быть расширен после уточнения параметров расчетной лесосеки компании «СВЕЗА».
Такое избирательное отношение к деревообработчикам в регионе подрывает малое и среднее предпринимательство в угоду крупному бизнесу, и противоречит антимонопольному законодательству.
Далее, прокомментируемфразу: «Вовлечение в производственный оборот низкокачественных лиственных пород». Это «вовлечение» уже успешно достигается и другими производствами деревообработки. Такими как, производство слоёной фанеры, производство OSB-плит, предприятия по производству клееного щита, пелетное производство, котельные на древесных отходах, примеров которых не мало и в Вологодской области. Древесные отходы легко утилизируются (почти 100%), и с ними не возникают проблемы характерные для ЦБК с их большими, трудно перерабатываемыми и накапливаемыми из года в год отходами: отработанными щёлоками, шламами, золоотвалами, несущими загрязнение почв, воды и воздуха.
|
В генеральном плане Судского сельского поселения кроме названного ЦБК (ЦК) на территории создаваемой особой экономической зоны (ОЭЗ) заявлены другие деревообрабатывающие и вспомогательные производства (их список открыт для дополнения), в виде:
- фанерного завода,
- завода воздухоразделения,
- пелетного производства,
- предприятия промышленного железнодорожного транспорта,
- лесопильного завода,
- домостроительного комбината,
- производство OSB-плит,
- предприятия по производству клееного щита,
- автозаправочная станция.
Все перечисленные производства имеют право на реализацию и без так называемого, «якорного проекта» - целлюлозного комбината. «Самостоятельная жизнь» проектов может быть обеспечена за счёт тех же механизмов государственно-частного партнёрства, но с обязательным учётом, с самого начала «замысла», экологических аспектов. Проекты не требуют огромных затрат, усиленной поддержки и госгарантий из федерального и регионального бюджетов, неразумных налоговых послаблений (льгот), не несут высокой антопогенной нагрузки, как проект ЦБК, обеспечивают сбалансированное развитие территории по использованию местных природных и трудовых ресурсов.
При освоении лесов и лесопользовании следует также ответить на вопрос: «Где и как наиболее эффективно тратить ограниченные средства на лесные дороги: в «освоенных» лесах - где каждый рубль будет работать на развитие и лесного и сельского хозяйств, повышение качества жизни населения? Или в неосвоенных лесах - на экстенсивную модель – «национализацию издержек» (строительство инфраструктуры за счёт госбюджета) и «приватизацию прибыли» частными компаниями от разового лесопользования?»
Отказ от строительства ЦК в Рощино надлежит рассматривать как «нулевой вариант» (т.е. отказ от намеченной деятельности), проработка которого также предусматривается процедурами проведения ОВОС проектов подобного рода.
Нулевой вариант по ЦК в Рощино позволит избежать монополизации в сфере лесопользования в агломерации «Череповец- Вологда», и в западном и Северо-западном направлениях развития «лесного кластера» Вологодской области, будет способствовать сбалансированному развитию всех видов деревообрабатывающих предприятий различных форм собственности, благоприятно скажется на социально-экономической ситуации в г. Череповце, значительно снизит риски ухудшения экологической, санитарно-эпидемиологической обстановки и благополучия жителей г. Череповца и Череповецкого района.
Для Федерального бюджета в наше напряжённое время экономических санкций отпадёт необходимость крупных затрат в инфраструктуру под проект ЦБК, а также несения бремени и весьма возможного исполнения обязательств госгарантий в случае «провала» рискованного в экономическом, экологическом и юридически-правовом аспектах проекта ЦБК в Рощино.
Об экологических аспектах строительства ЦК в Рощино уже сказано и написано не мало — не будем повторяться.
В правовом контексте проекта строительства ЦК в Рощино также сделаны соответствующие заявления (см. Заявление в Минприроды и Перечень замечаний, нарушений по ОВОС и проекту ЦК, и предложений по устанению нарушений, и заявление в региональные органы власти, с приложением).
При комплексной оценке экономического аспекта по вопросу строительства ЦБК в Рощино следует рассмотреть и следующие сопутствующие проекту потери экономическиого характера, требующие точных расчётов специалистами:
1. Расходы на лесовостановление на более чем 365 кв.км вырубок (это минимум, при условии если использовать всю древесину с площади, включая и деловую, для варки целлюлозы) ежегодно только для возобновление лесов после вырубок с целью обеспечения сырьём нового ЦБК в объёме 5 млн. куб.м древесины, в дополнение к ежегодным вырубкам леса в Вологодской области только за один 2014г. на площади свыше 1100 кв.км при заготовке 14,5 млн. куб.м древисины. Расчёт площадей выполнен исходя из средней наполняемости леса на Северо- Западе в 130-140 куб.м древесины на га площади.
Программа лесовостановления для общественного обсуждения не представлялась.По информации от заказчика ООО «Свеза-Лес» известно лишь о сырьевой базе в радиусе 250-300 км от проектируемого ЦБК в Рощино. Жителям региона ничего не известно о будущих местам лесозаготовок, сроках, программах и планах по лесовостановлению, по источникам финансирования работ, и их обеспечению ресурсами.
2. Расходы на создание, содержание и ремонт дорог различного назначения для обеспечения вывоза древесины с мест лесозаготовок, подвоза материалов и хим.веществ, вывоза произведённой целлюлозы, и образовавшихся отходов к местам захоронений.
3. Рыбные ресурсы Рыбинского водохранилища в количественном и качественном отношении будут подорваны ухудшением качества среды обитания рыб, заморами рыбы из-за снижения содержания кислорода в воде, процессами гниения органических веществ, развитием водорослей и паразитов, отравлением и накоплением в рыбе токсинов от сточных вод ЦК. Отказ жителей от потребления «грязной» рыбы, выловленной в Рыбинском водохранилище, приведёт к закрытию местных рыболовецких артелей, их сбытовой и перерабатывающей сетей, безработице среди местных жителей, тесно связанных с рыбным промыслом, «ударит по карману» потребителей.
4. Ущерб жителям, малому и среднему бизнесу, т.к. исчезнут полноценные релаксационные зоны и перестанут быть посещаемыми традиционные места отдыха гостей и жителей региона по всему побережью и акватории Рыбинского водохранилища: пляжи, места рыбной ловли, сбора ягод и грибов, охоты и рыбалки, базы отдыха, «приюты» охотников и рыболовов, детские оздоровительные лагеря. Так, уже второй год закрыта база отдыха и летний детский оздоровительный лагерь «Орлёнок», востребованный жителями г. Череповца и района для ближнего бюджетного отдыха несколько тысяч своих детей за сезон), на так лукаво называемом заказчиком ЦБК «хуторе Рощино» (на том же самом месте, где сейчас планируется строительство этого гиганта) с отдыхом. Ещё до реализации проекта ЦК зачахнет местный бизнес, связанный с обеспечением и обслуживанием сферы отдыха и туризма. Вздорожают и станут недоступны по цене и времени большей части населения аналогичные услуги в соседних, менее «экономически развитых» районах. Вложенные в сферу развития отдыха и туризма на «Рыбинке» бюджетные расходы и средства инвесторов пойдут «прахом».
5. Потери от загрязнения почв, грунтовых и поверхностных вод (это тоже поддаётся расчётам по имеющимся методикам) и в части загрязнения территории в местах расположения целлюлозного комбината, его шламонакопителей, золоотвалов, хранилищ отходов в объёме почти 800 тыс. тонн в год, и от рассеянных по большой площади территории района продуктов сгорания отходов ЦБК в немалом количестве — более 7 тыс. тонн вредных веществ в год, реагирующих с вредными веществами выбросов ПАО «Северсталь» и «ФосАгро- Череповец» и атмосферной влагой. Загрязнение почв, грунтовых и поверхностных вод отразится как на местных садоводах-огородниках, так и на крупных производителях сельхозпродукции Череповецкого района: снижение урожаев из-за повышения кислотности почв по причине кислотных дождей от выбросов окислов серы и азота в атмосферный воздух и ухудшения качества почвы по хим.составу, уменьшения кормовой базы для животноводства из-за снижения урожайности трав и посевов по причине понижения уровней поверхностных и грунтовых вод вследствии массовой вырубки лесов и потери водосборными территориями аккумулирующей способности сохранения атмосферных осадков. Загрязнение грунтовых вод ухудшат качество воды, и в деревнях, ближайших к ЦБК и свалкам отходов, вовсе сделают непригодной для использования. Продукция, произведённая на территориях с большими фоновыми загрязнениями, перестанет пользоваться спросом у просвещённого потребителя, и местные сельхозпроизводители и «дачники» Череповецкого района понесут ощутимые материальные убытки.
6. Значительно возрастут расходы на дополнительную очистку воды от загрязнений, вносимых деятельностью гиганта — ЦБК в Рощино, на водозаборах населённых пунктов, расположенных на Рыбинском водохранилище ниже по течению от ЦБК. Почти 20 тысяч тонн отходов в сбросах от ЦБК в год добавят ещё 60% к загрязнениям и без того загрязнённого Рыбинского водохранилища (концентрации вредных веществ по многим показателям превышают ПДК).
7. Потери, нанесённые здоровью и наследственности жителей, подвергающимся ежедневно воздействию выбросов загрязняющих веществ от ЦБК, и в результате опосредованного воздействия от его деятельности через загрязнение воды, воздуха и почвы на продукты питания, выращенных на загрязнённых почвах, и при использовании отравленной отходами воды. Риск онкологических заболеваний, осложнений и прерывания беременности, врожддённых паталогий и приобретённых хронических и обычных заболеваний ввиду снижения иммунитета значительно выше на территориях, расположенных вблизи ЦБК, а у нас здесь уже есть весьма грязные и вредные для здоровья крупные предприятия чёрной металлургии и «большой» химии минеральных удобрений. Риск здоровью и наследственности жителей также расчитывается по определённым методикам с учётом уже существующих на данной территории факторов.
8. Дополнительные расходы на здравоохранение: медицинское обслуживание и лечение проф.заболеваний самих работников ЦБК, работающих во вредных, и возможно, в особо вредных условиях, постоянных и сезонных жителей деревень Малая и Большая Дора, расположеных всего в нескольких км от ЦБК и совсем рядом с образуемой ОЭЗ, и возросшего числа заболеваний (органов дыхания, кроветворной системы, онкологии) и осложнений при беремености и родах среди жителей населённых пунктов в 20 км зоне вокруг ЦБК.
9. Снижение доступности лесов и ухудшение в количественном и качественном отношении сборов «даров леса» для жителей г. Череповца, Череповецкого и других районов области, находящихся вблизи и под влиянием сбросов и выбросов ЦБК, а также в территориальных зонах, подвергшихся сплошной вырубке лесов на больших площадях зтих районов.
10. Снижение численности животных и птиц, лишённых привычной среды обитания, на загрязнённых выбросами и сбросами ЦБК территориях и водных акваториях, и в местах массовых рубок леса.
11. Ущерб, нанесённый растительному миру и биосистемам названных территорий. Особое значение имеет расчёт затрат на восстановление (возмещение вреда) флоре и фауне Дарвинского заповедника (на примере Байкальсккого ЦБК и озера Байкал, аналогия уместна, т.к. Рыбинское водохранилище — самое крупное на Северо-Западе, и имеет в Регионе не меньшее природное значение), расположенного ниже местечка «Рощино» всего на 24 км, и достижимого сбросами с проектируемого ЦБК всего за 1 сутки.
12. Потери от изменения гидрологического характера водосборных бассейнов Верхне-Волжского и Двинско-Печёрского водных бассейнов (быстрый сход талых вод и большой паводок весной, интенсивный «слив» воды в периоды атмосферных осадков, и обмеление рек, водоёмов и водохранилища в летнюю и зимние межени) на территориях, подвергшихся вырубке лесов при интенсивном лесопользовании:
- для генерирующих электростанций гидроузлов,
- для водопользователей, т.к. снижение уровней поверхностных вод рек и водоёмов вызывет понижение уровней грунтовых вод, что приведёт к осушению колодцев и неглубоких водозаборных скважин в населённых пунктах и на фермах, к дефициту воды для питьевого, хозяйственно-бытового, противопожарного и сельскохозяйственного применения. И тогда для обеспечения водоснабжения потребуются весьма затратные мероприятия по углублению колодцев и бурению глубоких скважин, подвозу воды для обеспечения жителей и скота.
13. Возможные штрафы и санкции со стороны международного сообщества — ООН за нарушения международного природоохранного права и взятых РФ обязательств (в частности, Конвенции Эспо), а также и в случае приченения деятельностью ЦБК вреда в отношении Дарвинского заповедника, резервата ЮНЕСКО при ООН.
14. Расходы судебной и надзорной правоохранительной систем на реализацию Конституционных прав и свобод граждан на здоровую и безопасную окружающую среду, охрану здоровья, открытость и доступность информации, на собрания и митинги, и пресечения противоправных действий и последующие расходы службы исполнения наказаний.
15. Возмещение материального и морального вреда виновными юридическими, физическими, должностными лицами органов различных ветвей власти и управления, надзорных и контрольных органов власти и управления, различных предприятий и организаций, и их должностных лиц по решениям судов, рассмотревших административные, гражданские, уголовные дела по искам граждан, экологических и правозащитных организаций в части соответствия действий и принятых решений требованиям законодательства РФ, положениям международного природооханного права, на предмет их строгого соблюдения, выполнения предписанных функций и использования полномочий при решении выше поставленных вопросов.
Доводы губернской власти, г-на Мордашова А.А., и представителей заказчика ООО «Свеза-Лес» о налоговых отчислениях в федеральный и региональный бюджеты в размере 2 и 1 млрд. руб соответственно, не подтверждены расчётами, доступными для проверки общественностью. Заключенное в октябре 2013г. от имени Правительства Вологодской области Соглашение с компанией-инвестором «Свеза» даёт налоговые льготы за счёт регионального и местного бюджетов. Поданная повторно заявка от компании «Свеза» на создание в Рощино особой экономической зоны (ОЭЗ) направлена на получение федеральных налоговых льгот на длительный период достижения окупаемости (8-10 лет, и нереальной окупаемости проекта ЦБК при существующей конъюктуре и тенденциям на рынке) и обеспечения финансирования и гос.гарантий за счёт Федерального бюджета и залоговых обязательств по банковским кредитам заказчика. В случае положительного решения по созданию ОЭЗ под проект ЦБК в Рощино в бюджеты всех уровней в течении длительного периода не будет никаких выше названных налоговых поступлений от деятельности ЦБК. А бюджеты всех уровней, жители и стороны, перечисленные выше в списке пострадавших от проекта ЦБК, понесут одни убытки, с лихвой перекрывающие мифическую сумму в 3 млрд. бюджетных налоговых поступлений. Партнёрство, соблюдающее интересы только частного бизнеса — олигарха, тогда следует называть частно-государственным, расставив приоритеты на свои реальные места, и «не морочить» гражданам головы социальной напрвленностью нашего государства.
Гигант ЦБК вместо решения социально -экономических проблем, наоборот, породит «гордиев узел» нерешённых и трудно решаемых проблем региона, втягивая в финансовый «омут» региональную и Федеральную власти, усугубляя долговые обязательства региона и Федерации.
Удовлетворение заявочных желаний заказчика о налоговых льготах и государственнных вложениях и преференциях, неадекватных текущей экономической ситуации и интересам народа, и отвечающих только интересам частного бизнеса, конкретно г-на Мордашёва и его команды, в ущерб интересам государства, получая противозаконные и аморальные конкурентные преимущества в предпринимательской среде крупного бизнеса, и перед малым и средним бизнесом, и при этом «жируя» за счёт тех же самых граждан, предприятий и организаций - добросовестных налогоплатильщиков, в период финансового кризиса явится верхом несостоятельности и неспособности Федеральной власти твёрдо и последовательно отстаивать интересы граждан-жителей конкретного региона и стратегические интересы государства, созданного и поддерживаемого нами, гражданами России.
При решении вопроса с ЦБК и созданием ОЭЗ в Рощино следует тщательно обдумать, рассчитать государственную выгоду, взвесить все существенные для принятия верного решения условия, проработать альтернативные варианты социально-экономического развития территории, ставя «во главу угла» интересы граждан — жителей Вологодской области, а конкретнее, — жителей Судского сельского поселения, г. Череповца и Череповецкого района Вологодской области, уже уставших от чрезмерной индустриализации своей «малой Родины». И принять ответственное решение во благо настоящих и будущих жителей - граждан России.
27.04.2015 г.
Приложения:
1. Презентация WWF к Круглому столу в ГосДуме 02.04.2015 г.