Е. Муллагалеева «20 тысяч лье под водой»




Он – покоривший воду –
в злую страсть с головой окунулся.
Человек победил природу,
а человека – чувства.
(Е. Муллагалеева)

 

Меня, страстную любительницу произведений о морских приключениях, книга привела в полнейший восторг. Без всяких преувеличений.


Сразу хочу оговориться, что из книги мне не удалось почерпнуть много этических и моральных наставлений. Были ли они там, кроме душевных терзаний Немо и его размышлений об «угнетённом народе»? Может быть, ещё преданность и сила воли Конселя, свободолюбие НедаЛенда. А также некоторые сцены, в которых поднимались проблемы дружбы, выбора, цены человеческой жизни… [У кого есть что сказать и подсказать по этому поводу, пусть напишет мне на электронную почту –mullagaleyeva01@gmail.com или в комментариях. Буду очень признательна.]


В общем и целом, произведение оставило в моей памяти впечатление эстетически приятной картины, достаточно подробного, красочного атласа или энциклопедии «Всё обо всём», которую я в детстве не выпускала из рук.


Признаюсь, кульминация заставила меня изрядно понервничать - подобного поворота событий я никак не ожидала. Честно говоря, я не совсем поняла – оправдывал ли автор поступок Немо, или же осуждал – но я к этому ещё обязательно вернусь. Лично для меня, попытка уничтожить столь прекрасное в эстетическом, функциональном и многих других смыслах творение – показалось абсолютным варварством и вандализмом.
Ну, это я так, ворчу. На самом деле, я [относительно] довольна абсолютно всем, просто развязка случилась так резко и таким печальным образом...


Может быть, я сама была морально не готова к данным событиям - мне лишь хотелось продлить удовольствие от подводного путешествия и восхищения натуралистическими теориями.


Что меня больше всего удивило и порадовало, так это обширный кругозор и глубокие познания Верна в столь отличных друг от друга дисциплинах науки и искусства. Это говорит в пользу писателя о его огромном жизненном опыте и непреодолимой тяге к знаниям. Позже мне открылся ещё один из интересных фактов его биографии. Оказывается, изначально он писал научную публицистику. Но, так как подобные вещи малодоступны умам неискушённых масс, творения его в большинстве случаев оставались без внимания, тогда как художественные произведения любой тематики, те же пьесы, расходились на ура. Однако Ж. Верн страстно желал поделиться своими открытиями, что и подтолкнуло его к написанию научной фантастики, в которой нотки романтики искусно переплетаются с основанными на научных принципах чудесами бытия.


***

Герой-рассказчик, профессор Пьер Аронакс, несмотря на свою второстепенную, теневую роль повествователя о личности капитана Немо и граничащих с ним фактах, показался мне совершенно живым и настоящим, в отличие от многих книг, в которых первое лицо, рассказывая о грандиозных событиях и людях, остаётся неким фантомом. Также автор неспроста наделил Аронакса званием "профессора Парижского музея", а не профессора, например, исторических наук, химии или физики - это противоречило бы жизненной правде. Будь он узконаправленным специалистом, он не имел бы достаточно компетенций для описания всего, что видел, а смог бы рассказать лишь о чём-то одном.


С именем Аронакса (а точнее - с фамилией) я познакомилась задолго до знакомства с книгой. К моему стыду, о существовании книг про капитана Немо я узнала совсем недавно. Даже взяться за «Двадцать тысяч лье…» решила исключительно из-за названия - ведь я, повторюсь, страстная любительница морских приключений! Читая первые главы, я наравне с героями была искренне уверена в том, что мы погонимся за морским чудовищем, вроде второго Моби Дика. Для меня стало огромным изумлением, что это именно Наутилус - тот самый, что с детства таился на краешке слуха и памяти, но никак не смел показаться.

Аронакс встретился мне пару-тройку лет назад, в культовой RPG 2000-х годов [правда, не совсем типичной] под названием «Arcanum», вместившей в себе антураж 19 века, классическое фэнтези, стимпанк и многое другое - совместимое и не очень.


По мнению представителя новостного портала DailyRadar: «Arcanum является своего рода противостоянием между Жюлем Верном и Джоном Рональдом Руэлом Толкином (вторым из моих любимых писателей в принципе, после Германа Мелвилла, и первым – из фэнтезистов)».


В ARCANUM’е Аронакс – злой и могущественный эльф, уничтоживший целый город технологов и изгнанный за это в Пустоту его вечным оппонентом и собственным отцом в одном лице. К слову, атмосфера игры, как мне теперь помнится, невольно отсылает к творчеству Жюля Верна, из которого я успела познакомиться пока что только с двумя книгами. На одной из локаций – на острове Отчаяния – есть возможность увидеть выброшенную на берег и изрядно потрёпанную временем субмарину (изображение прилагается). А в прессе Вендигрота, большого промышленного города, можно ознакомиться со статьями, обсуждающими действия одного вендигротского учёного, пытавшегося воплотить в жизнь идеи, сходные с идеями капитана Немо. Я желаю их привести здесь:

«1. Профессор Ханли проверяет.Лига Ученых обсуждает его теории.
Профессор АльдусХанли намерен запустить свое подводное судно завтра в полдень, но его коллеги из Лиги Ученых утверждают, сто его теория ошибочна и что он подвергнет себя смертельной опасности. «Его теория о плавучести и повторном использовании воздуха основывается на разумных принципах, но он пришел к по крайней мере спорному заключению о своей способности управлять этими факторами», — заявил его коллега, профессор Джонатан Фринк. Он продолжил: «Боюсь, что его план достигнуть плавучести посредством сжатого воздуха обречен. Когда судно затонет, боюсь, оно не всплывет. Я умолял его провести еще тесты перед полевыми исследованиями, но он хочет доказать правоту своих теорий любой ценой». Судно профессора Ханли, напоминающее большое морское животное, можно увидеть на пристани Дикона в Южном Порту.

2. Профессор Ханли пропал! Экспериментальная субмарина не вернулась.
Профессор АльдусХанли из Лиги Ученых пропал и предположительно погиб, когда его экспериментальное судно не вернулось в порт в предварительно назначенное время. «Это грустный день для всей науки», — сказал его противник Джонатан Фринк, «Мы могли не соглашаться по многим вопросам, но мы уважали мнения друг друга. По нему будут скучать». Профессор Ханли запустил свою субмарину семь дней назад и должен был вернуться два дня назад. Профессор Фринк предсказал это возможный исход и безуспешно разубедить Ханли проводить тест. «Я представляю, как мой коллега отдыхает где-нибудь на дне океана», — сказал он, уходя с пресс-конференции, на которой было объявлено об исчезновении Ханли.


Университет ищет замену.


Инженерная школа Университета Вендигрота ищет замену Профессору Ханли, предположительно погибшему. Всем кандидатам предлагается обратиться лично. »

Вот так вот.


Кстати, во многих интернет-описаниях игры мелькает имя Жюля Верна. Более всего мне запомнилось одно, в котором рассказывалось, будто создатели, ярые поклонники его творчества, пытались угодить ему самому в стиле и старались оформить так, словно он имеет возможность это оценить. А в статье «Мира фантастики», посвящённой Arcanum’у, авторы назвали Верна «предтечей стимпанка».

Я непроизвольно задумалась о том: не могли ли произведения Верна, хотя бы косвенно и неосознанно, повлиять на создание и результат создания Arcanum’а?
Я верю, что совпадения иногда случаются, но, как оказалось, не в этот раз. Создатели Arcanum’а в одном из интервью (которое я, с большому сожалению, сейчас не могу найти и привести) поделились тем, что в большинстве именно Ж.Верн и его творения вдохновляли их на всём протяжении работы над игрой.

Да, кажется, я слишком отвлеклась от темы, но чтение «20 тысяч лье…» обратило мои мысли именно к Arcanum’у и подтолкнуло на намерения в очередной раз (по-моему, четвёртый…) пройти эту игру.


***

Итак, вернусь к книге. Хотя, я никуда от неё и не уходила – а моя вставка об игре просто ещё раз доказывает, что и по сей день автор находит отголоски в сердцах молодёжи. Как по мне, современному писателю лестно дождаться даже задрипаногофанфика от тринадцатилетней девочки по своим произведениям, а книги Верна – заслужили множества экранизаций, игр и зарождения нового жанра (к мнению о «предтече стимпанка»).


Консель.

Ему, по всей видимости, в произведении была отведена роль некоего ангела-хранителя. Очень грамотный авторский ход. В самом деле, столько раз повествователь оказывался на волоске от смерти, но самовызволение и спасение из подобных ситуаций во многом противоречили бы правде жизни. Ну, куда профессору Парижского музея бороться со стихиями? Но всякий раз самоотверженный слуга подставлял ему своё крепкое плечо, и мы продолжали упиваться дневниками Аронакса. В самом же деле, Консель показался мне сверхчеловеческой сущностью: несмотря на почти что собачью преданность хозяину, он имел недюжинную силу воли и просто силу, а так же абсолютную мудрость, которую со всем уважением противопоставлял решениям хозяина, если они хотя бы частично были лишены здравого смысла.
В связи с его манерой почтенно и галантно изъясняться, он, один из всех, представлялся мне истинным джентльменом – во фраке с длинными узкими фалдами и бабочкой. Этаким дворецким на службе у знатной семьи.


А его страсть к классифицированию! Просто уму непостижимо… нужно иметь феноменальную память и фантазию, чтобы запомнить каждое название и место в огромной иерархии стольких представителей живого мира, которых за всю жизнь не представлялось возможности увидеть воочию. Меня умиляло его искреннее удивление и радость, когда под недрами океана ему встречались эти самые представители.
Во всех отношениях приятная личность. Наверное, самая приятная, для меня, среди всех героев.


НедЛенд.


Безусловный противовес Конселю, Аронаксу, Немо и всему экипажу Наутилуса вместе взятым. Кто бы мог подумать, что в итоге он окажется прав в своих изначальных подозрениях и своём недоверии к капитану на протяжении всего плавания?

Самый живой и самый привычный человек во всём произведении. В потребностях простоват, типичный представитель рода человеческого, самец. Что поделать, профессия и род деятельности обязывают… Незаменимый гарпунщик, король китобоев! При всём этом его ни в коем случае нельзя назвать быдлом – что касается его интересов, в них он досконально подкреплён. Хотя, наверно, я погорячилась назвать его типичным представителем рода человеческого. Ведь человек труслив, а у Неда благородства хоть отбавляй.


Конечно, многие его действия и рвения можно без оглядки назвать неблагоразумными, например, стремление сразиться с тварями, которые во всех отношениях сильнее и опаснее его, а также попытки побега с Наутилуса, которые могли закончиться весьма плачевно. Эти факты, особенно что касается побега, могут навести на мысль, что он был совершенным эгоистом.


Но в то же время он однажды, в схватке с акулой, спас жизнь капитану Немо, своему угнетателю, обрёкшему его на пожизненный срок. А эпизод, где в ледовой западне у них закончился кислород и остался буквально последний глоток свежего воздуха? Я понимаю, что у Конселя, в связи с его жертвенной самоотрешённой сущностью не было выбора… но НедЛенд сам, своими собственными словами признал, что жизнь профессора Аронакса дороже, чем его, потому что тот профессор, а он – всего лишь гарпунщик. Не удивительно, что этот поступок так тесно связал их, и после этого Пьер Аронакс полностью доверился Неду и склонился к его мнению в отношение побега.


Про лица, задействованные в первых главах – капитана Фарагута и в принципе экипаж «Авраама Линкольна» - не могу сказать ничего определённого. Так что, похоже, настало время капитана Немо.


Капитан Немо.


Так получилось, что во время чтения этот персонаж вызывал у меня бурю эмоций и мыслей, но когда я писала и делилась впечатлениями о других персонажах, я поняла, что Немо ещё более призрачный, чем повествователь. Кто он? Что он? В книге не говорится откровенно ни о его национальности, вероисповедании, профессии… И вообще многие его действия остаются для меня загадкой даже по окончании книги. Чтобы не показаться глупой или невнимательной, я сейчас не буду перечислять здесь эти загадки, а лучше ещё раз углублюсь в эти моменты, поищу дополнительную информацию о произведении. Хорошо бы найти личные комментарии автора. [У кого есть интересные материалы на эту тему, жду ваших писем!].

Теперь только я поняла, что в произведении капитан играл роль не сколько драматичной личности, сколько гида по водным просторам и репетитора по географии, физике, химии и биологии.


Для меня «Двадцать тысяч лье…» целиком сравнимо с мелвилловским «Моби Диком…». Тот же сумасшедший капитан, жаждущий мести, тот же гарпунщик – гроза китов и кашалотов. Та же структура произведения, в виде приключенческой энциклопедии (если можно так сказать). Тот же конец… Только у Мелвилла герой-повествователь, Измаил – более романтическая натура – за что «Моби Дик…» так ценен мною и зачитан до дыр. Кстати, конец в нём тоже более символичный и философский.


Настроение последних глав и видение капитана автор сам, рукой Аронакса, описал в главе «Последние слова капитана Немо», и лучше, чем он, описать, наверно, невозможно. Так что я приведу цитату:


«Я [П.Аронакс] чувствовал себя во власти фантастического мира, где так свободно вращалось больное воображение Эдгара По. Каждую минуту я был готов увидеть мифического Гордона Пима, "эту туманную человеческую фигуру, гораздо большего объема, чем у любого обитателя земли, распростертого поперек водопада, который преграждает доступ к полюсу! "»


Именно такие же эмоции испытывала и я, и на протяжении двух последних глав у меня в прямом смысле волосы стояли дыбом от происходящего.


***

Немного обидно получилось, что я прочитала «20 тысяч лье под водой» гораздо позже того, как начала свой цикл про капитана Ормвальдера. Слишком уж похожие типы личности, а ещё эта история с угнетённым народом и гибелью семьи…

Я и сама, когда за ужином делилась с мужем впечатлениями от чтения «20 тысяч лье…», нередко оговаривалась и случайно называла капитана Немо – Ормвальдером.
Очень неприятно теперь от того, что герой как будто бы «слизан», хотя это далеко не так. К тому же мой капитан – капитан межпространственных, а не морских, экспедиций, и он всё-таки гораздо адекватнее и снисходительнее к судьбе, чем капитан Немо, и драма жизни никоим образом не отражается на его деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: