Какого цвета ваша дверь?




Партизанский маркетинг

Дж. Левинсон, П. Хенли

 

Глава 2
Введение в сенсорное восприятие

 

Прежде чем приступить к рассмотрению новых методов и стратегий партизанского маркетинга, необходимо очень четко представлять себе работу мозга, в частности — как он управляет образами и сообщениями, получаемыми в результате воздействия маркетинга. Эта тема обросла многочисленными мифами, поэтому здесь излагаются только факты и показывается, как лучше всего пользоваться ими себе во благо.

Уверен, вам встречалось много книг и статей, авторы которых уверяют, будто нашли те самые слова или фразы, которые «гарантируют продажу». Будем смотреть правде в глаза: слова — это всего лишь слова. И ничего кроме. У них нет тайной власти. Слова — это лишь набор каракулей или звуков, при помощи которых мы сообщаем, что имеем в виду. Слова ничего не продают. Однако то, как мы ими пользуемся, может сыграть огромную роль в эффективности любого маркетингового сообщения или кампании.

Из этой главы мы узнаем, что слова — это катализатор. Это средство, с помощью которого мы постигаем или создаем ассоциации. Ассоциации обычно уже существуют в сознаниях потенциальных покупателей, и при умелом использовании слов их можно активировать, тем самым открыв возможность для принятия решения о покупке.

Сделайте паузу и вдумайтесь. Для примера возьмем слово «стул». С этим словом у нас ассоциируется предмет с четырьмя ножками, предназначенный для сидения. Стоило вам прочитать слово «стул», как ваш мозг нарисовал вам образ стула, не так ли? Это и есть ваш стул. Помните розового слона? Так вот, это происходит со всеми словами из вашего словарного запаса. С каждым из них у вас связаны свои, не совпадающие ни с чьими другими ассоциации и образы.

Продолжим. Думайте о стуле. Теперь у вас перед глазами стоит образ этого предмета — вашего стула. Согласитесь, это было нетрудно. Теперь подумайте о стуле в голубую полоску. Вы отметите две вещи: во-первых, стало труднее, нет правда ли? Когда я попросил вас представить любой стул по своему усмотрению, ваш мозг справился с задачей за ничтожную долю секунды. Однако когда я вмешался в ваш образ, потребовав, чтобы стул был определенной расцветки, на составление картинки мозгу потребовалось больше времени. Внезапно ваш стул перестал быть вашим. Он стал стулом в голубую полоску.

К тому же образ стула в голубую полоску создается иначе. Кто-то мысленно раскрашивает свой первый стул, а кто-то представляет себе совершенно новый. Как поступили вы? Это не важно, но заслуживает внимания. Важно то, что когда в ваши образы вмешиваются или их как-либо ограничивают, вы физически чувствуете себя по-другому. Слово «стул» неожиданно начинает восприниматься иначе.

Существование эффективного маркетинга требует признания того, что людей можно заставить чувствовать себя иначе при помощи надлежащего (или ненадлежащего) использования вербальных схем. В партизанском маркетинге отношение к ним особое, так как мы знаем, что успех маркетингового сообщения определяют не слова, а ассоциации. Ни одно слово не должно быть случайным.

Раз уж речь пошла о вербальных конструкциях, рассмотрим две ипостаси предложения:

1. Поверхностная структура.

2. Глубинная структура.

Поверхностная структура — это просто слова. Те символы, что мы читаем, и есть поверхностная структура предложения.

Глубинная структура — это смысл, который мы извлекаем из поверхностной структуры исходя из своих знаний и опыта. Приведу пример.

«Джон бежит» — это поверхностная структура. Для определения глубиной структуры необходимо воспользоваться своим личным опытом и сделать вывод. В нашем примере типичная глубинная структура может заключаться в том, что имя существительное, обозначенное как «Джон», в настоящее время осуществляет такое глагольное действие, как «бежит». Также вполне можно предположить, что Джон — лицо мужского пола, живое и способное бежать. Хотя это может быть и не так, потому что Джон может быть женщиной, однако, если судить по личным выводам людей, мало кто воспринимает имя Джон как женское.

Вероятно также, что процесс умозаключений продолжится в направлении поиска ответов на вопросы: «Почему и от кого бежит Джон?» и «Куда и откуда бежит Джон?» Кто бы мог подумать, что всего два слова вызовут так много вопросов?

Дабы максимально расширить наши способности к внушению применительно к партизанскому маркетингу, мы воспользовались моделью Р. Бэндлера и сосредоточились на трех основных репрезентативных системах (системах представлений): визуальной, аудиальной и кинестетической.

Нейролингвистическое программирование существует уже около 30 лет. В сущности, оно представляет собой один из вариантов описания того, что происходит в сознаниях людей. В двух словах, это сложная наука, построенная на простых наблюдениях; здесь мы не будем вдаваться в подробности, почему и каким образом вы можете извлечь выгоду из НЛП. Р. Бэндлер и его коллеги потратили много лет на усовершенствование выработанных ими моделей и систем. Прочитайте как можно больше их книг, это добавит в ваш арсенал огромное число нового воооружения, да и сам автор объяснит свои разработки лучше, чем я.

Три вышеуказанные репрезентативные системы могут использоваться вербально и невербально в зависимости от состояния человека. Например, человек, у которого доминирует визуальная система или который находится в визуальном состоянии, имеет склонность произносить «визуальные» фразы:

•Я представляю, о чем вы говорите.

•Не могут себе это вообразить.

•Вы не могли бы показать?

•Видимо, вы правы.

Визуальный человек обычно говорит быстро, отрывистыми фразами. Для него характерно дыхание верхней частью груди, он часто смотрит вверх, обращаясь к образам из своего сознания. Приведу пример. Сделайте небольшую паузу и ответьте на такой вопрос:

Какого цвета ваша дверь?

Вы подняли глаза к небу и представили себе образ вашей входной двери. Это могло занять всего долю секунды, но глаза тем не менее устремились вверх, давая вам возможность обратиться к образу из вашего сознания. (Если этого не произошло — а у некоторых людей так оно и бывает, — значит, вы наверняка уставились прямо перед собой и расфокусировали взгляд, создавая у себя в голове нужный образ.) Как бы то ни было, у вас возник образ вашей входной двери; на короткое время вы находились в визуальном состоянии.

Люди, у которых доминирует аудиальная система, и люди в аудиальных состояниях обычно используют слова и фразы, демонстрирующие предпочтение к звуковому представлению информации:

•Я вас хорошо слышу.

•Это имя мне о чем-то говорит.

•По правде говоря, я не уверен.

•Слушайте меня!

«Аудиальные» люди, как правило, говорят медленнее «визуальных» и дышат средней частью груди. Говоря, они чаще всего тщательно подбирают слова; слушатели буквально купаются в их речи. Кстати, в теории языка жестов существует неправильное представление о том, что скрещенные руки символизируют барьер; на самом деле такая поза характерна для «аудиального» человека, уделяющего вам все свое внимание! Находясь в аудиальном состоянии, люди также склонны смотреть по сторонам. Так они оценивают ранее услышанные звуки или пытаются создавать их образы. Попробуйте, например, сделать вот что:

Вспомните свою любимую песню или мелодию.

Обратите внимание на движение ваших глаз. Не воспроизводите это движение, просто мысленно вернитесь к тому моменту, когда вы вспоминали песню или мелодию. Ну разве не здорово? Можно слышать, как музыка играет прямо в голове! Вы только что находились в аудиальном состоянии.

Человек, у которого доминирует кинестетическая система, обычно употребляет слова и фразы, описывающие чувство, эмоции и поступки:

•Я раскрою свои карты.

•Я с ними свяжусь.

•Мне кажется, это неправильно.

•Я что-то не улавливаю.

Находящийся в кинестетическом состоянии человек, как правило, говорит медленнее, чем человек в визуальном или аудиальном состоянии, а также дышит глубоко, областью диафрагмы. Такие люди часто делают в речи длинные паузы, досадные для людей двух других типов: они думают о том, что говорят, практически в процессе говорения.

Помните, когда в последний раз вы сильно замерзли? Можете вспомнить, где вы сначала почувствовали холод, и как он распространился дальше? Конечно, можете, и пока вы это вспоминаете, вы находитесь в кинестетическом состоянии.

Итак, теперь вы владеете небольшим инструментарием, позволяющим определить основную репрезентативную систему потенциального покупателя, и сами с моей помощью опробовали на себе эти системы одну за другой. (Вы увидели свою входную дверь, услышали свою любимую песню и вспомнили чувство холода.) Теперь вы знаете, как легко перевести человека из его доминантного состояния в наиболее выгодное для вас. Скажете, это манипулирование? Совершенно верно! В Кратком оксфордском толковом словаре английского язык» слово «манипулирование» трактуется как способность «мастерски управлять». Можно ли представить себе лучший способ управления потенциальными покупателями? «Партизаны» всегда мастерски управляют своими потенциальными покупателями и клиентами.

Теперь вы познакомитесь с одним из важнейших открытий в области психологии торговли. Это открытие чрезвычайно интересно, однако нельзя сказать, что о нем трубят на всех углах
(и на это есть причины). Если бы сей факт был известен всем, тогда все сбытовые и маркетинговые кампании были бы гораздо эффективнее. Таким секретом владеет небольшое число профессионалов сбыта и маркетинга, и эти люди пользуются им на полную катушку. Что еще важнее, вы его узнаете прямо сейчас и сразу же можете начинать применять. Нуте-с, приготовьтесь узнать одну из самых прибыльных стратегий этой книги:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: