ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Компетенции: ОПК-4, ПК5, ПК-8, ПК-9, ПК-13, ПК-19, ПК-21, ПК-25, ПК-26
№ | ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ |
Заполнить карту эпидобследования очага конкретной инфекционной болезни (по выбору преподавателя). | |
Проанализировать и найти недочеты в акте расследования вспышки инфекционной болезни. | |
Провести ретроспективную оценку уровня, структуры, динамики заболеваемости (на основании предложенных задач) | |
Провести оценку эпидемиологической, социальной и экономической значимости болезни (на основании предложенных задач) | |
Проводить оценку рангового значения отдельных классов, групп и нозологических групп болезней по показателям заболеваемости, временной нетрудоспособности, смертности, инвалидности и др. (на основании предложенных задач) | |
Прогнозировать заболеваемость населения и отдельных его групп (на основании предложенных задач) | |
Формулировать и оценивать гипотезы о причинно-следственных связях заболеваемости с факторами риска(на основании предложенных задач) | |
Оформить эпидемиологическую документацию (учётно-отчётные формы.) | |
Оценить правильность оформления медицинской документации | |
Порядок одевания противочумного костюма. Временной норматив. |
Приложение № 1
Задача № 1
Рис. 1. Заболеваемость населения г. Москвы скарлатиной в 1996–2007 гг.
Примечание: При проведенной статистической обработке данных выявлена достоверная (р < 0,05) тенденция к снижению заболеваемости. Среднегодовой темп прироста (снижения) ˗8%). Разница теоретических показателей 1996 и 2007гг. составила 70,0 на 100000 населения или 60%. Риск заболеть (по I теор.) снизился к 2007 г. до 46,1 на 100000 населения (5151 случая).
Задание
1.Опишите распределение показателей заболеваемости скарлатиной населения г. Москвы за указанный период времени
2. Оцените в динамике степень риска заболеть скарлатиной в группах населения Москвы за указанный период времени.
3. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости.
Задача № 2
Рис. 2. Внутригодовая заболеваемость скарлатиной в Москве за 1997–2007 гг. (типовая кривая построена по медиане)
Задание
1.Объясните, что такое медиана, как ее рассчитать и почему медиану наиболее целесообразно использовать для построения «типовых » кривых месячных показателей заболеваемости.
2. Объясните, что означают термины «фоновая, сезонная заболеваемость» и «верхний предел фоновой заболеваемости».
3. Изучите график, выявите и опишите все видимые на нем особенности внутригодовой динамики месячных показателей заболеваемости каждой кривой.
5. Выскажите гипотезы, объясняющие выявленные Вами особенности распределения месячных показателей заболеваемости скарлатиной в Москве за 1997–2007 гг.
Задача № 3
Рис. 3. Многолетняя динамика заболеваемости скарлатиной в группах населения Москвы за 1997–2007 гг.
Примечание: заболеваемость взрослых колеблется с 0,80/0000 в 2005 г. до 2,70/0000 в 2000 г.)
Задание
1.Опишите распределение показателей заболеваемости скарлатиной в Москве за указанный период времени
2. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости
3.. Проведите оценку степени риска заболеть в представленных возрастных группах населения в динамике.
Задача 4
Табл. Число новых случаев артериальной гипертонии (АГ) в Москве среди женщин 20-69 лет, в зависимости от наличия или отсутствия гиперхолестеринемии (ГХС).
Примечание: различие в частоте новых случаев АГ в опытной и контрольной группе достоверно (p£ 0,05)
Задание
1. Укажите возможные недостатки (упущения) в названии таблицы. Назовите тип представленной таблицы. Укажите, какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования.
2. Определите цель этого исследования.
3. Укажите, какие показатели (величины, коэффициенты) позволяют рассчитать данные этой таблицы и расшифруйте их эпидемиологический смысл.
4. Объясните, что означают термины внутренняя и внешняя достоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования экстраполировать на всех женщин 20 - 69 лет.
Задача 5
Табл. Встречаемость частых ангин в анамнезе больных ревматоидным артритом и в анамнезе здоровых лиц
Примечание: различие в частоте встречаемости частых ангин у больных ревматоидным артритом и здоровых лиц достоверно (p£ 0,05)
Задание
1. Укажите возможные недостатки (упущения) в названии таблицы. Назовите тип представленной таблицы. Укажите, какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования, и объясните основные его этапы.
2. Определите цель этого исследования.
3. Укажите, какие показатели (величины, коэффициенты) позволяют рассчитать данные этой таблицы и расшифруйте их эпидемиологический смысл.
4. Объясните, что означают термины внутренняя и внешняя достоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования экстраполировать на всех больных ревматоидным артритом.
Задача № 6
Табл. Частота (доля) лиц куривших сигареты более 10 лет в анамнезе мужчин и женщин 30 - 60 лет больных раком легкого
Задание
1. Укажите возможные упущения (недостатки) в названии таблицы.
2.Определите, можно ли данное исследование считать аналитическим эпидемиологическим. В случае положительного ответа, какими терминами следует обозначить дизайн данного исследования, и объясните основные его этапы.
3. Определите цель этого исследования.
4. Укажите, какой или какие показатели (величины, коэффициенты) рассчитываются при такой организации исследования и расшифруйте их эпидемиологический смысл.
5. Объясните, что означают термины внутренняя и внешняя достоверность данных эпидемиологического исследования и можно ли результаты этого исследования считать доказательством того, что курение сигарет один из факторов риска рака легкого.
Задача № 7
А
Б
Рис. Заболеваемость вирусным гепатитом А всего населения, детей и взрослых (А) и удельный вес случаев детей и взрослых (Б) в г.Т. РФ за период 1998-2010 гг.
Задание
1.Опишите распределение показателей заболеваемости вирусным гепатитом А в г. Т. РФ за указанный период времени
2. Оцените долю заболевших детей и взрослых
3. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости.
4. Сформулируйте предложения по дальнейшим направлениям профилактики вирусного гепатита А
Задача № 11
А
Б
Рис. Заболеваемость дизентерией Флекснера всего населения, детей и взрослых (А) и удельный вес случаев детей и взрослых (Б) в г. П. РФ за период 1998-2010 гг.
Задание
1.Опишите распределение показателей заболеваемости дизентерией Флекснера в г. П. РФ за указанный период времени
2. Оцените долю заболевших детей и взрослых
3. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости.
4. Сформулируйте предложения по дальнейшим направлениям профилактики дизентерии Флекснера
ЗАДАЧА 12
А
Б
Рис. Заболеваемость дизентерией Зонне всего населения, детей и взрослых (А) и удельный вес случаев детей и взрослых (Б) в в г. Н. РФ за период 1998-2010 гг
Задание
1.Опишите распределение показателей заболеваемости дизентерией Зонне в г. Н. РФ за указанный период времени
2. Оцените долю заболевших детей и взрослых
3. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости.
4. Сформулируйте предложения по дальнейшим направлениям профилактики дизентерии Зонне
ЗАДАЧА 13
А
Б
Рис. Заболеваемость ротавирусной инфекцией всего населения, детей и взрослых (А) и удельный вес случаев детей и взрослых (Б) в г. Т. РФ за период 1998-2010 гг.
Задание
1.Опишите распределение показателей заболеваемости ротавирусной инфекцией в г. Н. РФ за указанный период времени
2. Оцените долю заболевших детей и взрослых
3. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости.
4. Сформулируйте предложения по дальнейшим направлениям профилактики ротавирусной инфекции
ЗАДАЧА 14
А
Б
Рис. Заболеваемость дифтерией всего населения, детей и взрослых (А) и удельный вес случаев детей и взрослых (Б) в г. Т. РФ за период 1998-2010 гг.
Задание
1.Опишите распределение показателей заболеваемости дифтерией в г. Т. РФ за указанный период времени
2. Оцените долю заболевших детей и взрослых
3. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости.
4. Сформулируйте предложения по дальнейшим направлениям профилактики дифтерии
ЗАДАЧА 15
А
Б
Рис. Заболеваемость коклюшем всего населения, детей и взрослых (А) и удельный вес случаев детей и взрослых (Б) в Н. РФ за период 1998-2010 гг.
Задание
1.Опишите распределение показателей заболеваемости коклюшем в г. Н. РФ за указанный период времени
2. Оцените долю заболевших детей и взрослых
3. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости
4. Сформулируйте предложения по дальнейшим направлениям профилактики коклюша
.
Задача № 16
А
Б
Рис. Заболеваемость краснухой всего населения, детей и взрослых (А) и удельный вес случаев детей и взрослых (Б) в г. С. за период 1998-2010 гг.
Задание
1.Опишите распределение показателей заболеваемости краснухой в г. С. РФ за указанный период времени
2. Оцените долю заболевших детей и взрослых
3. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости.
4. Сформулируйте предложения по дальнейшим направлениям профилактики краснухи
ЗАДАЧА 17
А
Б
Рис. Заболеваемость ветряной оспой всего населения, детей и взрослых (А) и удельный вес случаев детей и взрослых (Б) в г. С. РФ. за период 1998-2010 гг.
Задание
1.Опишите распределение показателей заболеваемости ветряной оспой в г. С. РФ за указанный период времени
2. Оцените долю заболевших детей и взрослых
3. Выскажите гипотезы, объясняющие данное распределение заболеваемости.
4. Сформулируйте предложения по дальнейшим направлениям профилактики ветряной оспы
ЗАДАЧА 18
Рис. 1 Заболеваемость сахарным диабетом в РФ с 1965 по 2007 г.
Рис. 2 Распространенность (превалентность)сахарного диабета среди населения РФ в 1965–2007 гг.
Задание
1. Дайте характеристику эпидемиологическому исследованию.
2. Опишите особенности распределения заболеваемости диабетом населения РФ с 1965 по 2007 г.
3. Дайте характеристику распространенности диабета среди населения РФ с 1965 по 2007 г.
4. Назовите причины различия в уровнях заболеваемости и распространенности и выскажите гипотезы о факторах риска, обеспечивающих такой характер распределения показателей заболеваемости.
5. Сформулируйте предложения по дальнейшим направлениям профилактики сахарного диабета
ЗАДАЧА 19
Рис. Смертность от суицидов в различных странах
Европейского региона 1990 по 2007 г.
Задание
- Опишите особенности распределения показателей смертности от суицидов в различных странах Европейского региона с 1990 по 2007 г.
- Выскажите гипотезы о факторах риска, обеспечивающих такой характер распределения показателей смертности в РФ
- Сформулируйте предложения по дальнейшим направлениям профилактики суицидов
ЗАДАЧА № 20
Рис. Суммарная заболеваемость различными ОКИ (острыми кишечными инфекциями) и заболеваемость брюшным тифом населения г. Н. с 1 по 12 февраля 2000 г.
Дополнительные сведения: за последние 10 лет в городе Н. выявлено по 1 случаю брюшного тифа в 1993 и 1994 г.г. Население города Н. составляло в эти годы 150000-200000 жителей.
Задание
1.Изучите диаграмму, дайте обоснованное определение представленной эпидемической ситуации.
2. Выскажите аргументированную гипотезу о наиболее вероятной причине данной эпидемической ситуации.
3. Составьте прогноз дальнейшего развития эпидемической ситуации.
4. Укажите, какие ожидаемые данные (эпидемиологические, клинические и бактериологические) подтвердят правильность Вашей гипотезы о причине возникновения данной ситуации.
Задача № 21
Рис. Суммарная заболеваемость различными ОКИ (острыми кишечными инфекциями) и заболеваемость брюшным тифом населения г. Н в период с 1 по 15 марта 2002 г.
Дополнительные сведения: последние 10 лет в городе Н ежегодно выявляется 1-2 случая брюшного тифа. Население города Н составляло в эти годы 250000 - 300000 жителей.
Задание
1.Изучите диаграмму, дайте обоснованное определение представленной эпидемической ситуации.
2. Выскажите аргументированную гипотезу о наиболее вероятной причине данной эпидемической ситуации.
3. Составьте прогноз дальнейшего развития эпидемической ситуации.
4. Укажите, какие ожидаемые данные (эпидемиологические, клинические и бактериологические) подтвердят правильность Вашей гипотезы о причине возникновения данной ситуации.
Задача № 22
Рис. Медианы (типовые кривые) внутригодовой динамики заболеваемости дизентерией Зонне и дизентерией Флекснера населения г. А в 2000- 2012 г.
(I - показатель заболеваемости на 100000 населения)
Задание
1.Объясните, что такое медиана, как ее рассчитать и почему медиану наиболее целесообразно использовать для построения «типовых » кривых месячных показателей заболеваемости.
2. Объясните, что означают термины «фоновая, сезонная заболеваемость» и «верхний предел фоновой заболеваемости».
3. Изучите график, выявите и опишите все видимые на нем особенности внутригодовой динамики месячных показателей заболеваемости каждой кривой.
4.Сравните выявленные внутригодовые проявления заболеваемости населения дизентерией Зонне и дизентерией Флекснера.
5. Выскажите гипотезы, объясняющие выявленные Вами особенности распределения месячных показателей заболеваемости дизентерией Зонне и дизентерией Флекснера населения г. А в 2000- 2012 г.
Задача № 23
Рис. Медианы (типовые кривые) внутригодовой динамики заболеваемости дизентерией Зонне и дизентерией Флекснера населения г. Н в 2000- 2012 г.
(I - показатель заболеваемости на 100000 населения)
Задание
1.Объясните, что такое медиана, как ее рассчитать и почему медиану наиболее целесообразно использовать для построения «типовых » кривых месячных показателей заболеваемости.
2. Объясните, что означают термины «фоновая, сезонная заболеваемость» и «верхний предел фоновой заболеваемости».
3. Изучите график, выявите и опишите все видимые на нем особенности внутригодовой динамики месячных показателей заболеваемости каждой кривой.
4.Сравните выявленные внутригодовые проявления заболеваемости населения дизентерией Зонне и дизентерией Флекснера.
5. Выскажите гипотезы, объясняющие выявленные Вами особенности распределения месячных показателей заболеваемости дизентерией Зонне и дизентерией Флекснера населения г. Н в 2000- 2012 г.
ЗАДАЧА № 24
В округе Монро до начала исследования заболеваемость гепатитом А составляла более 3000 на 100000 населения. Болели в основном дети. Имели определяемый уровень антител к вирусу 68% населения старше 19 лет. Эпидемиологические наблюдения фиксировали значительные сезонные колебания заболеваемости и практически ежегодные повторения эпидемий гепатита А. Возникновению эпидемических вспышек гепатита А способствовало наличие большого числа многодетных семей, а также тенденция к раннему (с 3–5 лет) началу школьного обучения в условиях, подобных детскому саду. Перед началом исследования более 1000 детей в возрасте от 2 до 16 лет были обследованы серологически. Затем из числа детей, у которых при предварительном обследовании не были обнаружены антитела к вирусу гепатита А (серонегативных), методом случайной выборки сформировали опытную (519 детей) и контрольную (518 детей) группы, одинаковые по возрастному и половому составу. Дети в опытной группе были однократно привиты вакциной ВАКТА, в контрольной группе получили инъекцию плацебо.
Таблица. Результаты исследования эффективности вакцины ВАКТА
Заболели вирусным гепатитом А | Не заболели вирусным гепатитом А | Всего | |
Вакцинация проводилась | |||
Вакцинация не проводилась | |||
Всего |
Задание
1. Оцените правильность организации исследования.
2. Рассчитайте индекс эффективности и показатель защищенности.
3. Укажите, какие дополнительные данные нужны для окончательного вывода об эпидемиологической эффективности вакцины против гепатита А.
ЗАДАЧА № 25
Таблица Заболеваемость и смертность от различных причин населения города Н. за 2000–2008 г. (средние данные на 100000 населения)
Причины | Заболеваемость | Смертность |
Болезни системы кровообращения | 316,8 | 818,6 |
Травмы и отравления | 521,3 | 229,6 |
Новообразования | 345,7 | 190,2 |
Болезни органов дыхания | 1400,6 | 94,3 |
Прочие причины | 1389,7 | 158,1 |
Задание
- Проанализируйте данные, представленные в таблице.
- Оцените эпидемиологическую и социальную значимость различных болезней из группы аэрозольных антропонозов.
- Выскажите предложения в управленческие решения (целевые программы или другие планы мероприятий) по профилактике представленных болезней на данной территории.
ЗАДАЧА № 26
Таблица. Экономический ущерб от инфекционных болезней в Российской Федерации в 2005 и 2006 гг. в расчете на 1 средний случай и на все случаи за год
Нозологические формы | Количество заболевших (случаи) | Ущерб на 1 случай (тыс. руб.) | Ущерб на все случаи (млн. руб.) | |||
Эпидемический паротит | 7,00 | 39546,00 | 39499,00 | 39679,00 | ||
Ветряная оспа | 39604,00 | 39542,00 | 3606,2 | 3076,7 | ||
Грипп | 6,00 | 39634,00 | 5506,7 | 2872,2 | ||
ВГА | 45,2 | 1651,4 | 1016,1 | |||
Краснуха | 39514,00 | 39514,00 | 1058,3 | 973,00 | ||
Скарлатина | 39513,00 | 39514,00 | 249,7 | 309,2 | ||
Коклюш, паракоклюш | 9,00 | 39580,00 | 41,7 | 102,6 | ||
Корь | 39671,00 | 39520,00 | 39695,00 | 13,00 |
Задание
1.Проанализируйте данные, представленные в таблице
2.Оцените эпидемиологическую и экономическую значимость различных болезней из группы аэрозольных антропонозов.
3. Выскажите предложения в управленческие решения (целевые программы или другие планы мероприятий) по профилактике представленных болезней на данной территории.