Педагогическая экосистема от зерна познания




Планета людей

 

На недавней пресс-конференции НАСА объявило об открытии в одной из галактик, более или менее соседствующей с нашей (по меркам космоса), семи экзопланет, на которых потенциально может быть жизнь. Планеты находятся в так называемой «земной зоне» своей звезды – значит, - примерно на таком же расстоянии, на какое удалена от Солнца наша планета. На данный момент человечеству известно свыше четырех тысяч экзопланет – голубых, зеленых, красных шариков во тьме космоса, на которых мы рассчитываем рано или поздно встретить себе подобных. Несбыточная общечеловеческая мечта. Отчаянная борьба с одиночеством нашего вида во Вселенной. Видите ли, космос – это сложенные рядом листы из альбома в 60 страниц, наша Земля – только маленькая точка карандашом среди этой метафорической белизны. Подобная уникальность накладывает на всех нас слишком большую ответственность, чтобы мы могли ее запросто принять: от нашей точки карандашом к другим альбомным листам летят металлические посланники, «Вояджеры», на чьих золотых пластинах записаны наши надежда и вера. Они, равнодушные почтальоны цивилизации, неспешно плывут среди бесконечного мрака, чтобы кому-то, на кого мы всё ещё смешно и наивно надеемся, земляне показались добрыми и гуманными, чтобы с нами вышли на связь. Будет обидно, согласитесь, если весь наш вид и наша маленькая точка-планета исчезнут, а «Вояджеры» всё ещё будут лететь – у надежды, как известно, нет срока давности.

 

Экологические проблемы рассматриваются мировым сообществом в ряду глобальных: это глобальное потепление, разрушение озонового слоя, загрязнение вод мирового океана и сокращение биоразнообразия. Тема экологии почему-то интересует людей в совершенно разных плоскостях: ее обсуждают либо на заседаниях ООН, либо на уроках природоведения в школе. Из обсуждений, таким образом, выпадает средний пласт - тот, который и составляет основной процент населения планеты. Нет смысла рассказывать о тех зверствах, в которых повинно человечество – косвенно или напрямую. Всем вам наверняка с легкостью вспомнятся картины разливов нефти на реках и болотах, мусор в полях, вырубленные леса, убитые животные. Чтобы избежать штампов и нравоучений, хотелось бы воспользоваться методом от противного.

 

Остановитесь на мгновение. Сядьте в кресло или на стул, отвлекитесь от ежедневной суеты и задумайтесь. Не о вырубке лесов или исчезновении видов, нет. Попробуйте визуализировать красоту. Вы будете тренироваться в способности воссоздать картинку в своей голове, я – внутри этого текста. Оживите мои строки, позвольте своему воображению перенести вас за пределы города, поверьте, что всё возможно.

Солнце золотит поверхность полярных ледников, прозрачные глыбы сверкают самоцветами и бриллиантами, с самой вершины ветер подхватывает россыпь снежинок и несет их дальше, вдоль Северного Ледовитого океана к теплому течению Гольфстрима, чтобы игриво опустить в воду, превратить в россыпь капель. Вода подхватывает эти капли, вбирает в себя, разъединяет и несет в разные стороны света, к разным материкам. Некоторые из них мягко опускаются на теплый песчаный берег Корсики, и чьи-то босые ступни уже забирают их с собой. Другие бьются о скалы Береговых Кордильеров Анд, штормом вторгаются в мирное существование гор. Третьи плещутся вместе с дельфинами в водах Атлантики. Четвертые достигают границ Антарктиды и становятся частью шельфовых ледников. Пятые долго кружатся в морях, путаются в течениях, а потом попадают к Марианской впадине, к огромному рубцу на сердце океана. Представьте, как кролик, фыркнув, тычется мордочкой в ваши ладони, как переливами красного, синего и зеленого приветствует океан закаты и рассветы, как соленый ветер с моря колышет вереск на склонах гор, как башни хвойных лесов взлетают к небесам. Представьте самый прекрасный мир из тех, что только может сотворить воображение. Уверяю вас, это всегда будет наша планета, потому что ее величием мы измеряем красоту Вселенной, и нам не удастся вообразить ничего другого. Это триумф жизни не человеческой, но всеобщей, всепобеждающей, красивой и без людей, значительной в контексте вечности, великой не из-за присутствия живых организмов, а потому, что кто-то оказался столь романтичен и столь мудр, что смог создать природу - это сложно вообразить, но этому легко поклоняться.

Мы очень маленькие, по меркам мироздания, и очень глупые. Нам нужно ещё немного времени и ещё немного мудрости, чтобы мы научились ценить мир, в котором живем. Вы можете выйти из гипнотического состояния и жить дальше без каких-либо угрызений совести. В конце концов, о допустимости коллективной ответственности до сих пор спорят юристы – может быть, никто из нас и не виноват в загрязнении, это другие, владельцы нефтяных корпораций и промышленных заводов. Всегда виноват кто-то другой.

 

Тексты морализаторского толка (даже подобные этому) редко меняют людей. Человека не исправить одной проповедью или одной теорией, но если кто-нибудь из читающих этот материал завтра не выбросит жвачку или фантик от шоколадки на улице, если покормит бродячую собаку у своего дома, защитит котенка или птичку, выйдет на весенний субботник, мы сделаем мир лучше. Мать Тереза, славная женщина, у которой получилось вернуть многим веру в добро, сказала однажды: «Совершенно необязательно делать великие дела. Можно делать и маленькие, но с великой любовью». Мы действительно перестали говорить об экологии, она из плоскости бытовых интересов перекочевала в плоскость мировой политики. Но не 300 человек в ООН решают судьбу мира. Этим ежедневно занимается каждый из нас. Ответственность на мне, пишущей эти строки, на вас, их читающих, на ваших близких и друзьях, на друзьях друзей. Ответственность за то, чтобы единственная известная нам планета, на которой существует жизнь, не превратилась в захламленный, серый от отходов, безжизненный камень. Антуан де Сент-Экзюпери вложил в уста своего Маленького принца наставления обо всем на свете, и среди прочего мальчик сказал: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Тайна любви к природе открывается нам тогда, когда мы смотрим на цветы без желания ими завладеть, а только изумляемся той красоте, что нас окружает. В Библии сказано: «Что посеет человек, то и пожнет», и указывает эта фраза в первую очередь на взаимосвязь наших поступков в настоящем с нашей будущей судьбой. Маленькое зло, которое мы делаем планете, не оказывает определяющего воздействия на нашу персональную судьбу, но совокупность этого зла лишает будущего всю цивилизацию. 2017 год признан в России годом экологии, одна из основных его задач – формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у населения страны. Сейчас самое время призывать к заботе о растительном и животном мире, чтобы на почве года экологии взрастить в людях трепетное отношение к планете на грядущие века.

 

Будет здорово, если на экзопланетах красного карлика TRAPPIST-1, недавно открытых НАСА, через много лет появятся наши колонии, и мы сможем летать туда на каникулах или в отпуск. Но только если у нас будет возможность вернуться на Землю, к нашему зеленому бриллианту в голубой каемке океана, в тот единственный дом, который у нас пока есть среди необжитого космоса, первый и последний форпост разумной жизни.

Яна Титоренко

 

Учебное заведение: Сургутский государственный педагогический университет

Номинация: Печатная журналистика

Группа: вузы

Жанр: портретная зарисовка

Автор: Яна Титоренко

Телефон: 89125123567

 

Педагогическая экосистема от зерна познания

 

В Сургуте чувствуется приближение тепла: с опаской озираясь по сторонам, оглядываясь на суровую хозяйку зимних месяцев, весна медленным шагом входит в город. Тротуары и дороги сбрасывают с себя оковы сугробов, в воздухе чувствуется сладость грядущего лета, птицы щебечут, люди лениво стягивают зимние вещи. В Сургутском Педагогическом отгремел фестиваль талантов «Студенческая весна», и факультеты вернулись к привычному, размеренному и спокойному ритму жизни.

 

Четверть века назад такой же весной, как сейчас, ученики ходили на занятия в педагогическое училище, чей управленческий коллектив уже тогда взял устойчивый курс на переход к педагогическому колледжу. Преподаватели проходили заочное обучение, защищали диссертации, создавали научно-исследовательские лаборатории, все вместе работали над дальнейшим развитием образовательного учреждения. В 1995 был открыт Сургутский государственный педагогический институт, который через десять лет трансформировался в Сургутский государственный педагогический университет – то учебное заведение, которое мы знаем сейчас, аванпост всего педагогического образования региона.

 

За каждой великой идеей стоит великий человек. Университет не может быть создан без руководителя, коллектив не способен эффективно работать без лидера. Надежда Васильевна Коноплина, выпускница химического факультета Томского государственного университета, в 1984 становится директором школы-новостройки, на базе которой и было открыто училище. Это неожиданное назначение изменило не только ее судьбу, но и судьбы всех, кто когда-либо был связан с СурГПУ: выпускников, сотрудников, студентов.

 

«Я с трудом представляю СурГПУ без…»

 

– Познакомились мы на конкурсе «Студент года», на так называемом «Завтраке с ректором», – рассказывает Настя, выпускница СурГПУ, а ныне – сотрудник университета. Мы сидим в небольшом кабинете телестудии университета, на окнах плотно задвинуты черные шторы, в обычное время здесь записывают ведущих телевизионной программы, и непредсказуемый солнечный свет может испортить кадр. – Была масленица, мы ели блины, разговаривали, каждому дали возможность задать вопрос. Она произвела на меня тогда впечатление хозяйки. Хозяйки большого дома, где всегда рады гостям. Когда возник Совет по качеству образования (прим. авт. – общественное объединение внутри СурГПУ), Надежда Васильевна нас очень сильно поддерживала. Она и сейчас поддерживает, но тогда мы встречались практически каждый месяц, отчитывались перед ректором, она смотрела наши документы, рассказывала о рисках и преимуществах, давала реальные деловые советы. Она общается очень просто, всех знает по именам.

– Я с трудом представляю СурГПУ без Надежды Васильевны, – признается Настя, когда в коридоре звенит очередной звонок на пару. – Она создала этот вуз, преобразовала ее в институт, в университет. Она, действительно, всё. Мне бы хотелось, чтобы она всегда была ректором. Хорошо помню одно ее высказывание во время заседания Ученого совета: «Если хотя бы один пункт из плана не выполнен, значит, не выполнен весь план». Представляешь, какие требования к себе и к сотрудникам? Мне кажется, именно ее требовательность и позволяет нам сохранять уровень.

 

«Вуз существует и будет существовать благодаря…»

 

– С Надеждой Васильевной впервые я познакомился после фестиваля «Первовидение», когда она поздравляла всех, кто занял призовые места, – делится впечатлениями от первой встречи Гор, многократный победитель фестиваля «Студенческая весна», недавно дебютировавший в театральной режиссуре. Против обыкновения он серьезен и собран, в его судьбе ректор тоже человек неслучайный. – Сколько я ее знаю, у нее всегда трепетное отношение к студентам, сотрудникам, преподавателям. Сейчас очень мало искренних людей, она приносит искренность в наш университет, в наши жизни. У нас в вузе построена система взаимодействия между преподавателями и студентами, мне кажется, это всё исходит от Надежды Васильевны. Если мы встречаемся в коридоре, я обязательно спрашиваю, как у нее дела, она интересуется моими дальнейшими планами, это очень приятно.

– Я часто захожу к ней в кабинет, по важному поводу или без него… – после некоторых раздумий вновь продолжает Гор. – Думаю, что не только я могу это сделать. Чтобы поговорить с нашим ректором, не нужны масштабные достижения, можно просто прийти с какой-то проблемой, Надежда Васильевна поможет решить, посоветует. Если бы не она, я бы вообще в университете ничем не занимался. Она придала значение моей деятельности, обняла, поблагодарила, и мне стало интересно участвовать в концертах, конференциях, проектах, потому что я знал, что за моей спиной вуз, я защищаю его честь. Всё это благодаря ее поддержке. Вуз существует и будет существовать, пока есть такие люди, как Надежда Васильевна.

 

«Стоит закрыть за собой дверь…»

 

Василий и Эля ждут в другом корпусе, у них недавно закончились пары, и они вместе обсуждают личность ректора.

– Если говорить о наших встречах, они не очень частые, это очевидно, ректор человек занятой, - Василий задумчиво поправляет очки на переносице. Недавно он вошел в состав Ученого совета СурГПУ, высшего органа управления вузом. – Хотелось бы мне чаще встречаться? Конечно, хотелось бы, потому что это человек-эпоха, специалист, который вывел на новый уровень высшее образование в регионе. Надежда Васильевна образованная, грамотная, начитанная, это чувствуется.

– Я, наверное, соглашусь с Василием, – дополняет Эльмира. Она совмещает учебу в университете с научными исканиями, работой на вуз и членством во многих общественных организациях. – Мне хотелось бы отметить, что Надежда Васильевна очень честная, не стремится угодить, высказывает свою позицию прямо и старается напрямую со всеми взаимодействовать, во всем принимать участие. Наверное, мне бы хотелось быть на нее похожей, она стойкая, требовательная и заботливая, хорошо чувствует настроение человека. Однажды мы ездили на встречу с губернатором, нам было не очень комфортно без Надежды Васильевны, и по возвращению ректор пригласил нас к себе. Она не спросила общее впечатление, ей не нужен был официальный текст, она спросила мое личное мнение. Я очень волнуюсь каждый раз, когда иду к ней, но стоит закрыть за собой дверь и пройти к ее столу, я понимаю, что могу говорить всё, что нужно, необязательно подбирать слова, меня поймут.

 

По коридорам современных корпусов Сургутского Педагогического ходят студенты. Закидывают рюкзаки на плечи, спешно дочитывают конспекты с экранов телефонов, смеются, сидя на подоконнике, вежливо беседуют с преподавателями. Многие из них никогда не задумывались над тем, кому обязаны самой возможностью учиться здесь, но имя Надежды Васильевны, разумеется, известно всем.

 

В одной из аудиторий, удобно расположившись на расставленных в круг стульях, сидят студенты. Они не собирались вместе для обсуждения влияния ректора на их жизни, но один в своих размышлениях словно бы продолжал мысль другого, и мы решили позволить себе вольное обращение с художественным пространством – пусть они магическим образом окажутся хотя бы в самом финале единой командой тех, кому есть, что сказать о Надежде Васильевне.

 

– Это человек-эпоха. Действительно, эпоха! – по своему обыкновению крайне эмоционально высказывает точку зрения Василий.

– А я с этим тезисом не согласна, – уверенно прерывает его Настя, прокручивая в руках связку ключей. Для нее предмет разговора личный, почти интимный, но говорить о ректоре ей, безусловно, нравится. – Эпоха проходит. Эпохе своё время. А Надежда Васильевна вне времени, это создатель и хранитель Педагогического космоса. Pedagogical Univercity - Pedagogical Universe.

– Она очень искренний, добрый человек, – подхватывает Гор. Личные качества не менее важны, чем признанные заслуги. – Самое главное – ее чуткость.

– Она… наша, – после небольшой паузы мягко замечает Эльмира, подводя, кажется, итог всему разговору, – такая студенческая, современная. СурГПУ не может существовать без Надежды Васильевны.

 

Уже после встречи до глубокой ночи они что-то дописывают мне в личных сообщениях социальных сетей. «Я вспомнила, что Надежда Васильевна любит желтые и красные герберы», «В моей жизни есть три идеальных образа: мама, первый учитель, ректор», «Я нашла ещё одно интервью», «По-моему, она любит песню «Листья желтые над городом кружатся», «Недавно я заходил к ней отдать приглашение на спектакль…», «А помнишь, как на Ректорской елке…», и хор студенческих голос постепенно заполняет всё информационное пространство, разрастается до размеров песни песней, и ты чувствуешь, что человека, о котором говорят, видят именно таким, каким и должен казаться ректор, но любят совершенно иначе – как наставника, родителя, лидера, друга.

 

Зерно знаний, которое много лет назад посадила Надежда Васильевна, согласившись возглавить школу, разрослось до четырех корпусов, шести факультетов, университета, во многом определяющего научное и педагогическое пространство региона. Корни этого ростка до сих пор соединяют бесчисленное множество человеческих жизней, тесно связанных с короткой аббревиатурой СурГПУ. Мы не можем знать наверняка, оглядывается ли ректор на пройденный путь, но мы попытались пройти его с самого начала и поняли, что не можем даже представить, сколько сил, времени и заботы вложено в Сургутский государственный педагогический университет. Его выпускники живут в разных городах разными жизнями, но всё же образуют единую экосистему, которая функционирует, потому что один человек вложил в нее свое сердце, а если во что-либо вкладываешь всего себя, неизменно меняешь мир.

 

 

Яна Титоренко

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: