МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Правоохранительная деятельность»
Контрольная работа
По дисциплине «Основы оперативно – розыскной деятельности »
На тему «Перечень оперативно – розыскных мероприятий применяемых в оперативно – розыскной деятельности »
ПГУ 1.114040062.04.001
Специальность – 40.05.02 Правоохранительная деятельность
Специализация – Административная деятельность
Выполнил студент: ____________ Митяева А.Ю.
Группа: 17ЮДОП8
Руководитель
к.ю.н., доцент: ______________ Канунник А.И.
Пенза 2020
Содержание
Введение..................................................................................................... 3
1.1. Понятие оперативно – розыскных мероприятий.............................. 5
1.2. Классификация оперативно – розыскных мероприятий.................. 9
Заключение...............................................................................................10
Список литературы.................................................................................. 12
Введение
Глубокие социально – экономические преобразования в Российской Федерации вызвали в последние годы резкий рост преступности. Так, если в 2012 г. в России было зарегистрировано 2 302 168, в 2013 –2 206 249, а в 2014 –2 190 578 преступление, то в 2015 г. их уже зафиксировано 2 388 476. И хотя официальная статистика 2016 – 2019 гг. констатировала определенное снижение количества выявленных преступлений (согласно опубликованным статистическим данным в 2016 г. зарегистрировано 2 160 063, в 2017 – 2 058 476, в 2018 – 1 991 532, а в 2019 – 2 024 337 преступлений).[1] Криминологические исследования показывают, что снижения реально не происходит и криминальная ситуация остается без изменений.
В условиях роста уровня преступности, отличающейся высокой степенью организованности, вооруженности и профессионализма, эффективность работы правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации оперативно – розыскной деятельности и использования содействия граждан в ее осуществлении.
Опыт показывает, что невозможно обеспечить раскрытие преступлений и неотвратимость ответственности преступников без противопоставления их криминальной деятельности целенаправленного комплекса оперативно – розыскных мер и следственных действий, без использования в качестве вспомогательной информации данных, полученных оперативно – розыскным путем, без привлечения граждан к содействию в борьбе с преступностью.[2]
За прошедший период органы, осуществляющие борьбу с преступностью, накопили определенный опыт применения законодательства об оперативно – розыскной деятельности. Этот опыт имеет положительные и отрицательные моменты. Так, положительным является активное использование результатов оперативно – розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, к отрицательным – имеющееся в уголовно-процессуальной практике недоверие к таким результатам. Кроме того, законодательство об оперативно – розыскной деятельности содержит ряд противоречий, неточностей, пробелов, что препятствует его исполнению.
Цель данной работы: исследование понятия оперативно-розыскного мероприятия, его признаков и места в оперативно – розыскной деятельности, правового регулирования оперативно – розыскных мероприятий.
Понятие оперативно-розыскных мероприятий.
Проведение оперативно – розыскных мероприятий предусмотрено оперативно – розыскной деятельностью. Оперативно – розыскная деятельность главным образом регламентируется Федеральным законом «Об оперативно – розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ, который является своеобразной отправной точкой настоящего исследования. В соответствии с этим законом, оперативно – розыскная деятельность проводится в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ об ОРД).
Оперативно – розыскная деятельность является государственной деятельностью. Ее осуществляют оперативные подразделения исключительно государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД. В соответствии со статьей 13 Закона к таким государственным органам относятся оперативные подразделения:
– органов внутренних дел Российской Федерации;
– органов федеральной службы безопасности;
– федеральных органов государственной охраны;
– таможенных органов Российской Федерации;
– Службы внешней разведки Российской Федерации;
– Министерства юстиции Российской Федерации;
– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
– оперативные подразделения органа внешней разведки.
Оперативно – розыскная деятельность структурно состоит из частей, к которым относятся:
– привлечение к конфиденциальному содействию лиц;
– создание предприятий, учреждений, организаций и подразделений;
– ведение специфической финансовой деятельности;
– информационное обеспечение и документирование;
– проведение мероприятий по защите сведений;
– проведение оперативно – розыскных мероприятий.
Оперативно – розыскные мероприятия входят в структуру оперативно – розыскной деятельности, проводятся в соответствии с ее целями и задачами; регламентируются законодательством оперативно – розыскной деятельности. В связи с этим на оперативно – розыскные мероприятия полностью распространяются принципы, задачи, правовое регулирование оперативно – розыскной деятельности.
Вместе с тем, оперативно – розыскные мероприятия являются самостоятельной частью оперативно – розыскной деятельности. Самостоятельность выражается в совокупности признаков, позволяющих отличить эту часть деятельности от других. Таким образом, термин об оперативно – розыскных мероприятиях, будет сформулирован в таком виде.[3]
Оперативно – розыскные мероприятия – это проводимые при осуществлении оперативно – розыскной деятельности конкретные действия, исчерпывающий перечень которых определен Законом об оперативно – розыскной деятельности; представляют собой структурные элементы оперативно – розыскной деятельности, которые в своей совокупности и образуют собственно оперативно – розыскную деятельность.
Классификация оперативно – розыскных мероприятий
Классификация оперативно – розыскных мероприятий включает:
1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:
– Оперативно – розыскные мероприятия, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).
- Ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).
2. В зависимости от продолжительности проведения:
- Разовые оперативно – розыскные мероприятия (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее)
- Длящиеся оперативно – розыскные мероприятия (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее).
3. В зависимости от видов санкционирования:
а) не требующие какого – либо санкционирования:
- опрос;
- наведение справок;
- сбор образцов для сравнительного исследования;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.
б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего оперативно – розыскные мероприятия:
- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.
- оперативный эксперимент
- оперативное внедрение
в) требующие судебного санкционирования (решения):
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
- прослушивание телефонных переговоров,
- снятие информации с технических каналов связи
- негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Существуют так же и другие виды классификации:
- по степени проникновения в криминально – криминогенную среду их можно разделить на глубокие и поверхностные. По этому критерию наиболее потенциально глубокими следует признать оперативное внедрение в преступную среду и агентурное наблюдение за ней, а самыми поверхностными – сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности.
- по направленности и характеру могут быть выделены разведывательные, контрразведывательные, оперативно – поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие и другие ОРМ.
- по субъекту проведения ОРМ можно классифицировать на мероприятия, проведение которых допустимо любыми органами — субъектами ОРД и мероприятия, проводимые специализированными оперативными подразделениями. В частности, только с использованием оперативно – технических сил и средств органов МВД и ОВД проводятся ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи.
- по интенсивности использования технических средств ОРМ делятся на оперативно – технические и не имеющие преобладающего или исключительно технического содержания их проведения. К оперативно – техническим относятся такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.
- по сочетанию ОРМ между собой их можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент.
Заключение
Теория оперативно – розыскных мероприятий – это частная теория оперативно-розыскной деятельности, представляющая собой систему знаний, положений о понятиях, видах, принципах, участниках, основаниях и условиях, организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, о представлении и использовании их результатов, образующая самостоятельный раздел науки оперативно-розыскной деятельности.
Объектом теории оперативно – розыскных мероприятий являются общественные отношения, возникающие при осуществлении оперативно – розыскных мероприятий и использовании их результатов.
Предметом теории оперативно – розыскных мероприятий являются: закономерности возникновения оперативно-розыскных мероприятий и потребности их проведения; закономерности практики проведения оперативно – розыскных мероприятий; закономерности использования результатов оперативно – розыскных мероприятий в оперативно – розыскной деятельности, уголовном процессе и других видах деятельности; закономерности развития законодательства, регламентирующего порядок проведения оперативно – розыскных мероприятий; закономерности систематизации теоретико – методологических работ об оперативно – розыскных мероприятиях; закономерности дальнейшего развития оперативно – розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскное мероприятие – это составная часть оперативно – розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно – розыскной деятельности. Оперативно – розыскное мероприятие представляет собой основную категорию теории оперативно – розыскных мероприятий.
Оперативно – розыскная деятельность осуществляется не только «посредством проведения оперативно – розыскных мероприятий».
– в ст. 6 при опросе использование полиграфа с целью оценки достоверности информации, сообщаемой опрашиваемым лицом без соглашения опрашиваемого, но при наличии судебного решения.
Таким образом, перспективы развития теории оперативно – розыскных мероприятий заключаются в проведении научных исследований, направленных на обобщение открытой информации по оперативно – розыскным мероприятиям и ее частичной переоценке; конкретизацию сведений, составляющих государственную тайну; выделение из числа оперативно – розыскных мероприятий оперативно – технических мероприятий и их самостоятельную правовую регламентацию.
Список литературы