Вид учебного занятия: лекция




Тема: Объектная область научного исследования

Цель: охарактеризовать объектную область научного исследования, изучить классификацию гипотез научного исследования и ответить на вопросы для самоконтроля

 

План:

1.Объектная область. Определение объекта и предмета исследования

2.Понятие гипотезы. Классификация гипотезы: описательная, объяснительная, прогнозная

3. Концепция исследования и её характеристика

 

Объект исследования это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранную для изучения.

Объект исследования включает в себя другой важнейший элемент – предмет исследования, который взаимосвязан с другими составными частями объекта и позволяет его конкретизировать.

Предметом исследования могут выступать прогнозирование, совершенствование и развитие различных процессов.

Объектом исследования выступает, то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение.

Объект исследования и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Именно предмет исследования определяет его тему, которая обозначается на титульном листе. На основе сформулированной темы, определения объекта исследования и предмета исследования устанавливается цель исследования.

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.

Гипотеза - это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зави­симостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связую­щим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логи­ческий переход от прежнего неполного и неточного знания к ново­му, более полному и более точному.

Гипотеза формулируется как четкий ответ на исследовательский вопрос, заданный в проблеме исследования. При этом нужно конкретно указать, как именно соотносятся интересующие исследователя научные реальности.

 

Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные - это предположение о свойствах изучаемого объекта, о характере связей между его отдельными элементами. Описательные гипотезы - относительно простые, дают картину объекта исследования, например: студенты сельскохозяйственной академии в основном выходцы из сельской местности, но сколько их?

Объяснительные гипотезы содержат предположения о степени тесноты, плотности связей и зависимостей в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки. Объяснительные гипотезы, например: девушки более прилежно относятся к учебе, хотя меньше озабочены профессиональной карьерой, их отношение к учебе зависит от курса.

 

Могут быть прогнозные и экспериментальные. Прогнозные гипотезы дают представление о возможных тенденциях, например: переход к рынку и судьба высшей школы, некоторых специальностей, отношение к учебе.

Содержание экспериментальной гипотезы определяется смыслом того, что она, собственно, предполагает.

Есть некоторые общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза:

1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.

2. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. К примеру, есть достаточно оснований выдвинуть такую гипотезу: "Чем разнообразней труд, тем больше удовлетворенность работника". Однако при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет.

3. Гипотеза должна быть простой и не обрастать лесом возможных допущений и ограничений.

4. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.

Перечисленные выше требования делают гипотезу хорошей при условии, что ее содержание не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла.

 

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подт верждению и дальнейшему ее доказательству.

Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

Рабочая концепция исследования - совокупность теоретических и методических положений, которые являются исходными при организации исследования.

Концепция исследования - система взглядов на исследование, общий его замысел; комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения; комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследования и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы. В концепции исследования проводится обоснование выбранной темы исследования, намечаются цели и задачи, а так же обосновывается предполагаемая научная новизна, к которой автор диссертации будет стремиться в процессе написания научной работы.

В концепции автор:

- обосновывает актуальность выбранной темы исследования;

- определяет степень научной разработанности исследуемой проблематики;

- определяет объект и предмет исследования;

- определяет задачу и ставит цели диссертационного исследования;

- определяет гипотезу исследования;

- определяет методы и методологию исследования;

- намечает научную новизну исследования по каждой главе.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Опишите, как определяется объект и предмет исследования

2.Дайте понятие гипотезы.

3.Приведите классификацию гипотез

4.Опишите, что представляет собой концепция исследования

Рекомендуемая литература

1.Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособ./ Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. – 10-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2015. – 128 с. - https://www.academia-moscow.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: