Тема: Объектная область научного исследования
Цель: охарактеризовать объектную область научного исследования, изучить классификацию гипотез научного исследования и ответить на вопросы для самоконтроля
План:
1.Объектная область. Определение объекта и предмета исследования
2.Понятие гипотезы. Классификация гипотезы: описательная, объяснительная, прогнозная
3. Концепция исследования и её характеристика
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранную для изучения.
Объект исследования включает в себя другой важнейший элемент – предмет исследования, который взаимосвязан с другими составными частями объекта и позволяет его конкретизировать.
Предметом исследования могут выступать прогнозирование, совершенствование и развитие различных процессов.
Объектом исследования выступает, то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение.
Объект исследования и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Именно предмет исследования определяет его тему, которая обозначается на титульном листе. На основе сформулированной темы, определения объекта исследования и предмета исследования устанавливается цель исследования.
Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.
Гипотеза - это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
|
Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному.
Гипотеза формулируется как четкий ответ на исследовательский вопрос, заданный в проблеме исследования. При этом нужно конкретно указать, как именно соотносятся интересующие исследователя научные реальности.
Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные - это предположение о свойствах изучаемого объекта, о характере связей между его отдельными элементами. Описательные гипотезы - относительно простые, дают картину объекта исследования, например: студенты сельскохозяйственной академии в основном выходцы из сельской местности, но сколько их?
Объяснительные гипотезы содержат предположения о степени тесноты, плотности связей и зависимостей в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки. Объяснительные гипотезы, например: девушки более прилежно относятся к учебе, хотя меньше озабочены профессиональной карьерой, их отношение к учебе зависит от курса.
Могут быть прогнозные и экспериментальные. Прогнозные гипотезы дают представление о возможных тенденциях, например: переход к рынку и судьба высшей школы, некоторых специальностей, отношение к учебе.
|
Содержание экспериментальной гипотезы определяется смыслом того, что она, собственно, предполагает.
Есть некоторые общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза:
1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.
2. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. К примеру, есть достаточно оснований выдвинуть такую гипотезу: "Чем разнообразней труд, тем больше удовлетворенность работника". Однако при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет.
3. Гипотеза должна быть простой и не обрастать лесом возможных допущений и ограничений.
4. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.
Перечисленные выше требования делают гипотезу хорошей при условии, что ее содержание не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла.
Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подт верждению и дальнейшему ее доказательству.
Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.
|
Рабочая концепция исследования - совокупность теоретических и методических положений, которые являются исходными при организации исследования.
Концепция исследования - система взглядов на исследование, общий его замысел; комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения; комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследования и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы. В концепции исследования проводится обоснование выбранной темы исследования, намечаются цели и задачи, а так же обосновывается предполагаемая научная новизна, к которой автор диссертации будет стремиться в процессе написания научной работы. |
В концепции автор:
- обосновывает актуальность выбранной темы исследования;
- определяет степень научной разработанности исследуемой проблематики;
- определяет объект и предмет исследования;
- определяет задачу и ставит цели диссертационного исследования;
- определяет гипотезу исследования;
- определяет методы и методологию исследования;
- намечает научную новизну исследования по каждой главе.
Вопросы для самоконтроля
1.Опишите, как определяется объект и предмет исследования
2.Дайте понятие гипотезы.
3.Приведите классификацию гипотез
4.Опишите, что представляет собой концепция исследования
Рекомендуемая литература
1.Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособ./ Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. – 10-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2015. – 128 с. - https://www.academia-moscow.ru