Анализ нормативных документов по проблемам детства




 

Жизнь выдвинула перед теорией и практикой образования и воспитания новую проблему: как изменить взаимоотношения взрослого и ребенка, чтобы не вынуждать последнего, подчиняясь законам взрослых, уходить "в глухую защиту", противостоять насилию. Общество созрело, чтобы осмыслить и понять, что детство - особая область человечества, которая имеет право на уважительное обращение.

Дети не сами по себе являются будущим. Дети являются лишь той возможностью, требующей колоссальной работы всего "взрослого" общества, которая дана любому народу, любой стране в мире для его сохранения в истории и культуре.

Наивно предполагать, что существуют механизмы саморазвития детства в благополучное состояние "взрослости". Еще более наивно и преступно доверяться внешним агентам развития и формирования детства во взрослое поколение.

Скрупулезная работа по выпестованию детства в здоровое и сильное поколение принадлежит только тем, кто является родителями - отцами и матерями детей, как прямыми, так и косвенными - несущими груз "родительской" ответственности за конкретную территорию.

С нашей точки зрения работа по выращиванию, выпестованию детства и детей должна строиться относительно двух векторов - воспроизводства и развития.

Воспроизводство является необходимым условием обеспечения качества потенциала детства в целом и каждого ребенка персонально и описывается параметрами безопасности детства. Развитие связано с теми перспективами, которые открываются и обеспечиваются каждому ребенку.

На пересечении процессов, связанных с воспроизводством и развитием конкретной территории, лежит новый объект любой региональной политики-перспективное и безопасное детство.

Рассмотрим нормативные основы по проблемам детства в трех аспектах: на международном уровне, федеральном уровне и региональном уровне.

Международным нормативным документом является Конвенция о правах ребенка (1990г) на жизнь, ненасилие, свободу, защиту и др. Россия, как и все остальные государства, ратифицировавшие Конвенцию, не только обязуется соблюдать ее положения, но и несет ответственность перед международным сообществом в случаях их невыполнения. Требования Конвенции имеют силу норм международного права. Главные цели Конвенции - максимальная защита интересов ребенка, признание приоритетности этих интересов и провозглашение равных прав ребенка с взрослыми.

Положения этого документа сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В этом акте заложены два основополагающих принципа. Первый - ребенок является самостоятельным субъектом права. Второй - приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии. Свобода, необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и всегда предоставления всего этого в первоочередном, приоритетном порядке.

Взаимоотношения взрослых и детей согласно Конвенции должны строиться на такой нравственно-правовой и педагогической основе, когда уважение к личности ребенка, к его мнению, взглядам и желаниям принимается не только как норма общечеловеческой культуры, но и как норма права. Родитель и ребенок, учитель и ученик должны стать равноправными субъектами права, строя свои отношения на взаимном уважении и доброжелательном отношении друг к другу.

Права ребенка, выделенные в Конвенции (их 38), относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной. Как отмечают авторы, права ребенка, как неотъемлемая часть прав человека, должны служить тем фундаментом, на котором строится национальная система образования и воспитания в любой стране мира. Система образования, образовательное учреждение - это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени, и как раз здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами обеспечения социальных гарантий детства. Кроме того, соблюдение прав детей, обеспечение социальных гарантий, рассмотренное в широком смысле и зависящее от политики государства в отношении детства, - условие и залог эффективного функционирования системы образования, ее активного развития на гуманистических принципах.

Для дальнейшего исследования выделим права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования:

право на образование;

право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья;

право на отдых и досуг;

право свободно выражать свое мнение;

право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством;

право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний;

право на личную жизнь;

право пользоваться благами социального обеспечения;

право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.

Мы перечислили те права, которые в той или иной степени зависят от системы образования. Рассмотрим, каким образом соблюдение этих прав гарантируется федеральными и региональными законодательными актами.

В 1998 г. в России был принят Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в России, считая, что детство, как важный этап жизни человека, должно находиться под защитой государства.

К моменту принятия настоящего Закона некоторые права ребенка, как гражданина, уже были закреплены в Конституции РФ, в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

В Семейном кодексе содержится специальный (IV) раздел, вторая глава которого называется "Права несовершеннолетних детей", где в статьях прописаны права ребенка: право на защиту, право выражать свое мнение, имущественные права ребенка, право жить и воспитываться в семье и др.

Право на образование гарантируется 43-й статьей Конституции РФ и конкретизируется в 50-й статье V главы Закона РФ "Об образовании". Государственные гарантии прав граждан России в области образования следующие:

1. "-Гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости..."

2. "Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования... в пределах государственных стандартов..."

В Законе указываются также государственные гарантии в области образования для различных категорий граждан, в том числе и детей, которые нуждаются в защите и помощи государства. Статья 50 "Права и социальная защита обучающихся, воспитанников" предусматривает перечень соблюдения прав детей с девиантным поведением (п.11), а также право обучающихся на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (п.16) и др.

В статье 15 п.6 Федерального Закона "Об образовании" определено, что "дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается" [76].

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется статьей 41 Конституции РФ и детализируется по отношению к детям, обучающимся в образовательных учреждениях, в 51-й статье Закона РФ "Об образовании".

В статье 32 п.3 говорится об ответственности образовательного учреждения за "1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ,... качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения".

Таким образом, Законом "Об образовании" определены права, обязанности и ответственность субъектов образования (учащихся, их родителей, педагогических работников). Именно соблюдение этого Закона призвано защитить обучающихся от всяких проявлений насилия, физического или духовного, и обеспечить их развитие в соответствии с задатками и возможностями.

Закрепление общепринятых принципов и норм международного права Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ "Об образовании", с одной стороны, помогло в разработке Федерального Закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", а с другой, - содержательно ограничило набор

статей о правах ребенка, которые были уже закреплены в ранее принятых законодательно-нормативных актах.

Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии; дети, проживающие в малоимущих семьях, и др.

Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей.

В этом нормативном акте впервые в законодательном порядке утверждено новое для России понятие - "политика в интересах детей", определены ее цели, а также указано, что "государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ". В качестве одного из направлений государственной политики предусмотрена поддержка организаций, защищающих права ребенка.

Необходимо отметить, что во второй главе Закона "Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ" указывается на обязанность органов государственной власти всех уровней, родителей, педагогических, медицинских, социальных работников, а также общественных объединений содействовать соблюдению прав ребенка. Государственные органы и должностные лица обязаны в соответствии со своей компетенцией содействовать ребенку в осуществлении его прав и интересов, принимая соответствующие акты и разъясняя ребенку его правовой статус.

Важное значение имеет ст.8 Закона, предусматривающая установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей (ГМСС), являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов. Они включают установленный минимальный объем социальных услуг по бесплатному образованию и воспитанию детей в образовательных учреждениях, бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению права на профориентацию и трудоустройство, а также социальному обслуживанию и социальной защите. В ГМСС входят меры по социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, к ГМСС относится обеспечение права ребенка на жилище, оздоровление и отдых, квалифицированную юридическую помощь.

Пункт 1 ст.9 Закона устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательном или любом учреждении.

Государственная политика в интересах детей основана на следующих принципах:

законодательное обеспечение прав ребенка;

государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей и защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

установление и соблюдение государственных минимальных стандартов, основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий;

ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда;

государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:

гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;

бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами;

гарантированному обеспечению детей по достижении ими возраста 15лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством РФ;

социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также мерам по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством РФ;

организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством РФ;

оказанию квалифицированной юридической помощи.

Пункт 2 статьи 15 гласит, что в целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.

Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку

состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.

В целом, можно сказать, что данный Закон прогрессивен, но на деле его исполнение часто оказывается невозможным, так как до сих пор не выработаны необходимые механизмы и процедуры; не разработаны минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей; не понятно, какие конкретно органы и в какой мере будут осуществлять поддержку семей, что входит в понятие социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и т.д.; не введены в действие и другие нормативы, прописанные в Законе.

Таким образом, федеральные акты конкретизируют понятие о механизмах защиты прав детей. К таким механизмам относятся: определение государственных минимальных социальных стандартов; персональный учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; создание социальных служб для детей; ограничения на использование объектов социальной инфраструктуры для детей (если эти объекты являются государственной собственностью); разработка и реализация федеральных целевых программ по осуществлению государственной политики в интересах детства и др.

Региональные нормативные акты по проблемам детства можно разделить на две группы: законы, принятые законодательными органами субъектов РФ, и постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

Рассмотрим законодательные акты Тюменской области в аспекте обеспечения гарантий детства.

В целом, перечисленные Законы определяют, главным образом, механизмы обеспечения и защиты прав детей.

Закон закрепляет и развивает конституционные гарантии прав ребенка в области охраны здоровья, семейных отношений, воспитания и обучения, труда, защиты его личности, права иметь собственное мнение, объединяться в детские и юношеские организации. Закон закрепляет повышенную защиту детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей - инвалидов и детей с недостатками в умственном или физическом развитии; детей, оставшихся без средств существования, находящихся в неблагополучных условиях в результате военных и общественных конфликтов, экологических катастроф, эпидемий и иных обстоятельств.

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 - ФЗ от 24.06.99 г. определяет основные задачи и принципы деятельности органов областной системы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основной нормативный документ образовательного учреждения - его Устав. Закон РФ "Об образовании" предусматривает, что в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются обязанности участников образовательного процесса. Ст.51 Федерального Закона гласит, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. В Законе указаны факторы, влияющие на здоровье учеников, которые могут быть предметом регулирования на уровне образовательного учреждения: учебная нагрузка, режим занятий, расписание, организация медицинского обслуживания и питания детей.

Примерно двадцать положений Федерального Закона "Об образовании", касающихся прав учащихся, нуждаются в конкретизации на уровне образовательного учреждения.

Анализ нормативно-правовых документов по обеспечению гарантий детства показал значимость проблем детства как для мировой общественности, так и для Российской Федерации. Нами выявлено, что:

повышается роль государства в развитии теории и практики защиты детства;

развивается нормативно-правовая база российской системы защиты детства;

обеспечивается роль семьи в создании благоприятного климата для разностороннего развития детей в защите их законных прав и интересов;

повышается роль всех форм детских учреждений в формировании у воспитанников гражданских качеств, в пропаганде прав и обязанностей детей перед обществом, в их профессиональной ориентации и социальной защите при вступлении в самостоятельную жизнь;

активизируется работа с детьми из группы социального риска - из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению.

К сожалению, как показывает обсуждение этой проблемы, слабым звеном в ее решении является отсутствие механизмов реализации этих законов.

Так, М.А. Галагузова, В.А. Шеланков предлагают определиться, от чего следует защищать ребенка, и какие действия могут быть квалифицированы как физическое или психическое насилие.

На основании проведенного нами микроисследования, в котором принимали участие более 800 учащихся, 160 учителей и 300 родителей города Тюмени, были получены следующие данные (табл.1).

Таблица 1. Формы проявления различных нарушений прав ребенка в общеобразовательной школе

Виды насилия Проявления насилия в% к общему числу респондентов по классам
    Начальная школа Основная школа Старшая школа
Физическое оскорбление 24,1 12,2 2,4
Словесное оскорбление 48,0 64,2 6,3
Публичное унижение 68,7 17,3 1,6
Коллективное обсуждение с унижением достоинства личности 62,0 53,1 2,0
Шантаж 80,4 73,2 56,0
Наказание трудом 87,2 85,0 6,5

 

Во многих трудах классиков педагогики указано на те негативные последствия для человеческих качеств школьников, которые возникают в результате указанных актов насилия (Козлова А.Г. Левитан К. М)

Негативные последствия на развитие детей и подростков оказывают современные тенденции в жизнедеятельности людей, связанные с ростом социальной нестабильности, экономическими и правовыми проблемами переходного периода в развитии России. "Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, бедность, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие", - отмечает С.Ф. Дармодехин.

По мнению С.Ф. Дармодехина "целесообразно сформировать новую концепцию правового регулирования воспитания и развития детей во всех основных сферах их жизнедеятельности (семья, школа, микрорайон, трудовая деятельность); разработать, исходя из этой концепции, основы законодательства; создать систему социально-правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность людей".

В связи с тяжелой социально-экономической ситуацией происходит рост числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Материалы проверок прокуратуры, информация органов государственной власти, уполномоченного по правам человека в РФ, сообщения СМИ свидетельствуют, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция значительного увеличения количества нарушений прав, свобод и законных интересов детей. Нарушаются основополагающие права детей: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, жилище, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д. Имеются факты нарушения прав детей, находящихся в государственных детских учреждениях. Нарушаются права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения в государственной политике России, касающиеся проблем детства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: