Существуют три способа безударного погружения свай:
§ подмыв;
§ завинчивание;
§ вдавливание.
Подмыв применяют при любом сваебойным оборудовании. Сваю подмывают у острия, подавая воду по трубам, погружаемым вместе со сваей. Вода, нагнетаемая под большим давлением, размывает грунт основания и, выходя на поверхность вдоль сваи, значительно уменьшает трение ее боковой поверхности о грунт. В результате подмыва свая осаживается под действием собственного веса и веса установленного на ней молота или вибропогружателя. Если свая сама не погружается, ее, не прекращая подмыва, забивают легкими ударами молота или вибрированием. Опустив сваю на определенную глубину, подачу воды прекращают и извлекают трубы, после чего добивают сваю обычным методом — на 1,5...2 м до достижения отказа.
Нужно иметь в виду, что висячие сваи, передающие нагрузку только за счет сил бокового трения о грунт, опускать подмывом нельзя, так как при этом нарушается сцепление поверхности сваи с грунтом.
Требуемое давление и расход воды устанавливают пробным погружением.
Винтовые сваи изготавливают комбинированными: нижнюю часть (конический наконечник и винтовые лопасти в один виток) — из стали, верхнюю часть (стержень) — из железобетона или стальной трубы. Уширение нижней части винтовых сваи лопастями значительно увеличивает их несущую способность и сопротивление выдергиванию, вследствие чего их можно успешно применять в анкерных фундаментах, воспринимающих выдергивающие усилия.
Сваи погружают в грунт специальной передвижной установкой, смонтированной на автомобиле повышенной проходимости, что позволяет выполнять работы на трассах электропередач, в труднопроходимых местах и др. Крутящий момент передается на завинчиваемую сваю от автомобильного двигателя через специальную трансмиссию. Такой установкой завинчивают в смену до 10 свай длиной 8 м и диаметром винтовой лопасти до 1,3 м. При необходимости установкой можно вывинтить сваю.
Погружение винтовых свай происходит без ударов и вибрации и не влияет на расположенные поблизости конструкции и подземные трубопроводы.
Рис. Установка для завинчивания свай (анкеров) У ЗА-2.
1 - трактор ТТ-4, 2 – специальная рама,3 - стрела, 4 - гидрокабестан, 5 – каретка гидрокабестана, 6 - гидронасос, 7и8-гидроцилиндры передних и задних аутригеров, 9 – гидроцилиндры подъема стрелы, 10 – гитдроцилиндры подъема каретка, 11 – гидроцилиндры наклона верхней секции стрелы, 12 - гидроцининдр кабестана, 13 - масляный бак,
14 - пульт управления, 15 – свая
Метод вдавливания свай также безопасен для окружающих сооружений. Вдавливание выполняют специальными установками, воздействующими на сваю весом и вибрацией одновременно.
Смонтированная на тракторе установка развивает усилие вдавливания до 350 кН и может погрузить за смену 13...15 свай длиной до 6 м. В плотных грунтах перед вдавливанием свай легкой буровой установкой пробуривают скважины небольшого диаметра. Такие лидер-скважины облегчают вдавливание свай и обеспечивают нужное их направление.