Устройство набивных свай и буровых опор




Набивные сваи изготовляют в проектном положении. Их различают по спосо­бу устройства и технологии заполнения скважин. В зависимости от концентрации применяемого бетона бывают трамбованные сваи и литые.

Простейшие трамбованные сваи Страусса делают на месте с помощью обсад­ной трубы диаметром 250…300 мм, погру­женной до опорного пласта. Освобожден­ную от грунта полость скважины запол­няют бетонной смесью, уплотняя каждый слой и одновременно извлекая обсадную.

Частотрамбованные сваи бетонируют в скважинах, полученных путем забивки толстостенной обсадной трубы диаметром нижнего ободка 422 мм закрытой снизу чугунным теряемым баш­маком, поставленным на смоляном канат­ном уплотнителе. Сваи забивают молотом двойного действия. После забивки молот поднимают, заполняют обсадную трубу на одну треть бетоном и соединяют молот с тру­бой специальным подбабком с тягами и амортизационными пружинами. Теперь каждый удар молота вверх выдергивает обсадную трубу на 4…5 см, a удар вниз осаживает ее обратно на 2...3 см. В ре­зультате бетон значительно уплотняется и частично втрамбовывается в стены скважины. Операцию повторяют, уста­навливая в скважину, если это предусмотрено, арматурный каркас. Одной копровой установкой изготовляют за сут­ки 10...15 свай длиной до 15 м.

Трамбованные сваи системы «Франки», сконструированные в 1915г. отличают­ся тем, что толстостенная обсадная труба диаметром до 600 мм забивается в грунт без башмака. Его роль выполняет проб­ка из сухой бетонной смеси высотой 0,8…1 м. Тяжелая трам­бовка-молот сначала уплотняет пробку, погружает ее вместе с обсадной трубой до проектной отметки, после чего сква­жину заполняют бетонной смесью, по­слойно трамбуя ее и извлекая одновре­менно обсадную трубу. При помощи коп­ровой установки сваи Франки из­готовляют длиной до 20 м. с несущей способностью до 2000 кН. Число изготов­ленных в смену свай колеблется в зависи­мости от их длины и грунтовых условий.

Виброштампованные сваи изготовляют с помощью виброштам­па — стальной трубы, закрытой внизу заостренным наконечником и закреплен­ной верхним концом на вибропогружа­теле. Полученную бурением или пробив­кой скважину заполняют бетонной смесью сразу на всю глубину, затем в бетон погружают виброштамп до внедре­ния его в дно. Бетон вжимается в стенки, расширяя диаметр скважины. Вибро­штамп извлекают, образованную им полость опять заполняют бетонной смесью и вновь погружают виброштамп на пол­ную глубину скважины. Операцию повто­ряют, доводя диаметр сваи до за­данного, определяя его по расходу бето­на.

 

Литые сваи применяют, если освобож­денная от грунта полость сваи запол­няется грунтовой водой, что препятст­вует трамбованию бетонной смеси. Тогда бетонирование ведут бадьей с открываю­щимся дном, погружая ее до упора в по­верхность ранее уложенного бетона. Обсадную трубу постепенно извлека­ют.

Пневмотрамбованные сваи устраивают при большом притоке грунтовой воды в скважину. К обсадной трубе длиной 20 м и диаметром 600 мм присое­диняют шлюзовой аппарат, оборудован­ный верхним и нижним клапанами. В первую очередь, сжатым воздухом под давлением 0,4 МПа отжимают воду из скважины; затем, закрыв нижний кла­пан, заполняют камеру шлюза бетонной смесью и закрывают верхний клапан. Увеличивая давление в камере до уров­ня давления в скважине, открывают ниж­ний клапан, и бетонная смесь падает в осушенную скважину. Операцию повто­ряют, постепенно поднимая обсадную трубу и, соответственно, снижая давле­ние сжатого воздуха. В буронабивные сваи диаметром от 0,6 до 2 м устраивают в устойчивых грунтах с помощью специальных установок. Бурение производят через тяжелый кондуктор. После достижения заданной глубины скважины его снимают и уста­навливают короткий обсадной патрубок; в него опускают арматурный каркас и с помощью бетонолитной трубы заполняют скважину бетонной смесью. Закончив бетонирование, удаляют обсадной патрубок и формуют голову сваи.

 

В неустойчивых грунтах бурение ствола скважины ведут теми же установками, но не с обсадными трубами, а под защи­той гидростатического давления глинистого раствора плотностью 1,15...1,25т/м,3 которым заполняют скважину до устья (рис. V.7, к, л, м, н, п, р). Циркулирующий в скважине раствор выносит разрушенные бурами грунты и укрепляет ее стенки.

Закончив разбуривание уширения, продолжают подачу в скважину свежего глинистого раствора до полной замены раствора, загрязненного грунтом. Затем уширитель извлекают, опускают в гли­нистый раствор арматурный каркас и ведут бетонирование методом вертикаль­но перемещающейся трубы (ВПТ), посте­пенно поднимая ее, но так, чтобы конец трубы всегда находился в бетоне не менее чем на 2 и не более чем на 4 м. Заполнив скважину, формуют оголовок сваи в ин­вентарной опалубке.

Набивные сваи любого типа нужно бе­тонировать без перерывов. Если набив­ные сваи расположены ближе 1,5 м одна от другой, их делают сначала через ось, чтобы не повредить соседней свежей сваи, а вторым проходом установки — пропу­щенные.

В процессе изготовления набивных свай ведут журналы, в которых записы­вают все данные о бурении и бетонирова­нии.

Несущую способность набивных свай и буровых опор можно увеличить, расши­рив площадь их опирания на грунт, что достигается следующими способами:

§ втрамбовыванием в основание жесткой бетонной смеси;

§ камуфлетным взрывом;

§ разбуриванием;

§ устройством корне­видного основания.

Уширение пяты трамбованием выполняют с помощью вибропогружателя и штампа, жестко связанных штангой (рис. V.8, а, б). Инвентарную обсадную трубу на 1 м не доводят до дна скважины, за­полняют ее нижнюю часть на высоту до 1,5 м жесткой бетонной смесью с осадкой конуса 0...2 см и втрамбовывают ее в грунт. Очередные порции бетонной смеси добавляют до тех пор, пока размер уши­рения, который приближенно определя­ют по объему втрамбованной смеси, не достигнет заданного.

Камуфлетным взрывом пяту уширяют, взрывая заряд ВВ под слоем бетонной смеси. В готовую скважину (рис. V.8, в, г) опускают обсадную трубу и устанавли­вают её так, чтобы нижний конец оказал­ся на 1,2..1,5 м выше дна скважины, т. е. за пределами действия камуфлетного взрыва. На дно скважины опускают за­ряд взрывчатки расчетной массы и вы­водят проводники от детонатора к под­рывной машинке. Трубу заполняют бетонной смесью (осадка конуса 20...25 см) и производят взрыв. Энергия взрыва уп­лотняет грунт, создавая сферическую полость в которую немедленно устрем­ляется бетонная смесь из обсадной трубы.

Уширение разбуриванием выполняют специальными приспособлениями. Верх­нее уширение разбуривают в готовой скважине расширителем (рис. V.8, д), нижнее — фрезой (рис. V.8, е), увеличи­вая затем его втрамбовыванием вибро­штампом жесткой бетонной смеси (рис. V.8, ж).

Корневидное основание устраивают с помощью пакета железобетонных свай длиной до 1,5 м, в котором средняя имеет симметричное острие, а крайние заканчи­ваются скошенными наружу плоскостями (рис. V.8, к). Пакет опускают в освобожденную от грунта обсадную трубу и с помощью стальной мачты и вибропогру­жателя забивают в грунт основания. Косые плоскости крайних свай разводят их при этом в разные стороны, что и при­водит к значительному увеличению опор­ной площади буровой опоры (рис. V.8, л).

Для увеличения несущей способности набивных свай в песчаных грунтах, когда уширение пяты нерационально или не­возможно, применяют глубинное уплот­нение оснований. Изготовленную обыч­ным способом сваю после приобретения бетоном достаточной прочности подвер­гают вибрированию мощным низкочас­тотным вибропогружателем, под воздей­ствием которого происходит срыв сваи по боковой поверхности и ее осадка (добивка). В результате основание уплотняется и его несущая способность уве­личивается в 1,5—2 раза. Вибротрамбо­вание прекращают по достижении задан­ного отказа.

Буронабивные опоры глубокого заложения к большой несущей способности наиболее эффективно выполнять с помощью специальных комплексных агрегатов, состоящих из нескольких систем оборудования, предназначенных для бу­рения различными способами, погруже­ния и извлечения обсадной трубы, удаления пород и бетонирования различны­ми методами.

Отечественная установка такого типа БСО-1 (рис. V.9, а) обеспечивает изготовление опор глубиной 70 м и диаметром 820... 1220 мм при скорости проходки скважин до 6 м/ч.

Установки ЕДФ-55 французской фирмы «Беното» (рис. V. 9, б) позволяют делать буронабивные опоры глубиной до 120 м и диа­метром до 2100 мм. Скорость проходки скважин — до 6 м/ч.

Японские установки 20-ТН фирмы «Като» (рис. V.9, в) при скорости проходки грейфером 3...5 м/ч и ротором 18 м/ч обеспечивают получение опор диаметром до 1200 мм, глубиной до 27 м.

Использование таких установок во многих случаях может освободить от применения сложных опор глубокого заложения в виде опускных колодцев или кессонов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: