Лошадь — элегантное животное, а в сочетании с музыкой и австрийским стилем это что-то невероятное!
Венская школа Испанской Верховой Езды (Spanische Hofreitschule) была основана в 1572 году. Находится она на территории Хофбурга. Это не простой тренировочный манеж, а уникальное место. Здесь проходит своеобразное шоу – конный балет.
В этой школе классическое мастерство выездки сохранилось со времен Ренессанса. Прекрасные белые липицианцы под руководством наездников исполняют танцевальные движения точно под музыку.
Липицианская порода (или «танцующие венские жеребцы») была выведена в Словении, в городе Липице (Lipica) – на конном заводе эрцгерцога Карла II. Селекция производилась на основе карстовой породы лошадей с добавлением испанской, береберийской и андалузской крови. Впоследствии генетические качества породы улучшались кладрубскими и арабскими лошадьми. Молодая смена липиццанеров сегодня подрастает на коневодческой ферме Пибер в Штирии.
Липицанеры
Основная примета липициана – белая (точнее, светло-серая) масть. (Интересно, жеребята рождаются темными и только по прошествии нескольких месяцев светлеют.) Кони среднего роста, мощные, но элегантные, с пышным хвостом и гривой, с сильными крепкими ногами. По характеру липицианы – очень дружелюбные и обучаемые животные. Их учебная карьера начинается с 4-х лет.
Благодаря высокой обучаемости и природному плавному грациозному аллюру, эти кони издавна использовались в Европе для представительских целей. Они отлично подошли для занятий Испанской школы верховой езды, не имеющей аналогов в мире. Порода липициан после II Мировой войны была на грани исчезновения, но сохранилась в результате усилий директора школы Spanische Hofreitschule – Алоиса Подгайского.
|
Название «испанская школа» было дано этому заведению исключительно в честь главной ветви предков липиццанеров. Спортивный элемент «Le Pas Espagnol» («Испанский шаг») в дрессировке лошадей здесь никогда не использовался.
Более четырех столетий в заведении практикуют традиции «высокой школы» искусства верховой езды. Коней обучают по классическим канонам, проверенным столетиями. В программу входит множество фигур, аллюр, смена шага, прыжки и хореографические элементы: Pas de deux, кадриль. Ежедневно можно посещать утренние тренировки лошадей, а гала-представления «конного балета» проводятся по выходным.
Лошади танцуют под музыку Моцарта, Штрауса и Шопена; гарцуют под польку, вальс и полонез. Они вальсируют, ходят боком и встают на дыбы. И после Pas de deux, когда две лошади действуют симметрично, наступает кульминация — учебная кадриль, где восемь липиццанеров с наездниками устраивают балет белых жеребцов.
Музей Сисси в Хофбурге
В музее императрицы Сисси создана атмосферу печально-романтического флера, показана не помпезная сторона императорской жизни, а грустная история одинокой Сисси, ненавидевшей дворцовые церемонии. Здесь представлены личные покои и вещи Елизаветы, подлинные и воссозданные туалеты. Выставлено множество портретов, изображающих ее живую утонченную красоту, есть и посмертная маска императрицы.
Императрица Сисси – неординарная личность, красавица – любимица австрийского народа и всей Европы. Её яркая жизнь стала источником мифов и слухов, основой литературных произведений, мюзиклов и кино.
|
Прижизненных изображений Сисси сохранилось немного – прекрасная женщина панически боялась стареть и запретила писать собственные портреты. С 35 лет она совершенно прекратила позировать художникам и фотографам. Самый известный портрет, на котором императрица изображена в платье от Ворта, с бриллиантовыми звёздами в волосах, принадлежит кисти художника Винтерхальтера.
Это полотно и другие свидетельства жизни императрицы можно увидеть в музее Сисси (Sisi-museum), который находится в Хофбурге. Основал экспозицию художник-декоратор Рольф Лангенфасс.
Элизабет Амалия Евгения, дочь герцога баварского Максимилиана, родилась в Мюнхене в 1837 году. В 1848 году одиннадцатилетняя Сисси познакомилась с юным эрцгерцогом Францем Йозефом. Вскоре эрцгерцог стал императором, а через несколько лет обручился с 15-летней Элизабет.
Глядя на эти вещи, посетители могут оценить, насколько изящной и стройной была Элизабет. Всю жизнь, в любых обстоятельствах, она фанатично заботилась о фигуре: соблюдала диеты, много гуляла пешком, ездила верхом. Она часами занималась в специально оборудованном гимнастическом зале с кольцами и шведской стенкой.
Увлекалась Сисси и косметикой. У неё были роскошные волосы – тяжёлые и густые, волнами спадавшие до колен. Для них применялись специальные маски. В придворной аптеке готовились и другие снадобья для императрицы: лосьоны, кремы, эссенции. Сейчас в музее представлена дорожная аптечка Элизабет – в ней, в различных коробках и баночках, содержится шестьдесят три средства «для здоровья и красоты».
|
Однако не только заботой о красоте была занята жизнь Сисси. Она интересовалась политикой, изучала иностранные языки, писала стихи, рисовала. Среди экспонатов есть секретер с конвертами, лично раскрашенными императрицей, акварельные краски и кисти.
Известно о большой любви Элизабет к путешествиям и перемене мест. Австрийская железнодорожная компания изготовила для неё комфортабельный именной вагон. Реконструкция этого вагона-салона тоже представлена в экспозиции. Любила Сисси и морские круизы: на яхте «Miramar» путешествовала она по Атлантике и Средиземному морю, бывала на греческом побережье.
Жизнь Сисси была полна трагических потерь. В детском возрасте умерла её первая дочка – Софи; в 1889 году покончил с собой сын Рудольф. С того момента Элизабет не снимала траур. В музее выставлены траурные предметы гардероба императрицы: зонтик и веер, кольца и бусы из гагата и оникса. До самой смерти Сисси носила только траурные украшения.
Она часто думала о своей кончине. Первое завещание императрица составила ещё в 1875 году. Её преследовали болезни, она боялась стареть, а после гибели сына часто впадала в депрессию. В шестьдесят лет она вновь оставила мужа и отправилась странствовать по миру. В её дорожной аптечке были шприц и кокаин (в то время его ещё не считали наркотиком). Этот шприц в кожаной коробочке тоже хранится в музее Сисси.
Погибла императрица в Швейцарии, куда отправилась на лечение. Там, на берегу безмятежного Женевского озера, её ударил заточенным напильником анархист Луиджи Луккени. Похоронили Сисси рядом с сыном Рудольфом.
Музей Сисси открылся в императорских апартаментах Хофбурга 24 апреля 2004 года. В нём было представлено триста экспонатов из жизни императрицы.
Парламент
Австрийский парламент (Parlament) – здание 1874–83 гг. в неогреческом архитектурном стиле, построенное по проекту Теофила Эдварда Хансена. Грандиозный комплекс стоит на Рингштрассе возле Хофбурга. Его называют «Высший Дом» – Hohes Haus. Как внешне, так и внутри Парламент напоминает афинский античный храм. Хансен не просто создал проект, а продумал пластическое оформление и даже элементы интерьера – от светильников до картин на стенах. Перед парламентскими ступенями с 1902 года установлен фонтан со скульптурной группой Афины – работа Кундманна, Тотенхайна, Хэрдльта. В апреле 1945-го венский Парламент был разрушен до руин, но канцлер Реннер пообещал воссоздать «храм свободы». К 1956 году архитектурный шедевр Хансена полностью восстановили.
Архитектура здания
Перед пандусами здания установлены конные статуи; античные квадриги воздвигнуты по углам крыши Парламента. На фронтоне главного корпуса расположена пластическая композиция, символизирующая четырнадцать австрийских земель времён империи.
Общая площадь парламентского здания – около 14 тыс. м²; его длина составляет 151 м, ширина – 132 м; в нём всего 910 окон. Кроме палат для заседаний в огромном комплексе есть библиотеки, переговорные комнаты, лобби, бары, спортзалы, комнаты отдыха.
В годы II Мировой войны здание было разрушено. Полное восстановление проводилось в 1955–56 гг. Сегодня часть помещений Венского рейхстага открыта для туристических посещений.
Музей истории искусств
Музей истории искусств (KHM) находится на южной стороне площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz). Необарочное здание, созданное по плану Готфрида Земпера, предназначалось для показа богатейшего художественного собрания императорского двора. Первый этаж Kunsthistorisches Museum отдан искусству античного мира, Древнего Египта и Востока, а так же собранию Кунсткамеры (в настоящее время закрыта); на втором – картинная галерея западного искусства: полотна барокко, маньеризма, итальянского Ренессанса. Третий этаж занимают нумизматические экспозиции.
Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum) – это собрание художественных предметов, археологических экспонатов, античных памятников, нумизматических редкостей; картинная галерея мирового значения. Учреждение находится в ведении австрийского Министерства культуры.
Музей стоит на площади Марии Терезии. Вместе с другим идентичным ему зданием – Музеем Естествознания, красивым небольшим парком и памятником императрице, он входит в архитектурный ансамбль Maria Theresien-Platz.
Фасад музея облицован резным песчаником. Постройка имеет форму прямоугольника, увенчанного 60-метровым куполом. Внутренние интерьеры щедро украшены мраморным и гипсовым рельефным декором. В главном корпусе музея девяносто один зал.
Проект здания был создан архитектором Готфридом Земпером и бароном Карлом фон Хазенауером в середине XIX столетия.
Начало музейному собранию было положено Императорским домом Австрии. Габсбурги собирали и хранили предметы искусства и старинные ценности с XV столетия. Крупнейший вклад внёс Фердинанд II, долгое время формировавший коллекцию художественных произведений в своём замке Амбрас. В Вене сегодня представлены лучшие, раритетные экземпляры из эрцгерцогского наследия.
Немало сделал для будущего музея и Рудольф II. В Пражском Граде он открыл Кунсткамеру, основал картинную галерею. Из этих собраний самые яркие экспонаты также были перевезены в Венский музей. Это Рудольф долго собирал произведения Дюрера и Брейгеля-старшего, которые сейчас являются главной гордостью живописной экспозиции Kunsthistorisches Museum.
Отцом-основателем музея историки называют эрцгерцога Леопольда-Вильгельма. Почти десятилетие он был губернатором Южных Нидерландов. За это время он успел собрать обширную коллекцию картин, покупая их на аукционах в Брюсселе. Галерея, собранная Леопольдом-Вильгельмом, считается самой содержательной в Европе. В неё вошли картины Джорджоне, Тициана и Веронезе, Тинторетто и Рубенса; работы Мантеньи и Ван Эйка.
Сокровища Габсбургов были открыты для публики при Марии Терезии. Произведения свозили из многих фамильных замков, дворцов, частных галерей и сгруппировали их по географическому и хронологическому признакам. Предметы искусства долгое время выставлялись в нескольких дворцах: в Верхнем Бельведере, в Нижнем Бельведере, в Хофбурге.
Открытие венского Музея истории искусств состоялось в 1889 году. С 1918 года это собрание, как и все наследие Габсбургов, было экспроприировано в пользу государства. В годы II Мировой войны здание на Maria Theresien-Platz было серьёзно разрушено, но основную часть бесценных произведений австрийцы вывезли и спрятали ещё перед войной. Музей вновь открылся в 1959 году.
Наука Австрии
Зи́гмунд Фрейд (правильная транскрипция — Фройд[;полное имя Сигизму́нд Шло́мо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие трансфера и контр-трансфера, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
Немаловажным для развития фрейдизма было описание учёным защитных механизмов, функционирующих в психике человека. По Фрейду, защита — это психологический механизм противостояния тревоге, который, в отличие от конструктивных действий, направленных на решение проблемной ситуации, искажает или отрицает реальность, отмечают Фрейджер и Фейдимен.
Одним из основных инструментов психоаналитика в работе с пациентом является разработанный Фрейдом метод свободных ассоциаций. Свободные ассоциации — это высказывания, основанные на произвольном изложении любых мыслей относительно чего бы то ни было. Одноимённый метод лежит в основе психоанализа и является одним из основных его приёмов. Применение данного метода позволило полностью отказаться от применения гипноза на сеансах и, по словам самого Фрейда, послужило толчком к становлению и развитию психоанализа.
Другой важнейший инструмент психоаналитика в его работе представлен техникой толкования сновидений. Толкование сновидений — это процесс раскрытия смысла и значения снов, направленный на расшифровку их бессознательного содержания. Согласно представлению Фрейда, сновидения представляют собой психические явления, которые являются отражением чего-то существующего в душе человека, о чём сам сновидец не догадывается; таким образом, индивид никогда не осознаёт истинный смысл своего сновидения. Работа психоаналитика, соответственно, сводится к тому, чтобы раскрыть перед человеком этот смысл. Построением свободных ассоциаций к отдельным частям сновидения человек раскрывает его истинную сущность, бессознательно ориентируясь на его реальное содержание. Процесс толкования заключается в переводе явного содержания сновидения (то есть его сюжета) в скрытое содержание.
Грегор Иоганн Мендель
Австрийский биолог и ботаник, монах-августинец, аббат. Основоположник учения о наследственности. Открытие им закономерностей наследования моногенных признаков (эти закономерности известны теперь как Законы Менделя) стало первым шагом на пути к современной генетике.
Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 года в крестьянской семье смешанного немецко-славянского происхождения, в маленьком сельском городке Хейнцендорф на моравско-силезской границе (Австрийская империя, позже Австро-Венгрия, теперь Гинчице (часть села Вражне) у Нового Йичина, Чехия). Дата 22 июля, которая нередко приводится в литературе как дата его рождения, на самом деле является датой его крещения.
Интерес к природе он начал проявлять рано, уже мальчишкой работая садовником. После деревенской школы Мендель в 1840 окончил шесть классов гимназии в Троппау (сейчас Опава). Затем в 1841 поступил в философские классы института Ольмюца (в настоящее время Оломоуц, Чехия), и окончил их. Хорошие отношения с духовными лицами — преподавателями университета, а также серьёзные материальные затруднения привели Менделя к решению «занять положение, освобождающее от мучительных забот о пропитании». В 1843 он постригся в монахи Августинского монастыря Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия) и взял имя Грегор. С 1844 по 1848 год учился в Брюннском богословском институте. В 1847 году стал священником. Самостоятельно изучал множество наук, заменял отсутствующих преподавателей греческого языка и математики в одной из школ. Сдавая экзамен на звание преподавателя, получил неудовлетворительные оценки по биологии и геологии. В 1849—1851 годах преподавал в Зноймской гимназии математику, латинский и греческий языки. В период 1851—1853 годов, благодаря настоятелю, обучался естественной истории в Венском университете, в том числе под руководством Франца Унгера — одного из первых цитологов мира.
Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями.
В 1854 году Мендель получил место преподавателя физики и естественной истории в Высшей реальной школе в Брюнне, не будучи дипломированным специалистом. Ещё две попытки сдать экзамен по биологии в 1856 году окончились провалом, и Мендель оставался по-прежнему монахом, а позже — аббатом Августинского монастыря в Старе Брно.
Вдохновившись изучением изменений признаков растений, с 1856 по 1863 год стал проводить опыты на горохе в экспериментальном монастырском саду и сформулировал законы, объясняющие механизм наследования, известные нам как «Законы Менделя».
В ходе двух заседаний, 8 февраля и 8 марта 1865 года, Мендель доложил результаты своих опытов брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада в очередном томе «Трудов Общества…» под названием «Опыты над растительными гибридами». Этот том попал в 120 библиотек университетов мира. Мендель заказал 40 отдельных оттисков своей работы, почти все из которых разослал крупным исследователям-ботаникам. Но работа не вызвала интереса у современников.
Мендель сделал открытие чрезвычайной важности, и сам сначала был, по-видимому, в этом убеждён. Но потом он предпринял ряд попыток подтвердить это открытие на других биологических видах, и с этой целью провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки — растения семейства Астровые, затем — по скрещиванию разновидностей пчёл. В обоих случаях его ждало трагическое разочарование: результаты, полученные им на горохе, на других видах не подтверждались. Причина была в том, что механизмы оплодотворения и ястребинки, и пчёл, имели особенности, о которых в то время науке ещё не было известно (размножение при помощи партеногенеза), а методами скрещивания, которыми пользовался Мендель в своих опытах, эти особенности не учитывались. В конце концов, великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие.
В 1868 году Мендель был избран аббатом Старобрненского монастыря и больше биологическими исследованиями не занимался. Только в начале XX века, с развитием представлений о генах, была осознана вся важность сделанных им выводов (после того, как ряд других учёных, независимо друг от друга, заново открыли уже выведенные Менделем законы наследования)
Карл Ла́ндштейнер
(нем. Karl Landsteiner; 14 июня 1868, Вена — 26 июня 1943, Нью-Йорк) — австрийский и американский врач, химик, иммунолог, инфекционист. Первый исследователь в области иммуногематологии и иммунохимии, автор трудов по молекулярной и клеточной физиологии реакции организма на размытые антигены и возникающие при этом специфические и неспецифические явления. Лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине (1930) за открытие групп крови у человека, позволившее сделать переливание крови рутинной медицинской практикой. Лауреат премии Альберта Ласкера в области клинических медицинских исследований[en]* (1946, посмертно).
В декабре 1890 года принял католичество, что открывало ему академическую карьеру. В феврале 1891 года окончил медицинский факультет Венского университета с дипломом доктора медицины. Затем работал в университете педагогом.
В 1891—1896 годах заинтересовался химией, которую изучал в течение 5 лет, практикуясь в Вюрцбурге, Мюнхене и Цюрихе.
В 1896 году вернулся в Вену, устроился ассистентом в Венский институт гигиены. В этом же году он установил, что лабораторные культуры бактерий могут быть агглютинированы путём добавления иммунной сыворотки крови.
С 1898 года работал на кафедре патологической анатомии Венского университета. Наставниками его были профессор А. Вейхсельбаум, установивший бактериальную природу менингита, и А. Френкель, открывший пневмококков (диплококк Френкеля). В это время он увлекся иммунологией.
В 1900 году Ландштейнер, тогда ассистент Венского института патологии, взял кровь у себя и пяти своих сотрудников, отделил сыворотку от эритроцитов c помощью центрифуги и смешал отдельные образцы эритроцитов с сывороткой крови разных лиц и с собственной. В совместной работе с Л. Янским по наличию или отсутствию агглютинации Ландштейнер разделил все образцы крови на три группы: А, В и 0. Два года спустя ученики Ландштейнера А. Штурли и А. Декастелло открыли четвертую группу крови — АВ. Обратив внимание на то, что собственная сыворотка крови не дает агглютинации со «своими» эритроцитами, ученый сделал вывод, известный сегодня как непреложное правило Ландштейнера: «В организме человека антиген группы крови (агглютиноген) и антитела к нему (агглютинины) никогда не сосуществуют». За свои открытия Ландштейнер получил в 1930 году Нобелевскую премию.
В мае 2005 года, в ходе 58-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, в Женеве было принято решение 14 июня (день рождения Карла Ландштейнера), ежегодно проводить Всемирный день донора крови (Резолюция WHA58.13).
Шрёдингер, Эрвин
Э́рвин Ру́дольф Йо́зеф Алекса́ндр Шрёдингер (нем. Erwin Rudolf Josef Alexander Schrödinger; МФА: [ˈɛrviːn ˈʃrøːdɪŋɐ]; 12 августа 1887, Вена — 4 января 1961, там же) — австрийский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1933). Член ряда академий наук мира, в том числе иностранный член Академии наук СССР (1934).
Шрёдингеру принадлежит ряд фундаментальных результатов в области квантовой теории, которые легли в основу волновой механики: он сформулировал волновые уравнения (стационарное и зависящее от времени уравнения Шрёдингера), показал тождественность развитого им формализма и матричной механики, разработал волновомеханическую теорию возмущений, получил решения ряда конкретных задач. Шрёдингер предложил оригинальную трактовку физического смысла волновой функции; в последующие годы неоднократно подвергал критике общепринятую копенгагенскую интерпретацию квантовой механики (парадокс «кота Шрёдингера» и прочее). Кроме того, он является автором множества работ в различных областях физики: статистической механике и термодинамике, физике диэлектриков, теории цвета, электродинамике, общей теории относительности и космологии; он предпринял несколько попыток построения единой теории поля. В книге «Что такое жизнь?» Шрёдингер обратился к проблемам генетики, взглянув на феномен жизни с точки зрения физики. Он уделял большое внимание философским аспектам науки, античным и восточным философским концепциям, вопросам этики и религии.
Ганс Аспергер
родился на ферме под Веной, был старшим из трёх братьев. Рос замкнутым ребёнком, в раннем возрасте проявил талант к языкам. В 1920-е годы участвовал в молодёжных движениях. После окончания гимназии изучал медицину в Вене. Защитил докторскую диссертацию в 1931 г. и устроился ассистентом в детскую клинику Венского университета, где с 1932 г. руководил лечебно-педагогическим отделением. Одной из его пациенток была будущая писательница Эльфрида Елинек.
В 1934 г. переехал в Лейпциг, где стал работать в психиатрической больнице. Женился в 1935 г. на Ханне Кальмон, которая родила ему пятерых детей.
Точно неизвестно, чем занимался Аспергер в начале Второй мировой войны. В дальнейшем он служил военным врачом в Хорватии, с 1944 по 1945 год[.В 1944 г. Аспергер опубликовал первое описание позже названного в его честь синдрома, который он называл «аутистической психопатией»[. В том же году получил постоянное место в Венском университете, где в течение двадцати лет занимал кафедру педиатрии, а в 1946 г. стал директором венской детской клиники. Также работал в Инсбруке, а, начиная с 1964 г., возглавлял так называемую Детскую деревню SOS-Kinderdorf в Хинтербрюле. Аспергер не прекращал работы до конца жизни и за шесть дней до смерти ещё читал лекции.
Всего за свою жизнь опубликовал более 300 работ, главными темами которых были «аутистическая психопатия» и смерть. Поскольку его публикации выходили на немецком языке и мало переводились, вначале его работы не пользовались большой известностью. Лишь в 1990-е годы синдром Аспергера стал известен широкому кругу специалистов.
Лиза Мейтнер
(Майтнер; нем. Lise Meitner, 17 ноября[5] 1878, Вена — 27 октября 1968, Кембридж) — австрийский физик и радиохимик. Проводила исследования в области ядерной физики, ядерной химии и радиохимии. В её честь был назван 109-й элемент таблицы Менделеева — мейтнерий.
Лиза Мейтнер родилась в Вене, была третьей из восьми детей в еврейской семье; её отец Филипп Мейтнер был известным в конце XIX века шахматистом. Как случалось тогда со многими молодыми женщинами, искавшими себя в науке, родители были против её поступления в университет, однако Мейтнер настояла на своём, и 1901 году поступила в Венский университет, где начала изучать физику под руководством Людвига Больцмана и Франца Экснера. В 1905 году она первой среди женщин в университете получила степень PhD в области физики. После этого Мейтнер отправилась в Институт кайзера Вильгельма в Берлин, чтобы начать изучение химии под руководством Макса Планка и работать вместе с Отто Ганом. Используя свои знания по физике и знания Гана по химии, они проработали вместе 30 лет.
В 1908 году крестилась, обратившись в лютеранство.
В 1917 году Ган и Мейтнер открыли первый долгоживущий изотоп протактиния.
В 1923 году Лиза Мейтнер открыла безызлучательный переход, получивший название эффект Оже в честь французского исследователя Пьера Виктора Оже, который независимо открыл его в 1925 году.
После открытия нейтрона в 1932 году возник вопрос о создании трансурановых элементов. Началось соревнование между Эрнестом Резерфордом из Англии, Ирен Жолио-Кюри из Франции, Энрико Ферми из Италии и Лизой Мейтнер вместе с Отто Ганом из Берлина. Все они считали, что это будет абстрактное исследование, за которым последует Нобелевская премия. Ни один из них не предполагал, что эти исследования закончатся созданием ядерного оружия.
После аншлюса Австрии в 1938 году Дирк Костер убедил Мейтнер покинуть Германию и отправиться в Швецию. Из-за еврейского происхождения у неё не было действительного паспорта, и её чуть было не задержали на границе. Благодаря счастливой случайности Мейтнер сумела пересечь границу с Голландией.
Лиза Мейтнер продолжила работу в институте Манне Сигбана в Стокгольме, но, вероятно из-за предвзятого отношения к женщинам-учёным у Сигбана, работала одна, не получая никакой поддержки.
В ноябре Ган и Мейтнер тайно встретились в Копенгагене для того, чтобы обсудить новую серию экспериментов, для этой цели они также обменивались письмами. В лаборатории Гана в Берлине были проведены эксперименты по доказательству расщепления ядра. Из сохранившейся переписки следует, что Ган никогда бы не поверил в расщепление ядра, если бы Мейтнер не убедила его в этом. Ей первой удалось расщепить атомное ядро на части: ядра урана распадались на ядра бария и криптона, при этом выделялось несколько нейтронов и большое количество энергии. В декабре 1938 года Нильс Бор в своём письме отмечал, что в процессах бомбардировки атомов урана энергии выделяется гораздо больше, чем предполагается теорией нераспадающейся оболочки. Многие утверждают, что Лиза Мейтнер первой провела расчёты с учётом того, что оболочки могут распадаться.
По политическим соображениям Лизе Мейтнер запрещалось публиковаться вместе с Отто Ганом в 1939 году. Ган опубликовал данные по химическому эксперименту в январе 1939 года, а Мейтнер описала физическое обоснование эксперимента месяцем позже, вместе со своим племянником, физиком Отто Робертом Фришем. Мейтнер заметила, что процесс ядерного деления может породить цепную реакцию, которая может привести к большим выбросам энергии. Это заявление вызвало сенсацию в научной среде. Знания, при помощи которых можно было создать оружие невероятной силы, могли оказаться в немецких руках. Американские учёные Лео Силард, Эдвард Теллер и Юджин Вигнер убедили Альберта Эйнштейна написать предупреждающее письмопрезиденту Франклину Рузвельту, после чего был создан проект Манхэттен. Будучи по убеждениям пацифисткой, Мейтнер отказалась работать в Лос Аламосе, заявив: «Я не буду делать бомбу! »
В 1944 году Отто Ган получил Нобелевскую премию по химии за открытие ядерного распада. По мнению многих учёных, Лиза Мейтнер заслуживала той же почести, однако Отто Ган заявил, что премия должна вручаться только за достижения по химии. Сама Мейтнер писала, что Ган, безусловно, заслуживал премии, но её с Фришем работа была немаловажным вкладом в прояснение процесса расщепления урана. Многие утверждают, что Мейтнер не дали Нобелевскую премию из-за того, что одним из членов комитета был Сигбан, недолюбливавший её. Мейтнер так и не дождалась Нобелевской премии по физике. Однако в 1966 году Ган, Штрассман и Мейтнер вместе получили премию Энрико Ферми. В 1946 году «National Women’s Press Club» (США) назвал Лизу Мейтнер «Женщиной года». В 1949 году она была награждена медалью имени Макса Планка.
Научный фонд и Межгосударственная ассоциация последипломного образования Австрии учредили исследовательские стипендии имени Лизы Мейтнер, присуждаемые за научные исследования в области атомной физики.