Упражнение: «Имена прилагательные».
Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.
Каждый участник выбирает прилагательное - качество, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же букв, что и имя участника. Первый называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, ласковая Лена). Таким образом, каждый участник характеризует свои положительные качества, попадая в атмосферу положительных эмоций, и создает ее сам.
В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:
· Какие эпитеты меня впечатлили?
· Какие имена мне было трудно запомнить?
· К кому я теперь испытываю интерес?
РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ "КАКТУС"
Задание очень простое: "Нарисуй кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии!
Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.
После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:
1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?
2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
3. О нем кто-нибудь заботится?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ рисуночного теста "Кактус" (с примером)
Общие параметры:Пространственное положение:
Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.
|
Размер рисунка:
Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.
Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.
Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.
Характеристики линий:
Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.
Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:
Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.
Специфические особенности:
Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения), вниз - на младших (слабых, зависимых, детей).
Домашний кактус (в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.
Дикий кактус (растет в пустыне) - чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).
Цветок, необычная форма, украшения - женственность, демонстративность (любит быть в центре внимания).
Наличие выступающих отростков - открытость.
Отростки, зигзаги расположены внутри контура - замкнутость.
"Радостный" кактус, яркие цвета - оптимизм, эмоциональный подъем.
Заштрихованный кактус, темные цвета - тревожность, сниженное настроение.
Наличие других кактусов, растений или животных - экстравертированность (общительность).
|
Только один кактус (неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.
· Какой кактус у вас получился?
· Что вы узнали о себе нового?
Упражнение: «Лес»
Цель: возможность понять себя и разобраться о представление об окружающем мире.
Представьте, что вы гуляете по лесу.
· Что вы видите и чувствуете при этом?
· Какие там деревья?
· В лесу ярко или темно?
Лес – это наше представление об окружающем мире в период нашего взросления.
Если в вашем лесу много зверей, которые резвятся и играют, ваш мир в этот период был беззаботным и безопасным. Количество и наличие деревьев и света в лесу – это взрослые и их влияние на вас.
Чем больше высоких деревьев, тем больше взрослые влияли на вас. Освещение представляет властность и авторитетность взрослых.
Чем больше яркого света в лесу, тем больше у вас было свободы для себя и тем меньше вы чувствовали их властность. Но при этом это не значит, что взрослые вами пренебрегали и игнорировали вас.
Чем более темный лес, тем больше ограничений вы чувствовали и скорее всего, часто оказывались в трудных ситуациях.
· Узнали ли вы про себя что-то новое?
· Какие впечатления на вас произвело это упражнение?
· Что оказалось вам трудным, а что далось легко?
Упражнение «Я — уникальный»
Цель: понимание уникальности и значимости каждого человека, себя в том числе.
Материал: 2 мяча
На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим.
Ведущий передает налево и направо два мяча разного цвета. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все...», и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я, не как все...».
Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.
· Что вы поняли для себя после данного упражнения?