ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?




ISBN 5—8114—0112—4

Дидактическое учебное пособие, построенное как система игровых и занимательных упражнений, позволяет развить на высоком уровне фонематический слух дошкольников, что предупреждает появление дисграфических ошибок при обу­чении грамоте и способствует интенсивному развитию навы­ка чтения целыми словами.

Для воспитателей детских садов, методистов, логопедов, педагогов начальной школы, родителей.

ББК 74.1

Охраняется законом РФ об авторском праве.

Воспроизведение всей книги или любой ее части

Запрещается без письменного разрешения издателя.

Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

© Издательство «Лань», 1999 © Алтухова Н. Г., 1999 © Издательство «Лань»,

художественное оформление, 1999


ПРЕДИСЛОВИЕ

СОВЕТЫВЗРОСЛЫМ

Современная школа требует от детей, поступа­ющих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в ум­ственном плане, к анализу и обобщению.

Цель данного методического пособия — пра­вильная и эффективная подготовка к обучению языку — реализуется на уровне звукового анали­за слов.

Звуковой анализ — это:

1. определение порядка звуков в слове;

2. выделение отдельных звуков;

3. различение звуков по их качественным ха­
рактеристикам (гласный — согласный, твердый —
мягкий).,

Во время занятий ребенок вслушивается в сло­ва и звуки, интонационно выделяет звуки в сло­вах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбира­ет слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выде­лять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

Дидактические игры проводятся при повторе­нии и закреплении пройденного материала. Они


направлены на увеличение словарного запаса, со­вершенствование звуковой культуры речи.

В процессе обучения дети последовательно ов­ладевают анализом все более сложных по струк­туре слов. Они учатся вслушиваться н звуки речи, различать ударные и безударные гласные, срав­нивать слова по звуковым моделям, находить сход­ство и различие и т. д. В результате дети уже в 5 лет приобретают широкую ориентировку в зву­ковом строе речи, столь необходимую для обуче­ния чтению, грамотному письму в школе, для изу­чения родного языка.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полно­ценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошколь­ника. С помощью развлекательных моментов ста­райтесь поддерживать стойкий интерес к заняти­ям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения.

Не теряйте карточки из разрезного дидактичес­кого материала! Некоторые из них используются в нескольких играх.

Выполнение упражнений типа «Зоопарк», «Что сказали звери?», «Волшебник», «Читаем по кар­тинкам», «Отгадай имя...» позволяют избежать ошибки «неузнавания» слова при обучении чтению: ребенок читает, но не слышит, что прочитал. По­этому упражнения и игры данного типа рекомен­дуется проводить регулярно. Воспользуйтесь елоч­ными флажками, старыми открытками, календа­риками: доступно, ярко, интересно.

Схемы слов ребенок может составлять при по­мощи мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев. Дополнительная нагрузка на мелкую мускулату-


ру создается, если пуговицы хранятся в прозрач­ной бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать или закрывать самостоятельно.

Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мышцы пальцев. На жетонах написаны буквы, но специально внимание на них не заостряется, запоминание происходит непро­извольно. Затем начинается процесс узнавания. Наиболее любознательные дошкольники самосто­ятельно начинают складывать слова из жетонов и читать.

Не рекомендуется переходить к следующим за­нятиям, пока не освоен материал предыдущих. Вы­полнив все упражнения по всем темам, ребенок начинает читать целыми словами, что облегчает ему восприятие лексического значения слова и спо­собствует развитию речи.


введение:


РАЗВЕДЧИК

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.


 


УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Нас окружает мир, полный разных удивитель­ных звуков. Все, что мы слышим и все, что про­износим — это звуки. А много ли звуков мы мо­жем различить?

Давайте посидим минуточку очень тихо: кто ка­кие звуки услышит?

УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Уга­дай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно рука­ми бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять пред­метом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Собери предметы, которые при соприкоснове­нии друг с другом звенят: ложки, тарелки, метал­лические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.


ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: лег­ковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом да­вать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

ИГРА В КОМАНДЕ

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

МОРЗЯНКА

Слушай внимательно ритм, который я тебе про­стучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

Я попробую звуками изобразить какой-то пред­мет: паровоз, машину, самолет, свистящий чай­ник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угады­вай. Если угадаешь — тебе водить.


УГАДАЙ, КТО Г(ШО1»ИТ

Угадай, кто это произносит:

Московское время 5 часов 10 минут.

Налить вам еще чаю?

Открой рот и скажи «Ли».

Раз, два, три, водишь ты!

Сегодня ночью и завтра днем переменная
облачность, без осадков.

Осторожно, двери закрываются. Следующая
остановка
«Детский мир».

ЧТО ЭТО?

На магнитофонную кассету записаны звуки. Угадай, что именно.

а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье ча­
сов, шипение и скворчанье еды, жарящейся на
сковороде, урчание холодильника, телефонный
звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот ма­
лыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кла­
дут на стол, в мойку), скрип стула, стук закрыва­
ющейся двери, позвякиванье ложки в стакане,
стук в дверь, щелчок выключателя.

б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, рас­
каты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающей­
ся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скре­
жет и визг тормозов, детский смех, звук движу­
щегося трамвая, звук пролетающего самолета,
пение птиц.

г) Магазин: работает касса, катят контейнеры,
позвякивание чашек в кафетерии.


ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?

Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будиль­ника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пу­говицы, спичечный коробок и т. д.)

ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА

Наша речь, слова, которые каждый из нас про­износит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозмож­но. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень бога­ты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Что­бы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА

Для проведения игровых занятий вам будет ну­жен картон различных цветов. Жетоны представ­ляют собой квадраты 3 х 3 см. Кроме цветного картона, вам потребуется три листа с начерчен­ными сетками в 9 (3 х 3), 16 (4 х 4) и 25 (5 х 5) квадратов. Квадраты на листах такого же разме­ра, что и жетоны.

Перед тем как начать выкладывать узор, убе­дитесь, что ребенок знает названия цветов.

Научить различать цвета поможет такая игра. На столе разложить жетоны, необходимые для со­ставления данного узора. Называя цвет, прикасай­тесь к жетону такого же цвета; одновременно к это­му жетону должен прикоснуться ребенок. Предна­меренно и неожиданно опустите руку не на тот жетон, цвет которого назвали. Ребенок же должен не сбиться, а показать правильный жетон.

а) Лист 3x3. Жетоны красные и синие. Объяс­нение. Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звуков [К] или [К'], клади жетон красного цвета, если со звуков [С] или [С] — сине­го цвета. Раскладывать жетоны надо с самого вер­хнего левого угла, сначала верхний ряд, потом вто­рой затем третий. Если будешь внимательно слу­шать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у тебя получится красивый узор.


Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свекла, кино.

б) Лист 3x3. Жетоны желтые и зеленые.
Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф,
замок, жар-птица, золото.

в) Лист 4x4. Жетоны зеленые, красные, черные.
Слова: заболеть, кормить, чистить, забывать, кар­
кать, чирикать, завивать, кудахтать, чесать, зевать,
кусать, чихать, заикаться, копать, читать, замерзать.

г) Лист 4x4. Жетоны синие, красные, желтые,
зеленые.

Слова: свистеть, жарить, кашлять, закрывать, же­лать, кипятить, зевать, синеть, ковырять, зани­мать, скучать, жмуриться, заикаться, сидеть, же­вать, клевать.

д) Лист 5x5. Жетоны черные, красные, зеленые, желтые, синие.

Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной, железо, свеча, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья, черепаха, кран, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф.

ФЛОМАСТЕРЫ

У меня 12 фломастеров разного цвета. Я загада­ла цвет одного из них. Если ты догадался какого, возьми его в руки:

[ж]..., [з']..., [к]..., [с']..., [ч']...

Покажи фломастером все предметы, названия которых начинаются с того же звука, что и цвет.


ЗООПАРК

Посмотри ни игрушки. По первым звукам на­званий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

ЧТО СКАЗАЛИ ЗВЕРИ?

Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь жи­вотных и птиц:

«Что сказала корова?» — мышь, утка (му). «Что сказала кукушка?» — кот, утка (ку). «Что сказала курочка?» — корова, ослик (ко).

Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.


Например, слово «кот» задумали. Как я могу тебе помочь? (кукла, ослик, топор). Давай потренируемся.

ЧИТАЕМ ПО КАРТИНКАМ

На листе нарисованы или наклеены 8 — 4 кар­тинки. По первым звукам изображенных на них предметов угадай слово:

ГРИБЫ— УДОЧКА — СЕТКА (гусь)

СВЕЧА — ОЗЕРО — ЛИСА (соль)


 



ВОЛШЕБНИК

Сегодня к нам придут гости. Я научу тебя од­ному фокусу. Покажем гостям, чтобы не скучали. Вот два набора картинок:

а) кот, лук, слон, рак, мак, мост;

б) кукла, ослик, топор, ложка, утюг, стул, мо­
лоток, автобус, роза.

В то время, когда ты выйдешь из комнаты, я попрошу гостей загадать картинку из первого на­бора. А сама в это время незаметно составлю сло­во по первым звукам названий предметов карти­нок второго набора.

Когда ты вернешься, то боа труда по моей под­сказке догадаешься, какое слово загадано.


МЫШЬ — АРТИСТ — КРОКОДИЛ (мак)



 


М И1111СЛ ЛСТРА — ЧАСЫ(мяч)


КОТ — ЛЫЖИ — ОСЕНЬ — УХО — НОГИ (клоун)


 





 


 


ЗЕБРА — ИГРУШКИ — МАШИНА

(зима)


— АРБУЗ


КОНЬ — НЕЗНАЙКА — ИГОЛКИ — ГОРА — АИСТ

(книга).


 




 


КИСТЬ — ИГОЛКА — НОС — ОСЛИК (кино)


 

ВАРЕЖКА —

ОБРУЧ — ЛОШАДЬ — КОТЯТА

(волк)

РОМАШКА - ОСТРОВ - ЗОНТ - АНАНАС (роза)


ОТГАДАЙ ИМЯ

Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух):

а) Волк — абрикос — сирень — ананас.

б) Торт — облако — лиса — аист.

в) Вилка — игла — тюбик — арбуз.

г) Астра — ноты — тополь — ослик — новость.

Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах:

а) Обруч — лимон — аист.

б) Арбуз — незабудка — актер.

в) Танец — артист — нитки — астра.

г) Носки — автобус — самолет — телевизор —
Африка.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОГО ЗВУКА В СЛОВЕ


 

— Что за цветы на том берегу?

— Эти цветы очень красны?

— Первые вестники скорой весны?


 


ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА

а) Лист 3x3. Жетоны алого и оранжевого цве­
тов. Оранжевые жетоны назовите «квадраты цве­
та осени».

Слова: кино, молоко, пальто, окно, парта, звез­да, метро, река.

б) Лист 4x4. Жетоны малиновые и голубые.
Голубые жетоны назовите «квадраты цвета неба».

Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, сон, паром, загон, дом, бутон, батон, гром, шлем.


ЦЕПОЧКА

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.


ГОРЛЫШКО БОЛИТ

а) Произнеси первый звук только губами, без
звука, а остальные звуки — вслух.

б) Произнеси губами без звука все слово, толь­
ко последний звук вслух.

Слова: кот, пар, пес, лес, зима, крем, бутон.

ЭХО

— Это лесное, спросить я могу?

— Агу, агу, гу, гу, у, у.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВЕ

ЗВУКИ [Л], [Л']

1. Добавляя в конце каждого слова звуки [л]
или [л'], догадайся, что я загадала:

сто..., го..., мо..., со..., ба..., вокза..., дяте..., апре..., ию..., футбо..., подва..., за....

2. Начни слово звуком [л] ([л']):

...ось,...ипа,...уна,...ебедь,...адонь,...ук,...ошадь,...оскут,...ето,...асточка,...андыш.

3. Я буду рукой показывать тебе на предметы,
а ты произноси вслух названия тех, в которых есть
звуки [л] или [л']:

стена, пол, потолок, туфли, мишка, кукла, стул, платье, рука, пальцы, мыло, штора, мальчик, девочка, клоун...

4. «Живое — неживое». Назови по три «живых»
и «неживых» слова, которые начинаются с [л] ([л']).

5. Выбери из игрушек те, в названии которых
есть звуки [л] и [л']:

мышь, кошка, слон, лягушка, осел, козлик, чере­паха, лось, суслик, заяц, олень, лошадь, лиса, лев.

6. Нарисуй 5 животных, в названии которых
есть звуки [л], [л'].


7. В названии какого цвета есть звуки [л], [л']?

Что бывает голубым? Что бывает белым? Что бывает зеленым? Что бывает желтым? Что бывает черным?

8. Лимон — желтый. По названию лимона люди
называли цвет «лимонный». Лимонный — такой
же, как лимон.

Выбери жетоны лимонного цвета. Выложи ими и коричневыми жетонами узор «Звуковой мозаи­ки». Если в слове есть звуки [л], [л'], клади ли­монный жетон. Если нет — коричневый. Лист 5x5. Слова: волна, салон, главное, пламя, лодка, лето, слово, море, купол, вафля, укол, маши­на, кран, сосна, заколка, кот, кукла, книга, смо­ла, тетрадь, перо, пол, медведь, хлеб, собака.

9. Посмотри: здесь 10 конфет. В названиях пяти
есть звуки [л] или [л']. Эти конфеты я положу в
свою коробку. Если ты угадаешь название одной
из моих конфет с первого раза — получишь ее. Если
ошибешься — отдашь конфету из своей коробки.

(«Ласточка», «Трюфели», «Белочка», «Голубка», «Ландыш», «Гусиные лапки», «Суфле», «Палитра».)

10. Вот жевательная резинка «Лав из...» со вку­
сом лимона и вишни. Получишь ее, если правильно
составишь «Звуковую мозаику».

Жетоны нужны лимонные и вишневые. Если в слове есть звук [л] ([л']), клади лимонный жетон, если [в] ([в']) — вишневый. Лист 3x3.

Слова: ложка, веник, поле, кролик, полотенце,

карамель, коврик, повар, весна.


11. Выучи скороговорку:

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

ЗВУКИ |М1, [М']

1. Ненастоящая гимнастика.
«Бег на месте».

«Пройдись» спортивным шагом на месте. Звук [м] произноси через нос как можно дольше.

2. Разучи скороговорку:

На речной мели мы налима ловили.

3. Закончи слово, добавляя [м]:

Со..., гно..., паро..., ко..., шу..., кре..., гро..., хра..., ды..., до..., Кры..., ато..., изю....

4. Закончи слово:

...ама,...ак,...оре,...уж,...ел,...олоко,...узы-ка,...елочь,...ед,...арш,...уха,...алина.

5. Что такое «малина»? Какого она цвета? «Ма­
линовым» цвет назван по цвету ягоды.

Выложи «звуковую мозаику», пользуясь цве­тами малиновым и синим. Если слово начинается звуком [м] ([м']), клади малиновый жетон, если [с] ([с']) — синий. Лист 4x4.

Слова: мыло, слива, месть, свет, миска, слева,

мак, сок, свекла, макароны, совет, магазин, сон,

мост, стол, море.

6. В названии каких овощей, фруктов и ягод
есть звуки [м] и [м'].


7. Как называется напиток из вареных или кон­
сервированных ягод? (Компот).

Составь меню из тех блюд, в названии которых есть звуки [м] и [м']. Если сможешь, нарисуй эти блюда.

8. Попробуй придумать фразу, в которой все слова начинались бы с [м] и [м']. Например: милый
малыш; малиновое мороженое; Марина мыла мис­
ку Мурзика...

9. «Медаль шоколадная». Обведи медаль по кон­
туру несколько раз. Дорисуй рисунки так, чтобы
все слова начинались с [м] или [m'J.

 

10. Выбери из игрушек и предметов те, в на-
авании которых есть звуки [м] и [м'].

11. Мыльные пузыри.

Постарайся выпустить как можно больше мыль-• ных пузырей. Теперь лови их и произноси «ам!» всякий раз, когда пузырь лопнет.

ЗВУКИ [Н], [И']

1. Угадай слово:

ко..., со..., ело..., ию..., бана..., бара..., лу..., кла..., скло..., бато..., буто..., бето..., ле..., пе..., паре..., сы..., те....

2. Угадай слово:

...ос,...ога,...ебо,...ежный,...осок,...оль,...ефть,...омер,...очь,...овость,...есколько.

3. Скороговорка.
На-но-ну-ни-ны-нэ-но, интересное кино.


4. Послушай стихотворение. В нем прозвучат
два похожих слова. Чем они отличаются?

Мама песню напевала, Одевала дочку... Одеваланадевала Белую сорочку. Мама песенку допела, Мама девочку одела.

В языке есть два слова: одеть и надеть. Одева­ют кого-то, надевают что-то.

5. Я буду быстро говорить тебе слова, а ты от­
вечай, надевают или одевают этот предмет или
этого человека.

Слова: брюки, Славу, гольфы, панамку, платье, Свету, малыша, сапоги.

Сапоги — одежда или обувь? Можем надеть са­поги? Как сказать верно? (Обуть).

6. Вот картонная кукла-девочка. Придумай ей
такое имя, чтобы в нем были звуки [н] или [н'].

7. А вот бумажная одежда и обувь. Что будем де­
лать с девочкой? С одеждой? Выбери для девочки те
предметы, в названии которых есть звуки [н] и [н'].

(Из предлагаемых вещей нужно выбрать сан­далики, носочки, панамку, сарафан и бантики).

8. Найди на небе все слова с [н] ([н']).

9. Звуковая мозаика.

Слово «небо» начинается звуком [н']. Поэтому жетон небесного (голубого) цвета будешь класть


Тогда, когда услышишь звуки [н] или [н']. Когда I слове прозвучит [м] или [м'], клади малиновый Жетон. Слушай концы слов. Лист 4x4.

Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, погон, паром, загон, утром, бутон, ба­тон, потом, затем.

10. Звуковая мозаика.

Лист 4x4. Цвет жетонов: лимонный, малино­вый, неба. Слушай всё слово.

Слова: гол, муха, мама, нос, пончик, лента, са­лют, дом, люк, сон, парень, слюда, сумка, лес, село, нитка.

11. Лото. Сложи картинки с предметами так,
чтобы последний звук предыдущего слова был пер­вым звуком последующего. Твоя цепочка должна
«закольцеваться», т. е. последний звук твоего пос­
леднего слова должен оказаться первым звуком
первого слова.

Например: ночь — чайник — карандаш — шарф — факел — лимон — ночь.

ЗВУКИ [Р], [Р']

1. Регулировщик.

Встань прямо, ноги на ширине плеч, одну руку подними вверх, другую отведи в сторону. Вдохни Носом, затем поменяй положение рук и с удли­ненным выдохом произнеси звук «р-р-р-р-р».

2. Мотоциклист.

Представь, что ты собрался прокатиться на мо­тоцикле. Заводи его: «тр-р-р». Сделай 4-5 раз.

3. Скороговорка. Проворонила ворона воронят.


4. Угадай слово:

хо..., дво..., ла..., па..., кома..., да..., бампе..., янва..., база..., ба..., маля..., штопо..., мото....

5. Угадай слово:

...ыба,...от,...укав,...ека,...уль,...едиска,...иск,...ак,...убль,...едкий,...оща,...екорд.

6v> Звуковая мозаика.

Лист 3x3. Жетоны розовые, малиновые. Если слово оканчивается звуком [р], клади розовый же­тон. Если звуком [м] — малиновый.

Слова: запер, лом, пар, не дам, бугор, бегом, забор, гном, мухомор.

7. Живое — неживое.

Если слово-предмет живое — лови мяч, если не­живое — отбивай.

Слова: рак, рама, рана, работа, радио, радуга, ракета, роза, нора, гора, рысь, баран, барабан, муравей, жара, детвора.

8. Разбери картинки так, чтобы в одной группе
были предметы с ( op), а в другой с ([ро): помидор,
топор, poза, брошка, горы, пробка, норы, крот,
торт, бутерброд.

9. Сколько слов со звуком [р] ([р']) ты услы­
шишь в стихотворении В. Кривошеева?

Считалка о рыбаке

Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря: пять карасиков в ведерке и четыре пескаря.


Но смотритеу ведерка появился хитрый кот. Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет?

Сколько было рыбешек в ведерке у Егорки? Сколько осталось? Выучи стихотворение наизусть.

10. Вот картонная фигурка мальчика. А вот бу­
мажная одежда и обувь. Одень мальчика так, чтобы
в каждом предмете его гардероба звучали [р] или [р'].

11. Придумай слова-рифмы:

Приготовила Лариса для Бориса суп из... (риса) А Борис Ларису угостил... (ирисом)

А. ДЕМИН

ЗВУК [Й']

1. Скороговорка. Мы ели, ели ершей у ели. Их
еле-еле у ели доели.

2. Угадай слово:

ма..., ла..., сара..., Серге..., Андре..., белы..., пяты..., мо..., закро..., ро..., бо..., во..., бу....

3. Угадай слово:

...од,...ог,...огурт, [...а]ма, [...э]ль, [...у]г, г, [...о]ж, [...у]бка, [...а]года.

4. Назови цвета. Каким звуком оканчиваются эти слова?


 





5. Я буду говорить числа-количества. Изменяй их так, чтобы они обозначали число-порядок. Выделяй голосом звук [й]:

6. Посчитай, сколько раз звук [й] слышится в стихотворении «Зайка» Е. Благининой: — Поиграй-ка, зайка, Поиграй со мной. Отвечает зайка:Не могу, больной.Ой-ой-ой, бедный!   7. Назови пять месяцев, в названии которых зву­ чит [й]. (Январь, май, июнь, июль, ноябрь). 8. Раздели игрушки на две группы: в названии есть [й] и нет этого звука: ежик, обезьяна, енот, лиса, хомяк, котенок. Придумай игрушкам имена с [й].


один — первый, два -..., пять —..., девять двадцать —....


три —..., четыре., одиннадцать —.


9. Выучи стихотворение «Енот и Еж» Г. Виеру.

Ежик в бане вымыл ушки,

шею, кожицу на брюшке.

И сказал Еноту Еж:

Ты мне спинку не потрешь?

Повтори слова со звуком [й] (ежик, шею, еноту, еж).

10. Назови три «колючих» слова, которые начи­
наются с [й]. (еж, елка, ерш):

Ежикпод елкой дома. Ершикв тиши водоема.

Какое еще здесь слово с [й]?

11. Какие клички животных ты знаешь со зву­
ком [й] в середине? (Лайка, Найда, Майка...).

, 12. Собери пуговицы в коробку, называя каж­дый раз слово с [й]. 10 пуговиц — 10 слов.

ЗВУКИ [3], [3'], [С], [С]

1. Закончи слово, добавляя звуки [с] или [с']:

ле..., ло..., ры..., моро..., гла..., у..., голо..., ужа..., но..., насо..., ча..., пе..., гу..., космо..., кла..., пала....

2. Угадай слово, которое начинается звуками
[с] или [с']:

...он,...ом,...тул,...ушка,...иний,...нег,...ол-нце,...евер,...такан,...лон.


3. Оглянись. Есть ли здесь предметы, которые
начинаются с [с], [с']?

4. Угадай слово, которое начинается звуками
[з] или [з']:

...олото,...аяц,...елень,...лой,...има,...нак,...аноза,...ной,...ритель,...верь,...адача,...яб-лик*...вук.

5. Рассмотри рисунок: Незнайка держит лист бумаги и кисточку, ря­дом с ним баночка с крас­кой, на бумаге — зеленая клякса. Назови 10 слов, в которых есть[с] и [с'].

(кисточка, лист, кля­кса, краска, галстук, во­лосы, синий, веснушки, солнце, нос...).

Назови три слова, в которых есть [з] и [з']. (Незнайка, зеленый, глаза).

6. Слушай стихотворение и хлопай в ладони
каждый раз, как услышишь звуки [с] и [с']. За­
метил ли ты слово со звуком [з]?

Плачет киска в коридоре. У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски.

7. Посмотри на свою руку. Как называются паль­
чики? (большой, указательный, средний, безымянный,


мизинец). Сколько пальчиков произносится с [з] II [з'], а сколько с [с']?

8. Звуковая мозаика.

Лист 4x4. Жетоны зеленые и синие. Слова:

СОК, сталь, воск, зуб, сытый, сон, звон, вазелин,

василек, пузырек, арбузы, мост, забота, роза, восемь, кокос. Если в слове есть звуки [с] ([с']), клади синий жетон, если [з] ([з']) — зеленый.

9. Скороговорка. У воза овца, на возу пуд овса.

10. Паровозики.

 

К паровозам синего и зеленого цвета нужно «при­цепить» вагончики-карточки с нарисованными Предметами. Если в слове есть звуки [с] или [с'] — К синему паровозу, если [з] или [з'] — к зеленому. Когда карточки будут разобраны, попросите ребен­ка поставить вагончики «по номерам»: сначала те вагоны, в которых нужные нам звуки в начале сло-< ва, следом — те, где они в середине, и в конце со-става — те вагоны, где звуки [с], [с'] в конце слова. На карточках: слон, осел, змея, собака, обезьяна, лиса, страус, зебра, коза, гусь, кузнечик, заяц, рысь.


11. Цветные загадки.

Положи перед собой карточки «зебра» и «слон». У зебры и слона сегодня дни рождения. Им пода­рили подарки: зебре — в зеленых коробках, сло­ну — в синих. Но и подарки, и поздравления пе­ремешались. И даже гости перепутались. Чтобы разобраться во всем, тебе просто нужно отгадать загадки. Если в ответе есть звуки [с] и [с'] — кла­ди синий жетон слону, это его подарок или гость. Если в слове-отгадке прозвучат звуки [з] или [з'] — это поздравление зебре, клади рядом с ней зеле­ный жетон.

Летом серый, зимой белый, (заяц)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, а зовут ее... (сорока)

Серебристые подвески — след январского мороза — Надевает в перелеске белоствольная... (береза)

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал, (сахар)

Золотое решето черных домиков полно. Сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов, (подсолнух)

Снег на полях, лед на реках, иней сверкает. Когда это бывает? (зимой)

Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (весной)


I Растет в траве Аленка, в красной рубашонке. f Кто не пройдет, всяк поклон отдает, (земляника) I В синей роще — алый мяч. t Он и светел, и горяч, (солнце)

С ветки — на тропинку, с травки — на былинку. Прыгает пружинка, зелененькая спинка.

(кузнечик)

Одеяло белое, не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, с неба на землю сва­лилось, (снег)

ЗВУКИ [Б], [Б'], [П], [1Г]

1. Угадай слово, закончив его [п], [п']:

су..., сы..., сто..., клу..., шуру..., кра..., насы..., иу..., кло..., хле..., гри..., пото..., сте..., сто..., укро....

2. Угадай слово, начав его [п] или [п']:

...ост,...уть,...еть,...ряник,...ир,...рыжок,...ончик,...ила,...ирог,...лита,...лот,...орт,...осуда,...одарок.

3. Угадай слово, начав его [б] или [б']:

...елка,...улка,...оль,...ольшой,...рат,...ант,...анка,...оке,...отинки,...ра,...аран,...рошка,...арабан,...рюки.

4. В названии каких частей тела произносится
|п|, [п']? Что произносится с [б], [б']?


5. Рассмотри картинку: Айболит с трубкой и че­
моданчиком, вокруг звери: обезьяна, бабочка, пче­
ла, собака. Найдите 8 слов, в которых есть звуки [б]
и [б'], (обезьяна, Айболит, трубочка, борода, бабоч­
ка, собака, ботинки, брюки).

6. Выбери из предложенных предметов те, в на­
звании которых есть [п], [п']: капуста, пирожок,
тарелка, стакан, хлеб, тапочки, платье, бант, гриб,
цветок, зонт, подушка.

7. Турист.

Турист на берегу реки поставил палатку. Все предметы, в которых слышатся звуки [п] и [п?], он принес в палатку, а те, где есть звуки [б] и [б'], поставил на берегу.


Проверь, что у туриста в палатке? Картинки: платье, белка, грибы, сапоги, лопата, рыба, бут-ылки, забор, хлеб, тулуп, барабан, бревно, будильник, спички, посуда, пироги, попугай, бабочка. Разложите по порядку нахождения звуков [б], [б'],

В. Собери Незнайку в школу. Посмотри, здесь несколько предметов: портфель, пенал, ручка, тетрадь, цветная бумага, альбом, карандаши, фломастеры, краски, пластилин,.счетные палочки. Незнайке на урок нужны только те, в названии которых есть звуки [б], [б'], (п), |п'|. Помоги ему!

9. Скороговорка.

Вык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок. У быка губа была тупа.

10. Загадки.

Поспорили как-то раз звери и птицы, кто больше загадок отгадать сумеет. Решили конкурс объявить.От зверей белочка угадывать стала, а от попугай. Если в отгадке есть звуки [б],


 




[б'] — это беличья загадка, откладывай карточку с белкой. Если услышишь звуки [л], [п'] в отгадке — это загадка для попугая, откладывай картинку с по­пугаем. Каких картинок наберется больше, тот и выиграл. А ты поможешь зверям и птицам опреде­лить победителя.

Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся.
(берега)

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крошки собирает, (воробей)

Шапочка да ножка — вот и весь Ерошка. (гриб)

В поле лестница лежит, дым по лестнице бежит.

(паровоз)

Зверька узнаем с тобой по двум таким приметам: Он в шапке серенькой зимой и в шубе рыжей летом, (белка)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

(арбуз)

Хвостик из кости, а на спинке — щетинка.

(зубная щетка)

С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крыльцом, хвост кольцом, (собака)

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.

(петух)

У родителей и деток вся одежда из монеток.

(рыба)


Круглая, да не лук. Желтая, да не масло. Сладкая, да не сахар. С хвостом, да не мышь.

(репа)

ЗВУКИ [Д], [Д'], [Т], [Т']

1. Угадай слово, закончив его [т], [т']:

ко..., ки..., пу..., тор..., кро..., лис..., мое..., гос..., ро..., рос..., сор..., бра..., бан..., кус..., пор....

2. Угадай слово, начав его звуками [т], [т']:

...ом,...орт,...он,...ир,...ур,...ень,...ри,...игр,...рюм,...ерка,...есто,...ок,...аз,...аня,...ело,...учи,...рон.

3.. Угадай слово, начав его звуками [д], [д']

...ом,...ым,...очка,...руг,...оллар,...ва,...есять,...вести,...рожь,...иван,...ыня,...уб,...од,...ети.

4. Выбери из предложенной пары слов, в ко­
тором есть [т], [т']: кекс — торт, туфли — кеды,
юбки — платье, штаны — брюки, астра — роза, пес-: кот, тесто — хлеб, терем — дом, куст —
дерево.

5. Посчитай свои пальчики: в каких словах звучат |д|, |д']? В каких [т], [т']? В каких словах нет

этих звуков? А в каких встретились сразу [д'] и [т']?

0. Что из твоей одежды и обуви произносится с (д), [д'],. [т], [т']?


7. Посчитай, сколько раз звуки [д], [д'], [т], [т'] встречаются в стихотворении В. Нестеренко:

Просит вечером подушка: «Положи меня под ушко. Очень хочется, Антон, Посмотреть твой новый сон!»

8. Рассмотри картинку: пес не­сет удочку и ве­дерко. Найди три слова с [д], [д']. Если не можешь найти последнее слово, придумай имя псу.

Например:

Дружок.

9. Скороговорка. На дворе трава, на траве дро­
ва. Не руби дрова на траве двора.

10. Магазин.

Открывается новый магазин. В этом магазине 2 отдела. В первом все, где слышны звуки [д], [д']> во втором — все со звуками [т], [т']. Разложи кар-тинки-товар по отделам и заполни полки: верх­ние полки — нужные нам звуки в начале слова; средние полки — звуки в середине слова, ниж­няя — в конце слова. Карточки: лопата, тыква, тапочки, салфетки, ведро, тарелка, фартук, ха­лат, пальто, стул,стрела,туфли, посуда,тетрадь, оно г. крот, гвоздь, самолет, дятел, дельфин, ви­ноград, дерево, диван, ягода, подушка, одеяло, домик.


I) В каких словах встретились оба звука? Какая Полка оказалась пустой?. Каким звуком не заканчиваются слова?

11. Загадки.

Покажи мне два пальчика. С какого звука начинается слово «два»? А теперь покажи три пальчика. С какого звука начинается слово «три»? Если в отгадке услышишь звуки [д] или [д'], показывай два пальца, а если звуки [т] или [т'] — Три пальца.

Я шарик пушистый, белею в поле чистом. Л дунул ветерок — остался стебелек, (одуванчик)


 


В поле извивается, чащей пробирается. Уведет от дома нас в лесок знакомый. Через ручеек неробко перепрыгивает...

(тропка)

Плотник острым долотом строит дом с одним ОКНОМ, (дятел)

Четыре братца одним поясом подпоясаны, Под одной шляпой сидят, (стол)

Бью Ермилку по затылку, он плачет, только носик прячет, (гвоздь)

Шел долговяз, в сыру землю увяз, (дождь)

Дождик теплый и густой, этот дождик не простой. Он без туч, без облаков целый день идти готов.

(душ)

Что за птица: песен не поет, гнезд не вьет, Людей и груз везет? (самолет)

Какой конь землю пашет, а сено не ест?

(трактор)

Что это у Ванечки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в воде, (удочка)

Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, А когда придет весна, просыпается от сна.

(медведь)

Кто в дом не идет, меня за руку берет, (дверь)


ЗВУКИ [В], [В], [Ф], [Ф'] I,

1. Угадай слово, которое начинается с [ф], [ф']:

…ииик,...рукт,...арш,...ронт,...антик,...акел,,,.кус,...тор,...иниш,...ерма,...ирма,...ишка.

2.. Угадай слово, которое заканчивается [ф], [ф']:

Шар…,. шка..., кро..., бро..., клю..., кле..., гри..., голь..., гра..., жира..., морко..., шо..., штра..., любо..., Петро....

8. Угадай слово, которое начинается с [в], [в']:

...осемь,...ечер,...арежка,...ишня,...аленки,...нук,...олос,...орс,...етка,...ена,...есна,...олк.

4. Назови свою фамилию: она не заканчи<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: