Дисциплина рассматривает вопросы материаловедения и технолоиии конструкционных материалов применительно к решению проблем техносферной безопасности.
Цель дисциплины: формирование у студентов научного мировоззрения в области свойств и использования различных материалов; познание студентами современных представлений о структуре и свойствах материалов, процессах их взаимодействия с активными факторами окружающей среды; выработка у студентов понимания возможного проявления свойств материалов в экстремальных условиях и степени их возможного опасного влияния на людей и окружающую среду в чрезвычайных ситуациях; выработка у студентов знаний особенностей эксплуатации материалов и изделий специальной, в том числе, спасательной техники; приобретение знаний в области технологии конструкционных материалов.
Задачи дисциплины: освоить современные методы испытаний материалов; развить умение выбора материалов для их использования в конкретной деятельности спасательных служб; привить навыки анализа эксплуатационных характеристик материалов, освоить способы обработки материалов.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
Знать:
-строение металлов, диффузионные процессы в металле, формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации, пластической деформации, влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла, механические свойства металлов и сплавов; конструкционных металлов и сплавов; теорию и технологию термической обработки стали; пластмасс; современных способов получения конструкционных материалов;
-основные виды материалов, особенности их строения, свойств, области применения;
|
-основные процессы взаимодействия материалов с активными факторами окружающей среды;
-способы и методы защиты изделий и специальнойтехники от коррозии, старения и биоповреждений;
-способы обработки и технологии получения материалов.
Уметь:
-осуществлять рациональный выбор конструкционных и эксплуатационных материалов;
-предвидеть негативные стороны проявления свойств материалов в экстремальных ситуациях;
-оценивать эксплуатационные и защитные свойства современных и перспективных материалов;
-правильно эксплуатировать и проводить мероприятия по противокоррозионной защите специальной техники и приборов в условиях ЧС.
Владеть:
-основными способами испытаний материалов;
-основными приемами защиты материалов и изделий от техногенных и природных воздействий;
-основными приемами защиты людей от опасных материалов.
Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций:
-общекультурные компетенции (ОК):
- компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);
- способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей, готовность к использованию инновационных идей (ОК-6);
- владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
- способностью работать самостоятельно (ОК-8);
- способностью принимать решения в пределах своих полномочий (ОК-9);
|
- способностью к познавательной деятельности (ОК-10);
- способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16).
- профессиональные компетенции (ПК)
- способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);
- способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники (ПК-4);
- способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности (ПК-5).
- способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты (ПК-7);
- готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах промышленности (ПК-12);
- способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду (ПК-14);
- способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19);
- способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-21).
3. Структура и содержание УЧЕБНОЙ дисциплИнЫ
3.1. Распределение учебных часов по темам дисциплины и видам занятий
Наименование тем (содержательных модулей) | Количество часов | ||||
Всего | В том числе | ||||
Лекции | Практ. | Лабор. | СРС | ||
Тема 1. Структуры и свойства материалов | |||||
Тема 2. Механические свойства материалов | |||||
Тема 3. Электрофизические и магнитные свойства материалов | |||||
Тема 4. Металлы и сплавы | |||||
Тема 5. Диаграмма фазового состояния «железо-углерод» | |||||
Тема 6. Углеродистые стали и чугуны | |||||
Тема 7. Легированные и цветные металлы и сплавы | |||||
Тема 8. Придание металлам и сплавам заданных свойств | |||||
Тема 9. Силикатные,бетонные и керамические материалы | |||||
Тема 10. Полимерные материалы | |||||
Тема 11. Композиционные материалы | |||||
Тема 12. Химическая и электрохи-мическая коррозия металлов и сплавов | |||||
Тема 13. Радиационная и огневая стойкость материалов | |||||
Тема 14. Литейное производство | |||||
Тема 15. Механическая обработка заготовок | |||||
Тема 16. Обработка металлов давлением | |||||
Тема 17.Сварочное производство | |||||
ИТОГО |
|