Особенности развития интеллектуальной сферы.




Как общаться с подростком

https://mirsovetov.ru/a/housing/family/crisis-adolescence.html

Слайд

Заголовок

Слайд

Подростковый возраст называют по-разному: переходный, критический, трудный. Это один из самых сложных психологических периодов в жизни человека, оказывающий существенное влияние на его развитие. Кризис переходного возраста часто проходит болезненно, тяжело как для подростка, так и для его родителей.

Кризис 13- 15 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.

 

Слайд

 

Это переходный мостик между детской и взрослой жизнью. Подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений.

Все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

Слайд

Кризис подросткового возраста протекает в три фазы.

Первая фаза негативная, или предкритическая. В это время происходит разрушение старых привычек и стереотипов, ломаются многие сформированные ранее структуры. Именно в этой фазе родители начинают замечать сложности в общении со своим взрослеющим ребенком.

Вторая фаза представляет собой кульминационную точку кризиса. В возрастном измерении — это 13-14 лет, хотя возраст, конечно, условный, так как все зависит от индивидуального развития подростка. Точка кипения и взрослых, и детей настолько велика, что как раз в этой фазе дети начинают вступать в различные субкультуры, группировки и компании. В этот не простой период важно, как можно лучше понять подростка. Показать, что мы его любим таким, какой он есть. Научиться вместе выходить пути из различных ситуаций с учетом его мнения (ведь ему и надо, чтобы его услышали и приняли).

Третья фаза — посткритическая. В этот период происходит формирование новых структур, построение новых отношений, новых взглядов.

Конечно, это нелегкий период в жизни подростка, но пройти через него необходимо для дальнейшего развития и становления личности. Родителям не стоит бояться кризиса переходного возраста, так как он представляет собой естественный процесс развития личности. Гораздо хуже, если он не наступит. Если переходный период проходит гладко, без симптомов кризиса, то в дальнейшем события могут развиваться по двум сценариям:

1. Кризис все равно случится, но несколько позже, в 17-18 лет, и будет протекать болезненно и бурно.

2. Другой вариант: человек так и остается в инфантильной позиции ребенка даже в зрелом возрасте, т.е. процесса взросления как такового не происходит.

 

 

Слайд

Кризис переходного возраста может протекать по двум противоположным сценариям.

Первый вариант — классический. Психологи его называют «кризисом независимости». Он сопровождается традиционными симптомами любого возрастного кризиса, такими как строптивость, упрямство, своеволие, негативизм, непослушание и критическое отношение к требованиям родителей и педагогов, бунтарство.

В этот период особенно остро может проявляться чувство собственности. Подростки начинают очень ревностно относиться к своим вещам, к своему личному пространству. Они строго-настрого запрещают кому-либо заходить в свою комнату, трогать личные вещи, становятся скрытными и закрытыми для общения с родителями.

Подросток остро переживает изменения своего внутреннего мира, переоценку ценностей и свято защищает свою формирующуюся, пока еще очень уязвимую личность от других.

Результатом такого варианта раз переходного возраста становится большой рывок в развитии человека, выход за пределы прежних норм жизни. Но, если взрослые не смогут справиться с трудностями этого периода, то у подростка может сформироваться нарушенное, асоциальное поведение.

Слайд

 

Второй вариант, абсолютно противоположный первому – кризис зависимости, отличающийся чрезмерным послушанием, зависимостью от родителей, взрослых и более сильных. Возможна приостановка развития на устоявшихся, детских стилях и формах поведения. В самых крайних случаях может произойти задержка формирования и развития инфантильно-зависимой личности или «вечного ребенка». Он, напротив, возвращает подростка назад, в детство, к старой системе отношений со взрослыми, дающей чувство защищенности, поддержки и сравнительной беззаботности.

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства. Напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок».

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.

И то и другое – варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

Слайд

Главной причиной возникновения кризиса переходного возраста является половое созревание, оказывающее влияние на психику человека, на его эмоциональное и физическое состояние. Половое созревание формирует в подростке новые для него потребности и интересы — половое влечение, которое вызывает тревогу и переживания, связанные с физическим «Я» человека, и определяет соответствующие кризису симптомы. Подросток начинает противопоставлять себя взрослым, пытается завоевать новую жизненную позицию. Результатом кризиса переходного возраста является формирование личности человека.

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11 раз.

 

Слайд

Что чувствуют родители

Слайд

Видеоролик «Тинейджер в семье»

А сейчас я предлагаю вам немного отвлечься. Реально ли такое в настоящей жизни?

Слайд

Не все так плохо!

Особенности развития интеллектуальной сферы.

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется переходом к абстрактному, теоретическому мышлению. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала, способен к словесным рассуждениям и анализу абстрактных (отвлеченных) идей.

Внимание становиться все более избирательным, и в большой мере зависит от направленности интересов ребенка.

Ощущения и восприятие находятся на достаточно высоком уровне развития. Наблюдается активное развитие творческих способностей и формирование индивидуального стиля деятельности, в том числе и умственной. Стиль мышления в основном определяется типом нервной системы, недостатки которой могут компенсироваться другими ее свойствами. Вообще, интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: