Б1.В.ДВ.13 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
Методические указания к проведению практических занятий
и организация самостоятельной работы студентов
Направление подготовки (специальность)
38.03.01 Экономика
Профиль подготовки
Финансы и кредит
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Уфа 2016
УДК
ББК
Утверждено методической комиссией экономического факультета (протокол № 6 от 26 февраля 2016 г.)
Составитель: ст.преп. Путятинская Ю.В.
Рецензент: к.э.н., доцент А.М.Аблеева
Ответственный за выпуск: зав. кафедрой финансов и кредита, доцент И.И. Фазрахманов.
г. Уфа ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, кафедра финансов и кредита
Оглавление
Введение
Настоящие методические указания к изучению учебной дисциплины «Финансовое планирование и бюджетирование» подготовлены в соответствии с утвержденными федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки Экономика.
Целью изучения дисциплины является предоставление студентам теоретических знаний в области финансового планирования, эволюции содержания финансового планирования в организациях различных форм собственности, основ организации финансового планирования в организациях.
Задачи дисциплины:
- изучение сущности и содержания процесса финансового планирования и роли бюджетирования;
- изучение особенностей организации процесса финансового планирования и бюджетирования;
- формирование представления о методах и методических основах финансового планирования и роли бюджетирования.
Рекомендации для применения образовательных технологий
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
Рисунок 1. Интерактивная форма проведения занятия
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у обучающихся мнения и отношения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной компетентности студента.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
- Круглый стол (дискуссия, дебаты)
- Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
- Деловые и ролевые игры
- Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
- Мастер класс и др.
Модуль 1 Основные понятия финансового планирования
1.1 Сущность, методы и виды финансового планирования на предприятии
Сущность финансового планирования и эволюция содержания финансового планирования в организациях различных форм собственности. Стратегическое, текущее и оперативное планирование. Виды финансовых планов и их назначение. Методы финансового планирования (нормативный и расчетно-аналитический методы планирования финансовых показателей). Основы организации финансового планирования в организациях.
Вопросы:
1. Финансы и финансовые ресурсы предприятия.
2. Сущность финансового планирования.
3. Принципы организации финансового планирования.
4. Цели и задачи финансового планирования на предприятии.
5. Виды финансовых планов.
6. Методы финансового планирования.
1.2 Роль стратегического плана организаций в системе финансового планирования и порядок его разработки
v Задачи, объекты стратегического планирования, основной круг задач, решаемых при внедрении стратегического планирования. Характеристика финансовой стратегии организации и факторы, определяющие ее специфику. Разработка матриц финансовой стратегии. Особенности управления денежным потоком в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия, организационно-правовых форм ведения бизнеса Показатели финансового плана. Содержание финансового раздела бизнес-плана и методы прогнозирования основных показателей финансового раздела.
Вопросы:
1. Понятие и содержание стратегического планирования.
2. Финансовая стратегия организации.
3. Особенности процесса стратегического планирования организации.
4. Применения стратегического планирования.
5. Особенности современной концепции стратегического планирования.
Модуль 2 Бюджетирование как основа финансового планирования
2.1 Бюджетирование как основной инструмент текущего финансового планирования
Понятие бюджетирования и системы финансового планирования. Цели построения системы бюджетирования на предприятии. Понятие бюджета и бюджетного процесса на предприятии Определение длительности бюджетного периода. Основные этапы бюджетного процесса. Принципы эффективного бюджетирования.
Стратегическое и текущее бюджетирование на предприятии Типы бюджетов по длительности, функциям, обязательности исполнения, возможности корректировки, объектам планирования.
Вопросы:
1. Понятия бюджет, бюджетирование и бюджетный процесс.
2. Место бюджетирования в финансовом планировании.
3. Этапы бюджетирования и основные виды бюджетов.
4. Стратегическое и текущее бюджетирование на предприятии.
5. Проблемы бюджетирования на предприятии.
2.2 Разработка и внедрение системы бюджетирования.
Инфраструктура системы бюджетирования. Последовательность построения системы бюджетирования.
Финансовая структура предприятия: Понятие центров финансовой ответственности и диагностика их типов. Согласование организационной и финансовой структур, варианты построения финансовой структуры.
Взаимоотношения центров ответственности Управленческий учет и разработка бюджетной учетной политики. Бюджетная структура как система планово-отчетной документации. Регулируемые и контролируемые издержки центров ответственности. Разработка форм отчетности центров ответственности.
Вопросы:
1. Анализ структуры компании, выделение центров финансового учета.
2. Разработка правил и процедур, регламентирующих и реализующих бюджетное управление с учетом специфики Вашего бизнеса.
3. Постановка системы планирования основных бюджетов и бюджетного управления.
4. Разработка бюджетных форм и прозрачных автоматизированных моделей.
5. Формирование операционных, инвестиционных, финансовых и функциональных бюджетов предприятия.
6. Разработка системы мониторинга, контроля и план-факторного анализа результатов исполнения бюджетов.
7. Автоматизация процесса бюджетирования.
2.3 Порядок разработки сводного бюджета предприятия
Виды бюджетных моделей предприятия и факторы, определяющие выбор модели. Система функциональных и операционных бюджетов. Структура сводного бюджета предприятия. Состав основного бюджета.
Перечень статей Бюджета доходов и расходов и порядок их разработки. Прогноз объема продаж и форма его представления. Бюджеты производства и производственных запасов, разработка бюджета закупок. Особенности формирования себестоимости продукции и формата проекта отчета о прибылях и убытках в классической бюджетной модели. Инвестиционный бюджет. Проект бюджета движения денежных средств Алгоритм составления проекта баланса на конец бюджетного периода. Инструменты и критерии балансировки бюджета. Проект отчета об изменении финансового состояния. Отделы, отвечающие за подготовку бюджетов.
Вопросы:
1. Виды бюджетных моделей предприятия и факторы, определяющие выбор модели.
2. Система функциональных и операционных бюджетов.
3. Структура сводного бюджета предприятия. Состав основного бюджета.
4. Содержание основных разделов сводного бюджета предприятия.
2.4 Планирование денежных потоков, краткосрочная финансовая политика
Текущее, оперативное и перспективное планирование денежных средств. Их различие, цели и задачи. Формы плановых документов. Отличия прогнозного отчета движения денежных средств и бюджета движения денежных средств. Платежный календарь. Планирование поступления денежных средств по текущей деятельности на основе договорной политики и анализа дебиторской задолженности с использованием коэффициентов инкассации. Разработка плановых показателей кредитной политики предприятия: расчет периодов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, размера скидок и величины отвлечения денежных средств в дебиторскую задолженность.
Разработка графика поступления денежных средств от продаж и графика оплаты сырья и материалов. Определение движения расчетов с покупателями, поставщиками, с бюджетом, работниками, потребности в дополнительных источниках финансирования, условий возврата кредитов и погашения процентов. Методы сглаживания кассовых разрывов, инструменты мобилизации дебиторской задолженности.
Вопросы:
1. Содержание и виды денежных потоков.
2. Отчет о движении денежных средств.
3. Платежный календарь.
4. Планирование поступления денежных средств по видам деятельности.
5. Модели планирования денежных потоков.
2.5 Контроль и анализ исполнения бюджетов предприятия
Текущий, промежуточный и итоговый контроль. Объекты контроля. Классификация внутренних отчетов. Составление гибкого бюджета и нормирование как основа анализа отклонений. Оценка предела допустимых отклонений. Контроль за деятельностью центров ответственности с использованием трансфертных цен. Определение вида и размера трансфертных цен. Порядок консолидации отчетности центров прибыли, составленной с использованием трансфертных цен. Контроль денежных потоков предприятия, разработка приоритетов платежей. Цели и задачи казначейской системы исполнения бюджета предприятия. Формирование организационной структуры казначейства холдинга. Информационные и денежные потоки в казначейской системе. Управление кассовыми разрывами, остатком денежных средств в холдинге.
Вопросы:
1. Виды контроля и его объекты.
2. Контроль за деятельностью центров ответственности.
3. Контроль денежных потоков предприятия, разработка приоритетов платежей.
4. Управление кассовыми разрывами, остатком денежных средств в холдинге.
Задания для практических занятий
1.План продаж
Пример. Предприятие для производства трех видов продукции имеет три вида материальных ресурсов: вида А - 1000 кг, вида В - 500 кг и вида С -600 кг (таблица 1).
Таблица 1 | ||||
Вид материальных ресурсов | Расход материальных ресурсов на одно изделие типа "Д", кг | Расход материальных ресурсов на одно изделие типа "Л", кг | Расход материальных ресурсов на одно изделие типа "М", кг | Всего материалов по видам ресурсов, кг |
А | 2,0 | 0,0 | 4,0 | |
В | 1.0 | 5,0 | 0,0 | |
С | 2,0 | 2,0 | 1,0 | |
Прибыль от реализации одного изделия, тыс. руб. | 4,0 | 5,0 | 6,0 | - |
Задача финансового менеджера состоит в том, чтобы, располагая ограниченными материальными ресурсами (А = 1000 кг, В = 500 кг, С = = 600 кг), произвести такое количество изделий Х(1), Х(2) и Х(3)', при котором наблюдалась бы максимальная прибыль.
Таблица 2 | ||||||||
Ci | Базис | Сj | ||||||
План | Х(1) | Х(2) | Х(3) | Х(4) | Х(5) | Х(6) | ||
Х(4) | ||||||||
Х(5) | ||||||||
Х(6) | ||||||||
У = 0 |
Таблица 3 Пример применения корреляционно-регрессионного анализа | ||||
У | X | УхХ | У | X2 |
Итого: 10 |
Таблица 4 План продаж компании на следующий год с разбивкой по кварталам, долл. | |||||
Показатели | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего за год |
1. Прогнозируемые продажи, шт. | |||||
2. Цена одной штуки, долл. | |||||
3. Объем продаж, долл. |
Таблица 5 Прогнозируемые поступления денежной наличности в следующем году с разбивкой по кварталам, в тыс. долл. | ||||||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего за год | ||
1. Дебиторский долг на начало следующего года, тыс. долл. | ||||||
2. Поступления от продаж 1 квартала: 80% от продаж в 1 квартале, 17% от продаж в следующем квартале и 3% безнадежных долгов, тыс. долл. | 1200x0,8 = 960 | 1200x0,17 = 204 | ||||
3. Поступления от продаж 2 квартала | 1400x0,8 = 1120 | 1400x0,17 = 238 | ||||
4. Поступления от продаж 3 квартала | 1300x0,8 = 1040 | 1300x0,17 = 221 | ||||
5. Поступления от продаж 4 квартала | 1500x0,8 = 1200 | |||||
6. Поступления от продаж за год | 300 + 960 = = 1260 | 204+ 1120 = 1324 | 238+ 1040 = 1278 | 221 +1200 = 1421 |
Отклонения по продажам
Задача 1. Компания разработала бюджет продаж на следующий годовой период: продукция X по цене 10 долл. в количестве 10000 шт., всего на 100000 долл.; продукция У (20000 шт.) по цене 30 долл., всего 600000 долл. Общая выручка от продажи изделий X и У должна составить 100000 + 600000 = = 700000 долл.
Фактически по отчету выручка составила по изделию X: 9000 шт. по цене 12 долл. = 108000 долл.; а по У соответственно 25000 шт. по цене 25 долл. т 625000 долл. Всего: 108000 + 625000 = 733000 долл. Фактическая выручка превзошла бюджетную на 33000 долл. = 733000 - 700000.
Определить: отклонения по цене за единицу продукции; отклонения по количеству продукции; суммарное отклонение.
2. Производственная программа и производственная мощность компании
Задача 1. Определить производственные мощности подразделения компании по станкам-автоматам и агрегатам. Количество станков-автоматов - 120 единиц, агрегатов - 15 единиц. Нормативная производительность станка-автомата за 1 машино-час 0,325 изделия; агрегата - 0,042 изделия. Станки-автоматы работают 2 смены, агрегаты - 3 смены. Продолжительность одной смены 8 часов, ремонтные дни для станков-автоматов - 8 дней, агрегатов - 12 дней.
Задача 2. Филиал компании работает 251 рабочих дней в году при 8-часовом режиме. Портфель заказов продукции, их количество и остальные показатели представлены в таблице. Необходимо определить количество станков, необходимое для их обработки.
Виды продукции | Количество продукции, шт. | Время на обработку единицы продукции, час | Общее количество времени, необходимое для обработки продукции, час |
А | 2, 0 | ||
Б | 4, 2 | ||
В | 3,5 | ||
Всего |
Задача 3. Менеджер по производству решает вопрос о закупке или о собственном производстве деталей торговых кассовых аппаратов. Данные приведены в таблице.
Производить самому (1 вариант) | Закупать на рынке (2 вариант) | |
Постоянные годовые затраты, долл. | ||
Переменные годовые затраты, долл. | ||
Производственная годовая программа выпуска деталей, шт. |
Задача 4. Владелец пирожковой хочет арендовать за 1000 долл. в месяц новую линию по производству эклеров с фруктовыми наполнителями. Продажная цена одного эклера 2 долл., переменные затраты 0,5 долл. Владельцу необходимо решить три вопроса: 1) сколько эклеров надо продать, чтобы выйти на безубыточный бизнес? 2) будет ли прибыль от реализации 500 эклеров? и 3) сколько нужно продать эклеров, чтобы получить прибыль в 3500 долл.?
Задача 5. Компания имеет 100 станков, работа 2-х сменная; в первую смену работают 90% всех станков, во 2-ю - 70%. Количество рабочих дней в году 250, фактически один станок работал в году 3600 часов. Производственная мощность по мастер-бюджету 420000 единиц продукции, фактически произведено 380000 единиц.
Определить коэффициенты сменности работы станков, их экстенсивной, интенсивной и интегральной загрузок.
Задача 6. Компания располагает на начало бюджетного года основными производственными фондами в 5000 тыс. долл. В течение бюджетного года планируется ввести новые фонды на сумму 400 тыс. долл.: с 1 апреля на 100 тыс. и с 1 сентября - на 300 тыс. долл. С 1 июня из-за физического и морального износа выбывают фонды на сумму 100 тыс. долл. Определить среднегодовую мощность компании.
Задача 7. Определить эффективность управления затратами по проведению капитального ремонта автомобиля малым предприятием, если восстановительная стоимость нового автомобиля 120 тыс. руб., а стоимость капитального ремонта 30 тыс. руб. Годовая разница в расходах по эксплуатации отремонтированного и нового автомобиля 20 тыс. руб., межремонтный цикл составляет 3 года.
Задача 8. Составить производственную программу компании по выпуску необходимого количества изделий
Показатели | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего |
1. Количество изделий по бюджету к продаже, шт | |||||
2. Плюс прогнозируемый запас изделий на конец периода из расчета 10% от продаж последующего квартала, шт | Примерно 160 | ||||
3. Минус прогнозируемый запас изделий на начало периода из расчета 10% от продаж текущего квартала, шт. | Примерно 120 | ||||
4. Производственная программа изделий, необходимых к производству, шт. |
3. Разработка сметы прямых затрат материалов и графика прогнозируемых выплат денежной наличности. Смета материальных запасов на конец периода.
Задача 1. Предприятие имеет следующие показатели:
Показатели | Базовый год | Отчетный год | Изменения | |
Отчетные данные к базовым, % | Отчетные данные минус базовые, РУб. | |||
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 130,5 | |||
2. Остатки оборотных средств, тыс. руб. | 140,1 | |||
3. Число дней в плановом периоде | 100,0 | |||
4. Коэффициент оборачиваемости | 5,36 | 4,97 | 92,7 | -0,39 |
5. Коэффициент загрузки | 0,186 | 0,201 | 108,2 | 0,015 |
6. Длительность одного оборота, в днях | 67,164 | 72,435 | 107,85 | 5,271 |
7. Увеличение оборотных средств из-за замедления коэффициента оборачиваемости, тыс. руб. | (15400: 360) х (72,435 - 67,164) = 225,482 |
Проанализировать таблицу и выявить причины увеличения оборотных средств.
Задача 2. Менеджеру по закупкам необходимо, используя метод "ABC", произвести классификацию запасов на категории А, В и С. Используем данные табл. 8.
Запасы | Годовой спрос, шт. | Стоимость 1 шт., долл. | Годовая стоимость, долл. |
Задача 3. Дистрибьютор шинного завода рассчитал бюджет на будущий год по продаже шин с победитовыми шипами на Д = 12000 единиц. Стоимость годового хранения Н = 20 долл. за одну шину, стоимость заказа 3 = 90 долл., число рабочих дней в году 250.
Определить: 1) наиболее экономичный размер заказа, 2) сколько заказов следует сделать в году и 3) продолжительность цикла одного заказа.
Задача 4. Отделение компании ежегодно закупает Д = 8000 мобильных радиотелефонов в среднем за 120 долл. за единицу. Стоимость заказа 3 = 60 долл., годовая стоимость хранения Н = 24% от стоимости закупки. Менеджер отделения должен определить: 1) оптимальный размер заказа; 2) годовые расходы на заказы и хранение запасов.
Задача 5. Менеджер складского хозяйства два раза в день отпускает материалы в производство в среднем по 2000 долл. Эти материалы доставляются на склад через каждые 10 дней после заказа по телефону. Когда менеджер должен сделать новый заказ?
Задача 6. Менеджер производства по изготовлению мебели использует 5000 единиц мебельной фурнитуры в год. Цена единицы фурнитуры дифференцирована по количеству закупок. Подготовка, согласование и привоз заказа составляет в среднем 30 долл., стоимость хранения - 20% от стоимости закупки. Менеджер должен рассчитать оптимальный размер заказа и годовые расходы.
Размер партии | Цена единицы, долл. | Стоимость хранения, долл. |
100- 1000 | 1,5 | 0,2 х 1,5 = 0,30 |
1001 -2000 | 1,3 | 0,2 х 1,3 = 0,26 |
Задача 7. В течение первого квартала компания закупила 1000 галлонов бензина: 15 января - 500 галлонов по цене 1,5 долл. за галлон; 15 февраля -500 галлонов по- 1,8 долл. Весь бензин содержался в одной емкости. 15 марта 500 галлонов было отпущено в производство по цене 3,2 долл. за один галлон (см. табл. 10).
Определить фактическую цену отпущенного бензина и размер его конечного запаса, используя методы ФИФО, ЛИФО и метод средней цены.
Методы оценки | Выручка, долл. | Затраты, себестоимость, долл. | Конечный запас, долл. | Валовая прибыль, долл. |
ФИФО - первая партия в приход, первая партия в расход | 500 галл, х 3,2 = = 1600 долл. | 500 галл, х 1,5 = = 750 долл. | 500 галл, х 1,8 = = 900 долл. | 1600-750 = = 850 долл. |
ЛИФО - последняя партия куплена, ее же первую в расход | 1600 долл. | 500 галл, х 1,8 = = 900 долл. | 500 галл, х 1,5 = = 750 долл. | 1600-900 = = 700 долл. |
Метод средней цены | 1600 долл. | (500 х 1,5+ 500 х х 1,8): (500 + + 500) = 1,65. 1,65x500 = = 825 долл. | 825 долл. | 775 долл. |
Задача 8. Развертка дебиторских долгов по периодам просрочек для условной компании выглядит следующим образом. Провести анализ, сделать выводы
Компании | Общий размер дебиторских долгов, тыс. долл. | За текущий месяц | Просроченные долги по периодам, тыс. долл. | ||||
от 30 до 60 дней | от 61 до 90 дней | от 91 до 120 дней | от 121 до 180 дней | более 181 дня | |||
Итого |
Показатели 1. Средний период погашения дебиторских долгов 2. Просроченные долги в процентах от выручки 3. Посроченные долги в процентах по периодам 3.1 за рассматриваемые месячные периоды 3.2. просрочка от 1 до 30 дней 3.3. просрочка от 31 до 60 дней 3.4. просрочка от 61 до 90 д^ей 3.5. просрочка от 91 до 120 ^ней " ~~ 3.6. просрочка от 121 и более дней 4. Судебные споры, в процентах от п. 3 5. Выручка от реализации продукции, тыс. долл. 6. Поступления денежной наличности, тыс долл 7. Дебиторская задолженность, тыс. долл | Отчетный месяц 3,8 480,2 420,7 940,5 | Бюджетный месяц 2,0 520,0 500,3 1200,8 | Прошлый месяц 430,4 400,5 1100.3 | Прошлогодний месяц 300,7 280,6 1020,8 |
Предприятия-дебиторы | Код предприятия | Общий долг, тыс. долл. | Текущий месяц | От 30 до 60 дней | От 61 до 90 дней | От 91 до 120 дней | Более 120 дней |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
Общая сумма долгов | |||||||
Общая сумма долгов, в% | 63,9 | 14,8 | 10,1 | 4,1 | 7,1 | ||
Продажи за месяц, тыс, долл. | |||||||
Процент общей суммы долгов к продажам за месяц | |||||||
Невозвращенные проценты в соответствующих периодах по бюджету | |||||||
Фактические долги по отношению к долгам по бюджету | |||||||
Итоговая оценка дебиторских долгов |
Задача 9. Бухгалтер рассчитал, что средний процент неоплат по счетам за анализируемый период составляет 2% от объема чистых продаж в 250 тыс. долл., что составляет 5 тыс. долл. Определить: выставленные счета к получению и чистые счета к получению.
Задача 10. Остатки дебиторской задолженности по балансу в течение 2000 г. составили: на 1 января - 15000 долл., 1 апреля - 8000, 1 июля - 17000, 1 октября - 4000 и на 1 января 2001 г. - 8200 долл. Определить оборачиваемость дебиторской задолженности за год.
Задача 11. Определить средний период погашения дебиторской задолженности (СППДЗ), если средняя дебиторская задолженность и объем продаж составили 3000 долл. и 21000 долл. соответственно.
Задача 12. Выручка от продажи продукции за год составила 420 тыс. долл., а средняя кредиторская задолженность за рассматриваемый год - 42 тыс. долл. Определить коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности и средний срок или период оборачиваемости кредиторской задолженности.
Задача 13. Рассмотрим эти действия на примере первого квартала планового года:
_ Показатели Выручка (В), тыс. долл Кредиторская задолженность (Кз), тыс. долл | Январь | Февраль | Март | и так далее | Итого за гол 420 |
Коэффициент оборачивае-мости кредиторской задолженности | |||||
Число дней от начала планового года) | |||||
Период оборота кредиторской задолженности |
Задача 14. Допустим, стоимость продаж и текущая кредиторская задолженность компании по месяцам составила: за январь (31 день) - 5000 долл. и 5000 долл.; февраль (28 дней) - 12000 и 3000 долл.; март (31 день) - 20000 и 7000 долл. и так далее. В целом за прошлый год (365 дней) - 110000 и 15000 долл. Необходимо определить длительность погашения кредиторской задолженности.
Задача 15. По данным баланса компании в базовом году средняя кредиторская задолженность составила 26000 долл., объем продаж 320000 долл., объем закупок 280000 долл. В бюджетном году эти показатели составили соответственно 30000, 380000 и 310000 долл. Определить оборачиваемость кредиторской задолженности.
Задача 16. Менеджер компании по продажам товаров изучает возможность увеличения срока продаж в кредит с 20 до 40 дней. Объем продаж 500000 долл., средний период инкассации дебиторских долгов - 30 дней. 40-дневный срок может дать увеличение объема продаж на 18%, средний период инкассации увеличится до 42 дней. Переменные затраты на каждый доллар продаж составляют 0,65 долл. Норма прибыли инвестиций в дебиторскую задолженность составляет 22%. Есть ли смысл увеличить сроки продаж в кредит с 20 до 40 дней?
Задача 17. Компания осуществляет годовые продажи в кредит на 9 млн. долл.; длительность оборота дебиторских долгов - 4 месяца; схема скидок -3% (10 дней) при нетто 30 дней (покупатель получает 3% скидок при оплате товара в течение 10 дней) при нормальной оплате в течение 30 дней; рыночная рентабельность 20%; по прогнозам скидками воспользуются 30% покупателей, а период инкассации денежной наличности уменьшится с 4 до 3 месяцев.
Задача 18. Компания закупила сырье, материалы и обязалась оплатить их через 30 дней. Сырье и материалы перед поступлением в производственные цеха пролеживают 20 дней. Производственный цикл изготовления изделий составляет 10 дней. Готовые изделия перед отправкой покупателю хранятся на складе 15 дней. Срок оплаты дебиторских счетов покупателями - 25 дней. Требуется определить цикл оборота денежных средств, если в каждом месяце в среднем по 30 дней.
Задача 19. Стоимость продаж и текущая кредиторская задолженность компании по месяцам составила: январь (31 день) - 5000 долл. и 5000 долл., февраль (28 дней) - 12000 и 3000 долл., март (31 день) - 20000 и 7000 долл. В целом за прошлый год (365 дней) - 110000 и 55000 долл.
Определить длительность погашения кредиторской задолженности.
Задача 20. Рассчитать смету прямых затрат на материалы на следующий год с разбивкой по кварталам. Необходимо постоянно помнить, что при бюджетировании возможны процентные разбросы по многим показателям, которые носят вероятностный характер.
Показатели | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего |
1. Производственная программа изготовления изделий, шт. | |||||
2. Норма расхода материала на одно изделие, кг | |||||
3. Расход материалов на про-грамму, кг | 1220x2 = = 2440 | 1390x2 = = 2780 | |||
4. Запасы на конец периода, исходя из 10% общего расхода в следующем квартале, кг | примерно 300 | примерно 310 | |||
5. Расход материалов плюс запасы на конец периода кг | 2440 + 278 = 2718 | 2780 + 264 = 3044 | |||
6. Минус запасы на начало периода, исходя из 10% расхода материалов текущего квартала, кг | 2440 x 0,1 = 244 | 2780x0,1= 278 | |||
i. Закупки материалов для производства, кг | 2718 - 244 = 2474 | 3044 - 278 = 2766 | |||
8. Цена 1 кг покупаемого материала, долл. | |||||
9. Общие расходы на закупку материалов, долл. |
Показатели | 1 квартал | с квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего |
1 Кредиторский долг по оплате на начало бюджетного года, долл. | |||||
2. Выплаты осуществляются по закупкам квартала в том же квартале в размере 60%, остальные 40% в следующе<
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |