Рост числа посещений кинотеатров, наметившийся в последние годы, по сравнению с эпохой СССР, может показаться почти мизерным – 20% за 5 лет или 0,3 похода в кинотеатр в России на человека в год. Но для рынка в сегодняшнем его состоянии это большой прогресс. На Россию и ближнее зарубежье (которое включает в себя Украину, Казахстан, Белоруссию, Прибалтийские государства, приходится по различным оценкам от 350 (по данным «Нева-Фильм») до 430 (Kinoafisha.net) действующих кинотеатров, то есть порядка 700 залов [7].
В России в настоящее время сложилась особая бизнес-модель развития предприятий кинопроката – строительство мультиплексов (многозальных кинотеатров) на арендуемых площадях в торговых центрах. Динамика ежегодного прироста количества кинотеатров и кинозалов, расположенных на арендуемых площадях в торговых центрах, составляет в среднем 40%, а их доля в общем числе кинозалов превысила 50%. Последнее обстоятельство негативно влияет на дальнейшее развитие российского рынка кинопоказа в условиях глобального финансового кризиса: вследствие удорожания кредитных ресурсов приостановлено строительство торгово-развлекательных центров, в которых должны были открыться кинотеатры [8].
В то время как операторы предприятий кинопроката обладают достаточными ресурсами для развития киносети, стагнация на рынке торговой недвижимости замедляет распространение современного кинопоказа в России, что в совокупности с повышающимися арендными ставками вынуждает менеджмент кинотеатров искать альтернативные пути развития. В частности – строительство быстровозводимых мультиплексов. Однако данная модель развития предъявляет особые требования к финансовому менеджменту, так как строительство предполагает качественно иной уровень управления денежными потоками [1].
|
Учитывая высокую зависимость доходов предприятий кинопроката от структуры распределения денежных поступлений от кассовых сборов между кинодистрибьютором и кинотеатром, сезонности спроса на демонстрируемые кинокартины, а также другие факторы, оказывающие влияние на денежные потоки, задача управления денежными потоками приобретает особое значение и требует системного подхода и научной обоснованности.
В сложившихся условиях одним из способов укрепления финансового состояния предприятий кинопроката является внедрение финансового менеджмента, включающего в себя управление денежными потоками с учетом отраслевой специфики финансов и с целью обеспечения эффективного использования экономического потенциала предприятий кинопроката, что и определяет актуальность темы исследования данного вопроса.
Теория и практика финансового менеджмента предприятий киноиндустрии с учетом особенностей российской экономики является недостаточно разработанной отраслью научного знания.
Отдельные вопросы, посвященные организационным, экономическим, правовым вопросам деятельности предприятий киноиндустрии в историческом аспекте, рассмотрены в трудах Андреевой С.М., Браиловой О.В., Венжера Н.Я., Дондурея Д.Б., Янсона Э.Ж. При этом не исследованы финансовые потоки компаний, оказывающих услуги в сфере организации кинопроката на современном этапе.
Теоретические и практические вопросы финансового менеджмента, формирования денежных потоков предприятия, системы анализа и управления в условиях рыночной экономики рассмотрены в трудах Бланка И.А., Балабанова И.Т., Баранова В.В., Бочарова В.В., Володина А.А., Ковалева В.В., Медведева А.Г., Павловой Л.Н., Романовского М.В., Рубинштейна Т.Б., Стояновой Е.С., Стоянова Е.А., Треневой Н.Н.
|
Состояние российской киноиндустрии является одной из важнейших характеристик социально-экономического и культурного развития России. Предприятия кинопроката являются базовой составляющей сферы киноиндустрии, поскольку выполняют функцию связующего звена между кинопроизводством и потреблением киноуслуг, обеспечивая демонстрацию фильмов населению.
Проведенный в диссертационной работе Э.А. Пичугина анализ состояния рынка кинопоказа и проблем развития и функционирования кинотеатров в Российской Федерации показал, что [7]:
1) количество кинотеатров России за период 2000–2008 гг. увеличилось в 7 раз, со 105 до 736 объектов; число кинозалов увеличилось почти в 24 раза – с 78 до 1864 кинозалов;
2) государственное финансирование сферы кинематографии в 2009 году сократилось на 3,9% по сравнению с 2008 годом и составляет 0,042% в общих расходах федерального бюджета. Государственная поддержка российского кинопроката в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 годы)» в 2009 году составит 309,9 млн. руб. или 8,4% от общих расходов на кинематографию;
3) российский рынок кинопоказа характеризуется тенденцией размещения кинозалов в торговых центрах. Число кинозалов, открытых в торговых центрах, выросло по сравнению с 2004 годом в 6 раз (со 165 до 960), а их доля в общем количестве открытых кинозалов к 2009 году составила 51,5%. Постоянно растущая в последние годы зависимость российских кинотеатров от торговых центров ставит рынок кинопоказа в сложную ситуацию в условиях мирового финансового кризиса;
|
4) в России наблюдается неравномерность охвата городов современными кинотеатрами, более 90% которых сосредоточено на территории, где проживает менее 50% населения страны. Жители городов с населением менее 100 тыс. человек фактически не обеспечены качественными услугами современного кинопоказа;
5) в области финансовой политики отечественные киносети выбрали несколько путей привлечения дополнительных средств: эмиссия акций, облигаций, продажа части активов, привлечение кредитных ресурсов.
В целом, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего развития рынка кинопоказа в условиях растущего потребительского спроса на киноуслуги в регионах. Однако целесообразно и экономически эффективно строительство быстровозводимых кинокомплексов, а не размещение кинотеатров в торгово-развлекательных центрах, что позволит существенно сократить объемы отрицательных денежных потоков за счет прекращения выплаты арендных платежей, а также уменьшить срок окупаемости новых кинотеатров.
Преобладающей тенденцией на европейском кинорынке последних лет стало активное строительство многозальных кинотеатров-мультиплексов с общим количеством кинозалов более 10. Для сравнения: во Франции около 70% всех кинотеатров являются мультиплексами, в Великобритании – более 65%, в Испании и Дании – около 30%, Германии – около 25%, Италии – 20%. В странах Восточной Европы мультиплексы появились относительно недавно, но уже вытесняют традиционные кинотеатры. Так, в Венгрии доля мультиплексов в общем количестве кинотеатров составляет около 45%.
По данным зарубежных аналитиков, мультиплексы обеспечивают около 80–90% общемировых кассовых сборов [10].
Современный кинотеатр рассматривается как развлекательный досуговый центр для всей семьи, включающий в себя не только кинозалы, но также кинобары, кофейни, рестораны, аттракционы, которые рассматриваются как обязательный элемент инфраструктуры кинотеатра, приносящий доход в размере 40–60% совокупных денежных поступлений.