Природные особенности района




ОТЧЕТ УЧЕБНОЙ(ПОЛЕВОЙ) ПРАКТИКИ

_____________________Учебно-полевая практика__________________________________

(вид и название практики)

студента/ки_______Бордюговой_Светланы_Витальевны__________________

(фамилия, имя, отчество)

Институт/факультет______ЛНУ_имени_Тараса_Шевченко_Ровеньковский_Факультет

 

Кафедра_______Начальное_Образование_________________________________________

 

Направление подготовки____________________________________________________

 

Специальность________44.03.01____Начальное__Образование____________________

 

Курс __НО____, группа____1

 

Луганск 2018г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..

Цели и задачи……………………………………………………………….

Техника безопасности………………………………………………………

Природные особенности района:

1.Рельеф………………………………………………………………………

2.Почва……………………………………………………………………….

3.Климат……………………………………………………………………..

4.Водные ресурсы………………………………………………………….

5.Растительность……………………………………………………………

6.Животный мир……………………………………………………………

7.Полезные ископаемые……………………………………………………

Морфологическое описание растений……………………………………..

Редкие и охраняемые растения……………………………………………..

Выводы……………………………………………………………………….

Приложения…………………………………………………………………..

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная - полевая практика по ботанике на первом курсе завершает годовую работу и играет важную роль в подготовке учителя-биологии: дает ему возможность представить природные процессы в их взаимосвязи.

Основная часть практики осуществляется летом, в другие времена года организуются экскурсии в природу для изучения сезонных явлений. Во время практики используются, конкретизируются и пополняются знания по ботанике, поэтому ее задачи разнообразны.

Практика по естествознанию способствует развитию у студентов наблюдательности, умения ориентироваться в природе, способствует повышению интереса к ботанике и обеспечивает более эффективное ее усвоение.

Основные формы работы на полевой практике:

а) экскурсии с преподавателем;

б) обработка собранного материала;

в) самостоятельные наблюдения по выбранной теме.

После прохождения практики студент должен знать:

1. Правила сбора, высушивания, монтажа и определения растений.

2. Основные жизненные формы растений.

3. Характерные признаки основных семейств растений.

4. Особенности изученных растительных сообществ.

5. Морфологическое описание растений.

6. Редкие и охраняемые растения региона.

 


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОЛЕВОЙ УЧЕБНОЙ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Студенты, находящиеся на практике, обязаны строго соблюдать дисциплину во время практики, правила поведения, правила техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, имуществу, оборудованию и инвентарю.

Недисциплинированность, пренебрежение к возможным опасностям, лихачество является проявлением профессиональной непригодности к полевым работам. Необдуманные легкомысленные действия одного человека смогут поставить под угрозу жизнь и здоровье студентов и сотрудников и сорвать практику.

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1. К полевой практике допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

2. Перед началом практики преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности. После инструктажа студенты расписываются в журнале инструктажа или в контрольном листе.

3. Продолжительность рабочего дня на практике составляет не более 6 часов. При необходимости время начала и окончания работы, перерывы для отдыха и питания устанавливаются, исходя из производственной необходимости и конкретных условий проведения практики.

4. Во время практики студенты обязаны выполнять указания руководителя, строго соблюдать порядок проведения практики. Студенты несут ответственность за утрату, порчу и разукомплектованние оборудования и материалов.

5. Во время прохождения полевой практики категорически запрещается:

§ самовольно покидать маршрут практики;

§ отлучаться с маршрута практики без разрешения руководителя практики (преподавателя);

§ переделывать или самостоятельно чинить используемое оборудование, использовать учебное оборудование не по назначению;

§ оставлять без присмотра учебное оборудование и инвентарь;

§ распивать спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии.

6. Купаться разрешается в специально отведенных местах. В незнакомых местах купание запрещено. Запрещается купаться в темное время суток.

7. При нарушении дисциплины и техники безопасности студент может быть отстранен от прохождения практики.

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

1. Перед началом практики преподаватель должен ознакомить студентов с маршрутом и планом полевых работ, обратить внимание на возможные опасности.

2. Перед выходом на маршрут преподаватель уточняет список студентов, выходящих в состав бригад. Руководитель практики должен быть поставлен в известность о студентах, отсутствующих на практике в данный рабочий день и о причинах их отсутствия.

3. При самостоятельном выполнении полевых работ группой не менее двух человек, одного из них руководитель практики назначает старшим. Перед выходом четко оговариваются цели и маршрут следования (по карте). Чтобы не заблудиться, нужно иметь навыки ориентирования на местности, выходить на маршрут с компасом, навигатором, картой местности, или схемой, обсудить со старшим группы важнейшие ориентиры на местности, установить контрольное время выхода и порядок действий в случае невозвращения группы. Необходимо взять спички в водонепроницаемой упаковке, сотовые телефоны. Проведение полевых работ в одиночку запрещено.

4. Все студенты, выходящие на маршрут, должны быть должным образом одеты. Одежда должна быть удобной и практичной: защищать от неблагоприятных погодных условий, насекомых, клещей и т. д. Куртка или рубашка обязательно с длинными рукавами, желательно с капюшоном, плотные брюки, сапоги, должен быть головной убор и накидка от дождя. Одеваться необходимо по погоде, имея возможность снять лишнюю одежду или надеть водозащитную. Одежда должна быть не тесная, прочная, сапоги без каблуков со стельками и двойными носками, в далеких маршрутах следует запастись запасными носками. В сырую погоду и при более длительном нахождении в полевых условиях нужно брать с собой запасную одежду и обувь. В энцефалито-опасных районах необходимо использовать закрытую одежду. Лучше всего иметь энцефалитный костюм или использовать завязки, резинки на рукавах и на брюках. Штанины следует заправлять в сапоги, а куртку – в брюки. Голову и шею закрывают капюшоном или косынкой.

5. Следование к месту учебной работы осуществляется пешком или на транспорте. Идти по проезжим дорогам следует с левой стороны, чтобы издалека заметить встречный транспорт; на грунтовой дороге лучше отступать за обочину, остерегаясь камней, вылетающих из-под шин. Проезд на городском транспорте может осуществляться всей группой или небольшими группами. В последнем случае, в каждой группе руководитель практики назначает старшего из числа студентов. Группа, прибывшая в пункт назначения первой, ожидает другие группы. Преподаватель следует с последней группой.

6. При проведении самостоятельных полевых работ необходимо иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи (нашатырный спирт, валидол, лейкопластырь, бинт).

7. По возможности при выходе на полевые работы студентам и преподавателям необходимо иметь сотовые телефоны с полностью заряженными аккумуляторами.

 

8. Преподаватель имеет право отстранить от экскурсии студентов, нарушающих дисциплину или одетых с нарушениями правил техники безопасности.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. С приближением грозовой тучи, резким усилением ветра необходимо прекратить работы, укрыться (вместе с оборудованием и инвентарем) в безопасное место и переждать, когда гроза закончится.

2. Во проведения полевых работ должна соблюдаться культура поведения сообразно маршруту и месту практики.

3. Во избежание перегревания, теплового или солнечного удара не следует двигаться быстро, по освещенным солнцем местам, долговременно находиться на солнечных участках маршрута. Рекомендуется в летнее время не производить полевые работы в активный солнечный период с 12:00 до 15:00. Профилактикой простудных заболеваний служит теплая одежда.

4. Двигаясь по маршруту, нельзя отрывать и жевать листья встреченных растений, так как среди них могут оказаться ядовитые. Студенты, подверженные аллергии должны иметь при себе антиаллергенные препараты.

5. На привалах нельзя сидеть на камнях (даже на теплых), избегая воспалительных заболеваний. Нельзя пить холодную (чтобы не простудиться) и не кипяченую (чтобы не отравиться) воду.

6. Нельзя разводить костер на торфянике, вблизи зарослей сухой травы, кустарников, лежащих бревен, на корнях хвойных деревьев, между камнями на берегах озер, иначе огонь может распространиться за пределы костра и вызвать лесной пожар. Очутившись в зоне пожара или задымления, следует дышать через мокрую ткань (ватно-марлевый тампон).

7. Находясь на маршруте полевых работ, каждый студент должен контролировать свое самочувствие, ничего не делать "через силу", "через «не могу», предупреждать старшего о возникших проблемах со здоровьем и делать все необходимое для их решения. Нужно помнить, что в случае возможной болезни или травмы одного человека вся тяжесть последствий ляжет на плечи его товарищей и руководителя практики.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

1. Если на маршруте полевых работ застанет буря, сильный ветер, следует опасаться ветровала, не подходить близко к одиночным или больным, сухостойным деревьям. В грозу нужно прекратить выполнение работ, выбрать более-менее сухое место; нельзя пережидать грозу под высокими отдельно стоящими деревьями.

2. Опасными для жизни могут быть укусы пчел и ос, особенно в область шеи и головы. Нельзя заходить на пасеки, разрушать осиные гнезда. Для защиты от всех летающих насекомых рекомендуется периодически смазывать лицо, шею и руки репеллентами.

3. Для профилактики присасывания клещей через каждые 2-3 часа необходимо проводить осмотр одежды и снимать клещей с одежды, не раздавливая их. После возвращения с маршрута верхнюю одежду нельзя сразу заносить в жилое или рабочее помещение, а надо выдержать на улице 2-3 часа, чтобы оставшиеся на одежде клещи ее покинули.

4. О несчастном случае пострадавший или очевидец обязан сообщить преподавателю. При возникновении несчастного случая необходимо принять экстренные меры по оказанию первой помощи пострадавшему. При необходимости пострадавшему надо обеспечить экстренную медицинскую помощь (телефон «Скорой помощи» со стационарного телефона - 03, с сотового телефона – 112) или надо доставить его в ближайшее медицинское учреждение, зафиксировать факт обращения в журнале обращений медицинского учреждения. О несчастном случае в течение суток необходимо поставить в известность руководство факультета и университета.


Цели и задачи

 

Учебно – полевая практика по ботанике (анатомия и морфология растения) на первом курсе посвящается общему знакомству с разнообразием растений в природе, особенностями их распространения и адаптивными приспособлениями к произрастанию в различных условиях среды.

Цель практики - растения и среда. В соответствии с программой студенты должны изучать отдельные растения и их группы, получить конкретные представления об основных жизненных формах, онтогенезе, возрастных и сезонных изменениях морфоанатомической структуры растений, способа к размножениям и расселения растений, о распределении их в зависимости об экологических условий.

Изучение биологии отдельных растений и их приспособлений к среде обитания способствует пониманию принципов охраны природной флоры, рационального использования, способов выращивания растений в культуре, вырабатывает диалектико-материалистическое мировоззрение. Одновременно с этим обязательно знакомство с видом растения как биологической единицы. Значительную часть времени необходимо затратить на определение научных названий растений, их систематического положение, отличий от близких видов и степени морфологической изменчивости, на наблюдения за экологической приуроченностью, а также на знакомство с закономерностями географического распространения и практическим значением каждого растения.

Полевая практика по ботанике ставит следующие задачи:

1. Закрепить знания морфологии растений, ботанически правильно описывать их и овладеть умением определять растения, принадлежащие к несложным в систематическом отношении группам;

2. Приобрести навыки простейших полевых наблюдений за ростом, развитием, цветением, опылением и размножением растений; отражать сделанные наблюдения в схемах, рисунках, фотографиях, таблицах измерений и в описаниях;

3. Уметь анализировать и сопоставлять материалы собственных наблюдений, делать из них выводы;

4. Увязывать свои наблюдения с требованием школьного курса ботаники, соответственно подбирая и оформляя коллекции и отчеты о наблюдениях.

 


Природные особенности района

Рельеф

Поверхность области представляет собой волнистую равнину, возвышающуюся от долины Северского Донца к северу и к югу, где расположен Донецкий кряж, образованный мощными толщами осадочных пород древних морей, некогда существовавших здесь. Высшая точка – Могила Мечетная – 367 м. Наиболее характерной чертой кряжа является чередование холмистых водораздельных пространств с глубокими, крутобережными речными долинами и сухими балками. В долине рек Миуса и Нагольной высота Донецкого кряжа снижается, и южные склоны переходят в Приазовскую береговую равнину. К северу снижение происходит постепенно и к Северскому Донцу обрывается крутым уступом, образуя живописный правый берег реки. В левобережной части области простирается Старобельская равнина. На крайнем севере в пределы области заходят отроги Среднерусской возвышенности. Абсолютные высоты тут постепенно снижаются (от 216 до 50 м.) на юг и юго-запад к долине Северского Донца. Вдоль левого берега реки тянется сравнительно неширокая (16-18 км) террасовая равнина, покрытая, главным образом песками, местами сформированными в дюны.

Почва

Почвы плодородные, главным образом черноземные. Мощность плодороднейших пластов достигает метра толщины, а порой больше. Распространены также дерновые почвы. Применение правильной агротехники позволяет собирать довольно высокие урожаи выращиваемых здесь сельскохозяйственных культур, бахчевых, овощей.

Климат

Климат умеренно-континентальный с ощутимыми засухами. Средняя температура самого теплого месяца июля + 210С и самого холодного января – 70С. Господствующие ветра – восточные и юго-восточные. Максимальное среднегодовое количество осадков (550мм) выпадает в наиболее возвышенной части Донецкого кряжа. Дожди часто выпадают в виде кратковременных ливней.

Зима сравнительно холодная, с резкими восточными и юго-восточными ветрами, оттепелями и гололедами, малоснежная. Весна – солнечная, теплая, нередко сопровождается сухими восточными ветрами, заморозками. Лето знойное, вторая половина его – заметно сухая. Осень солнечная, теплая, сухая.

Водные ресурсы

Основную часть запасов поверхностных вод составляют реки. Все реки области – типично равнинные. По характеру водного режима принадлежат к восточно-европейскому типу. Большинство рек принадлежат к бассейну Северского Донца, который является главной водной артерией области.

На языке скифов и аланов, которые в 11-12 вв. н.э. населяли этот край, слово "дон" означало текущая вода, река. К нему добавлен уменьшительный суффикс -ец (Донец – это небольшой Дон). Начинался он в Северском княжестве (в настоящее время протекает по территории пяти областей – Белгородской, Харьковской, Донецкой, Луганской, Ростовской), отсюда и появилось название Северский. Русло Северского Донца извилистое. Ширина его колеблется в пределах от 5 до 90 м, глубина – 1,5–2 м., на плесах – 5–7 м., а на многочисленных перекатах всего лишь 30–50 см. Дно реки песчаное. Течение сравнительно спокойное (около 0,5 м/с).

Правыми притоками Северского Донца являются: Лугань с Белой и Ольховкой, Луганчик, Большая Каменка. Левыми притоками являются: Айдар, Деркул, Красная, Боровая, Евсуг. Юг области, кроме Большой каменки орошается Кундрючей, Крепенькой, Миусом с Нагольной.

На территории области 60 озер. Крупнейшие их них: Волчье, Медвежье, Боровское – все на левом берегу Донца. Водоемов и прудов – более 320.


Растительность

Луганская область находится в зоне разнотравно-тапчаково-ковыльных степей.

Растительность в результате деятельности человека подверглась большим изменениям. Большая часть территории области распахана, лишь по склонам оврагов, в речных долинах и в заповедниках (Стрельцовская степь, Провальская степь) сохранились участки степной растительности. Здесь произрастает более тысячи видов различных растений. Лесов мало (около 7% территории области). Расположены вдоль рек, на склонах речных долин, балок и оврагов. Преобладают леса буерачного типа. Они растут в балках и отличаются существенным разнообразием: в них насчитывается около 50 пород деревьев и кустарников. Преобладают такие породы – дуб, береза, ясень. Подлесок представлен желтой акацией, кустарниками терна, бузины, калины, шиповника. Эти виды встречаются на опушках и прогалинах.

Животный мир

 

Территория Луганской области входит в восточную степную зону Украины. Фауна области представлена главным образом степными и некоторыми лесными животными, однако, дикая фауна бедна.

Из хищников встречаются: волк, лисица, енотовидная собака, ласка и др.

Среди грызунов наиболее распространены: заяц, сурок, хомяк, тушканчик, крот и т.д.

Из пернатых хищников водятся кобчики, ястребы, орлы-могильники.

Лес обильно населен полезными и певчими птицами: жаворонками, перепелами, соловьями, дятлами, стрижами, ласточками и многими другими.

В реках, озерах и прудах много разной рыбы.

Полезные ископаемые

 

Недра области богаты высококачественными углями. Запасы их исчисляются десятками миллиардов тонн. Угольных пластов насчитывается до 330, но только 60 из них имеют рабочую толщину от 0,45м до 0,5м. Наиболее распространена толщина угольных пластов в области – 0,75м – 1,0м. Качество угля высокое. Две трети составляют антрацит и другие энергетические угли, треть – коксующиеся угли. Основные известные залежи угля сосредоточены в правобережной части области, в зоне Донецкого Кряжа. Месторождения угля разведаны и в некоторых районах левобережья.

Имеются значительные залежи естественных строительных материалов – известняка, песчаника, мела, мергеля, глины.

В северной части области выявлены запасы природного газа (Красногоровское месторождения).

Металлическими рудами недра области сравнительно бедны.

В Луганске и Старобельске – источники целебных минеральных вод, богатых бромом и йодом. На базе этих вод в вышеназванных городах работают водолечебницы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: