Ниранджана Свами
Вайшнав почтителен со всеми
Каунас, сентябрь 1995 года
«Шримад-Бхагаватам», 4.11.11
сарва-бхутатма-бхавена
бхутавасам харим бхаван
арадхйапа дурарадхйам
вишнос тат парамам падам
Достичь планет Вайкунтхи, духовного царства Господа Ха-
ри, очень трудно, но тебе выпала эта удача — тебе суждено
попасть в обитель Бога, ибо ты поклонялся Ему как выс-
шему прибежищу всех живых существ.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Существование матери-
ального тела живого существа обеспечивается тем, что в нем
находятся индивидуальная душа и Сверхдуша. Индивидуаль-
ная душа полностью зависит от Сверх души, которая при-
сутствует всюду, даже в атоме. Поскольку все сущее, как
материя, так и дух, полностью зависит от Верховного Госпо-
да, Сваямбхува Ману называет Его здесь бхутаваса. Будучи
кшатрием, Дхрува Махараджа мог бы возразить своему деду
Ману, когда тот потребовал от него прекратить сражаться с
якшами, что кшатрий обязан сражаться с врагами. Предви-
дя это возражение, Ману напомнил Дхруве Махарадже, что
Верховный Господь пребывает в теле каждого живого су-
щества, которое является таким образом храмом Господа,
поэтому умерщвление живых существ без веских оснований
категорически запрещено.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В коммента-
рии к одиннадцатому стиху девятой главы «Бхагавад-ги-
ты» Шрила Прабхупада пишет: «Джива Госвами говорит,
что Кришна Своей полной частью, в аспекте Параматмы
или Сверхдуши, находится во всех движущихся и неподвиж-
ных живых существах, поэтому преданный-неофит, который
сосредотачивает свое внимание на поклонении арча-мурти,
|
форме Верховного Господа в храме, и не выказывает уваже-
ния к другим живым существам, не получает от такого по-
клонения никаких результатов. Есть три класса преданных, и
неофиты это преданные самого низкого класса. Преданный-
неофит уделяет больше внимания стоящему в храме Божест-
ву, чем другим преданным, поэтому Вишванатха Чакраварти
Тхакур предупреждает нас о том, что такое умонастроение
необходимо изменить. Преданный должен видеть, что по-
скольку Кришна в аспекте Параматмы пребывает в сердце
каждого живого существа, тело каждого из них является хра-
мом Верховного Господа, и с тем же почтением, с каким мы
относимся к храму Господа, мы должны относится к телам
всех живых существ, ибо там находится Параматма. Поэто-
му мы должны уважать каждого и не пренебрегать никем».
Есть три уровня преданных Господа. Начинающий пре-
данный основное внимание уделяет поклонению Божеству в
храме, а не служению преданным. Вишванатха Чакраварти
Тхакур советует исправить подобный образ мыслей. Предан-
ный должен понять, что, поскольку Кришна находится в серд-
це каждого живого существа как Параматма, тело любого
живого существа следует считать обителью или храмом Все-
вышнего Господа. С тем же почтением, с каким человек от-
носится к храму Господа, он должен относиться к каждому,
в ком находится Параматма. Уважения заслуживает каждый,
и пренебрегать не следует никем.
В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.26) Господь Ришабхадева
поучает Своих сыновей: «Дорогие Мои сыновья, не питайте
злобы ни к кому из живых существ, будь то движущихся или
|
неподвижных. Знайте, что Я пребываю в каждом из них, и
всегда выражайте им почтение: тем самым вы будете выра-
жать почтение Мне».
Нужно научиться видеть Кришну в сердце каждого жи-
вого существа. В своих комментариях к Одиннадцатой Пес-
ни «Шримад-Бхагаватам» Шрила Джива Госвами утверждает,
что до тех пор, пока преданный не научится ценить других
преданных, он не в состоянии будет оказывать почтение всем
живым существам.
ачарйам ева харайе
пуджам йах шраддхайехате
на тад-бхактешу чанйешу
са бхактах пракритах смритах
«Преданного, который с верой поклоняется Божеству в хра-
ме, но не ведет себя должным образом по отношению к дру-
гим преданным или к людям вообще, называют пракрита-
бхактой, материалистичным преданным. Это самый низкий
уровень» (Бхаг., 11.2.47).
Джива Госвами говорит, что если каништха-адхикари не
может по достоинству оценить преданных, что уж говорить о
его отношении к обычным людям. До тех пор, пока его уро-
вень сознания не повысится, для проповеди он совершенно
непригоден. Шрила Джива Госвами пишет: иям ча шраддха
на шастрартхадхарана-джата — «Поскольку каништха-ад-
хикари не имеет твердой веры в ведические писания, он не в
состоянии понять возвышенное положение Верховного Гос-
пода, пребывающего в сердце каждого. Поэтому он не может
ощутить истинной любви к Богу, как не может он и понять
возвышенное положение преданных Господа. Кришна очень
привлекателен, и о Его близких спутниках можно сказать то
же самое, но каништха-адхикари понять это не способен.
Отличительная особенность вайшнава в том, что он все-
|
гда почтителен по отношению к окружающим — аманена
манадена киртания сада харих. Каништха-адхикари этого
качества лишен начисто, однако если он обретет веру в на-
ставления Вед и попытается понять содержание «Бхагавад-
гиты» и «Шримад-Бхагаватам», то со временем ему удастся
достичь второго и даже первого уровня преданного слу-
жения.
В этом комментарии Шрила Джива Госвами говорит, что
человеку, находящемуся на низшей ступени преданного слу-
жения, если он хочет успешно проповедовать, необходимо до-
стичь уровня преданного второго класса. Он должен созна-
вать, что Господь пребывает в сердцах всех живых существ,
и поэтому нужно быть почтительным со всеми. Преданный
видит, что Кришна пребывает в сердце каждого, и поэтому
ему в голову не может прийти, как можно быть грубым и
непочтительным с кем бы то ни было. Дакша полагал, что
равное ко всем живым существам отношение это недостаток
Господа Шивы, заслуживающий порицания, хотя это качест-
во свидетельствовало о его величии. Господь Шива видел, что
Верховный Господь находится в сердцах всех живых существ,
и поэтому он был так добр к ним, сострадателен и почтите-
лен. Господь Шива был готов выразить почтение Дакше даже
после того, как тот его оскорбил (за что впоследствии и по-
нес справедливое наказание). Охваченный гордыней, Дакша
не считал нужным оказывать почтение кому бы то ни было.
Это пример поведения типичного каништха-адхикари, пре-
данного самого низкого уровня.
Каништха-адхикари не видит Кришну в сердце живых
существ — он поклоняется Верховному Господу только в хра-
ме, и поэтому его проповедь не приносит успеха. О каком
успехе может идти речь, если он не умеет ценить даже пре-
данных Господа! Ему нелегко уважать кого-то, кроме себя,
поскольку он слишком горд; при этом он искренне верит, что
достиг высот преданного служения.
Еще одно качество каништха-адхикари: он ценит досто-
инства так называемых великих материалистов, находится
во власти телесных представлений о жизни, жаждет обла-
дать мирскими богатствами, и поэтому он не до конца при-
знает Верховную власть Господа Вишну. Каништха-адхика-
ри отдает предпочтение материальным достоинствам и не в
состоянии отдать должное духовным качествам продвинутых
преданных. Ему в голову не приходит, что кто-то может ока-
заться более благочестивым и религиозным, чем он сам. Он
не подозревает о существовании более продвинутых предан-
ных, и поэтому не понимает, что представляет собой слу-
жение на уровнях мадхъямы и уттамы. Будучи чрезмерно
высокого о себе мнения, он иногда поносит возвышенных
преданных Господа, пренебрежительно к ним относится. Он
не осознает их возвышенного положения как проповедников
и полностью осознавших себя душ.
У каништха-адхикари могут быть полезные навыки в ка-
кой-нибудь профессии, благодаря которым он умеет делать
что-нибудь по мирским критериям очень неплохо. На своем
поприще он может быть весьма искусен и опытен, но ему
почему-то начинает казаться, что он точно так же сведущ
и в духовной жизни. Он смотрит на других преданных свер-
ху вниз и ожидает всеобщего признания. Возможно, у него
есть опыт руководителя, или раньше он работал на стройке
и хорошо знает как возвести красивое прочное здание. Когда
такой человек замечает, что другие преданные гораздо хуже
в этом разбираются, он решает, что они ни на что не год-
ны. Мало того, они не способны даже на то, чтобы оценить
его по достоинству: «Раскройте же глаза! — негодует он. —
Неужто вы не замечаете мои достоинства?» — и он смот-
рит на окружающих свысока, с той неприятной, отличающей
его, снисходительностью, самоуверенно полагая, что уж он-
то знает, что такое духовность, и как она проявляется. В дей-
ствительности такой каништха-адхикари не имеет об этом
никакого понятия. Он думает, что успех в духовной жизни
означает положение, пост: если преданный занимает высокий
пост, с ним считаются, и, значит, он выше других. Но чем
такое представление об успехе в духовной жизни отличается
от представлений мирских людей об успехе в материальной
жизни? Разве пост, занимаемый человеком, свидетельствует
о его духовной зрелости? Директор огромного завода руко-
водит тысячами людей. Но кто, будучи в здравом уме, ста-
нет утверждать, что это признак его духовной зрелости?
Признаки, по которым определяют духовный уровень че-
ловека, существуют, но они не имеют ничего общего с мир-
скими достижениями. Материальные качества теряют свою
ценность для тех, кто стремится к духовному развитию. Это
один из признаков бхакти, и он описан в «Нарада-панчарат-
ре»*: сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам —
нужно служить Господу, и так полностью очиститься, из-
бавившись от влияния материальных отождествлений. Так
можно узнать человека, который достиг успеха в духовной
жизни — он освобождается от всех материальных обозначе-
ний и не считает, что превосходит других лишь потому, что
занимает в обществе то или иное положение. Тот дейст-
вительно превосходит других, кто умеет правильно отно-
сится к другим, а не тот, кто считает себя возвышен-
ным человеком, основываясь на критериях, которые сам же
и выбрал. Как ведет себя возвышенный человек? Как узнать
настоящего проповедника? Он выражает почтение всем жи-
вым существам, не говоря уже о преданных. Если же чело-
век пренебрежительно относится к преданным, смотрит на
них сверху вниз, осуждает их и ищет в них недостатки, оче-
видно, что он не видит Кришну, пребывающего в их сердцах.
Он каништха.
Каништха всегда рад найти в человеке изъян и
приклеить соответствующий ярлык. По его мнению, такой
ярлык должен быть у каждого. Каништха навешивает чело-
*Этот стих можно также найти в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 19.170).
веку ярлык, и уважать его после этого он больше не может.
«Неискренний», «Ленивый», «Слишком привязан», «Думает
о сексе» — много ярлыков можно приклеить, но настоящий
вайшнав думает не о ярлыках, а о том, как возвысить чело-
века духовно. Это признак более продвинутого преданного.
Высокий уровень это не ответственный пост, а искренность
и доброжелательность по отношению к людям. Такой пре-
данный знает, что если только указывать на недостатки, это
не поможет возвыситься духовно. Он понимает, что невоз-
можно помочь человеку, если видишь в нем только плохое.
Невозможно. Если вы не способны видеть, что Господь на-
ходится в сердце человека, значит вы ничем не можете ему
помочь. Когда в человеке развивается сознание Кришны, он
избавляется от всех недостатков.
йасьясти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
аноратхенасати дхавато бахих
«В теле человека, развившего в себе беспримесную предан-
ность Верховной Личности Бога, Васудеве, проявляются все
полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как
религиозность, мудрость и отрешенность. Тот же, кто зани-
мается не преданным служением, а материальной деятель-
ностью, не имеет никаких хороших качеств. Даже если он
преуспел в занятиях мистической йогой или честным трудом
содержит свою семью и всех родственников, он неизбежно
руководствуется идеями, порожденными его умом, а стало
быть, служит внешней энергии Господа. Откуда у такого че-
ловека возьмутся хорошие качества?» (Бхаг., 5.18.28). Иначе
говоря, у того, кто занимается преданным служением Гос-
поду, само собой развиваются самые лучшие качества, а все
плохое уходит. Почему? Потому что есть возвышенные пре-
данные, которые способны видеть хорошее в каждом живом
существе, и ко всем относятся с почтением, они и помогают
ему на пути сознания Кришны. Они видят Кришну в серд-
цах всех людей и понимают, что если будут искренне про-
поведовать и вдохновлять человека принять путь преданно-
го служения, Кришна из сердца поможет ему продвигаться.
И потом, когда такой человек разовьет в себе стремление
слушать о Господе, Господь Сам очистит его сердце от всех
материальных привязанностей.
шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрит сатам
«Шри Кришна, Личность Бога — Параматма в сердце каждо-
го и благодетель честного преданного — очищает сердце пре-
данного от стремления к материальным наслаждениям, когда
в том развивается потребность слушать Его послания, кото-
рые добродетельны сами по себе, если их правильно слуша-
ют и повторяют» (Бхаг., 1.2.17). Именно так человек может
очиститься от всех привязанностей и недостатков. Что тол-
ку упрекать человека в привязанностях? Разве это поможет?
Нет смысла корить его: «У тебя куча недостатков! Ты та-
кой, ты сякой!» Это поможет? Ни в коем случае. Помочь мы
можем, только если действительно увидим Кришну в сердце
этого человека и вдохновим его слушать о Кришне из на-
ших уст, — тогда Кришна Сам очистит его от привязаннос-
тей. Только так сердце человека становится чистым, только
так он возвышается духовно — благодаря общению с теми,
кто достиг духовной зрелости.
Правильное отношение к преданным предполагает ува-
жение. Как может проповедовать тот, кто даже к предан-
ным относится пренебрежительно? Если человек не спосо-
бен уважать тех, кто уже идет по пути преданного служения,
с каким же пренебрежением он будет относится к обычным
людям! Другая ошибка — считать, что материалисты лучше
преданных. Так порой думают начинающие преданные. Они
видят, что преданные в храме друг друга не уважают и на-
чинают вести себя точно также, а потом приходят к выводу,
что карми и то ведут себя лучше. Они начинают ценить мир-
ские качества материалистов, потому что неспособны оце-
нить духовные качества преданных. Нужно подняться над
этим уровнем, воздерживаться от того, чтобы критиковать
и выискивать недостатки, быть честным перед самим собой,
признать: «Я вижу в преданных одни недостатки и не спосо-
бен по достоинству оценить их хорошие качества. Будет луч-
ше, если я приму прибежище у более продвинутой личности
и научусь видеть в преданных хорошее. Я не уважаю их, и
поэтому не смогу им помочь. О каком успехе в проповеди,
в таком случае, может идти речь?». Об этом говорит Джи-
ва Госвами: «До тех пор, пока уровень сознания каништха-
адхикари не повысится, он для проповеди непригоден». Сам
он не может возвысить других до духовного уровня, но ес-
ли он служит и помогает тем, кто способен это делать, без
сомнения, его деятельность может принести пользу. Так ка-
ништха-адхикари меняет свое умонастроение и поднимается
на более высокий уровень.
Шрила Рупа Госвами объясняет в «Упадешамрите», что
начинающий преданный задает вопросы, а более знающий
ему отвечает. Нужно доверять преданному, к которому вы
обращаетесь. Это вполне естественно. Однако, как возника-
ет это доверие? Человек доверяет тому, кто хорошо к нему
относится, кто в самом деле хочет ему помочь и находится
на более высоком духовном уровне. Такому преданному он
доверяет. Он советуется с ним, потому что знает: к нему бу-
дут справедливы, и даже если отругают, он примет это как
милость Кришны. Почему? Потому что этот преданный по-
казал на примере своих отношений с другими людьми, что
действительно занимает возвышенное положение.
Иногда преданный, занимающий возвышенное положе-
ние, может отчитывать и указывать на недостатки. Но он
имеет на это право, потому что к нему прислушиваются и
его заслуженно уважают. Шрила Прабхупада часто говорил
о том, что уважения к себе не требуют. Вайшнав никогда не
скажет: «Вы что, не видите кто я? Вы должны уважать ме-
ня! Я этого заслуживаю!» Люди уважают его и так, потому
что видят: он настоящий проповедник. Его духовный уровень
проявляется как в проповеди, так и в поведении.
Однажды Санатана Госвами сказал Харидасу Тхакуру:
«Одни люди проповедуют, но не ведут себя должным обра-
зом. Другие образцово себя ведут, но не проповедуют. Ты же,
Харидас, и проповедуешь, и показываешь пример правильно-
го поведения, поэтому тебя следует считать духовным учи-
телем всего мира». Харидас являл собой совершенный при-
мер. Он был почтителен со всеми, даже с Кази. После того,
как Харидаса Тхакура жестоко избили и бросили в реку, он
выбрался на берег, продолжая воспевать святое имя Господа.
Когда Кази сообщили об этом, он не поверил и решил убе-
диться сам. Он был полностью уверен, что Харидас мертв, и
поэтому, увидев, как Харидас Тхакур идет по улице и, как ни
в чем ни бывало, воспевает святые имена, Кази понял, что
он великий святой. Он пал перед Харидасом Тхакуром ниц,
прося прощения, но Харидас сказал ему: «Я заслужил худ-
шего наказания, потому что слушал как поносят Верховного
Господа, и остался жить». Харидас не винил Кази за то, что
с ним обошлись так жестоко, он считал, что причиной его
страданий были оскорбления, которые он совершил. «Меня
бил не ты, — сказал Хардиас мусульманскому царю. — Ме-
ня бил Кришна». Харидас Тхакур не лукавил, он, и правда,
так думал.
Оказывать почтение Кришне, пребывающему в сердцах
всех живых существ, не так уж просто. Это отличает про-
двинутого преданного — он проповедует, потому что видит
Кришну повсюду. Он рассказывает людям о сознании Криш-
ны, и, благодаря своей проповеди и правильному поведению,
поднимается на более высокую ступень. Правильное поведе-
ние имеет не меньшее значение, чем проповедь. Шрила Пра-
бхупада однажды сказал, что пример лучше, чем поучения.
Так какой же пример мы должны показывать? Мы все пре-
красно знаем, что не следует поносить и обзывать предан-
ных. Этому нет места в вайшнава санге. Что происходит, ког-
да человек, охваченный гордостью, начинает ругать других?
Он перестает различать, что хорошо, а что плохо, и теряет
здравый смысл. Такой человек не понимает, что можно го-
ворить, а что нельзя, и говорит все, о чем бы ни подумал.
Он чувствует, что лучше помолчать, но не может удержать
язык. К счастью, после того, как он выговорится, он не чув-
ствует торжества: «Экстаз! Как я ему всыпал! Наконец-то
сделал доброе дело! — Не ощущает он и наплыва возвышен-
ных духовных эмоций. — Вот теперь-то я и в самом деле по-
нимаю, что такое духовное продвижение!» Если в нем оста-
лась хоть крупица разума, он станет горько сожалеть о том,
что его язык не знает удержу. В этом его последняя надежда,
потому что, если он немедленно не раскается в содеянном,
он опустится на еще более низкий уровень. Настоящий пре-
данный не станет никого оскорблять. Не нужно заблуждать-
ся и думать, что это своеобразные лилы, «игры вайшнавов».
В «Чайтанья-чаритамрите» ничего не говорится о таких «ли-
лах». Спонтанность, с какой преданные порой изливают друг
на друга потоки обидных слов, не следует путать со спон-
танностью в преданном служении. Нет. Это лишь гордость.
Гордый не может по достоинству оценить хорошие качества
в людях, и опускается, теряя остатки здравого смысла.
Преданный равнодушен к славе
«Кришна хочет, чтобы весь мир
услышал, какими прекрасными ка-
чествами обладает Его преданный.
Он хочет, чтобы во всем мире знали:
преданный не стремится к почес-
тям».
Преданный полностью зависит от воли Кришны и никогда
не действует по собственной прихоти. Поэтому Господь забо-
тится о том, чтобы ему ничто не угрожало. Преданный крот-
кий и смиренный. Смирение — одно из его наиболее важных
качеств. В «Бхагавад-гите» Шрила Прабхупада дает точное
определение смирения. Смиренным называют того, кто не
стремится к почестям. Тщеславие для материального мира
явление обычное, но кроткий и смиренный не хочет славы.
Обычный человек думает: «Для того, чтобы получить при-
знание, я должен сделать что-нибудь выдающееся. Я про-
славлюсь и буду счастлив». Но преданный понимает, что это
ни к чему. Он действует не ради признания окружающих, он
хочет доставить удовольствие Кришне и больше всего на све-
те хочет Его признания. Но что ценит Кришна? На Кришну
не производит впечатление хорошо сыгранная роль, Ему не
нужны великие свершения. Кришна смотрит на то, что дви-
жет поступками человека. Он ценит преданность, кротость,
смирение преданного и его равнодушие к славе. Эти качест-
ва полностью захватывают внимание Кришны. Господь не
слепой, Он прекрасно видит, что нами движет. Он в наших
сердцах, и нет ничего, что оставалось бы для Него загадкой.
Он читает в сердцах живых существ, как в открытой книге.
Ничто не укроется от Его взгляда. Кришна знает о каждом
нашем желании, причем намного лучше нас самих. Он знает,
о чем именно мы думаем, точно знает, что движет нашими
поступками, следит за всем, и делает это в совершенстве.
ведахам саматитани
вартамамани чарджуна
бхавишьяни ча бхутани
мам ту веда на кашчана
«О Арджуна, будучи Верховной Божественной Личностью,
Я знаю все, что происходило в прошлом, все, что происхо-
дит в настоящем, и все, что еще должно свершиться. Я так-
же знаю всех живых существ — Меня же не знает никто»
(Б.-г., 7.26).
Кришна гораздо лучше знает, что скрыто в наших серд-
цах, чем подчас знаем мы сами. Когда Господь замечает, что
человек хочет славы, Он с легкостью дает ему ее. Но полу-
чив желаемое признание, человек теряет Кришну, ведь если
ему нужна слава, зачем тогда ему Кришна? Тот, кто хочет
славы, не сможет привлечь к себе внимание Кришны. Гос-
подь продолжает за нами наблюдать, и когда замечает, что
нами больше не движет жажда почестей, Он с интересом от-
мечает: «О, слава его больше не привлекает». Как Кришна
поступает с таким преданным? Он его прославляет. Сам пре-
данный к славе больше не стремится, но Кришна хочет его
прославить. Почему? Кришна хочет, чтобы весь мир узнал,
какими прекрасными качествами обладает Его преданный.
Он хочет, чтобы во всем мире знали: преданный не стремит-
ся к почестям.
Преданный всегда необычайно кроток и смиренен. Что-
бы вручить себя Господу, нужно быть смиренным. Доверить-
ся Ему, уповать на Него в любых обстоятельствах это не
что-то надуманное, притворное, о чем можно похвастаться
своим знакомым, убеждая их, что мы полностью вручили
себя Господу. Кто нам поверит, если мы не проявляем при-
знаков души, предавшейся Кришне? Слова немного стоят —
нужно вести себя соответственно. Господь Чайтанья описы-
вает качества, по которым можно узнать предавшуюся душу.
Такой преданный полностью вручил себя Господу и служит
Ему с любовью и преданностью.