Каунас, сентябрь 1995 года




Ниранджана Свами

Вайшнав почтителен со всеми

Каунас, сентябрь 1995 года

 

«Шримад-Бхагаватам», 4.11.11

 

сарва-бхутатма-бхавена

бхутавасам харим бхаван

арадхйапа дурарадхйам

вишнос тат парамам падам

Достичь планет Вайкунтхи, духовного царства Господа Ха-

ри, очень трудно, но тебе выпала эта удача — тебе суждено

попасть в обитель Бога, ибо ты поклонялся Ему как выс-

шему прибежищу всех живых существ.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Существование матери-

ального тела живого существа обеспечивается тем, что в нем

находятся индивидуальная душа и Сверхдуша. Индивидуаль-

ная душа полностью зависит от Сверх души, которая при-

сутствует всюду, даже в атоме. Поскольку все сущее, как

материя, так и дух, полностью зависит от Верховного Госпо-

да, Сваямбхува Ману называет Его здесь бхутаваса. Будучи

кшатрием, Дхрува Махараджа мог бы возразить своему деду

Ману, когда тот потребовал от него прекратить сражаться с

якшами, что кшатрий обязан сражаться с врагами. Предви-

дя это возражение, Ману напомнил Дхруве Махарадже, что

Верховный Господь пребывает в теле каждого живого су-

щества, которое является таким образом храмом Господа,

поэтому умерщвление живых существ без веских оснований

категорически запрещено.

 

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В коммента-

рии к одиннадцатому стиху девятой главы «Бхагавад-ги-

ты» Шрила Прабхупада пишет: «Джива Госвами говорит,

что Кришна Своей полной частью, в аспекте Параматмы

или Сверхдуши, находится во всех движущихся и неподвиж-

ных живых существах, поэтому преданный-неофит, который

сосредотачивает свое внимание на поклонении арча-мурти,

форме Верховного Господа в храме, и не выказывает уваже-

ния к другим живым существам, не получает от такого по-

клонения никаких результатов. Есть три класса преданных, и

неофиты это преданные самого низкого класса. Преданный-

неофит уделяет больше внимания стоящему в храме Божест-

ву, чем другим преданным, поэтому Вишванатха Чакраварти

Тхакур предупреждает нас о том, что такое умонастроение

необходимо изменить. Преданный должен видеть, что по-

скольку Кришна в аспекте Параматмы пребывает в сердце

каждого живого существа, тело каждого из них является хра-

мом Верховного Господа, и с тем же почтением, с каким мы

относимся к храму Господа, мы должны относится к телам

всех живых существ, ибо там находится Параматма. Поэто-

му мы должны уважать каждого и не пренебрегать никем».

Есть три уровня преданных Господа. Начинающий пре-

данный основное внимание уделяет поклонению Божеству в

храме, а не служению преданным. Вишванатха Чакраварти

Тхакур советует исправить подобный образ мыслей. Предан-

ный должен понять, что, поскольку Кришна находится в серд-

це каждого живого существа как Параматма, тело любого

живого существа следует считать обителью или храмом Все-

вышнего Господа. С тем же почтением, с каким человек от-

носится к храму Господа, он должен относиться к каждому,

в ком находится Параматма. Уважения заслуживает каждый,

и пренебрегать не следует никем.

В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.26) Господь Ришабхадева

поучает Своих сыновей: «Дорогие Мои сыновья, не питайте

злобы ни к кому из живых существ, будь то движущихся или

неподвижных. Знайте, что Я пребываю в каждом из них, и

всегда выражайте им почтение: тем самым вы будете выра-

жать почтение Мне».

Нужно научиться видеть Кришну в сердце каждого жи-

вого существа. В своих комментариях к Одиннадцатой Пес-

ни «Шримад-Бхагаватам» Шрила Джива Госвами утверждает,

что до тех пор, пока преданный не научится ценить других

преданных, он не в состоянии будет оказывать почтение всем

живым существам.

ачарйам ева харайе

пуджам йах шраддхайехате

на тад-бхактешу чанйешу

са бхактах пракритах смритах

«Преданного, который с верой поклоняется Божеству в хра-

ме, но не ведет себя должным образом по отношению к дру-

гим преданным или к людям вообще, называют пракрита-

бхактой, материалистичным преданным. Это самый низкий

уровень» (Бхаг., 11.2.47).

Джива Госвами говорит, что если каништха-адхикари не

может по достоинству оценить преданных, что уж говорить о

его отношении к обычным людям. До тех пор, пока его уро-

вень сознания не повысится, для проповеди он совершенно

непригоден. Шрила Джива Госвами пишет: иям ча шраддха

на шастрартхадхарана-джата — «Поскольку каништха-ад-

хикари не имеет твердой веры в ведические писания, он не в

состоянии понять возвышенное положение Верховного Гос-

пода, пребывающего в сердце каждого. Поэтому он не может

ощутить истинной любви к Богу, как не может он и понять

возвышенное положение преданных Господа. Кришна очень

привлекателен, и о Его близких спутниках можно сказать то

же самое, но каништха-адхикари понять это не способен.

Отличительная особенность вайшнава в том, что он все-

гда почтителен по отношению к окружающим — аманена

манадена киртания сада харих. Каништха-адхикари этого

качества лишен начисто, однако если он обретет веру в на-

ставления Вед и попытается понять содержание «Бхагавад-

гиты» и «Шримад-Бхагаватам», то со временем ему удастся

достичь второго и даже первого уровня преданного слу-

жения.

В этом комментарии Шрила Джива Госвами говорит, что

человеку, находящемуся на низшей ступени преданного слу-

жения, если он хочет успешно проповедовать, необходимо до-

стичь уровня преданного второго класса. Он должен созна-

вать, что Господь пребывает в сердцах всех живых существ,

и поэтому нужно быть почтительным со всеми. Преданный

видит, что Кришна пребывает в сердце каждого, и поэтому

ему в голову не может прийти, как можно быть грубым и

непочтительным с кем бы то ни было. Дакша полагал, что

равное ко всем живым существам отношение это недостаток

Господа Шивы, заслуживающий порицания, хотя это качест-

во свидетельствовало о его величии. Господь Шива видел, что

Верховный Господь находится в сердцах всех живых существ,

и поэтому он был так добр к ним, сострадателен и почтите-

лен. Господь Шива был готов выразить почтение Дакше даже

после того, как тот его оскорбил (за что впоследствии и по-

нес справедливое наказание). Охваченный гордыней, Дакша

не считал нужным оказывать почтение кому бы то ни было.

Это пример поведения типичного каништха-адхикари, пре-

данного самого низкого уровня.

Каништха-адхикари не видит Кришну в сердце живых

существ — он поклоняется Верховному Господу только в хра-

ме, и поэтому его проповедь не приносит успеха. О каком

успехе может идти речь, если он не умеет ценить даже пре-

данных Господа! Ему нелегко уважать кого-то, кроме себя,

поскольку он слишком горд; при этом он искренне верит, что

достиг высот преданного служения.

Еще одно качество каништха-адхикари: он ценит досто-

инства так называемых великих материалистов, находится

во власти телесных представлений о жизни, жаждет обла-

дать мирскими богатствами, и поэтому он не до конца при-

знает Верховную власть Господа Вишну. Каништха-адхика-

ри отдает предпочтение материальным достоинствам и не в

состоянии отдать должное духовным качествам продвинутых

преданных. Ему в голову не приходит, что кто-то может ока-

заться более благочестивым и религиозным, чем он сам. Он

не подозревает о существовании более продвинутых предан-

ных, и поэтому не понимает, что представляет собой слу-

жение на уровнях мадхъямы и уттамы. Будучи чрезмерно

высокого о себе мнения, он иногда поносит возвышенных

преданных Господа, пренебрежительно к ним относится. Он

не осознает их возвышенного положения как проповедников

и полностью осознавших себя душ.

У каништха-адхикари могут быть полезные навыки в ка-

кой-нибудь профессии, благодаря которым он умеет делать

что-нибудь по мирским критериям очень неплохо. На своем

поприще он может быть весьма искусен и опытен, но ему

почему-то начинает казаться, что он точно так же сведущ

и в духовной жизни. Он смотрит на других преданных свер-

ху вниз и ожидает всеобщего признания. Возможно, у него

есть опыт руководителя, или раньше он работал на стройке

и хорошо знает как возвести красивое прочное здание. Когда

такой человек замечает, что другие преданные гораздо хуже

в этом разбираются, он решает, что они ни на что не год-

ны. Мало того, они не способны даже на то, чтобы оценить

его по достоинству: «Раскройте же глаза! — негодует он. —

Неужто вы не замечаете мои достоинства?» — и он смот-

рит на окружающих свысока, с той неприятной, отличающей

его, снисходительностью, самоуверенно полагая, что уж он-

то знает, что такое духовность, и как она проявляется. В дей-

ствительности такой каништха-адхикари не имеет об этом

никакого понятия. Он думает, что успех в духовной жизни

означает положение, пост: если преданный занимает высокий

пост, с ним считаются, и, значит, он выше других. Но чем

такое представление об успехе в духовной жизни отличается

от представлений мирских людей об успехе в материальной

жизни? Разве пост, занимаемый человеком, свидетельствует

о его духовной зрелости? Директор огромного завода руко-

водит тысячами людей. Но кто, будучи в здравом уме, ста-

нет утверждать, что это признак его духовной зрелости?

Признаки, по которым определяют духовный уровень че-

ловека, существуют, но они не имеют ничего общего с мир-

скими достижениями. Материальные качества теряют свою

ценность для тех, кто стремится к духовному развитию. Это

один из признаков бхакти, и он описан в «Нарада-панчарат-

ре»*: сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам —

нужно служить Господу, и так полностью очиститься, из-

бавившись от влияния материальных отождествлений. Так

можно узнать человека, который достиг успеха в духовной

жизни — он освобождается от всех материальных обозначе-

ний и не считает, что превосходит других лишь потому, что

занимает в обществе то или иное положение. Тот дейст-

вительно превосходит других, кто умеет правильно отно-

сится к другим, а не тот, кто считает себя возвышен-

ным человеком, основываясь на критериях, которые сам же

и выбрал. Как ведет себя возвышенный человек? Как узнать

настоящего проповедника? Он выражает почтение всем жи-

вым существам, не говоря уже о преданных. Если же чело-

век пренебрежительно относится к преданным, смотрит на

них сверху вниз, осуждает их и ищет в них недостатки, оче-

видно, что он не видит Кришну, пребывающего в их сердцах.

Он каништха.

Каништха всегда рад найти в человеке изъян и

приклеить соответствующий ярлык. По его мнению, такой

ярлык должен быть у каждого. Каништха навешивает чело-

 

*Этот стих можно также найти в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 19.170).

 

веку ярлык, и уважать его после этого он больше не может.

«Неискренний», «Ленивый», «Слишком привязан», «Думает

о сексе» — много ярлыков можно приклеить, но настоящий

вайшнав думает не о ярлыках, а о том, как возвысить чело-

века духовно. Это признак более продвинутого преданного.

Высокий уровень это не ответственный пост, а искренность

и доброжелательность по отношению к людям. Такой пре-

данный знает, что если только указывать на недостатки, это

не поможет возвыситься духовно. Он понимает, что невоз-

можно помочь человеку, если видишь в нем только плохое.

Невозможно. Если вы не способны видеть, что Господь на-

ходится в сердце человека, значит вы ничем не можете ему

помочь. Когда в человеке развивается сознание Кришны, он

избавляется от всех недостатков.

йасьясти бхактир бхагаватй акинчана

сарваир гунаис татра самасате сурах

харав абхактасйа куто махад-гуна

аноратхенасати дхавато бахих

«В теле человека, развившего в себе беспримесную предан-

ность Верховной Личности Бога, Васудеве, проявляются все

полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как

религиозность, мудрость и отрешенность. Тот же, кто зани-

мается не преданным служением, а материальной деятель-

ностью, не имеет никаких хороших качеств. Даже если он

преуспел в занятиях мистической йогой или честным трудом

содержит свою семью и всех родственников, он неизбежно

руководствуется идеями, порожденными его умом, а стало

быть, служит внешней энергии Господа. Откуда у такого че-

ловека возьмутся хорошие качества?» (Бхаг., 5.18.28). Иначе

говоря, у того, кто занимается преданным служением Гос-

поду, само собой развиваются самые лучшие качества, а все

плохое уходит. Почему? Потому что есть возвышенные пре-

данные, которые способны видеть хорошее в каждом живом

существе, и ко всем относятся с почтением, они и помогают

ему на пути сознания Кришны. Они видят Кришну в серд-

цах всех людей и понимают, что если будут искренне про-

поведовать и вдохновлять человека принять путь преданно-

го служения, Кришна из сердца поможет ему продвигаться.

И потом, когда такой человек разовьет в себе стремление

слушать о Господе, Господь Сам очистит его сердце от всех

материальных привязанностей.

шринватам сва-катхах кришнах

пунйа-шравана-киртанах

хридй антах стхо хй абхадрани

видхуноти сухрит сатам

«Шри Кришна, Личность Бога — Параматма в сердце каждо-

го и благодетель честного преданного — очищает сердце пре-

данного от стремления к материальным наслаждениям, когда

в том развивается потребность слушать Его послания, кото-

рые добродетельны сами по себе, если их правильно слуша-

ют и повторяют» (Бхаг., 1.2.17). Именно так человек может

очиститься от всех привязанностей и недостатков. Что тол-

ку упрекать человека в привязанностях? Разве это поможет?

Нет смысла корить его: «У тебя куча недостатков! Ты та-

кой, ты сякой!» Это поможет? Ни в коем случае. Помочь мы

можем, только если действительно увидим Кришну в сердце

этого человека и вдохновим его слушать о Кришне из на-

ших уст, — тогда Кришна Сам очистит его от привязаннос-

тей. Только так сердце человека становится чистым, только

так он возвышается духовно — благодаря общению с теми,

кто достиг духовной зрелости.

Правильное отношение к преданным предполагает ува-

жение. Как может проповедовать тот, кто даже к предан-

ным относится пренебрежительно? Если человек не спосо-

бен уважать тех, кто уже идет по пути преданного служения,

с каким же пренебрежением он будет относится к обычным

людям! Другая ошибка — считать, что материалисты лучше

преданных. Так порой думают начинающие преданные. Они

видят, что преданные в храме друг друга не уважают и на-

чинают вести себя точно также, а потом приходят к выводу,

что карми и то ведут себя лучше. Они начинают ценить мир-

ские качества материалистов, потому что неспособны оце-

нить духовные качества преданных. Нужно подняться над

этим уровнем, воздерживаться от того, чтобы критиковать

и выискивать недостатки, быть честным перед самим собой,

признать: «Я вижу в преданных одни недостатки и не спосо-

бен по достоинству оценить их хорошие качества. Будет луч-

ше, если я приму прибежище у более продвинутой личности

и научусь видеть в преданных хорошее. Я не уважаю их, и

поэтому не смогу им помочь. О каком успехе в проповеди,

в таком случае, может идти речь?». Об этом говорит Джи-

ва Госвами: «До тех пор, пока уровень сознания каништха-

адхикари не повысится, он для проповеди непригоден». Сам

он не может возвысить других до духовного уровня, но ес-

ли он служит и помогает тем, кто способен это делать, без

сомнения, его деятельность может принести пользу. Так ка-

ништха-адхикари меняет свое умонастроение и поднимается

на более высокий уровень.

Шрила Рупа Госвами объясняет в «Упадешамрите», что

начинающий преданный задает вопросы, а более знающий

ему отвечает. Нужно доверять преданному, к которому вы

обращаетесь. Это вполне естественно. Однако, как возника-

ет это доверие? Человек доверяет тому, кто хорошо к нему

относится, кто в самом деле хочет ему помочь и находится

на более высоком духовном уровне. Такому преданному он

доверяет. Он советуется с ним, потому что знает: к нему бу-

дут справедливы, и даже если отругают, он примет это как

милость Кришны. Почему? Потому что этот преданный по-

казал на примере своих отношений с другими людьми, что

действительно занимает возвышенное положение.

Иногда преданный, занимающий возвышенное положе-

ние, может отчитывать и указывать на недостатки. Но он

имеет на это право, потому что к нему прислушиваются и

его заслуженно уважают. Шрила Прабхупада часто говорил

о том, что уважения к себе не требуют. Вайшнав никогда не

скажет: «Вы что, не видите кто я? Вы должны уважать ме-

ня! Я этого заслуживаю!» Люди уважают его и так, потому

что видят: он настоящий проповедник. Его духовный уровень

проявляется как в проповеди, так и в поведении.

Однажды Санатана Госвами сказал Харидасу Тхакуру:

«Одни люди проповедуют, но не ведут себя должным обра-

зом. Другие образцово себя ведут, но не проповедуют. Ты же,

Харидас, и проповедуешь, и показываешь пример правильно-

го поведения, поэтому тебя следует считать духовным учи-

телем всего мира». Харидас являл собой совершенный при-

мер. Он был почтителен со всеми, даже с Кази. После того,

как Харидаса Тхакура жестоко избили и бросили в реку, он

выбрался на берег, продолжая воспевать святое имя Господа.

Когда Кази сообщили об этом, он не поверил и решил убе-

диться сам. Он был полностью уверен, что Харидас мертв, и

поэтому, увидев, как Харидас Тхакур идет по улице и, как ни

в чем ни бывало, воспевает святые имена, Кази понял, что

он великий святой. Он пал перед Харидасом Тхакуром ниц,

прося прощения, но Харидас сказал ему: «Я заслужил худ-

шего наказания, потому что слушал как поносят Верховного

Господа, и остался жить». Харидас не винил Кази за то, что

с ним обошлись так жестоко, он считал, что причиной его

страданий были оскорбления, которые он совершил. «Меня

бил не ты, — сказал Хардиас мусульманскому царю. — Ме-

ня бил Кришна». Харидас Тхакур не лукавил, он, и правда,

так думал.

Оказывать почтение Кришне, пребывающему в сердцах

всех живых существ, не так уж просто. Это отличает про-

двинутого преданного — он проповедует, потому что видит

Кришну повсюду. Он рассказывает людям о сознании Криш-

ны, и, благодаря своей проповеди и правильному поведению,

поднимается на более высокую ступень. Правильное поведе-

ние имеет не меньшее значение, чем проповедь. Шрила Пра-

бхупада однажды сказал, что пример лучше, чем поучения.

Так какой же пример мы должны показывать? Мы все пре-

красно знаем, что не следует поносить и обзывать предан-

ных. Этому нет места в вайшнава санге. Что происходит, ког-

да человек, охваченный гордостью, начинает ругать других?

Он перестает различать, что хорошо, а что плохо, и теряет

здравый смысл. Такой человек не понимает, что можно го-

ворить, а что нельзя, и говорит все, о чем бы ни подумал.

Он чувствует, что лучше помолчать, но не может удержать

язык. К счастью, после того, как он выговорится, он не чув-

ствует торжества: «Экстаз! Как я ему всыпал! Наконец-то

сделал доброе дело! — Не ощущает он и наплыва возвышен-

ных духовных эмоций. — Вот теперь-то я и в самом деле по-

нимаю, что такое духовное продвижение!» Если в нем оста-

лась хоть крупица разума, он станет горько сожалеть о том,

что его язык не знает удержу. В этом его последняя надежда,

потому что, если он немедленно не раскается в содеянном,

он опустится на еще более низкий уровень. Настоящий пре-

данный не станет никого оскорблять. Не нужно заблуждать-

ся и думать, что это своеобразные лилы, «игры вайшнавов».

В «Чайтанья-чаритамрите» ничего не говорится о таких «ли-

лах». Спонтанность, с какой преданные порой изливают друг

на друга потоки обидных слов, не следует путать со спон-

танностью в преданном служении. Нет. Это лишь гордость.

Гордый не может по достоинству оценить хорошие качества

в людях, и опускается, теряя остатки здравого смысла.

 

 

Преданный равнодушен к славе

«Кришна хочет, чтобы весь мир

услышал, какими прекрасными ка-

чествами обладает Его преданный.

Он хочет, чтобы во всем мире знали:

преданный не стремится к почес-

тям».

Преданный полностью зависит от воли Кришны и никогда

не действует по собственной прихоти. Поэтому Господь забо-

тится о том, чтобы ему ничто не угрожало. Преданный крот-

кий и смиренный. Смирение — одно из его наиболее важных

качеств. В «Бхагавад-гите» Шрила Прабхупада дает точное

определение смирения. Смиренным называют того, кто не

стремится к почестям. Тщеславие для материального мира

явление обычное, но кроткий и смиренный не хочет славы.

Обычный человек думает: «Для того, чтобы получить при-

знание, я должен сделать что-нибудь выдающееся. Я про-

славлюсь и буду счастлив». Но преданный понимает, что это

ни к чему. Он действует не ради признания окружающих, он

хочет доставить удовольствие Кришне и больше всего на све-

те хочет Его признания. Но что ценит Кришна? На Кришну

не производит впечатление хорошо сыгранная роль, Ему не

нужны великие свершения. Кришна смотрит на то, что дви-

жет поступками человека. Он ценит преданность, кротость,

смирение преданного и его равнодушие к славе. Эти качест-

ва полностью захватывают внимание Кришны. Господь не

слепой, Он прекрасно видит, что нами движет. Он в наших

сердцах, и нет ничего, что оставалось бы для Него загадкой.

Он читает в сердцах живых существ, как в открытой книге.

Ничто не укроется от Его взгляда. Кришна знает о каждом

нашем желании, причем намного лучше нас самих. Он знает,

о чем именно мы думаем, точно знает, что движет нашими

поступками, следит за всем, и делает это в совершенстве.

ведахам саматитани

вартамамани чарджуна

бхавишьяни ча бхутани

мам ту веда на кашчана

«О Арджуна, будучи Верховной Божественной Личностью,

Я знаю все, что происходило в прошлом, все, что происхо-

дит в настоящем, и все, что еще должно свершиться. Я так-

же знаю всех живых существ — Меня же не знает никто»

(Б.-г., 7.26).

Кришна гораздо лучше знает, что скрыто в наших серд-

цах, чем подчас знаем мы сами. Когда Господь замечает, что

человек хочет славы, Он с легкостью дает ему ее. Но полу-

чив желаемое признание, человек теряет Кришну, ведь если

ему нужна слава, зачем тогда ему Кришна? Тот, кто хочет

славы, не сможет привлечь к себе внимание Кришны. Гос-

подь продолжает за нами наблюдать, и когда замечает, что

нами больше не движет жажда почестей, Он с интересом от-

мечает: «О, слава его больше не привлекает». Как Кришна

поступает с таким преданным? Он его прославляет. Сам пре-

данный к славе больше не стремится, но Кришна хочет его

прославить. Почему? Кришна хочет, чтобы весь мир узнал,

какими прекрасными качествами обладает Его преданный.

Он хочет, чтобы во всем мире знали: преданный не стремит-

ся к почестям.

Преданный всегда необычайно кроток и смиренен. Что-

бы вручить себя Господу, нужно быть смиренным. Доверить-

ся Ему, уповать на Него в любых обстоятельствах это не

что-то надуманное, притворное, о чем можно похвастаться

своим знакомым, убеждая их, что мы полностью вручили

себя Господу. Кто нам поверит, если мы не проявляем при-

знаков души, предавшейся Кришне? Слова немного стоят —

нужно вести себя соответственно. Господь Чайтанья описы-

вает качества, по которым можно узнать предавшуюся душу.

Такой преданный полностью вручил себя Господу и служит

Ему с любовью и преданностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: