Тема: ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ




План:

1. Понятие о мышлении: психологический анализ.

2. Мыслительные операции.

3. Формы мышления.

4. Виды мышления.

5. Мышление как деятельность (процесс решения задач).

6. Индивидуальные особенности мышления

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]

1. Дайте определение понятию «мышление». Приведите 2-3 примера иллюстрирующих мышление как познавательный психический процесс.

2. В чем заключается особенность опосредованного способа познания действительности?

3. Достаточно ли, характеризуя мышление, указать на такие его признаки: это способ опосредованного и обобщенного отражения внутренних свойств объектов и явлений действительности?

4. Назовите основные характеристики мышления. Приведите примеры.

5. Опишите основные мыслительные операции. Приведите 2-3 примера, демонстрирующие каждую мыслительную операцию.

6. Проанализируйте основные формы мышления. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующих каждую форму мышления.

7. Что является конечным продуктом мыслительного познания действительности?

8. Проанализируйте виды мышления, согласно основным критериям. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующего каждый вид мышления.

9. Является ли социальная природа мышления необходимым условием его развития?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ [2]

Задание 1. Выберите из предложенных ниже признаков те, которые характеризуют мышление человека.

1.Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

2.Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

3.Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.

4.Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.

5.Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.

6. Отражение действительности опосредованным путём при обязательном участии речи.

Задание 2. Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах?

А. Подойдя к автобусной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было автобуса.

Б. Придя однажды домой и, заметив, что сынишка-дошкольник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.

Задание 3. Назовите основные мыслительные операции (они выделены шрифтом и пронумерованы), которые проявляются в деятельности ученика.

Школьникам 7 класса было предложено расклассифицировать геометрические фигуры, начерченные на карточках. Среди этих фигур имелись знакомые (треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции) и незнакомые (неправильные четырёхугольники). Были и комбинированные фигуры. Ученик П. выполняет задание следующим образом. Берёт в руки неправильный четырёхугольник, похожий на трапецию,

(1) рассматривает его, измеряет стороны и углы и,

(2) положив его в группу незнакомых фигур, отмечает, что он очень похож на трапецию.

Рассматривая комбинации из квадрата и треугольника, П. рассуждает так:

«Здесь две геометрические фигуры: квадрат и треугольник. Эту карточку можно положить в группу квадратов и в группу треугольников.

(3) Но эта карточка будет отличаться от других, там по одной геометрической фигуре, а здесь две,

(4) лучше я выделю отдельную группу - это будут сложные фигуры, составленные из нескольких».

(5) Рассматривая одну из фигур, ученик проверяет углы и стороны фигур транспортиром и отмечает, что здесь треугольник и квадрат включены в трапецию. «К группе трапеций я не положу, потому что эта трапеция особенная, в ней две фигуры». Он помещает эту карточку, как и ряд других, в группу сложных фигур.

Задание 4. Определите, какие операции мышления будут выполнять учащиеся в следующих ситуациях. Поясните свой ответ.

1. Пятеро учеников выполняют стойку на лопатках. Учитель даёт задание классу: выбрать лучшее выполнение упражнения.

2. Учитель объясняет и показывает технику выполнения опорного прыжка через гимнастического козла способом «согнув ноги». Класс выполняет задания: а) определить, из каких элементов складывается прыжок, б) описать технику выполнения прыжка.

3. Идёт изучение элементов баскетбола. Учитель даёт задание классу: определить, на что нужно обращать внимание при выполнении броска по кольцу одной рукой от плеча.

4. Идёт изучение акробатики в 3 классе. Учитель даёт задание: Определить общие элементы в кувырке вперёд, кувырке назад и стойке на лопатках.

5. Учитель в 1 классе показывает картинки, на которых изображены баскетбольный мяч, гимнастические кольца, теннисная ракетка, брусья, ядро, перекладина, скакалка, кегли. Далее учитель просит детей разделить все предметы на две группы.

Задание 5. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:

а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.

б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»

в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.

г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.

Задание 6. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Написание журналистом аналитической статьи.

б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.

в) Составление свидетелем словесного описания преступника.

г) Собирание ребенком конструктора.

д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.

е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.

ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.

з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.

и) Составление архитектором будущего плана постройки.

к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.

л) Решение учебной задачи новым способом.

Задание 7. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.

в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.

г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

д) Задание ученикам – найти сходство между предложенными чертежами.

е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.

ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.

з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.

и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[3]

1. Разработайте образ-ассоциацию понятию «мышление»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятия. Глядя на образы-символы, воспроизведите определение.

2. Ознакомьтесь с методиками диагностики мышления:

Методика «Исключение понятий»

Методика «Простые аналогии»

Методика «Выявление общих понятий (существенных признаков)».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: