План:
1. Понятие о мышлении: психологический анализ.
2. Мыслительные операции.
3. Формы мышления.
4. Виды мышления.
5. Мышление как деятельность (процесс решения задач).
6. Индивидуальные особенности мышления
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]
1. Дайте определение понятию «мышление». Приведите 2-3 примера иллюстрирующих мышление как познавательный психический процесс.
2. В чем заключается особенность опосредованного способа познания действительности?
3. Достаточно ли, характеризуя мышление, указать на такие его признаки: это способ опосредованного и обобщенного отражения внутренних свойств объектов и явлений действительности?
4. Назовите основные характеристики мышления. Приведите примеры.
5. Опишите основные мыслительные операции. Приведите 2-3 примера, демонстрирующие каждую мыслительную операцию.
6. Проанализируйте основные формы мышления. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующих каждую форму мышления.
7. Что является конечным продуктом мыслительного познания действительности?
8. Проанализируйте виды мышления, согласно основным критериям. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующего каждый вид мышления.
9. Является ли социальная природа мышления необходимым условием его развития?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ [2]
Задание 1. Выберите из предложенных ниже признаков те, которые характеризуют мышление человека.
1.Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
2.Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.
3.Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
4.Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.
|
5.Отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
6. Отражение действительности опосредованным путём при обязательном участии речи.
Задание 2. Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах?
А. Подойдя к автобусной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было автобуса.
Б. Придя однажды домой и, заметив, что сынишка-дошкольник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.
Задание 3. Назовите основные мыслительные операции (они выделены шрифтом и пронумерованы), которые проявляются в деятельности ученика.
Школьникам 7 класса было предложено расклассифицировать геометрические фигуры, начерченные на карточках. Среди этих фигур имелись знакомые (треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции) и незнакомые (неправильные четырёхугольники). Были и комбинированные фигуры. Ученик П. выполняет задание следующим образом. Берёт в руки неправильный четырёхугольник, похожий на трапецию,
(1) рассматривает его, измеряет стороны и углы и,
(2) положив его в группу незнакомых фигур, отмечает, что он очень похож на трапецию.
Рассматривая комбинации из квадрата и треугольника, П. рассуждает так:
«Здесь две геометрические фигуры: квадрат и треугольник. Эту карточку можно положить в группу квадратов и в группу треугольников.
(3) Но эта карточка будет отличаться от других, там по одной геометрической фигуре, а здесь две,
(4) лучше я выделю отдельную группу - это будут сложные фигуры, составленные из нескольких».
|
(5) Рассматривая одну из фигур, ученик проверяет углы и стороны фигур транспортиром и отмечает, что здесь треугольник и квадрат включены в трапецию. «К группе трапеций я не положу, потому что эта трапеция особенная, в ней две фигуры». Он помещает эту карточку, как и ряд других, в группу сложных фигур.
Задание 4. Определите, какие операции мышления будут выполнять учащиеся в следующих ситуациях. Поясните свой ответ.
1. Пятеро учеников выполняют стойку на лопатках. Учитель даёт задание классу: выбрать лучшее выполнение упражнения.
2. Учитель объясняет и показывает технику выполнения опорного прыжка через гимнастического козла способом «согнув ноги». Класс выполняет задания: а) определить, из каких элементов складывается прыжок, б) описать технику выполнения прыжка.
3. Идёт изучение элементов баскетбола. Учитель даёт задание классу: определить, на что нужно обращать внимание при выполнении броска по кольцу одной рукой от плеча.
4. Идёт изучение акробатики в 3 классе. Учитель даёт задание: Определить общие элементы в кувырке вперёд, кувырке назад и стойке на лопатках.
5. Учитель в 1 классе показывает картинки, на которых изображены баскетбольный мяч, гимнастические кольца, теннисная ракетка, брусья, ядро, перекладина, скакалка, кегли. Далее учитель просит детей разделить все предметы на две группы.
Задание 5. В какой из ситуаций обращение к мышлению не требуется:
а) Все 30 лампочек елочной гирлянды неожиданно погасли, но телевизор работал.
б) Во время урока учитель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
|
в) Надо было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
г) Передвинуть тяжелый шкаф можно было только вчетвером, но Сидоров был совершенно один.
Задание 6. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
г) Собирание ребенком конструктора.
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.
е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.
ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.
з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
и) Составление архитектором будущего плана постройки.
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
л) Решение учебной задачи новым способом.
Задание 7. Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
д) Задание ученикам – найти сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.
з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[3]
1. Разработайте образ-ассоциацию понятию «мышление»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятия. Глядя на образы-символы, воспроизведите определение.
2. Ознакомьтесь с методиками диагностики мышления:
Методика «Исключение понятий»
Методика «Простые аналогии»
Методика «Выявление общих понятий (существенных признаков)».