ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ




ЧАСТЬ 2

 

В первой части статьи мы рассмотрели разницу между внешней и внутренней мотивацией. Одни дети успешно адаптируются к дистанционной учебе, другие же чувствуют растерянность и беспомощность.

Почему так происходит? Часто виноваты сами взрослые, в частности родители.

Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Я бы хотела сейчас рассмотреть не все, но самые актуальные, с которыми я встречаюсь в своей практике.

Подрыв авторитета преподавателей. В возрасте до 12 – 14 лет, значимый взрослый и авторитет для ребенка, это его учитель. Поддерживайте уважение к учителю, даже если вы чем-то не довольны, ни в коем случае не показывайте вида. Поговорите с преподавателем без ребенка. Соглашайтесь с тем, что «Мария Ивановна» знает лучше, как выполнить то или иное задание. Тогда у ребенка не будет внутренних противоречий: как решить задачку? Как сказала мама или как объясняли в школе. На мой взгляд, некоторые родители подменили понятия «воспитание в семье» на понятие «обучение в школе». В этом кроется много проблем. Родители, отдавая детей в школу на обучение, ждут и воспитания, полностью снимая с себя ответственность. А если в семье принято критиковать, обсуждать, обсмеивать преподавателей, то в этом случае изменить или как-то повлиять на привычки и поведение ребенка практически невозможно. Если ребенок не уважает своего учителя, он не принимает и знания от него. О какой мотивации к учебе здесь вообще может идти речь?

Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Ваш посыл, что вы не верите в него! Очень опасно сравнение с другими детьми, особенно, когда вы говорите с кем-то о своем ребенке. Например, по телефону при встрече с подругой, соседкой. Когда та хвалится успехами своей дочери, что она выиграла в олимпиаде, на что вы небрежно отвечаете: «А, мой балбес только в телефоне сидит!»

В этот момент вы прилюдно ставите крест на успехах своего ребенка. В этом случае ребенок просто перестает стараться и опускает руки. Поверьте, я сейчас не словами из учебников. У меня на консультации приходит взрослые и успешные люди. Но как только речь заходит об их детстве и родителях, там всегда присутствуют обида и «кродоливы» слезы от воспоминаний того, что родители в них не верили. И хорошо если ребенок выбрал стратегию выживанию от обратного/ вопреки докажу родителям что я могу больше. Но чаще всего, они соглашаются с ярлыками бездаря, тупицы, неудачника и живут с ними всю жизнь!

Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям. Ребенок просто выдохнется и его мечтой станет: ничего не делать! На самом деле, занимая ребенка, таким образом, родители освобождают свое свободное время, им не хочется уделять ему внимание, включаться в его проблемы и вопросы, играть, общаться, проводить время вместе. Это очень энергозатратно для них. И я понимаю, почему это происходит. Родители не хотят возвращать себя в тот момент жизни, они все еще помнят то время, когда учились сами и были под гнетом своим родителей и учителей. Ведь если это признать, то волей не волей начинаешь понимать что ваш ребенок живет по тому же сценарию, что и они. Видеть, что в каких то моментах мы просто подавляем его, когда не слышим его желание, а заставляем учиться в музыкальной школе, например. В течении семи лет мы формируем ненависть в фортепьяно и он в жизни к нему не подойдет. Идя на поводу у каких то общественных стереотипов «Ребенок должен быть занят» мы гробим его самооценку и мотивацию к обучению. Я уже не говорю о том, что родители отдают детей в те кружки, в которых никогда не были сами. Это уже классика жанра, что родители пытаются заполнить проблемы в своем образовании таким способом.

Объективная оценка. Дети, которых «перехвалили», либо те, которым дается все легко, так же далеко не всегда замотивированы на учебу. Часто такие дети избегают сложных новых решений, потому что не привыкли проигрывать или справляться с трудностями. Ребенку комфортно, когда все получается и ему сложно бывает справиться с новыми, действительно сложными заданиями.

Хвалите, но не перехвалите своего ребенка! Огромная ошибка взрослых, когда оценивая труд или полученные отметки в школе, они восклицают: «Ты у меня самый лучший! Ты лучше всех в классе!». Согласна, родительская любовь безусловна, но ваш ребенок должен понимать, что если кто-то рисует лучше, чем он, то необходимо уделять больше времени этому предмету. Если же он действительно быстрее считает, чем его друг Вовка, то нужно объяснить ему, что это временное явление и его другу нужна помощь и больше времени. В этом случае, у ребенка складывается правильное представление о трудностях. Он понимает, что если что-то не получается, надо больше трудиться, а не плакать и сдаваться и уж тем более не высмеивать кого-то.

Но не все так плохо и безнадежно, как может показаться. Возможно, кто-нибудь из вас сейчас узнал себя, вспомнил, что вы именно так поступали со своим ребенком. И вам может показаться, что ситуация уже безнадежна. Нет, начинать менять себя, а и как следствие своего ребенка никогда не поздно. Важно усвоить только одно, никакие лекции, чтение морали, призывы к совести не помогают, помогает лишь собственный пример и конкретные действия.

Я хочу предложить всего лишь действенных способа, которые обязательно сработают. Я знаю, что сложно совмещать, работу, домашние дела и еще и контролировать детскую учебу. Поэтому предлагаю способы, которые не займут у вас много времени и внимания. Единственным условием является регулярность, ваша собственная организованность и избегание вышеперечисленных ошибок.

Организуйте график.

Звучит громко, и не всегда выполнимо. Но это очень важно, составить график учебы. Желательно сделать это в письменном или печатном виде, в таком, который будет понятен ребенку. Было бы очень здорово, если бы вы подошли к этому творчески вместе с ребенком. Включите в график школьные занятия, отметьте время посещения секций, время на выполнение школьных заданий и, обязательно, «плюшки», то есть то время, которое ребенок может потратить на себя. Мы начали нашу беседу с того, что дистанционное обучение дает иллюзию свободы и ребенок может просто потеряться в дне. Заиграться, зачитаться, засмотреться. Когда у него есть четкие рамки и ваш контроль, это помогает ему привыкнуть к организованности. Пока еще не к самоорганизованности. Вы, находясь на работе, можете сделать минутный звонок, и напомнить ему о том, что у него сейчас время занятий. Таким образом, вы даете ему понять, что вы далеко, но вы с ним. Потом звоните реже, а например, вечером расспрашивайте и смотрите, как он что выполнил. И так постепенно от организованности переходим к самооргранизованности.

Организуйте его досуг. Оставьте время для мультиков и игр. Если вы противник интернета и телевизора – пусть рисует, читает, мастерит, гуляет во дворе, пусть просто ничего не делает. Учитывайте возраст ребенка. Чтобы правильно понять, чем заполнить его досуг, необходимо понять, а чем он действительно интересуется. Составьте четкий список тех видов деятельности, к которым вы хотели бы привлекать ребенка. Отличный вариант — так называемые «пробные занятия». Ребенок мог бы получить представление о таких вещах, как танцы, спорт, музыкальные инструменты, науки, садоводство. Вы поймете, что именно вызывает интерес ребенка, что можно бы изучать глубже. Но повторюсь, что отталкиваться необходимо от интереса ребенка, а не от того что считаете вы. Она любит животных? Он обожает фильмы о боевых искусствах? Почему? Постарайтесь выяснить, как можно более четко определить, в чем суть возможного интереса. Не критикуйте, не высмеивайте, и не сравнивайте с собой в детстве. Сейчас другое время, другие интересы и уже почти никто не хочет стать Космонавтом.

 

У меня все, готова ответить на ваши вопросы!

 

Материал подготовлен педагогом-психологом МАОУ «Вадская СОШ» - Борисовой Е. А. на основе ПУБЛИКАЦИИ автора: Кулаковой М. Г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: