ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА




Наименование средства Определение Пример
Эпитет(греч. еpitheton – «приложенное», «прибавленное»). Художественное, образное определение, выражающее чувства автора к изображаемому предмету. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употребленным в переносном значении. Железный характер, серебряный ключ; индивидуально-авторские: картонная любовь, конфетная боль, мотыльковая красота.
Метафора(греч. тetaphora – «перенесение») Перенесение значения по сходству, скрытое сравнение. В основе метафоры лежит сравнение, которое не оформлено с помощью сравнительных союзов. Сонное озеро города (город, как сонное озеро); костер рябины красной (рябина, как костер); серебряная ложка луны (луна, как серебряная ложка)
Метонимия Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий Курил янтарь (трубку из янтаря); Люблю Пушкина (произведения А.С. Пушкина); Чайник вскипел (вода в чайнике).
Синекдоха Художественный прием замещения ради выразительности – одного явления, предмета, объекта и т.д. – соотносимого с ним другими явлениями, предметами, объектами.   Все флаги в гости будут к нам. А.С. Пушкин
Олицетворение Художественный прием, заключающийся в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью. Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин). Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворен… (Ф. Тютчев)
Гипербола(греч. hyperbole – «преувеличение») Изобразительный прием, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия. Другими словами, это «художественное преувеличение». Пройдет – словно солнцем осветит! Посмотрит – рублем подарит! Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна. (Н. Некрасов).
Литота(«преуменьшение») 1. Прием преуменьшения явления или деталей его – обратная гипербола. 2. Прием характеристики того или иного явления не прямым определением, а отрицанием противоположного определения.   1. Сказочный «мальчик с пальчик»или «мужичок … в больших рукавицах, а сам с ноготок» (Н.Некрасов). 2. Ключ к природе не потерян, Не напрасен гордый труд… (В.Шаламов)
Антитеза(греч. antithesis – «противоположение») Прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, основывается на употреблении антонимов. Смерть и бессмертье, жизньи погибель и деве и сердцу ничто. (М. Ю. Лермонтов).
Оксюморо’н, или оксиморо’н(греч. oxymoron – «остроумно-глупое») Сочетание противоположных по значению слов. Но красоты их безобразнойя скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов).
Перифраз Использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.   Люди в белых халатах – о врачах; Город на Неве – о Петербурге.
Градация(лат. gradatio – «постепенное возвышение») Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. Солоухин).
Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же ключевого слова. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есенин).
Синтаксический параллелизм(греч. parallelos – «идущий рядом», «параллельный») Прием, заключающийся в сходном построении смежных предложений прозаического текста, стихотворных строк или строф. Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – они гаснут, Когда умирают люди – поют песни. (В. Хлебников)
Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа, но имеющий особое эмоциональное значение. Куда ты мчишься, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин)
Риторическое восклицание Восклицательное предложение, которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности речи. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев)
Риторическое обращение Высказывание, адресованное неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин)
Инверсия(лат. inversio – «перестановка», «переворачивание») Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок. И долго милой Мариулы я имя нежное твердил. (А. Пушкин) Ср.: И я долго твердил нежное имя милой Мариулы.
Парцелляция Разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений (на письме - при помощи знаков препинания, в речи - интонационно, при помощи пауз). Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел? Скажи сурьезно: Безумный! что он тут за чепуху молол! Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно! А. Грибоедов
Сравнение (сравнительный оборот) Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний. В сравнении обычно выделяются три элемента: 1) то, что сравнивается, - предмет; 2) то, с чем сравнивается, - образ; 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, - признак. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов) Элементы этого сравнения: 1) предмет – воздух, 2) образ – поцелуй ребенка, 3)признак – свежесть.
Аллегория Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов: 1. смыслового - это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его; 2. образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.    
Аллитерация Повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. К.Д.Бальмонт  
Ассонанс Многократное повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) однородных гласных звуков. Усиливает выразительность речи. Стало в комнате темно. Заслоняет склон окно. Или это снится сон? Дин-дон. Динь-дон. И.П.Токмакова.
Анафора Единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… А.С.Пушкин.
Эпифора Фигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Деточка, Все мы немножечко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. В.В.Маяковский
Умолчание Фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Но мне ли, мне ль, любимцу государя… Но смерть… но власть… но бедствия народны…. А.С.Пушкин
Эллипсис Стилистическая фигура, пропуск слова, значение которого легко восстановить из контекста. Содержательная функция эллипсиса - в создании эффекта лирической "недоговоренности", нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи. Зверю - берлога, Страннику - дорога, Мертвому - дроги, Каждому - свое. М.Цветаева


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: