ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Наименование средства
| Определение
| Пример
| Эпитет(греч. еpitheton – «приложенное», «прибавленное»).
| Художественное, образное определение, выражающее чувства автора к изображаемому предмету. Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употребленным в переносном значении.
| Железный характер, серебряный ключ; индивидуально-авторские: картонная любовь, конфетная боль, мотыльковая красота.
| Метафора(греч. тetaphora – «перенесение»)
| Перенесение значения по сходству, скрытое сравнение. В основе метафоры лежит сравнение, которое не оформлено с помощью сравнительных союзов.
| Сонное озеро города (город, как сонное озеро); костер рябины красной (рябина, как костер); серебряная ложка луны (луна, как серебряная ложка)
| Метонимия
| Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий
| Курил янтарь (трубку из янтаря);
Люблю Пушкина (произведения А.С. Пушкина);
Чайник вскипел (вода в чайнике).
| Синекдоха
| Художественный прием замещения ради выразительности – одного явления, предмета, объекта и т.д. – соотносимого с ним другими явлениями, предметами, объектами.
| Все флаги в гости будут к нам.
А.С. Пушкин
| Олицетворение
| Художественный прием, заключающийся в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью.
| Луна хохотала, как клоун.
(С. Есенин).
Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворен… (Ф. Тютчев)
| Гипербола(греч. hyperbole – «преувеличение»)
| Изобразительный прием, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия. Другими словами, это «художественное преувеличение».
| Пройдет – словно солнцем осветит! Посмотрит – рублем подарит!
Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна.
(Н. Некрасов).
| Литота(«преуменьшение»)
| 1. Прием преуменьшения явления или деталей его – обратная гипербола.
2. Прием характеристики того или иного явления не прямым определением, а отрицанием противоположного определения.
| 1. Сказочный «мальчик с пальчик»или «мужичок … в больших рукавицах, а сам с ноготок» (Н.Некрасов).
2. Ключ к природе не потерян,
Не напрасен гордый труд…
(В.Шаламов)
| Антитеза(греч. antithesis – «противоположение»)
| Прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, основывается на употреблении антонимов.
| Смерть и бессмертье, жизньи погибель и деве и сердцу ничто.
(М. Ю. Лермонтов).
| Оксюморо’н, или оксиморо’н(греч. oxymoron – «остроумно-глупое»)
| Сочетание противоположных по значению слов.
| Но красоты их безобразнойя скоро таинство постиг.
(М. Ю. Лермонтов).
| Перифраз
| Использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
| Люди в белых халатах – о врачах;
Город на Неве – о Петербурге.
| Градация(лат. gradatio – «постепенное возвышение»)
| Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
| Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. Солоухин).
| Лексический повтор
| Намеренное повторение в тексте одного и того же ключевого слова.
| Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
(С. Есенин).
| Синтаксический параллелизм(греч. parallelos – «идущий рядом», «параллельный»)
| Прием, заключающийся в сходном построении смежных предложений прозаического текста, стихотворных строк или строф.
| Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
(В. Хлебников)
| Риторический вопрос
| Вопрос, не требующий ответа, но имеющий особое эмоциональное значение.
| Куда ты мчишься, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
(А. Пушкин)
| Риторическое восклицание
| Восклицательное предложение, которое в тексте выполняет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.
| Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство.
(Ф. Тютчев)
| Риторическое обращение
| Высказывание, адресованное неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.
| Мечты, мечты! Где ваша сладость?
(А. Пушкин)
| Инверсия(лат. inversio – «перестановка», «переворачивание»)
| Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.
| И долго милой Мариулы я имя нежное твердил.
(А. Пушкин)
Ср.: И я долго твердил нежное имя милой Мариулы.
| Парцелляция
| Разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений (на письме - при помощи знаков препинания, в речи - интонационно, при помощи пауз).
| Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел? Скажи сурьезно: Безумный! что он тут за чепуху молол! Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно! А. Грибоедов
| Сравнение (сравнительный оборот)
| Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний.
В сравнении обычно выделяются три элемента: 1) то, что сравнивается, - предмет; 2) то, с чем сравнивается, - образ; 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, - признак.
| Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
(М. Лермонтов)
Элементы этого сравнения: 1) предмет – воздух, 2) образ – поцелуй ребенка, 3)признак – свежесть.
| Аллегория
| Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов: 1. смыслового - это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его; 2. образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.
|
| Аллитерация
| Повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
| Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. К.Д.Бальмонт
| Ассонанс
| Многократное повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) однородных гласных звуков. Усиливает выразительность речи.
| Стало в комнате темно. Заслоняет склон окно. Или это снится сон? Дин-дон. Динь-дон. И.П.Токмакова.
| Анафора
| Единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.
| Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… А.С.Пушкин.
| Эпифора
| Фигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).
| Деточка, Все мы немножечко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. В.В.Маяковский
| Умолчание
| Фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
| Но мне ли, мне ль, любимцу государя… Но смерть… но власть… но бедствия народны…. А.С.Пушкин
| Эллипсис
| Стилистическая фигура, пропуск слова, значение которого легко восстановить из контекста. Содержательная функция эллипсиса - в создании эффекта лирической "недоговоренности", нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи.
| Зверю - берлога, Страннику - дорога, Мертвому - дроги, Каждому - свое. М.Цветаева
|
|
Поиск по сайту:
|