Ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов




КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Ситуации на развитие мышления дошкольников…………………………….6

Ситуации на нахождение внутренних ресурсов……………………………….11

Ситуации с противоречиями……………………………………………………13

Ситуации межличностных отношений сверстников………………………….15

Ситуации к НОД………………………………………………………..………..18

Ситуации на тему «Что было бы, если бы…»………………………………....20

Методическая основа…………………………………………………………....22

 

 

Введение

«Феномен проблемной ситуации в том,

что она является источником

мыслительной деятельности»

Рубинштейн С. Л.

Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – создание проблемных ситуаций.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие люди, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.

Вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо развивать умение ребенка «сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

Пояснительная записка

Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.

При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности. Игровые ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.

Цель создания проблемных ситуаций – развивать умение дошкольников решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.

Задачи:

1. Развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.

2. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций.

3. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.

4. Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки.

Используемые методы:

- игровой;

- эвристический (частично-поисковый);

- исследовательский;

- объяснительно-иллюстративный.

Постановка проблемных ситуаций может быть ориентирована на группу детей и на индивидуального ребенка.

Ситуации на развитие мышления дошкольников

Ситуации в транспорте (городском, железнодорожном).

1. Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

Ситуации с огнём.

3. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

4. Дым в соседней квартире. Твои действия?

Ситуации с водой

5. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

6. В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

 

Ситуации с природой

7. Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

8. Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.

9. Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

10. Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

11. В островок «Природа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

12. В островке «Природа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

13. Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

14. Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

«Грибы»

15. Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

«Транспорт»

16. Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

«Дома», «Свойства материалов»

17. Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

«Фрукты»

18. Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

«Свойства материалов»

19. В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

«Язык мимики и жестов»

20. Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

«Погодные условия»

21. Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

«Свойства металлов»

22. Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

«Стороны света»

23. Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

«Объём»

24. Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

«Погодные условия»

25. Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

«Измерение длины»

26. Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

«Выше, ниже»

27. Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

«Лекарственные растения»

28. Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

«Почва»

29. Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

«Свойства дерева»

30. Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

«Часы»

31. Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

«Свойства воздуха»

32. Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

«Увеличительные приборы»

33. Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

«Средства связи»

34. У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

«Свойства бумаги»

35. Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

«Свойства копировальной бумаги»

36. Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

«Свойства магнита»

37. Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

«Дружба красок»

38. Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

Ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов

«Кот в одном сапоге»

1. Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

«Вот так игра»

2. Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

«Маша и медведь»

3. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Помоги Золушке»

4. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Подготовка к празднику»

5. Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

«Рассеянный Петя»

6. Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: