ГОРОДСКАЯ СЕМАНТИКА. ЗНАКИ И СИМВОЛЫВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Зеленская А.В.
научный руководитель канд. архитектуры Истомина С.А.
Сибирский федеральный университет
Для современных городов, особенно крупных, все более отчетливо выступает проблема проектного обеспечения ориентации. Целенаправленное и комплексное использование средств дизайна для навигации и органичное внесение в городскую среду визуальных коммуникаций рассматривается как новое понимание проблемы обеспечения ориентации в среде современного города. Выявление подходов к решению дизайнерского аспекта этой проблемы стало целью данного исследования, раскрывающего особенности современного города как среды ориентации, закономерности протекания процессов выбора маршрута движения и специфику современных навигационных средств.
Основными факторами, обостряющими это проблему, становятся увеличение размеров города, его функциональное развитие и усложнение планировочной структуры. Поэтому к привычным архитектурно-градостроительным формам оценки средовых состояний добавляются «внепространственные» позиции: вербальные системы (нумерация домов, названия улиц, знаки регулирования движения и т. п).
Актуальность проблемы определяется рядом причин. Проблемы ориентации в современном городе с большой территорией, перенасыщенной различной информацией, практически вышли из под контроля: люди часто не в состоянии идентифицировать место своего пребывания и испытывают затруднения в выборе эффективных путей передвижения в городском пространстве. Существующие исследования форм пространственной ориентации в современной городской среде разделены по сферам и не дают комплексных рекомендаций по проектированию в условиях конкретных средовых ситуаций. Появились новые «навигационные» средства и системы, не встроенные непосредственно в среду, требующие отдельного архитектурно-дизайнерского осмысления.
|
Большое влияние на современное понимание структурных составляющих образа города оказал К.Линч. Он отмечает категорию «очевидность и читаемость» городской среды, как ключевое визуальное качество формирования города, где важна легкость распознавания частей (районы, ориентиры, пути), их мысленная группировка в композицию, а целостный образ города непременно должен служить ориентации в нем. Все множество абстрактных потенциальных частей пространства он сводит к пяти элементам образа города: путь, ориентир, граница, узел, район. Ориентиры (здание, знак, фасад, витрина, гора) делятся на три группы: «дистанционные», воспринимаемые под разными углами обзора и с различных расстояний, «локальные», видимые только в ограниченных пределах с определенных точек зрения, и «серии ориентиров», в которых несколько элементов связаны логически и композиционно, один подразумевает существование следующего.
Традиционно тему ориентации в городе привязывают к целям передвижения горожан (туризм, покупки, проживание), тогда как суть проблемы в другом: меняется и городская среда, и ее «потребители», что создает предпосылки появления новых форм восприятия пространства города и взаимодействия с ним, соответственно происходит формирование предметно-пространственных средств для оптимизации этих процессов.
|
Очень многих тревожит проблема ориентации в городах. И одним из примеров является новая услуга одного из крупнейших операторов сотовой связи Египта, получившая название «Верный путь». Суть этой услуги состоит в том, чтобы не потеряться и без труда найти наиболее короткий путь к месту назначения. Набрав со своего мобильного телефона короткий номер, любой абонент сможет получить помощь квалифицированных гидов, которые по электронным картам и программам-навигаторам подберут верный маршрут по городу. Это особенно важно при оказании помощи заблудившимся детям. Разработчиком этого проекта стал Карим Тантави: «Индивидуальный подход к клиенту, оказание помощи людям через живое человеческое общение».
Еще хотелось бы привести пример дизайнера Ильи Рудермана, проводившего свое исследование на улицах Москвы в сотрудничестве с компанией News Outdoor «Живому городу нужна гибкая, продуманная система подачи информации». Он говорил о том, что большая часть систем недостаточно информативна, часто она просто обманывает – показывает не туда, не то, не так. Так же, он заметил, что дизайн адресной маркировки улиц и домов использует более двадцати пяти разных шрифтов и шрифтовых типографических композиций (рис.1). Еще проблемой было то, что системы «не знают друг о друге». Что такое знание одного уровня системы о другой? И. Рудерман приводил такой пример: многие остановки именуются по названию улиц, но при выходе из автобуса мы практически сразу дезориентированы, нам даже не подсказывают, в каком направлении искать эту самую улицу [5].
|
Рис.1. Различие дизайна адресной маркировки улиц и домов.
В Лондоне есть огромное количество видов транспорта (в том числе и водный, который у нас практически не развит), объединенных в единую систему с билетиками. Есть продуманная система маркировок, обозначений и указателей. В открытом доступе в интернете лежит брендбук городского транспорта, который называется London Transport System (рис.2). Это единый и доступный для всех документ [5].
Рис.2. Брендбук городского транспорта London Transport System.
Канада, которая еще в 70-е начала заниматься государственной айдентикой, создала брендбук госайдентики. Внутри этого брендбука также есть система маркировки указателей, домов и всего прочего.
Очень часто мы видим решения локальных проблем и крайне редко наблюдаем системные видоизменения. Много людей занимаются решением узких задач, но никто не решает глобальных. Меняются схемы проезда, меняются маршруты, остановки, отменяются повороты, ремонтируются дороги, застраиваются микрорайоны – город живет. А живому городу нужна гибкая, продуманная система информации.
Список литературы
1. Азрикан Д.А. Город как объект дизайна. Техническая эстетика, 1979, № I,с.II—12.
2. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Доступно] https://www.dissercat.com/content/dizain-v-obespechenii-orientatsii-v-srede-sovremennogo-goroda#ixzz31gxOL91B
3. Добрицына И.А. «Дизайн в обеспечении ориентации в среде современного города». 1985
4. Информационно-ориентационные аспекты дизайна городской среды [Доступно]
https://tekhnosfera.com/informatsionno-orientatsionnye-aspekty-dizayna-gorodskoy-sredy
5. Город. Неспортивное ориентирование: Навигация в городе [Доступно] https://www.the-village.ru/village/city/people/106769-navigation