4.3.1. Для предотвращения или уменьшения действия на голову работающего опасных и/или вредных факторов (механического воздействия, электрического тока, воды, агрессивных жидкостей) следует использовать каски защитные, которые отвечают требованиям ГОСТ 12.4.128-83, ГОСТ 12.4.087-84, ГОСТ 12.4.091-80 и нормативно-технической документации на конкретный вид касок, утвержденной в установленном порядке.
4.3.2. Внутренняя оснастка и подбородочный ремень должны быть съемными и иметь устройство для крепления к корпусу каски. Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, а способ его крепления должен обеспечивать возможность его быстрого отсоединения.
4.3.3. Корпус каски не должен деформироваться и изменять свои прочностные свойства после действия на него химически агрессивных веществ и воды.
4.3.4. Внутренняя поверхность корпуса каски, а также внешняя и внутренняя поверхности оснастки должны быть гладко обработаны, а края и кромки — притуплены. Внешняя поверхность корпуса каски должна быть гладкой без трещин и пузырьков.
4.3.5. Конструкция каски должна позволять максимальное регулирование внутренней оснастки внутри корпуса каски и не мешать ношению коррегирующих очков и других средств индивидуальной зашиты.
4.3.6. Каски должны сохранять свои защитные свойства на протяжении установленного срока эксплуатации, который определяется документами по эксплуатации производителей на
конкретный тип каски.
4.3.7. Следует заменять на новые каски, имеющие повреждение корпуса или нарушение целостности внутренней оснастки, а также каски, которые подвергались удару.
Каски не подлежат ремонту.
4.3.8. На протяжении эксплуатации при необходимости каски могут проходить санитарную обработку путем погружения в 3-5% раствор хлорамина или 3% раствор хлорной извести на 30-60 минут с последующей промывкой в холодной воде и естественной сушкой.
|
4.3.9. Каски подлежат ежедневному осмотру с целью выявления дефектов перед началом работы, а также контролю их состояния в течение всего срока эксплуатации в соответствии с требованиями документов по эксплуатации изготовителя.
Требования к страховочным стальным канатам
4.4.1. Для безопасного перехода на высоте с одного рабочего места на другое при невозможности применения переходных мостиков или закрепления стропом предохранительного пояса за элементы оборудования, конструкций и т. п. необходимо использовать гибкие страховочные стальные канаты (далее — канаты), которые располагаются горизонтально или под углом не более 7 град. к горизонту. Канаты желательно применять в случаях, когда исключена возможность скольжения по наклонной плоскости.
Для повышения безопасности работающих при их перемещении в вертикальной плоскости используются вертикально установленные канаты, оснащенные ловителями.
4.4.2. Общие технические требования к канатам определяются ГОСТ 12.4.107-82.
4.4.3. Канаты конкретных конструкций должны отвечать требованиям технических условий производителей, которые определяют порядок их установки и применения.
4.4.4. Канат должен иметь устройство для закрепления его на элементах сооружений, зданий и т. п., а также для натягивания, которое должно обеспечить удобство установки, снятия, перестановки и возможность регулирования длины каната в зависимости от расстояния между точками крепления.
|
4.4.5. Конструкция деталей каната должна исключать травмирование рук работника. Детали каната должны быть без надрывов, заусениц, острых кромок, трещин и раковин.
4.4.6. Канат необходимо устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для стоп ног.
4.4.7. Длина каната между точками его закрепления (величина пролета) должна определяться в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий, сооружений, на которые он устанавливается.
4.4.8. Перед началом эксплуатации, а также не реже 1 раза в 6 месяцев — во время эксплуатации, установленный в рабочее положение канат необходимо испытывать статической нагрузкой внутри пролета грузом массой 4000 Н, используя для испытания гибкие канаты (капроновые или стальные) или стальной стержень.
4.4.9. Канат считается выдержавшим испытание, если в результате внешнего осмотра не выявлены разрушения или трещины в его деталях. При этом эксплуатация каната разрешается в том случае, если в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закреплялся канат в процессе эксплуатации, также не выявлены разрушения или трещины.