3.
Рукотворная способность (Леонардо да Винчи и Эндрю Уит).
4.
Визуальная способность (Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо).
5.
Аудиальная способность (Леонардо да Винчи).
е.
Тактильная способность (Леонардо да Винчи и Огюст Роден).
Мы не ставим перед собой задачу рассмотреть все виды интеллектуальной деятельности человека. Мы просто показываем, что люди имеют в виду, когда говорят об интеллекте. В других книгах, выпущенных нашим
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
институтом, они рассматриваются достаточно подробно.
Интеллект — «вещь о трех ногах».
Достигнуть высокого интеллектуального развития можно уже известными нам путями:
О чтением,
О овладением энциклопедическими сведениями,
О занятиями математикой. Таким образом, интеллект включает в себя: О визуальные,
О слуховые,
О языковые познания.
Все эти знания можно вложить в ум и память самого обычного трехлетнего ребенка. Сей-
НОГАХ |
ИНТЕЛЛЕКТ — ВЕЩЬ О
час эти познания рассматриваются как средние достижения шестилетних детей.
Для родителей, которые стремятся привести интеллектуальный уровень своих малолетних детей к уровню шестилетнего ребенка, занятия с ними доставляют истинную радость. Следует также отметить, что на то, чтобы вложить в головку малыша подобные знания, затрачивается меньше времени, чем на освоение им менее интересных и полезных навыков, которые обычно включаются в программу для трехлетних детей.
Повторим: цель этой книги — обучить родителей тому, как познакомить ребенка с тысячами, десятками тысяч ясных, точных, интересных фактов.
Трехлетний ребенок, имеющий большую базу данных, везде и всегда будет считаться интеллектуально развитым. К шестилетнему возрасту, когда способность поглощать информацию станет почти автоматической, он станет обладателем банка данных, необходимых для высокоинтеллектуального развития уже взрослого
|
ИНТЕЛЛЕКТ — ВЕЩЬ О ТРЕХ НОГАХ
человека. Во взрослой жизни у него не будет преград для интеллектуального развития.
Если еще ко всему прочему этот ребенок бойко читает и без труда решает математические задачи, то значит родители дали ему неоценимое богатство, залог его будущей высокой социальной позиции. В отличие от богатства обычного, земного, это богатство невозможно ни отнять, ни украсть.
Вот теперь наконец, после многолетних поисков и затруднений, мы решимся дать определение, что же такое интеллект.
Интеллект — это степень способности понимать разницу между тем, каковы вещи есть и какими они могли бы быть, а также способность приблизить положение вещей к тому, каково оно могло бы быть.
4 Кдг дать ребенку энцшлоп. звонка |
НОГАХ |
ИНТЕЛЛЕКТ —ВЕЩЬ О
ИЛИ КАК ОБУЧИТЬ |
Это именно то, чем отличались от средних людей своего времени Леонардо да Винчи, Шекспир, Эдисон и все другие гении.
И это именно то, чему обучают детей Возрождения в нашем Институте имени Ивена Томаса.
ГЛАВА 6
РЕБЕНКА |
НАУКАМ |
БИТЫЗНАНИЯ,
И ИСКУССТВАМ
Мир настолько полон удивительных вещей, что люди в нем должны быть счастливы, как короли.
Роберт Льюис Стивенсон
Приобретение знаний — это объективная необходимость жизни. Именно они обеспечивают развитие науки, искусства, литературы, материального производства — всего, что необходимо человеку.
|
Знания базируются на информации, а она добывается через факты. Таким образом, фак-
БИТЫЗНАНИЯ
ты — это единицы информации. Когда эти факты грамотно и интересно преподносятся ребенку, они становятся для него битами знания: каждый факт буквально врастает в его сознание, при этом формируется база знаний для будущего.
Этот раздел книги написан так, будто он адресован только «профессиональным» матерям-учителям, тем, кому настолько повезло, что они всегда могут быть рядом со своим ребенком и желают этого. Мы призываем их отдавать обучению своего ребенка как можно больше времени и сил.
В то же время мы ни в коем случае не хотим напугать занятую женщину, у которой мало свободного времени. Для такой матери (отца) данная программа просто растянется на более долгий срок.
Разве не чудо, что сколь бы долго ни учился человек, в мире все еще остается чему учиться? Как было бы грустно, если бы было все наоборот.
Обучение по программе энциклопедичес-
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
ких знаний нужно начинать как можно раньше. Его можно совместить с обучением по программе по чтению. Эти программы знакомят ребенка с искусством, музыкой, наукой о природе, историей и другими увлекательными фактами. Поэтому обучение дает детям удовольствие, радость, ощущение счастья, которое они пронесут через свою жизнь.
Рассмотрим следующие вопросы:
О! что такое бит знания?
О каковы их категории?
О! как дать ребенку биты знания?
|
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
ЧТО ТАКОЕ БИТ ЗНАНИЯ?
Бит знания — это один бит информации. Изображается он наглядно в виде очень точного рисунка, хорошей иллюстрации или высококачественной фотографии. Наглядное пособие должно иметь немалый размер и ясно «читаться» взглядом. Оно должно быть точным, дискретным, недвусмысленно представлять факт и отличаться новизной.
ТОЧНОСТЬ
Говоря о точности, мы имеем в виду аккуратность изображения и соответствие его дета-
БИТЫЗНАНИЯ
лей действительности. Если этот бит — портрет, то он должен быть очень хорошего качества.
ДИСКРЕТНОСТЬ
Под дискретностью мы понимаем одну тему. Бит знания должен изображать только один объект. Если это опять же портрет, то на нем не должны присутствовать другие лица, кроме того, о ком сообщает бит.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
НОВИЗНА
Под новизной мы подразумеваем то, чего ребенок еще не знает. Нельзя включать в изображение бита предметы или действия, которые уже присутствовали в других битах.
Таким образом, чтобы наглядное изображение бита знания полностью соответствовало своему назначению, оно должно успешно пройти шесть пунктов теста:
1.
НЕДВУСМЫСЛЕННОСТЬ
Говоря о недвусмысленности, мы имеем в виду точное наименование бита. Каждое наглядное изображение должно сопровождаться, по возможности, краткой и очень конкретной надписью. К примеру, если бит представляет собой портрет Джорджа Вашингтона, то надпись должна гласить «Джордж Вашингтон», а не «Президент».
аккуратность исполнения, точность деталей;
2.
изображение лишь одной темы, одного объекта без задних планов;
з.
точность и краткость наименований на изображении;
БИТЫЗНАНИЯ
4.
присутствие элементов новизны;
5.
достаточные размеры;
6.
ясность, «читаемость» изображения.
Если хотя бы одна из характеристик не удовлетворяет этим требованиям, бит не может быть включен в программу. Например, на репродукции с картины Говарда Чендлера Кристи «Сцена подписания Конституции Соединенных Штатов» одна из самых заметных фигур — Джордж Вашингтон. Однако если бы эта картина была использована в качестве бита знания «Джордж Вашингтон», то бит был бы очень неточным, поскольку не удовлетворял всем предъявляемым требованиям:
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
О он не был точным, так как это не портрет Джорджа Вашингтона, а сцена подписания Конституции;
и он не был дискретным, потому что тема посвящена не одному лицу (Джорджу Вашингтону), а подписанию Конституции, т. е. событию, в котором принимает участие множество лиц.
О он был двусмысленным, поскольку ребенок может подумать, что бит «Джордж Вашингтон» — это группа лиц, рассеянных по залу.
Репродукция идеально удовлетворяла бы требованиям к биту категории «Знаменитые исторические события».
Перед тем как начать обучение ребенка, убедитесь, что вы точно поняли, что такое бит знания и какие к нему предъявляются требования.
БИТЫЗНАНИЯ
КАТЕГОРИИ БИТОВ ЗНАНИЯ
Из определения бита ясно, что каждый новый блок информации должен быть представлен конкретно, точно, дискретно. И тогда он станет базой интеллектуального развития.
Цементом, скрепляющим эти блоки, является систематика битов знания, или их категоризация.
В категорию входит группа из 10 и более битов знания, логически связанных друг с другом. К примеру, в категорию «насекомые» входят:
и Божья коровка.
О Гигантский палочник.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
О! Стрекоза.
С! Комнатная муха.
С] Кузнечик.
О Муравей.
(Л Термит.
О Цикада.
О Бабочка «Монарх».
О Шмель.
Эта категория может быть расширена до всех известных насекомых или ограничена, к примеру, тридцатью их наименованиями. Теоретически категория ограничивается лишь видовым разнообразием ее составляющих.
БИТЫЗНАНИЯ |
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
ВАЖНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
Однако если вы в течение 10 секунд будете знакомить его с теми же карточками в категории, т. е. во взаимосвязи, то память ребенка удержит навсегда по меньшей мере 3 600 000 логических взаимосвязей (см. раздел «Миллион ассоциаций за полминуты»). Это радостный и невероятный, но совершенно доказуемый факт.
Для малышей взаимосвязи играют чрезвычайно важную роль. Если мы покажем маленькому ребенку 10 не связанных между собой битов, удовлетворяющих всем требованиям, значит дадим ему 10 превосходных блоков знания, которые навсегда войдут в его память.
Если вы сделаете все точно, то на показ 10 карточек вам хватит 10 секунд, так как на большее время, например 30 секунд, трудно удержать внимание маленького человечка.
Если вы несколько раз показывали ребенку карточки, каждый раз по 10 секунд, то его память накрепко удержит информацию.
БИТЫЗНАНИЯ
ВЫБОР
КАТЕГОРИЙ
БИТОВ
Мы предпочли разделить все области знаний на следующие разделы:
1.
Биология.
2.
История.
3.
География.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
4.
Музыка.
5.
Искусство.
6.
Математика.
7.
Физиология человека.
8.
Основные законы естествознания.
9.
Языки.
10.
Литература.
БИТЫЗНАНИЯ
Почему мы распределили категории именно так, станет ясно из последующего.
Ваша цель — дать ребенку наиболее широкий диапазон знаний. Вам будет понятнее наша система, если вы выберете из этих 10 разделов один и рассмотрите работу по нему в отдельности.
Приведем несколько примеров:
Раздел «Биология». Категория «Насекомые». Биты знания (изображения): О Божья коровка.
и Гигантский палочник.
О Стрекоза.
и Комнатная муха.
и Кузнечик.
О И т. д. до 10—30 видов.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Раздел «История».
Категория «Великие изобретатели».
Биты знания (портреты):
и Архимед.
О Леонардо да Винчи.
С] Томас Эдисон.
СЛ Чарльз Уитстон.
и Джеймс Уатт.
О Роберт Фултон.
О! Иоганн Гутенберг.
О Братья Райт.
С1 Сэмюэл Морзе.
О К. Э. Циолковский.
О И др.
БИТЫЗНАНИЯ
Раздел «География». Категория «Страны Америки». Биты знания (очертания границ): и Канада.
а сша.
и Мексика.
О Гватемала.
О Гондурас.
О Белиз.
О! Сальвадор.
О Коста-Рика.
О Никарагуа.
О Панама.
а и т. д.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Раздел «Музыка».
Категория «Музыкальные инструменты».
Биты знания (изображения):
О Пианино.
О Скрипка.
О Гитара,
и Флейта.
О Гобой.
О Валторна.
О Тромбон.
С1 Кларнет.
О Барабан,
и Виолончель.
а и т. д.
БИТЫЗНАНИЯ
Раздел «Искусство». Категория «Шедевры живописи». Биты знания (репродукции):
и «Джоконда».
О «Мадонна с младенцем».
О «Подсолнухи в вазе».
О «Святое семейство».
01 «Три музыканта».
О «Вид горы Св. Виктория».
О «Мария Медичи».
О «Аристотель созерцает падения голубя».
О «Явление Христа народу».
О «Свадьба».
О И т. д.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Раздел «Физиология человека». Категория «Органы тела». Биты знания (рисунки):
О Мозг.
О Легкие.
О Сердце.
О Желудок.
О Кишечник.
О Почки.
О Мочевой пузырь.
О Печень.
О И т. д.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Раздел «Математика».
Категория «Геометрические формы».
Биты знания (рисунки):
а куб.
О Сфера.
О Призма.
О Цилиндр.
О Конус.
О Пирамида.
и Эллипсоид.
О Октаэдр.
О Додекаэдр.
Р И т. д.
БИТЫЗНАНИЯ
Раздел «Общие законы естествознания».
Категория «Великие открытия».
Биты знания (рисунки или фотографии):
О Печатное устройство Гутенберга.
О Телескоп.
С] Паровая машина.
и Телеграф.
О Телетайп.
О Телефон.
и Радио.
О Волокноотделитель.
О Грузоподъемник.
О Прядильная машина.
С1 Летающий аппарат.
и И т. д.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Раздел «Языки». Категория «Пища».
Биты знания (фотографии с наименованием предмета на 10 языках на оборотной стороне):
и Яблоко.
О Земляника.
и Молоко.
и Банан.
О Яйцо.
О Хлеб.
О Рис.
О Морковь.
О Кабачок.
О И т. д.
БИТЫЗНАНИЯ
Раздел «Литература».
Категория «Детские писатели».
Биты знания (портреты и фотографии):
и Уильям Шекспир.
и Мольер.
О Сервантес.
и Сэр Вальтер Скотт.
О Стендаль.
С] Чарльз Диккенс.
[Л Оноре де Бальзак.
О Александр Дюма.
О А. С. Пушкин.
О Джек Лондон.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Чем больше категорий битов представят ребенку для освоения, тем шире его мировоззрение. Мы не ставим себе задачу узконаправленного образования. Как раз наоборот. Мы пытаемся представить детям слепок целого мира. Они сами решат потом, какое направление для них предпочтительнее. Его надо определять на базе широкого образования, а не общего невежества. Будем надеяться, что в результате своей компетентности наши дети выберут из широкого спектра направлений одно, наиболее интересное и перспективное для них.
БИТЫЗНАНИЯ
КАК ДАТЬ РЕБЕНКУ БИТЫЗНАНИЯ
Этот раздел посвящен методике обучения детей. Такая техническая информация очень полезна, однако вам необходимо помнить, что наиболее важная и ценная часть методики — внутри вас самих. Это та любовь и уважение, с которыми вы обращаетесь к ребенку. В процессе обучения ваша внутренняя взаимосвязь с ним будет развиваться и обогащаться.
Не уделяйте слишком много внимания самим битам, их изготовлению. Достаточно запастись твердым картоном, на одной стороне которого должно быть изображение, а на другой — четко написанное наименование бита.
5 Ка* дать ребенк |
у этщклоп. знания |
БИТЫЗНАНИЯ
Выберите категорию битов, которую вы хотели бы показать ребенку. Помните, что она должна содержать не менее 10 битов знания.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Сядьте с ребенком поудобнее, лицом друг к другу. Карточки показывайте на расстоянии от него не менее 45 см.
Начинать желательно радостно и энергично:
— Я хотела бы показать тебе сегодня насекомых!
Затем быстро, как только вам позволяет это делать ваша привычка, передвигайте карточки по одной фронтальной стороной и приговаривайте: «Это насекомое — божья коровка. Это насекомое — гигантский палочник. А вот это — стрекоза». Названия сверяйте с наименованием битов.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Вы должны показывать ребенку карточки как можно быстрее и не более 10—15 секунд: одна секунда на показ и 5 секунд для того, чтобы проговорить название. Вы быстро наберете необходимый опыт.
В первые дни после представления ребенку новой категории битов вам следует повторять фразы полностью. Например: «Это насекомое — кузнечик». Но затем первые слова можно опустить и произносить лишь наименования битов. Дети очень быстро усваивают правила.
Перед тем, как начать занятие, очень полезно убедиться, что все карточки повернуты стороной с изображением к ребенку, а названием—к вам. Полезно также время от времени перетасовывать карточки, чтобы они не были все время в одном порядке.
Во время занятий старайтесь создать спокойную атмосферу. Сделайте так, чтобы ваш ребенок не отвлекался, в особенности
БИТЫЗНАНИЯ
если вы представляете ему категорию битов впервые.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ (ЧАСТОТА) УРОКОВ
Лучше организовать занятия так, чтобы у вас было несколько коротких уроков через определенные интервалы, а не наслоение занятий или длинный урок после большого перерыва. Занятия по энциклопедической программе перемежайте с уроками по чтению. Если ребенок требует продолжать занятия, когда у вас запланирован отдых, что случается весьма часто, то спокойно объясните, что как только разложите, например, игрушки или уберете со стола сразу же начнется урок. Ребенок с нетерпением будет ждать продолжения занятий.
Со временем вы убедитесь, что он ни в коем случае не перетрудится и сам будет знать, что если одно занятие окончено, значит, через
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
определенный интервал начнется другое. И будет напоминать вам об этом.
Для занятий лучше использовать утренние часы. Дневное время — обычно не самое продуктивное; вечером же активность восприятия у ребенка вновь возрастает. Во всяком случае, своим поведением он сам подскажет вам, когда склонен заниматься, а когда не желает, поскольку его что-то беспокоит.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
Необходимо приложить максимум усилий, чтобы ребенок ясно видел карточки с изображениями битов. Поэтому они должны быть большими, четкими, желательно с отчетливой рамкой. Все это создает возможность быстро показывать карточки. Важно также, чтобы ваши пальцы не загораживали изображение.
Как уже отмечалось, представлять карточки следует на расстоянии 45 см от лица
БИТЫЗНАНИЯ
ребенка, при хорошем освещении. Все посторонние отвлекающие факторы — световые, звуковые, тактильные — должны быть исключены.
Другой аспект интенсивности — сила вашего голоса. Чем меньше ребенок, тем яснее и громче должен звучать ваш голос. Как правило, матери интуитивно говорят с детьми на тон выше, чем обычно. Если сочетать энергичность вашего голоса с энтузиазмом, то проблем с освоением информации не будет.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ (СКОРОСТЬ) ОБУЧЕНИЯ
Для успеха очень важна скорость обучения. Вы должны показывать карточки быстро, лучше очень быстро.
Даже взрослые, для которых вообще характерна замедленность в восприятии информации по сравнению с детьми, практически не
БИТЫЗНАНИЯ |
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
извлекают сведений об объекте, если смотрят на него долго.
Этот факт был хорошо известен во время Второй мировой войны. Благодаря чудовищной по тем временам скорости, на которой летел самолет (около 360 км в час) можно было распознать с земли его принадлежность к своей или чужой армии.
Когда же для этих целей использовались изображения самолетов противника и своих, у большинства военных возникли проблемы с их опознанием. Тогда было сделано заключение, что, чем короче интервал визуального опознания объекта, тем быстрее он определяется.
Взрослые почти всегда делают что-либо для детей намеренно медленно, думая, что ребенок не может быстро воспринимать информацию. Вашим лозунгом должны стать слова: «Чем быстрее — тем лучше».
Вы всегда должны показывать ребенку меньше карточек, чем он может (и хочет) воспринять. Если вы знаете, что ему по силам рас-
смотреть 15 карточек, покажите только 10, но как можно быстрее.
Мудрая мать повесила бы перед собой лозунг: «Всегда умей остановиться прежде, чем ребенок сам захочет остановить тебя!» Если вы всегда будете следовать этому лозунгу, то вы никогда не станете злоупотреблять ни вниманием, ни силами своего ребенка.
При рационально организованных, коротких, жизнерадостных и энергичных уроках малыш всегда будет полон внимания и энтузиазма.
БИТЫЗНАНИЯ |
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ НА ДЕНЬ
ДОБАВЛЕНИЕ НОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ
И ПОВТОРЕНИЕ
СТАРОЙ
Начните с представления пяти различных категорий битов знания, каждая из которых содержит по 5 битов. Повторяйте их не менее трех раз в день. Когда вы убедитесь, что это ребенку по силам, добавляйте постепенно категории, до 10 в день. Каждую из них повторяйте по 3 раза в день. Ускоряйте темп их представления, пока не достигнете показа каждой из 10 категорий за 10 секунд.
Повторение информации должно
сочетаться с изъятием уже запомненной. Когда
вы достигнете намеченного — показа 10 кате
горий в день быстрым темпом, — вынимайте
из каждой категории по одному биту ежеднев
но и заменяйте их новыми до тех пор, пока не
произойдет замена всех битов категории. Если
у вас хватит времени на поиски материалов
для новых битов, оформление карточек и т. д.,
то можете заменять биты и не по одному, а по
два и более. Не беспокойтесь, у вашего ребен
ка проблем не будет. Изъятые карточки поло
жите в картотеку.
БИТЫЗНАНИЯ |
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
Если вы исчерпали свою фантазию в пополнении категории новыми битами, то просто замените эту категорию другой. А когда появится новая информация для предыдущей категории, вы можете снова представить ее ребенку.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ «ЖИЗНИ» БИТА
Каждая мать по опыту должна знать, сколько раз она может показывать ребенку бит, чтобы он «приелся» ему. Это очень важно, поскольку в информации должна присутствовать новизна.
Как правило, жизненный цикл одного бита — показ его тридцать раз, поскольку представляют его 3 раза в день в течение 10 дней.
Однако если вы подойдете к своему делу с фантазией и энтузиазмом, то очень скоро обнаружите, что показывать один и тот же бит тридцать раз — более чем достаточно для ребенка. Это говорит о том, что вы правильно преподносили ему программу, и теперь он достаточно опытен, чтобы усваивать бит всего за 15 раз в
БИТЫЗНАНИЯ |
течение, скажем, 5 дней. Это значительное повышение скорости освоения! Однако это вполне рядовой случай, чаще всего наблюдаемый по прошествии нескольких месяцев после начала занятий.
Иногда изменение скорости обучения создает для матерей проблемы, однако чаще безмерно радует их. Если ребенок начал постигать информацию быстрее, чем вы рассчитывали, значит, ваша цель достигнута: его мыслительная активность и сам мозг развиваются день ото дня.
Осталось выяснить: как же изготовить сами биты?
ГЛАВА 7
ИЗГОТОВИТЬ КАРТОЧКИ С БИТАМИ