Цикл занятий для учащихся 5-7-х классов




 

Занятие 1.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Цель: создание условий для мотивационной готовности учащихся к работе.

Задачи:

- организовать работу с использованием различных видов информации;

- развивать умение критически осмысливать поступающую информацию;

- воспитывать ценностное отношение к собственной точке зрения.

Оборудование: книги, справочники, газетные вырезки, информация на цифровом носителе, возможность выхода в интернет, научный фильм - любые источники информации, которые помогут учащимся уточнить свои знания различных явлений окружающего мира (например: голец, Ла-Рошель, орешник, тромбон). Карточки с названиями этих явлений.

Ход занятия

I. РАЗМИНКА

Учитель предлагает детям выполнить задание.

Инструкция для учащихся. Перед каждым из вас лежит карточка с названием предмета. Вы что-то знаете о нем, встречались с ним. Нарисуйте как можно точнее то, что указано у вас на карточке. У каждого свое задание, поэтому не мешайте друг другу, работайте индивидуально.

Инструкция для учителя. Для того чтобы дети могли быстро выполнить это задание, необходимо организовать несколько групп (количество ребят в группе равно количеству вариантов предметов) и каждому члену группы дать свой вариант задания. Задания повторяются в разных группах, но не повторяются внутри одной. Как только дети нарисовали, что им было задано, необходимо дать им возможность повесить рисунки на доску. Каждый вариант задания - в свой столбик.

Вопросы для обсуждения:

1. Что получилось в результате работы?

2. Чем отличаются рисунки одних и тех же вещей?

3. От чего зависит наше представление о предметах окружающего мира?

В ходе обсуждения этих вопросов ребята приходят к заключению, что они по-разному представляют, казалось бы, очень знакомые предметы. Представления зависят от информации, которой владеет человек. Точность информации зависит от источника, из которого мы эту информацию берем. Чем больше источников, тем более точное знание мы получаем. Если наши знания о данных предметах различны, значит, эти знания не являются правильными.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Инструкция для учителя. Целесообразно организовать работу в малых группах. Группы могут быть сформированы по принципу выполнения детьми одного и того же задания, т.е. в одну группу войдут те, кто изображал тромбон, в другую - те, кто рисовал орешник и т.п. Учитель предлагает подумать о том, какие источники можно использовать для получения информации по этому вопросу. Дети предлагают варианты (возможные варианты: книги, интернет, газеты, журналы, научные фильмы и др.). Учитель записывает предложения ребят на доску. Для решения поставленной задачи необходимо предоставить доступ к различным источникам информации.

Инструкция для учащихся. Сейчас необходимо уточнить ваши знания об этих предметах. Объединитесь по группам в зависимости от выполняемого задания, т.е. в одну группу войдут те, кто изображал тромбон, в другую - те, кто рисовал орешник и т.п. Договоритесь в группе о том, кто каким источником будет пользоваться (список источников зафиксирован на доске). В течение семи минут вы работаете с источниками.

Инструкция для учителя. По истечении семи минут учитель организовывает обмен информацией внутри каждой группы.

Инструкция для учащихся. Время истекло, возвратитесь к своим группам и обменяйтесь информацией о заданном предмете. После уточнения знаний нарисуйте предмет изучения таким, каким он теперь, по-вашему, выглядит. Результаты работы поместите на доску рядом с первой вашей работой.

III.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Вопросы для обсуждения:

1. Сравните группу первоначальных работ и группу последующих.

2. Как соотносятся изображения внутри каждой группы?

3. В какой группе, на ваш взгляд, наиболее правдивые результаты?

4. Почему первоначально картина данных понятий настолько искажена?

5. Что повлияло на результат работы?

В ходе обсуждения ребята приходят к заключению о необходимости использования различных источников информации для получения более точных знаниях об окружающем мире.

IV.РЕФЛЕКСИЯ

Инструкция для учителя. Учитель просит ребят закончить следующие предложения. Во время изображения предмета в начале урока я чувствовал (а)... Во время работы с источником информации, я узнал (а)... В конце урока я понял (а)...

 

Занятие 2.

ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Цель: развитие умения выявлять «вредную» и «полезную» информацию.

Задачи:

- обучение приемам работы с источниками информации;

- развивать умение анализировать информацию с точки зрения воздействия на физическое, психическое здоровье, нравственные ценности личности;

- воспитывать бережное отношение к своему психическому и физическому здоровью.

Оборудование; газеты, журналы, тетради.

Ход занятия

I. ПОВТОРЕНИЕ

Учитель беседует с учащимися по вопросам:

- Какими источниками информации вы пользовались на прошлом занятии?

- Что произошло в результате обмена информацией? (выявились разногласия)

- От чего зависит картина мира, существующая в нашем сознании?

- Для чего пользуемся информацией? (информация помогает ориентироваться в ситуации; информация позволяет планировать свои действия; информация способствует отслеживанию результативности происходящих изменений; информация может помочь уберечься от неприятностей)

II. ИНФОРМИРОВАНИЕ

Инструкция для учителя. Ребятам предлагается ответить на вопросы.

- Что такое здоровье, как понимают ребята физическое, психическое здоровье?

- Что такое нравственность? Далее учитель предлагает информацию.

Физическое здоровье - это состояние тела и физиологических процессов, в нем происходящих (процесс пищеварения, процесс роста тканей и т.п.). Состояние болезни - сбой, происходящий в системе, части которой взаимосвязаны и взаимозависимы (нарушение питания влечет за собой быструю утомляемость и т.п.). Соблюдение режима сна и бодрствования, например, позволяет поддерживать состояние физического здоровья. Психическое здоровье - показатель состояния психики. Это равновесие между личностью и окружающей действительностью, регуляция поведения жизни личности, способность противостоять жизненным трудностям. Нравственность - это ценности, которые значимы для человека, которые составляют основу его мироощущения и отношения к действительности.

Учитель предлагает детям подумать о том, что несет в себе любая информация (пользу, вред).

III. ПРАКТИКУМ

Инструкция для учителя. Целесообразно разделить класс на группы по три человека. Для каждой группы подготовить журнал, газету. Подготовить возможность работы в интернет.

Инструкция для учащихся. На примере журналов посмотрите и выявите вредную информацию и полезную. Выберите материал, который приносит вред, пользу. Представление результатов работы ведется одним из участников группы (ребята предлагают название материала, содержание и анализируют его влияние на психическое, физическое здоровье, нравственные основы личности).

IV. ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Инструкция для учителя. Обсуждение можно построить по типу дискуссии, вынеся один вопрос: «Какая информация вредна для восприятия, какая полезна».

Возможна запись в тетрадь критериев определения вредной и полезной информации (выявляются критерии в ходе обсуждения найденной информации).

V. РЕФЛЕКСИЯ

- Что узнали нового?

- Что чувствовали во время практической работы?

- Насколько полезна для вас полученная информация?

 

Занятие 3.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИО.

ЧТО СМОТРЕТЬ ПОЛЕЗНО, А ЧТО - НЕТ

Цель: выявление позитивного и негативного воздействия телевидения и радио как источников информации. Задачи:

- создать условия для анализа пользы и вреда информации, поступающей с ТВ экранов, из радиопередач;

- развивать умение выявлять угрозу, поступающую от телевизионной информации для психического здоровья, физического здоровья, для нравственности личности;

- формировать ориентации на нравственные ценности. Оборудование: программы телепередач в различных изданиях (журналы, газеты), возможный доступ к подключению любой радиовещательной программы.

Ход занятия

I.ПОВТОРЕНИЕ

Ролевая игра «Пользователь - источник (телевизор)». Ребятам предлагается проиграть в группе роль (разделить роли по двум вариантам) пользователя информации и источника информации - телевидения. «Пользователь» сообщает цель поиска информации, а источник предлагает передачу из программы. Дается время на обдумывание пользователю, затем - источнику (3 минуты). Достаточно одно проигрывание роли каждой группой. Пример цели получения информации: ребенку нужно сделать сообщение по истории о наскальных рисунках доисторического человека. Итог игры: вывод о возможности телевидения с точки зрения получения различной информации

Блиц-опрос.

1. Что такое здоровье человека?

2. Что такое вредное воздействие информации?

3. Что такое полезное воздействие информации?

4. Какое воздействие может испытывать человек при просмотре телепередач?

Вывод.

II.ПРИМЕНЕНИЕ

Беседа.

Выделяем виды передач, которые смотрят ребята. Возможные варианты: шоу развлекательные, шоу интеллектуальные, мир увлечений (о природе, о путешествиях, хобби), спортивные соревнования (с указанием вида спорта), программы новостей, сериалы (в т.ч. мультсериалы). Отдельный листочек - для указания радиопередач.

Практическая работа.

Цель: выяснение «теле- радио- интересов» учащихся. Все группы передач выносятся на доску. Каждый учащийся записывает на отдельных листочках по группам те передачи, которые он смотрит. Далее листочки сортируются по видам передач. Класс делится на группы (количество зависит от количества категорий передач). Задача группы – выявить частоту появления передачи и составить рейтинг.

Таблица рейтинга программ

Название категории:
Место в рейтинге Название программы Количество голосов
1.    
2.    
3.    

Беседа.

Выделяем сначала те передачи, которые принесут пользу. Разграничиваем познавательные передачи, несущие текущую информацию, просто влияющие положительно на настроение.

Сериалы требуют систематического просмотра, переживаний за жизнь героев. С точки зрения влияния на психику необходимо подвести к знакомству с «эффектом присутствия», который требует постоянной включенности в сюжет, отвлекает от решения конкретных жизненных проблем, приучает к мысли, что переживания героев очень важны, заставляет подражать им. Поговорим о нравственных позициях героев любимых сериалов, героев шоу. Разговаривая о радиотрансляциях, выясняем цель прослушивания.

Выводы.

- При подобном анализе телевизионных пристрастий возможен вывод о преобладании развлекательной информации.

- Время для просмотра требуется очень продолжительное, что сказывается отрицательно на физическом здоровье человека.

- Просмотр телепередач отвлекает от учебы, занятий в кружках и секциях, нехватка времени, опоздания приводят к появлению чувства растерянности, неуверенности. Отрицательно сказывается на учебных возможностях человека.

- Необходимо круг передач сделать более узким, выбрать то, что полезно, не тратить время зря.

Просмотр отрывка из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей».

Цель: выявление положительного и отрицательного влияния на нравственную основу личности. Ребятам предлагается посмотреть отрывок из популярного мультфильма.

Беседа.

1. Что привлекает наше внимание к подобного рода кинопродукции?

2. О чем этот мультфильм?

3. Что такое былина, былинный герой?

4. Какими Алеша Попович, Святогор предстают в мультфильме, в былинах; в чем разница?

5. Как вымысел авторов влияет на представление о нравственных ценностях русской культуры?

6. Как подобная кинопродукция воздействует на воспитание патриотизма?

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Закончи предложение: Что я чувствовал, когда смотрел отрывок из мультфильма...

 

Занятие 4.

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ

Цель: формирование умения грамотной навигации в глобальных и локальных сетях.

Задачи:

- создать условия для развития умения искать информацию в сети интернет;

- развивать критическое отношение к находящейся в сети информации;

- воспитывать умение анализировать содержание информации с точки зрения нравственных ценностей.

Оборудование: доступ к сети интернет, бланки с анкетой.

Ход занятия

I. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ

Детям предлагается анкета:

1.Что такое интернет?

2.Используете ли Вы интернет как источник информации?

3.Какие достоинства интернета как источника информации Вы знаете?

4.Какие недостатки интернета как источника информации Вы знаете? Работа в группах. Учитель делит класс на четыре группы и предлагает дать определение понятиям (на доске) - интернет, сайт, локальная сеть, глобальная сеть, навигация. После группового обсуждения ребята обмениваются информацией. После этого ребята записывают в тетрадь определения из «Современного толкового словаря русского языка». Итог. Ребята анализируют то, насколько грамотно они владеют информацией о данных понятиях.

II. ПРИМЕНЕНИЕ

Цель: развитие быстроты и точности поиска информации в сети Интернет.

Игра «Навигатор».

Правила игры. Ребята в зависимости от количества учащихся делятся на пары. Учитель просит повторить последовательность действий для поиска конкретной информации. На решение конкретной задачи дается максимальное время - пять минут. Выигрывает тот, кто справляется с задачей раньше других; оценивается полнота, достоверность полученной информации.

Задачи для поиска.

1. В каком году изобрели джинсы?

2. Кто самый популярный среди ребят русский писатель?

3. Жевательная резинка. Польза или вред?

Итог.

- Быстрота зависит от точности формулировки вопроса.

- Информация не отличается достоверностью, т.к. нет уверенности в компетентности источника.

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Беседа. Почему интернет называется сетью, паутиной (т.к. можно запутаться, отвлечься от основной цели поиска). Как уберечься от недостоверной информации (критически относиться к источнику, т.е. перепроверить данные).

Занятие 5.

БЕЗОПАСНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТОМ

Цель: развитие умения безопасного использования системы интернет. Задачи:

- создать условия для анализа безопасных способов использования интернет-ресурсов;

- развивать способность генерировать идеи; обучать способам эффективного взаимодействия в групповой работе;

- создать условия для развития умения эффективного взаимодействия в групповой работе.

Оборудование: листы бумаги по количеству предполагаемых групп, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

I. ПОВТОРЕНИЕ

Беседа.

- Для чего нужен интернет?

- Достоинства интернета как источника информации?

- Недостатки интернета как источника информации?

Вывод. Необходимо подвести учащихся к мысли о том, что интернет (как и любой другой источник информации) имеет свои достоинства и недостатки. Интернет может оказывать негативное влияние на здоровье человека. Необходимо знать и использовать меры безопасности при пользовании интернета.

II.ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

 

1.Учитель предлагает учащимся повторить правила работы в группе. Учащиеся делятся на группы. Цель работы - выпустить рекламный плакат «А ты пользуешься правилами безопасности, работая в «Сети»?».

2.Каждая группа презентует свой плакат. По окончании работы учитель предлагает сравнить плакаты, помогает увидеть особенность каждой работы. Ребята проговаривают, а учитель записывает полный перечень правил на доску.

III.ИТОГ

Выявляются те правила, которыми пользоваться труднее, легче. Учащиеся делают вывод о возможности выполнения всех правил.

 

Занятие 6.

КНИГИ, ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ

Задачи:

- дать представление учащимся о видах печатной продукции, научить в ней разбираться, выбирать книги, журналы, газеты соответственно возрасту и интересам;

- воспитывать любовь к чтению, требовательность к своему интеллектуальному и нравственному развитию;

- развивать умение работать с книгой, газетой, журналом, сравнивать, классифицировать, исследовать, писать аннотацию, составлять план выступления, аргументировано выражать свои мысли.

Оборудование: книги: Г. Брянцев «Конец осиного гнезда», В. Богомолов «Иван», газеты, журналы.

Ход занятия

Учитель. Люди делают друг для друга то, что умеют и могут.

Врач хочет, чтобы все были здоровы. Учитель хочет, чтобы ученики всё знали. Библиотекарь хочет, чтобы все как можно больше читали. А зачем читать? - спросите вы. Мы дышим, чтобы жить. Мы едим для того, чтобы жить. А читать для чего? Чем читатели отличаются от нечитателей? (Ответы учащихся)

Учитель Без чтения человек не умирает, но умирает сознание, способность мыслить, понимать и помнить. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, правильно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют свои мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

 

Если человек не читает, а лишь смотрит телевизор, то происходит упрощение и огрубление речи, то есть не осваивается язык классического наследия, в том числе и язык русской и зарубежной классики.

Кроме книг в настоящее время много печатных средств массовой информации. Так в 2006 году их было зарегистрировано около 50 тысяч, в том числе 24 тысячи газет, 14,5 тысяч журналов, 3 тысячи альманахов, сборников. Выпуск всей печатной продукции страны обеспечивают более 6 тысяч полиграфических предприятий.

Все периодические издания делятся на качественные и массовые. К качественным относятся солидные общественно-политические газеты и журналы.

Массовая пресса представлена «бульварными» рекламными изданиями. Отличительная черта «бульварной прессы» примитивизм, сенсации, горячие факты из жизни известных деятелей, артистов.

И нужно уметь ориентироваться в море печатной продукции. Какие книги, какие журналы надо читать, чтобы действительно стать человеком образованным, разумным, мыслящим?

Сейчас я возьму две книги, и вы сразу поймёте, что я хочу сказать. Это будут книги о войне. Первая - повесть Георгия Брянцева «Конец осиного гнезда» (пересказ содержания учителем или можно заранее дать прочитать 1-2 учащимся).

А сейчас, помня по то, что я рассказала, послушайте отрывок из другой книги, из рассказа В. Богомолова «Иван» (чтение отрывков или можно дать задание прочитать рассказ всем учащимся и провести беседу по рассказу).

Чем отличаются эти рассказы? (ответы учащихся)

Если ты хочешь, что проще, то читай первую книгу. А если хочешь про человека, если хочешь узнать, какой была война и чего стоила наша победа, то читай рассказ Богомолова «Иван». Такие произведения заставляют думать, переживать, страдать, а значит, заставляют трудиться душу, человек становится мудрее, приобретается жизненный опыт.

Учитель. Какие книги вы любите читать? (внимательно выслушать ответы учащихся)

Каковы же литературные предпочтения девочек? На первом месте приключения, затем современные повести о подростках, книги о природе и животных, ужастики, фантастика, детективы, истории о любви и кинороманы, историческая литература, русская классика, книги о спорте, научно-популярные.

Мальчики читают приключения, фантастику, ужастики, книги о природе, о технике, о спорте, детективы, современные повести о подростках, историческую литературу, книги о войне, научно-популярную литературу.

Итак, чтение, в основном, ориентировано на развлечение.

В мире каждый день издаётся до двух с половиной новых книг. А сколько ещё старых, проверенных временем! Как не потеряться в этом книжном изобилии, как не пропустить по-настоящему нужную, интересную книгу и не тратить время на литературный мусор? Как выбрать книгу, которая действительно многому научит?

Во-первых, нужно читать книги, которые рекомендуют учителя литературы, родители, библиотекари. А как самостоятельно выбрать книгу? Как вы выбираете книги, когда приходите в книжный магазин, в библиотеку? (ответы учащихся)

Каждая книга имеет свой справочный аппарат. Это сведения, которые информируют читателя о её идейно-тематическом содержании, структуре, целевом назначении, поясняют трудные для понимания слова, расширяют круг представлений о том или ином предмете, указывают дополнительную литературу и т.п. На титульном листе указываются автор, заглавие книги, её жанр.

Аннотация - краткая характеристика книги, её содержания и назначения, особенностей изложения.

Предисловие обычно сообщает читателю факты предыстории, объясняет заранее то, что он может не понять в книге или понять неправильно.

Содержание (оглавление) даёт представление о структуре книги и её проблематике.

В тексте книги могут быть ссылки, представляющие либо указание источника сведений, либо уточнение факта, либо краткий комментарий (дополнение) к тексту. Иногда ссылки могут быть собраны в конце книги в раздел «Комментарии». Если издание многотомное, ориентироваться в нём помогают специальные указатели. Наиболее распространённый из них - алфавитный указатель, в котором названия всех произведений, включённых в издание, размещены в алфавитном порядке. Они помогают быстро найти любое из них.

Предметный указатель позволяет отыскивать в тексте те или иные понятия и термины, встречающиеся в книге.

В библиотеке есть алфавитный каталог, который представляет набор карточек со сведениями о книгах (автор, название, время и место издания, объём и краткая аннотация), расположенных в алфавитном порядке по авторам. В предметном каталоге карточки подобраны по отраслям, разделам, темам. Библиотекарь всегда поможет в выборе книги, нужно только точно формулировать свои запросы.

Вы, конечно, все очень любите читать журналы. Что вам нравится в журналах? (красочное оформление, юмор, комиксы, гороскопы, полезные советы, много всего).

Итак, в вашем чтении преобладают в основном развлекательные журналы. Познавательные сейчас читаются реже, чем раньше. Комиксы, «диснеевские» журналы, «женские» издания развлекательного и прикладного характера, кроссворды, сканворды - вот что привлекает подростков. Что же читают они?

ü «Женские» («Барби», «Вумен», «Натали», «Лиза»)

ü Диснеевские

ü Автомобильные

ü Спортивные

ü Комиксы

ü О животных

Чтение журналов становится всё более привлекательным занятием, особенно в сравнении с чтением художественной литературы (повестей, романов). Читать журналы, конечно, нужно, но умные журналы, те, которые будут способствовать вашему интеллектуальному, нравственному развитию, журналы надо читать развивающего характера. Журнал должен не быть пустым, он должен быть содержательным, информированным, соответствовать возрастным потребностям и интересам подростка.

Лучшие журналы, которые есть в нашем читальном зале (рекомендация газет, журналов, имеющихся в читальном зале, краткий рассказ учителя об этих изданиях).

В группе 4 человека. Дети должны исследовать журнал или газету, обратить внимание на интересные рубрики, страницы, статьи, написать аннотацию, составить план выступления.

Можно предложить:

1.Газета «Пионерская правда»

2.«Ступеньки»

3.ДЭ (Детская энциклопедия)

4.Журнал «Сибирячок»

5.«Костёр»

6.«Мурзилка»

7.«Свирель»

8.«Весёлые уроки».

В конце занятия группе даётся время для рассказа об издании, с которым они работали.

Учитель подводит итоги работы.

Занятие 7.

ФИЛЬМЫБЫВАЮТ РАЗНЫМИ - ЧАСТЬ 1

Задачи:

- познакомить учащихся со становлением отечественного детского кино, с основными категориями фильмов; обращать внимание на основной нравственный смысл фильма, предостерегать от поверхностных бездумных выводов;

- осуществлять нравственное воспитание, воспитывать зрителя, умеющего отличить плохой фильм от хорошего с точки зрения общечеловеческих ценностей;

- развивать критическое мышление, формировать эстетический вкус, приобщать учащихся к хорошим фильмам, развивать речь, умение сравнивать, аргументировать, участвовать в дискуссии.

Оборудование: мультфильмы: «Шрек», «Аленький цветочек», киножурнал «Ералаш».

Ход занятия

Информация:

В России детские фильмы стали демонстрироваться с начала XX века. Вначале это были привозные ленты, затем появились отечественные фильмы. Кино в основном использовалось как учебное пособие: снимались фильмы географические, научно-познавательные. Первый художественный фильм был поставлен в 1918 году. Это был фильм «Сигнал» (по произведению Гаршина). Но настоящий успех пришёл к кинематографу в 1923 году, когда на студии «Госкинпром» Грузии режиссёр И.Н. Перестиани снял приключенческий фильм «Красные дьяволята». И с 1924 года производство художественных картин для детей стало систематическим. В конце 20-х годов успехом пользовались фильмы О.И. Преображенской «Федькина правда», «Каштанка», фильмы В.М. Петрова «Золотой мёд» и др.

Затем стали выходить звуковые фильмы: «Путёвка в жизнь» - 1931 год, реж. Экк Н.В., «Рваные башмаки» - 1933 год, реж. Барская М.А., которые прочно вошли в репертуар подростков.

В 1936 году была организована первая в мире студия детских фильмов «Союздетфильм», ныне Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Фильмы «Детство», «В людях», снятые на этой студии, стали эталоном подхода к специфике детского фильма.

В конце 30-х годов появляются фильмы: «Белеет парус одинокий» по повести В.П. Катаева, «Тимур и его команда» по А.П. Гайдару, «Брат героя» по Л.А. Кассилю и другие фильмы по произведениям детских писателей. Появились первые мультфильмы по произведениям С.Я. Маршака, СВ. Михалкова.

Во второй половине 30-х годов создаются приключенческие фильмы («Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ», «Джульбарс» и др.)

Затем были сняты такие прекрасные фильмы, как «Первоклассница», «Чук и Гек», «Два друга», «Дикая собака Динго», полные нравственных коллизий и глубоких чувств.

На «Мосфильме» лидером детского кино стало новое объединение «Юность». Здесь были поставлены фильмы: «Друг мой, Колька», «Звонят, откройте дверь», «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён», «Айболит - 66», «Внимание, черепаха!», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила».

Затем начало развиваться телевизионное кино для детей: «Уроки французского» (реж. Е.И. Ташков, 1978), «Приключения Буратино» (1976, реж. Л.А. Нечаев), «Приключения Электроника» (1982, реж. К.Л. Бромберг).

Цель фильмов середины 80-х годов - поиск идеала. Это фильмы «Пацаны», реж. Асанова, 1983; «Чучело», реж. Р. Быков, 1984. Мало было фильмов исторической и историко-биографической тематики. Мало снималось комедийных фильмов.

В 20-е годы школьники посещали кинотеатр в среднем 4 раза в месяц, в середине 80-х годов - 8 раз в месяц, современные дети смотрят до 30 фильмов в месяц по телевидению.

Беседа с учащимися: какие фильмы вы любите смотреть, почему? (ответы учащихся)

Итак, большинство из вас любит смотреть мультфильмы и в основном зарубежные. Но много ли пользы приносит просмотр, например, мультфильма про Шрека? Действительно ли, посмотрев фильм, нам хочется стать лучше, добрее, терпимее к окружающим?

Просмотр 1: давайте посмотрим эпизод из этого фильма (эпизод, когда взрывается птичка от пения тролльши). А сейчас посмотрите эпизод из сказки «Аленький цветочек». Сравните просмотренные эпизоды из мультфильмов (ответы учащихся).

Итак, в мультфильме «Шрек» просмотренный эпизод незаметно приучает нас обыденно воспринимать смерть других. Главная положительная героиня наших сказок не может быть вероломной, она не может быть жестока, не может убивать. Вспомните, как Настенька из «Аленького цветочка» поёт про маленькую птичку соловушку. А что с соловушкой делает тролльша? Герои Шрека пришли из мира, где перевёрнуты с ног на голову понятия о добре и зле. После этого убийство ради развлечения лягушки и змеи кажется невинным.

Сравним внешность героинь из наших сказок и героинь из зарубежных мультфильмов. Василиса Прекрасная, Алёнушка женственны, по их внешности можно сказать, что они чисты, добры, целомудренны, если они целуются с любимыми, то поцелуи даже не видны, они лишь обозначены.

Героини американских мультфильмов физиологичны, обладают развитыми формами взрослых женщин, в их поведении нет чистоты, целомудрия. Шрек волочит свою подружку, как мешок, заигрывает с ней так, как с приличными женщинами не заигрывают. Часто эти женщины ведут себя вульгарно, они не стеснительны, никогда не опустят вниз глаза. И лицо героини в этот момент не зеркало души, а функциональная часть тела.

И, если автоматически копировать манеру поведения этих героев, то сам превратишься в таких монстров.

Конечно, каждый фильм должен иметь положительный и добрый смысл. Несомненный плюс - отсутствие убийств, крови, насилия, агрессивного поведения, антагонизма между родителями и детьми.

Просмотр 2: «Том и Джерри». Это мультсериал про вечное противостояние кошек и мышей. Самый первый появился в 1940 году. Том и Джерри перепробовали все мыслимые способы насолить друг другу. Ваше мнение об этом мультфильме? Где здесь доброта и дружба? (ответы детей).

Конечно, нельзя думать, что все зарубежные мультфильмы плохие, а наши хорошие. Многие считают что фильмы: «В поисках Немо», «Вверх» - прекрасные мультфильмы.

А ваше мнение о мультфильме «Ну, погоди»? (ответы детей) Психологи считают, что лучшие мультфильмы это:

ü «Ёжик в тумане»

ü «Летучий корабль»

ü «Бременские музыканты»

ü «Ну, погоди»

ü «Незнайка и его друзья»

ü «Алиса в стране чудес»

ü «Волшебник Изумрудного города»

Детский юмористический киножурнал «Ералаш» с удовольствием смотрят взрослые и дети. Заняты в нём лучшие наши актёры и очень талантливые дети. Главный редактор - Борис Грачевский. Это фильм об историях, которые случаются с ребятами в школе, дома, во дворах, на улице.

Просмотр 3: просмотр эпизодов из фильма.

Обсуждение: Что такое юмор? Над какими поступками героев, качествами характера подсмеиваются создатели фильма?

Итак, эти поучительные зарисовки прививают зрителям любовь и уважение к сверстникам и окружающим.

Рекомендация лучших фильмов:

ü «Кортик»

ü «Бронзовая птица»

ü «Приключения Электроника»

ü «Приключения Буратино»

ü «Морозко»

ü «Садко»

ü «Королевство кривых зеркал»

ü «Варвара краса, длинная коса»

ü «Снежная королева»

ü «Сказка о царе Салтане»

ü «Мэри Поппинс»

ü «Красная Шапочка»

ü «Чучело»

ü «Проданный смех»

ü «Приключения Карика и Вали»

ü «Робинзон Крузо»

ü «Приключения Тома Сойера»

ü «Сказка Странствий»

ü «Дети капитана Гранта»

 

Занятие 8.

ФИЛЬМЫБЫВАЮТ РАЗНЫМИ - ЧАСТЬ 2

Сочинение-миниатюра: «Самый добрый мультик» Чтение детьми своих сочинений, обсуждение сочинений

 

Занятие 9. РЕКЛАМА

Задачи:

- познакомить учащихся с историей рекламы, с разными видами рекламы, учить давать объективную оценку предлагаемой информации;

- воспитывать человека, имеющего свои убеждены, собственные взгляды;

- развивать умение критически мыслить (сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы), развивать воображение, фантазию.

Оборудование: журналы, газеты, другие издания с рекламами, рекламные проспекты.

Ход занятия

Рассказ об истории рекламы:

Реклама - это один из древнейших видов деятельности. Она появилась, видимо, одновременно с торговлей и представляла собой выкрики торговцев и ремесленников.

Распространителями звуковой рекламы в древних городах были глашатаи. Они информировали население о важных событиях и мероприятиях. В Древней Греции глашатаи ходили по улицам с рекламными песнями. Одна из них звучала так: «Чтоб глаза сияли, чтоб алели щёки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать по разумным ценам у Экслиптоса». Эти песни - ранние виды музыкальной рекламы. В Древнем Риме тоже были глашатаи. Так Сенека в письмах к Луциллию жалуется на крики торговцев, которые проходили мимо его виллы, не давая ему покоя.

Появление письменности привело к появлению рукописной рекламы. Во время раскопок древнеегипетского города было обнаружено одно из древних рекламных объявлений: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения». В Помпее при раскопках было найдено около полутора тысяч настенных рекламных надписей. Вот одна из них: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи». Некоторые объявления писались стихами. Например, одно в русском переводе: «Выпивка стоит здесь асе. За два асса ты лучшего выпьешь, а за четыре уже будешь фалернское пить». А вот реклама банных услуг: «На доходы Фаустины баня моет городским обычаем и предлагает свои услуги».

Надписи на стенах римских городов портили внешний вид улиц, многочисленные запреты ни к чему не приводили, в результате было принято решение создать специальные места для объявлений, где углем писали разного рода объявления. На них же писали и новости. Состоятельные и знатные люди заказывали копии этих альбумсов (так назывались части стен, где были эти надписи), которые для них писали на папирусе. Эти папирусные свитки можно считать первыми газетами, а рекламу прообразом печатной рекламы. Так в Британском музее хранится свиток, содержащий вместе с информацией рекламное объявление о продаже раба, который «прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами». Продавец гарантировал «его умеренность в пище, честность и покорность».

При раскопках древнеримских городов были найдены не только настенные рекламы, но и вывески в виде предметов. Лекари выставляли над дверьми на полке банки для кровопускания, булочники - сноп пшеницы, продавцы птиц - клетки с пернатыми. Профессия глашатая была очень популярна и была внесена в регистр ремёсел. Широко использовались глашатаи в Англии: «Если кто нуждается в продаже чего-либо, он должен оповестить об этом через глашатая, который утверждён графским наместником». В XIII-XIV веках были изданы сборники «Крики Парижа» и «Крики Рима». В них были собраны сотни выкриков глашатаев, дана классификация этих криков и описаны основные приёмы, применяемые глашатаями, а также дано описание их костюмов и жестов. В 1608 году в Англии был издан аналогичный сборник «Крики Лондона». Глашатаи и зазывалы были очень навязчивы и даже агрессивны. Они не только кричали, но и хватали прохожих за руки и затаскивали в лавки. Поэтому во многих городах появились запреты и ограничения их деятельности. В средние века, в эпоху Возрождения реклама в основном - это изображение предметов изготовления и продажи, так как основная масса населения была неграмотна.

Затем появляется книгопечатание, гравюры, литографии, фотографии, звукозаписи, телевидение, интернет, и всё это способствует развитию рекламы.

Проследим развитие печатной рекламы. У неё будет блестящее будущее, так как она позволяет оповестить о рекламируемом товаре или услуге огромное количество населения. В 1450 годы Гуттенберг изобрёл печатный ст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: