Урок 11. Марфа – погруженная в заботы
Лука 10, Иоанна 11,12
Введение
- Сестры, любите ли вы принимать гостей? (…)
- Нравится ли вам служить своим домом?
- Сколько гостей вам нетрудно принять, а сколько трудно? (…)
- В чем заключается трудность? (…)
- Мне скоро предстоит принять у себя 9 человек на три дня. Приготовить дом к встрече гостей, накормить всех, разместить на ночлег, чтобы никто ни в чем не имел недостатка… Это непростая задача. Особенно если идет речь о большом количестве народа.
- А если представить себе, что это большое количество пришло неожиданно?... нам, как хозяйкам наших домов, тяжело придется. Нужно будет о многом беспокоиться. Не так ли?
- Сегодня мы будем изучать женщину Нового Завета, история которой найдет живой отклик в наших сердцах. Я соглашусь со словами Джона Мак-Артура, что многие женщины больше симпатизируют Марфе, чем Марии. (1,185) Но давайте пойдем по порядку и внимательно прочитаем историю этой женщины.
- Когда упоминается имя Марфы, всегда вспоминается и Мария. Даже в книге Мак-Артура «Двенадцать необыкновенных женщин», эти две сестры делят одну главу на двоих. Марфа и Мария всегда противопоставляются друг другу, и Марфа предстает не в лучшем свете. Создается впечатление, что Марфа была хуже, а Мария лучше.
- Но мы познакомимся сегодня с Марфой отдельно от сестры и попробуем взглянуть на эту женщину шире. Увидеть ее не только в тот неприятный момент, когда Марфа подошла жаловаться Иисусу на сестру, но и ее положительные качества. Ведь она была такой же простой женщиной, как и мы со всеми своими достоинствами и недостатками.
Основная часть
- История Марфы раскрывается в трех эпизодах: Лука 10, Иоанн 11, 12.
|
- Что вы можете сказать о Марфе после прочтения текстов? (…)
· Марфа – имя ее значит «Госпожа»
· У нее была сестра Мария и брат Лазарь. Они жили все вместе. Марфа, по-видимому, была старшей сестрой. Лука называет их семью «домом Марфы». 10:38. Судя по последовательности имен, Мария была средней, а Лазарь младшим.
· Она жила в Вифании. Эта деревня находился всего в 3 км от Иерусалима. (4,1592)
· Нам неизвестен ее возраст. Но, скорее всего, она была достаточно молода. Мак-Артур называет их семью «молодыми и неопытными», потому что Иисус относился к ним, как старший брат. (1,176)
· Нам неизвестно ее семейное положение. Есть только несколько предположений. Так как она владела домом, была хозяйкой дома (7,179) и была главой семьи, возможно, она была вдовой. Так считает Мак-Артур. (1,176). И Мэтью Генри (2,253). Другие предполагают, что она была женой Симона прокаженного, в доме которого она распоряжалась в истории с помазанием миром. Мф. 26, Мк.14, Ин 12. Или же Симон был отцом Марфы. Но это маловероятно. (3,135)
· Семья Марфы была достаточно богата. Этот вывод можно сделать по тому, что на похоронах Лазаря были плакальщицы и музыканты. Согласно еврейским традициям, даже бедная семья на похороны должна была нанять 2 свирельщиков и 1 плакальщицу. Судя по повествованию Иоанна, на похоронах Лазаря была целая группа плачущих. (4,1593)
· Ее семья была достаточно известна. Ин.11:18-19. Узнав о смерти Лазаря, много иудеев пришло даже из Иерусалима утешать сестер. (4,1593)
Отношения Марфы ко Христу.
- Каковы были отношение Марфы ко Христом?
|
Апостол Иоанн рисует нам картину близких дружеских отношений. Ин.11:15 «Иисус любил же Марфу и сестру ее и Лазаря ».
- Евангелие от Иоанна в 11 главе раскрывает нам веру Марфы.
- Что случилось в жизни Марфы? (Умер ее брат Лазарь)
- Мы видим двух сестер, охваченных горем.
- Пошатнуло ли горе веру Марфы? (Нет)
- Эта беда не пошатнула веру. Прочтите исповедание Марфы в Ин.11:21,22,27.
- Во что верила Марфа? (…)
* В способность Иисуса исцелить брата (21)
* Уверенность Марфы в том, что Бог благоволит к Иисусу (22)
* Иисус – Мессия (27)
* Иисус – Сын Божий, грядущий в мир (27)
* Иисус – Господь, то есть Бог. (27) (6,189)
- У Марфы не было сомнений в том, что Иисус – обещанный Спаситель, что Он Божий Сын.
Недостаток Марфы
- Но Иоанн так же показывает и недостаток веры Марфы. В чем была проблема ее веры? (…)
- Прочтите стихи 23-27.
- Какой вопрос Иисус задал Марфе? («Веришь ли сему?») О чем спросил Иисус? (…)
Верит ли Марфа не просто в воскресенье в конце времен, а в то, что Иисус, дающий жизнь – Я есмь воскресение и жизнь – силен дать ее Лазарю сейчас.
- Верила ли в это Марфа? (Нет)
- Прочтите 39 стих. Марфа не поняла Иисуса. И не ждала чуда.
- Андрей Вовк пишет: «Марфе трудно поверить в воскресенье, которое произойдет ПРЯМО СЕЙЧАС, ей легче думать о далеком и общем воскресении в конце веков. Человеку легче верить во что-то абстрактное, чем в личное и конкретное. Абстрактная вера проще личной.» (6,187)
- Я думаю, нам это близко. Мы так же не сомневаемся, что любящим Бога все содействует ко благу, или в том, что Господь печется о нас, что нам нужно возложить на Него все заботы. Но когда наступает конкретный момент, довериться не в теории, а на практике, для нас бывает очень тяжело. Мы верим в Писание, во все заповеди и характер Бога, но когда жизнь ставит нас перед реальным выбором – довериться Богу или своему видению ситуации, кто из нас не проходит трудности борьбы?
|
Нам легко верить в абстрактные истины, и тяжело верить конкретно и лично. Если мы говорим, что верим, но наша жизнь, наше отношение к деньгам, работе, отдыху, служению, людям не меняется в соответствии с Божьей волей, значит, мы верим не так, как должно. Верим абстрактно, не примеряя на себя.
Характер Марфы.
- Что можно сказать о характере Марфы? (…)
Служащая и помогающая другим.
- В Ин. 12, Мк. 14, Мф. 26 Говорится о том, что Марфа служила на пиру в доме Симона прокаженного. Похоже, Иисус очистил Симона. Воскресший Лазарь и исцеленный Симон решили устроить пир. Скорее всего, Симон был холост, и Марфа взяла в свои руки приготовления к пиру. Она не боялась труда и вызвалась помочь.
Гостеприимная.
Гостеприимство – отличительная черта этой семьи. И Лука и Иоанн говорят нам о том, что Иисус не раз и не два останавливался в их доме, когда путешествовал. Дом семьи Марфы стал почти родным для Иисуса. (1,174) Здесь Он мог отдохнуть от противостояния с враждебными иудеями и радоваться дружеской поддержке. Последнюю неделю своей земной жизни Иисус проводил ночи в Вифании в доме Марфы. (5,81)
Жертвенная.
- Прием гостей, это еще и жертвенность. В то время прием гостей – пир – мог сделать только состоятельный человек. Да и в наше время гостеприимство включает в себя определенные растраты.
- Кроме финансовой стороны, гостеприимство – это жертва своего времени, внимания, где-то удобством, комфортом, планами.
Трудолюбивая. Добросовестная хозяйка.
- Каково было в то время принимать гостей? Это был куда трудоемкий процесс.
- Сейчас наш дом полон «служанок».
- Для того чтобы набрать воды, нам достаточно открыть кран. В то время нужно было идти к колодцу, который находился достаточно далеко. Нужно было начерпать воды в кувшин и принести ее. Если гостей много, то нужно было не один раз сходить за водой.
- Для того чтобы достать продукты, у нас есть холодильник. Овощи, мясо и много другое в доступности. Не нужно идти в стадо и закалывать ягненка. Все, что угодно, можно найти и в магазине за углом.
- Приготовление пищи стало еще проще. Духовые шкафы, варочные панели, плиты, пароварки, мульти варки и т.д. Представьте себе приготовление пищи на 13-16 человек как минимум (Иисус и апостолы плюс еще свои домашние) на костре или в печи!
Марфа не боялась трудностей. Она бралась за работу. Она выполняла даже больше, чем требовалось!
Недостаток Марфы
- Как в вере Марфы, так и в ее служении был один изъян, который так ярко предстает в истории, рассказанной Лукой. Именно этот недостаток и стал характеристикой Марфы. О чем идет речь? (…)
- Давайте прочитаем историю в Лука 10:38-42.
- В этой истории, чем занимается Марфа? (Она служит, готовит угощение)
- Марфа не просто готовила угощение, она, написано, «заботилась» - то есть увлеченно хлопотала, переживала о многочисленном угощении. Буквально значит «тянула с усилием». Марфа была в суете. (4,1521) Мы уже говорили о том, какое хлопотное дело было принятие гостей. Ей нужно было принять, по крайней мере, 13 человек. Марфа не просто хотела принять их, а хотела угостить по-особенному! Марфа хотела сделать все идеально! Не каждый день принимаешь у себя такого гостя – Господа. Разве не хочется сделать все возможное?! Но она не справлялась, ей было трудно, она «тянула с усилием».
- У Марфы были благие намерения. Но что было в ее сердце? (…)
- Ее состояние сердца открывает нам поступок Марфы. Что сделала Марфа? (40 стих)
Она подошла к Иисусу и попросила Его сделать ей выговор. «Скажи ей чтобы помогла мне ».
- Подумайте о том, что Марфа нуждалась в помощи, но не позвала Марию. Почему Марфа не подошла к Марии и не попросила помочь? (…)
- Пока Марфа хлопотала по хозяйству, бегала и суетилась, стараясь все успеть, внутри нее росло раздражение на сестру. Она видела, что та сидит рядом с Иисусом. А она одна готовит огромное угощение, чтобы порадовать гостей! Сколько всего нужно сделать! Разве Мария не видит сама, что ей нужна помощь? Разве она не знает своих обязанностей? Почему она сидит с гостями, вместо того, чтобы работать?!
- Как Марфа оценивала занятие Марии? (…)
Судя по словам Марфы, Мария занималась бездельем. Марфа не видит никакой ценности и важности того, что делает Мария, для Марфы поведение сестры объясняется одним словом – лень. (1,183). Мария оставила – «бросила» - домашние заботы на сестру, а сама сидит за разговорами с гостями!
- Прочтите еще раз 40 стих.
- Задумайтесь, слова Марфы, сказанные при всех, при Иисусе, должны были унизить Марию. В словах Марфы прозвучало осуждение сестры и жалость к себе. Поведение Марии, по ее мнению, заслужило прилюдного порицания, а ее, Марфы, - одобрения. По мнению Марфы, она поступала хорошо, а Мария – плохо! Пусть Иисус отругает ее!
- Так что было в сердце Марфы? (…)
В сердце Марфы поселилась гордость, самоправедность. Эта самоправедность принесла горький плод – осуждение сестры и жалость к себе. Когда в сердце осуждение, то обличение уже не имеет любви. Марфа не ищет мира, она ищет суда для сестры. Отношения с сестрой нарушены. Возникает конфликт.
- Мак-Артур пишет: «Поведение Марфы демонстрирует нам, как быстро человеческая гордыня может извратить даже самые благие намерения... Ее взгляд стал эгоистичным. В этот момент ее служение было запятнано весьма некрасивой попыткой воспитать сестру. Марфа продемонстрировала греховную гордыню, которая открыла дверь для других грехов: гнев, возмущение, ревность, критика, осуждение, злость. Все это в мгновение ока закипело в сердце Марфы.» (1,183)
- Грех Марфы разрушил не только добрые отношения с сестрой, но пошел дальше. Посмотрите, не только одну Марию осуждает Марфа! Кто еще попал под огонь ее горделивой и саможалостливой критики? (Сам Иисус)
- «Господи! Или Тебе нужды нет? » - вопрошает она. Другими словами, Тебе все равно, Тебе безразлично, Тебя нисколько не беспокоит. Это ропот и жалобы на несправедливое отношение к ней Иисуса и Марии. Она обвиняет Иисуса в равнодушии.
- Скажите, действительно, ли Иисусу все равно? Действительно ли Его не беспокоят наши нужды? (Нет!)
- Почему Марфа оказалась в таком положении? Другими словами, как она дошла до такого состояния и таких мыслей, что стала источником конфликта, критики и ропота? (…)
- На этот вопрос нам помогут ответить слова Иисуса. Что Иисус говорит Марфе? 41-42 стихи. («Ты заботишься и суетишься о многом»)
- Заботишься, суетишься и беспокоишься о множестве. Но реальная необходимость в одном. В чем? (…)
- В том, чтобы слушать Иисуса, быть сосредоточенной на нем.
- Марфа потеряла Иисуса из виду. В какой-то момент она перестала Его слушать, и ее сердце сбилось с нужного курса. Марфа и сама не заметила, как в нем поселилась самоправедность и осуждение к другим.
Мэтью Генри пишет: «Марфа думала, что Иисус упрекнет Марию, за то, что та не делала как она, а Иисус упрекнул Марфу за то, что она не делала, как Мария.» (2,255)
- Сестры, когда вы заняты домашними делами, планами, не становитесь ли вы похожи на Марфу?
- Не слишком ли вы заняты, чтобы сидеть у ног Иисуса и слушать Его? (8,299)
- В наше время столько дел, что может возникнуть соблазн подумать, что время с Господом можно отодвинуть на неопределенное время. Что оно не столь важно. Нужно ли удивляться, если мы найдем в сердце осуждение к другим, раздражение, разрушающие наши отношения с близкими, конфликты, упреки, обиды и жалобы?
- Прочтите Иакова 4:1, 4а. «Откуда у вас вражда и распри? Не от сюда ли, от вожделений, воюющих в членах ваших? Прелюбодеи и прелюбодеицы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?»
- Если житейские дела мешают нам служить Богу и заботиться о своей душе, то они становятся сетью для нас. И тем, кто запутался в заботах и суете, нелегко выпутываться из них. (2,255)
Итог
Какой хороший пример подает нам Марфа?
* Марфа учит нас быть гостеприимными, жертвенными, усердными и добросовестными хозяйками. Скорыми на помощь и служение. Заботливыми о ближних.
* Марфа учит нас тому, чтобы мы верили Богу и Его заповедям, Его обещаниям не абстрактно, а конкретно и лично в каждой жизненной ситуации.
Пример Марфы не только учит нас, но так же и предупреждает. О чем? (…)
*Пример Марфы предупреждает нас о том, как опасно быть очень занятыми и не иметь времени для общения с Господом. (9,194)
* Пример Марфы предупреждает нас о том, чтобы мы следили за своим сердцем: что наполняет его? Осуждение, обида, раздражение – свидетельствуют о том, что мы запутались в сетях суеты и забот этого мира. Что наше сердце наполнилось идолами. Иакова 4:1-4. Что нам давно пора припасть к ногам Иисуса и сосредоточить на Нем все свое внимание.
Домашняя работа
Мария: Лука 10, Матфей 16, Марк 14, Иоанн 11,12
Встреча 15 февраля.
Библиография
1. Мак-Артур «Двенадцать необыкновенных женщин»
2. Генри «Толкование на книги Нового Завета», т2.
3. Мур «Жизнь Христа в хронологическом порядке», т2
4. Мак-Артур «Учебная библия с комментариями»
5. Харчлаа «Даллаский комментарий на Новый Завет»
6. Вовк «Евангелие от Иоанна гл 8-14»
7. Кинер «Библейский культурно-исторический комментарий»
8. Джордж «По следам библейских женщин»
9. Придди «Женщины Библии»