Отели и мотели стали приметным атрибутом автострады в 50-е и 60-е годы. Американцы становились завзятыми автомобилистами, и им было нужно удобное пристанище на ночь — достаточно дешевое и без особых «финтифлюшек». Чтобы было можно просто заехать, зарегистрироваться и снять комнату, под окнами которой припарковать свою машину. С годами кое-что из удобств все-таки добавлялось: комнаты для отдыха, рестораны, плавательные бассейны, автоматы с прохладительными напитками, комнаты для игр, спутниковая телевизионная антенна.
Мотели чаще всего располагаются на окраинах больших и маленьких городов или на выезде из них — не no-одному, а прямо-таки гроздьями. Обычно это постройки модульной конструкции, нормы обслуживающего персонала: 11 человек на 100 номеров. Хозяин экономит на земле, строительстве и эксплуатационных расходах, и кое-что от этой экономии перепадает и гостям — в виде дешевизны номеров.
Отели при казино
В наши дни узаконенный игорной бизнес, вливаясь в главное русло индустрии развлечений, которая уже давно питает своей энергией американскую экономику, превращается в мощный поток, размывающий ее берега и формирующий ее современный облик. Фактически с 1991 г., когда начался новый подъем экономики, индустрия отдыха и развлечений является важнейшим фактором потребительского бума, объясняющего ее такой пышный расцвет. Самым быстрорастущим сектором этой индустрии является игорный бизнес: в 1993 г. доход казино составил $13 млн., и эта цифра, по мнению экспертов, в 2000 г. будет удвоена. Легализованный игорный бизнес стремительно разрастается: получив санкцию на официальное признание в двух штатах в 1989 г., он к 1993 г. завоевал еще четырнадцать, а к концу десятилетия таких штатов, где официально разрешено открывать игорные дома, будет не меньше тридцати. Еще совсем недавно казино можно было увидеть только в Лас-Вегасе и Рено (штат Невада) и в Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси), а теперь они вырастают как грибы после дождя в индейских резервациях, заброшенных поселениях золотоискателей. Волны Миссисипи покачивают плавучие игорные дома. Более того, легализованный игорный бизнес постепенно вводится в районах крупнейших мегаполисов, таких, как Чикаго и Новый Орлеан.
|
Среди факторов, заставивших власти пойти на официальное разрешение этого бизнеса и не противиться его развитию, следует указать прежде всего на экономические: потребность изыскать новые источники доходов, необходимость трудоустройства людей и стимулирование туризма. Чтобы убедиться в экономических возможностях казино, стоит только взглянуть на следующие цифры: в 1991 г. казино в Атлантик-Сити принесли $3,4 млрд. чистой прибыли, что означало для города $570 млн. через налоговые отчисления и трудоустройство для 49 тысяч людей.
По сравнению с обычными отелями отели-казино гарантируют мощный приток наличности и высокий уровень прибыльности. Благодаря своей специфике они также характеризуются высокой заполняемостью. Лас-Вегас в 1992 г. посетило 21,8 млн. человек, и каждый пробыл там в среднем 3,3 суток. В результате этого среднегодовая заполняемость городских отелей была 83,9%.
Традиционные казино легендарного Запада с их баснословными доходами пришли в бизнес гостеприимства и скоро сами себя не узнали. Само казино стало лишь малой частицей инфраструктуры: отель с тысячью комнат, рестораны, кабаре, даже площадки для игры в гольф.
|
Сейчас казино привлекают гостей низкими ценами за гостиничный номер, дешевизной ресторанов и фантастическими увеселениями. Про казино Атлантик-Сити справедливо замечено, что пока ты играешь, все остальное приложится — пусть не совсем задаром, но по невероятно низким ценам. Тимоти Райан, экономист из Новоорлеанского университета, говорит, что в наши дни игроки мало напоминают лощеных завсегдатаев дорогих ресторанов. В основном это люди среднего или даже ниже среднего достатка. «Типичный игрок — это не Джеймс Бонд в безупречном фраке за столиком для баккара, а, скорее, пожилая леди в эластичных брюках у игрального автомата. Большинству подобных туристов не по карману фирменные рестораны, и они отдают должное дешевой, дотационной пище, подаваемой в кафе при казино».
Главными компаниями отелей-казино считаются Promus Group и Hilton Hotels. Promus Companies, Inc. была основана в Мемфисе (штат Теннесси) после того, как была продана Holiday Inn. Имея в собственности большое количество казино (в том числе плавучих и в индейских резервациях), они сосредоточили свою деятельность, главным образом, в Неваде и Атлантик-Сити. Promus — довольно пестрая компания, владеющая франшизой Embassy Suits, Hampton Inns и Homewood Suites. Кроме того, эта компания имеет большой опыт работы с отелями-казино: она управляет Harra's Casinos в Лас-Вегасе, Рено, на озере Тахо и в Атлантик-Сити.
Наряду с компанией Promus, корпорация Hilton Hotels тоже извлекает большой доход из игорного бизнеса. Еще в 1970 г. Конрад Хилтон почувствовал, что казино суждено стать самым прибыльным сегментом гостиничного бизнеса. Он приобрел контрольный пакет акций Flamingo and International Hotel, теперь известной как Las Vegas Hilton. В те годы это был крупнейший в мире отель-казино общей площадью игорных залов 3716 кв. м. Корпорация Hilton Hotels, являющаяся теперь одной из ведущих гостиничных компаний мира, получает две трети своего дохода от казино, среди которых Flamingo Hiltons и Las Vegas Hilton в Лас-Вегасе, Flamingo Hotel в Логлине, два отеля в Рено, а также два плавучих казино на Среднем Западе. Через свои отделения она управляет казино в Куинсленде (Австралия) и еще в двенадцати странах, включая Турцию, Индонезию, Египет, Гонконг, Грецию, Бельгию, Великобританию, Малайзию, Уругвай.
|
Чтобы предотвратить всякое размывание своей доли в рынке, Лас-Вегас позиционирует себя в сознании широкой публики как центр семейного досуга. Благодаря доходам с игорного стола отели Лас-Вегаса могут предоставлять своим гостям услуги ощутимо высшего качества, чем конкурирующие с ними
отели-здравницы таких городов, как Орландо с его Дисней Лэндом. Гостиницы-казино Лас-Вегаса по-курортному шикарны и по-домашнему уютны. Не даром реклама казино MGM убеждает гостей: «Нет места лучше дома». Чтобы оправдать такой лозунг, надо, конечно, очень многое добавить к игорным столам: и детские развлекательные центры, и тематические парки, и экстравагантные шоу с участием популярных конферансье-затейников, и т. д.
Компания Circus Circus славится своим умением привлечь среднего посетителя Лас-Вегаса, Рено и Логлина. Четыре тысячи номеров отеля Excalibur почти всегда на 100% заполнены благодаря скромным ценам за проживание и пищу в ресторане. Другая громадина, отель Luxor с 2526 номерами, находится неподалеку от Excalibur: его очертания напоминают пирамиду, среди аттракционов — путешествие во времени из Древнего Египта в наши дни, Долина Царей, прогулки по Нилу. Лазерная технология позволяет трансформировать видимое изображение в виртуальную реальность.
Многие из новых отелей Лас-Вегаса в своем внешнем оформлении стремятся выдерживать определенную тематику. Некоторые из тем подсказаны популярными тематическими парками. Одним из новаторов в этой области был Mirage Hotel. В вестибюле этого 3000-комнатного отеля — клетки с белыми тиграми, за регистратурой — гигантский аквариум с живыми акулами. Рядом с плавательным бассейном — другой бассейн, в котором резвятся дельфины. В ноябре 1993 г. в Лас-Вегасе появился побратим Mirage — отель Grand Adventures («Остров сокровищ»), еще один гигантский отель (2900 комнат), ориентированный на клиентов среднего достатка.
MGM Hotel Casino открылся в декабре 1993 года. В нем 5005 номеров, из них 744 — апартаменты. Общая площадь игорных залов 175000 кв. футов. Там восемь тематических ресторанов, развлекательный комплекс (включая театр на 1700 мест), казино и зал в 15475 кв. футов с аттракционами, а также зал для особых мероприятий (концертов, спортивных состязаний, выставок и собраний) на 14050 мест.
В настоящее время наблюдается новая тенденция в игорном бизнесе: совместные предприятия и стратегическое партнерство. Например, MGM Grand сливается с Primadonna Resorts, чтобы создать новый отель-казино под названием New York — New York, посвященный Нью-Йорку. Аналогичным образом, Mirage Resorts и Gold Strike Resorts объединяют свои усилия, чтобы создать отель-казино Beau Rivage, который частично разместится на территории Dunes Hotel. Что поделаешь! Отели-казино — это большая игра, в которой победитель забирает все!
Полносервисные отели
Другой метод классификации отелей — по типу сервиса, оказываемого ими: полносервисные, экономичные, отели длительного проживания и апартаментные. Полносервисные отели предлагают полный ассортимент услуг, удобств и комфорта, включая те, которые обычно упоминаются при характеристике фешенебельных отелей: множество торговых точек для обслуживания формальных и неформальных встреч (рестораны, кафе, бары, комнаты отдыха), банкетные залы, конференц-залы. Для удобства деловых людей там есть бизнес-центр, факс, компьютерный модем и т. д.
В большинстве главных городов США есть отели, представляющие известные гостиничные сети, такие, как Doubletree, Four Seasons, Hilton, Holiday Inn, Hyatt, Marriott, Omni, Ramada, Radisson, Ritz Carlton, Loew's, Le Meridian, Sheraton, Westin. Некоторые из этих корпораций рекламируют себя как «полносервисные заведения упрощенного типа». Например, в отелях Marriott's Courtyard небольшие холлы и довольно ограниченные ресторанные возможности. В результате этой экономии на содержании отеля администрация может снижать цены за проживание в номерах. Так что полносервисные отели можно подразделить на две категории: полусервисные и первоклассные