Для подтверждения необходимости описанной выше программы для детей раннего возраста, находящихся в условиях социально- психологической депривации, и выявления степени ее эффективности нами был повторно проведен контрольный срез с целью изучения динамики произошедших изменений в развитии речи детей.
При проведении контрольного среза мы использовали ту же систему методик. / см. Глава 2. §1/.
Оценка результатов, соответсвует количеству набранных ребенком баллов. Приведем параметры баллов.
От 0 до 30 баллов - низкий уровень развития речи.
От 30 до 50 баллов - средний уровень развития речи.
От 50 и выше - высокий уровень развития речи.
Исследование охватило группу детей из девяти человек, принимавших участие в формирующем эксперименте - экспериментальная группа. Нам показалось целесообразным провести сражение уровня развития речи детей экспериментальной группы / 9 детей Дома ребенка/, после констатирующего эксперимента и по завершению формирующего эксперимента. Такое сравнение результатов исследования позволяет нагляднее продемонстрировать динамику произошедших изменений: фиксировать прогресс, или же напротив, регресс.
Итак, проанализируем полученные данные. Для большей достоверности и наглядности постараемся сравнить данные двух срезов -исходного -/данные констатирующего эксперимента/ и повторного / данные формирующего эксперимента/.Сопоставим показатели диагностики уровня речи экспериментальной группы до проведения, коррекционной работы, разработанной нами специально для детей раннего возраста, находящихся в условиях социально - психологической депривации, и по окончанию.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
Экспериментальная группа / до формирующего эксперимента/.
Ф.И. | М.1. | М.2. | M.3. | М.4 | Д.5. | М.6. | М.7. | Итого |
1. Захаров 3. | ||||||||
2. Демидкин И. | ||||||||
3. Рябов С. | ||||||||
4. Касьянова Т. | ||||||||
5. Письмен ко М. | ||||||||
6. Джамаева М. | ||||||||
7. Сыщенко Н. | ||||||||
!8. Васильев 0. | ||||||||
9. Мосесьянс С. |
Экспериментальная группа / по окончанию формирующего эксперимента/.
Ф. И. | М.1. | М.2 | М7 | М.4. | М.5. | М.6. | М.7. | сумма |
1. Захаров 3. | ||||||||
2. Демидкин И. | ||||||||
З.Рябов С. | ||||||||
4.Касьянова Т. | ||||||||
5.Письменко М. | ||||||||
6.Джамаева М. | ||||||||
7.Сыщенко.H | ||||||||
8. Васильев О | ||||||||
9.Мосесьянс С | 5 |
График 2.
Сравнительный анализ экспериментальных данных
Итоги констатирующего эксперимента.
![]() |
Количество детей
50 и выше 30-50 30-0
Набранные баллы высокий, средний, низкий
Уровни оценки: 22,5 % - высокий уровень
22,5% - средний уровень
55% - низкий уровень
Итоги формирующего эксперимента
Количество детей
![]() |
50 и выше 30-50 30-0
Набранные баллы Высокий средний низкий
Уровни оценки 33% - высокий уровень
44% - средний уровень
23% - низкий уровень
Данные констатирующего эксперимента:
5 детей - низкий уровень развития речи, 55%
2 детей - средний уровень, 22,5%
2 детей - высокий уровень, 22,5%
Данные формирующего эксперимента:
3детей – низкий уровень, 33,5%
4детей – средний уровень, 44%
2детей - высокий уровень, 22,5%
Дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию формирующего эксперимента показали те же результаты. Двое детей, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи.
По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития речи детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги.
Теперь сравним результаты уровня развития, речи детей экспериментальной группы / 9 детей дома ребенка/ и контрольной группы / 9 детей /, с которыми не проводилась вышеописанная нами коррекционная программа.
Таблица 3, График 3.
Экспериментальная группа:
3 детей - низкий уровень развития речи, 33,5%
4 детей - средний уровень развития речи, 44%
2 детей - высокий уровень, 22,5%
Контрольная группа:
6 детей - высокий уровень, 65%
3 детей - средний уровень, 35%
Таблица 3.
Ф.И. | М.1. | М.2. | M.3. | М.4. | М.5 | М.6. | М.7 | Сум |
1.Захаров 3. | 2 | |||||||
2.демидкин И. | 2 | 34. | ||||||
З.Рябов С. | ||||||||
4.Касьянова Т. | ||||||||
5.Письменно М. | ||||||||
б.Джамаева М. | 57. | |||||||
7. Сыщенко Н. | ||||||||
8. Васильев 0. | ||||||||
9.Мосесьянс С. — |
Ф.И. | М.1. | М.2, | M.3 | М.4. | М.5. | М.6. | М.7 | Сумма |
1Семенов С. | ||||||||
2.Афанасьев М. | ||||||||
З.ПетроваО. | ||||||||
4.Пичко.дд. | ||||||||
5.Переверзева 0. | ||||||||
б.Павелко А. | ||||||||
7.Голубь В. | ||||||||
б.Труфанова Н. | ||||||||
9.Хохлов А. |
График 3.
Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп.
Экспериментальная группа.
![]() |
Количество детей
50 и выше 30-50 30-0
Набранные баллы высокий, средний, низкий
Уровни оценки: 22,5 % - высокий уровень
44 % - средний уровень
33,5 % - низкий уровень
Контрольная группа
Количество детей
50 и выше 30-50 30-0
Набранные баллы Высокий средний низкий
Уровни оценки 66,5% - высокий уровень
33,5% - средний уровень
Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи у детей, находящихся
Эти данные лишний раз доказывают, что детям, находящимся
в условиях социально-психологической депривадии, необходима программа, которая развивала бы их всесторонне. Дети экспериментальной группы поднялись с низкого уровня, на средний. Благодаря коррекционной работе, проводимой с детьми экспериментальной группы, результаты стали выше и приблизились в к возрастной: норме, что отразилось в ответах детей.
Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития, речи у детей, находящихся в условиях социально-психологической депривации, необходима заметно отстает в развитии. Поэтому программа была построена с целью развить речь детей раннего возраста и приблизить ее к норме.
Мы видим, что отставание в развитии речи детей, находящихся в условиях социально-психологической депривации, от речи детей, воспитывающихся в домашних условиях, явные. Но все же коррекционная работа дала положительный результаты.
Таким образом, подобный эффект обусловлен широким уровнем работы персонала учреждения, но и немало важное значение имеет и коррекционная работа с детьми, находящимися в условиях Дома ребенка. С введением в действие предложенной работы программы возросла не только эффективность логопедических занятий, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня развития речи.
Следовательно можно утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая речь детей раннего возраста, в условиях социальной депривации, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Теоретический анализ проблемы целесообразности и необходимости включения коррекционных мероприятий в комплекс логопедический мер по преодолению отставания в развитии речи у детей рапного возраста, находящихся в условиях социально- психологической депривации.
Изучив теоретический аспект онтогенеза речевого развития мыпришли к выводу о том, что развитие речи возложено только в тесной связи с взрослым. Недостаток такого общения существенно сказывается на развитии у детей речи и психики. Эта проблема отражена в трудах отечественных и зарубежных исследователей, в облаете педагогики и психологии. Такое ограниченное общение прослеживается у детей, находящихся у в учреждениях интернатного типа. Поэтому целью нашего исследования явилось определение психолого- педагогических условий успешного речевого развития детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка. На базе Ставропольского Специализированного дома ребенка, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 3-4 лет и сравнили полученные данные с контрольной группой детей Детского сада.№1 "Журавушка", того же возраста. Предметом нашего исследования выступали процессы речевого развития детей - сирот дошкольного возраста. Жизненная обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд, проводиться постепенно:
и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.
В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа наблюдается сильное отставание в развитии. Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года проблема психических лишений стала наиболее актуальной. Изученные нами экспериментальные данные / 39.с72/ убедительно доказывают, что для воспитанников дома ребенка с раз. личными отклонениями в развитии характерны в большей мере, чем для " домашних" детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением, трудности адаптации в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной сферы. Надо отметить, что чем раньше у воспитанников домов ребенка диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражение степень отставания на начальных этапах развития и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа дает положительные результаты.
Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воздействие в условиях дома ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. навыки в повседневной жизни.
Для выявления уровня развития; речи детей раннего возраста, детей социально дезадаптивных и констатации факта отставания от речи детей, воспитывающихся в доме ребенка условиях, мы провели эксперимент.
В основу проведенных методик были положены следующие параметры: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение состояния контексной речи и грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В результате исследования мы получили данные, доказывающее явное отставание в развитии речи детей двух групп, что отразилось в качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать коммуникативную потребность.
Нами была разработана программа формирующего эксперимента, в котором принимали участие дети 3-4 лет, находящиеся в доме ребенка, с рождения. Целью формирования эксперимента было развитие диалогической и монологической речи. Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи, формирование разговорной речи, обучение рассказыванию. Воспитание детей в домах ребенка, предполагало решение простейших, но очень важных задач, благодаря которым постепенно закладывались предпосылки физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Одной из главных задач умственного воспитания явилось развитие речи детей.
В ходе формирования формулирующего эксперимента нами были ей, проведены индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
В результате данная коррекционная программа на протяжении всего формирующего эксперимента выполняла, поставленную перед ней цель и задачи. Нами были соблюдены условия эффективности коррекционной работы, что и позволило повысить уровень педагогической работы в доме ребенка.
Анализ экспериментальных данных подтвердил необходимость данной программы.
Нами был проведен контрольный срез. где № использовали ту же систему методик.
Дети экспериментальной группы повысили уровень развития речи
и дали результаты, подтверждающие эффективность разработанной нами программы.
Для наглядности мы также сопоставили результаты экспериментальной группы и контрольной. Конечно, контрольная группа в своем развитии заметно превосходит экспериментальную, но тем, не менее коррекционная работа дала положительные результаты. С введением в действие предложенной программы взросла не только эффективность логопедический занятий, но и значительно улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня развития речи.
Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая речь детей раннего возраста, находящихся в условиях социальной депривации, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М., 1991.
2.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии,- М., 1994.
3. Баранов А. Реальная угроза будущему нации.// Народное образование, 1996. N 6, с. 18-28.
4.Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании.// Вопросы психологии. N 3, 1993. с.88-94.
5.Буянов М.М. Ребенок из неблагоприятной семьи. -М, 1988.
6.Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. -М., 1967.
9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.-М., 19827
10.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.
11. Динкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958.
12. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
13. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. -М., 1982,с.81.
14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.
15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.
16. Лангеймейер В.Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном возрасте. Прага, 1984, с.5-19, 26-40.
17. Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е.- М., 1975. - с. 3-22.
18. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.. 1969.
19. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.
20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.
21. Лурия А.Р.. Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М, 1956.
22. Материнская депривация,- Хейир, Пикола.-1979.
23. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.- 1991.
24. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989 N1.
25. Манова - Томова B.C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева, Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
26. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред.Р.А. Белова-Давыдова,- М., 1997.
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.. 1995.
28. Организация логопедической работы с детьми в домах ребенка.-М 1987.
29. Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.
30. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Мйхаиленко. -М., 1987,с.56.
31. Психология детей дошкольного возраста. // Под. ред.
Запорожца А.В., Эльконкна Д.Б.-М., 1964.
32. Психическое развитие воспитанников детского дог/а. // Под ред.
И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской.-М., 1990.
33. Психическая, реабилитация при нарушениях поведения, в детском возрасте. // Под. ред. B.C. Манова - Тожва, Г.Д. Пирова. Р.Д. Пенушлиева.- С., 1981.
34. Психолингвистика и современная логопедия. // Под ред. Л.Б. Халиловой., -М., 1997.
35. Ниаже I.. Речь и мышление ребенка. -М., -Л., 1932.
36. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М., 1963.
37. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З.Неверович.- М., 1986. с.32.
38. Расстройство речи у детей. - М., 1969.
39. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М., 1963.
40. Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954. Дети с задержкой психического развития. -М., 1984.
41. Сенсорное воспитание дошкольников./Под ред. А.В. Запорожца. А.П. Усовой.-М., 1963,с.69.
42. Селиверстов В.....Речевые игры с детьми. -М., 1994, с.32,35,39, 40.
43. Сидорова. Л. К. " Программ "Дети России"- надежды к реальность // Народное образование. 1996. В 6., с. 10-17.
44. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольной возрасте: Авто реферат,-М., 1994.
45. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М., 1985. с.29.
46. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная, олигофренопедагогика.-м., 1988.
47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития:
методы исследования. -К., 1992.
48. Чистович Л.А., Венцов А.В., Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие речи человеком. - Л.,1976.
49. Шиницина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка- в условиях материнской депривации,- Санк.-Петер, 1997, с. 5-10.
50. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно- психического развития детей раннего возраста. -М.,1935,с.15-16.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., -В., 1995.
52. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших дошкольников. - М.. 1967, с. 27-29.
ПРИЛОЖЕНИЕ N2
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРШТИЯ.
1 этап- развитие у детей слухового внимания и слуховой памяти.
Предлагается послушать звуки за окном: "Что шумит? - Деревья. Что гудит? - Машина. Кто кричит? - Мальчик."
Игра:
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг другу колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за чьей спиной звенел колокольчик.
2 этап - различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова.
Игра:
Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко/громко/, и как, когда далеко / тихо/. Затем произносит " мяу"' меняя силу голоса, а/дети отгадывают, близко или далеко находится мяукающий котенок.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3.
План индивидуальных занятий.
1-е занятие. Развитие восприятие речи в процессе ознакомления ребенка с новыми предметами окружающей действительности.
Цель: развитие зрительного и слухового сосредоточения на предмете.
Материал для занятия: погремушки или другие звучащие игрушки.
2-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе эмоционального
общения.
Цель: вызывание голосовых реакций путем подражания.
Материал: образные или звучащие игрушки.
3-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе непроизвольных
действий детей с предметами.
Цель: узнавание знакомых предметов, развитие указательного жеста. На более ранних стадиях развития - переведение взгляда с одного предмета на другой. Материал: образные игрушки.
4-е занятие. Развитие восприятия неречевых звуков.
Цель: развитие слуховых реакций на неожиданно возникающие звуки. Материал для занятия: звучащие игрушки, инструменты,
5-е занятие. Развитие зрительного восприятия.
Цель: развитие зрительных реакций, прослеживание
движений предмета взглядом. Материал для занятия: ярко окрашенные игрушки.
ПРИЛОЖНИЕ N 4.
План фронтального занятия
Тема: Развитие коммуникативной деятельности.
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Задачи: 1. развитие словаря.
2. развитие фразовой речи. Ход занятия:
1. Организационный момент. Знакомство с темой занятия.
2. Знакомство с новыми еловами в процессе игровой деятельности.
3. Дидактическая игра "Кто что услышит?"
Оборудование: ширма, разные звучащие предметы, звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.
Описание игры: логопед за ширмой стучит молотком, звонит в звонок, а дети должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрасные.
4. дидактическая игра " Скажи, что ты слышишь".
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры: Логопед предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали/ щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих/. Игра проводилась на прогулке.
5. Подведение итогов занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5.
ИГРА " СКАЖИ. ЧТО ЗВУЧИТ".
ЦЕЛЬ. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят на стульях полукругом. Логопед сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительный музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен.
ИГРА. " УГАДАЙ. КТО ЭТО".
ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. ДЕТИ стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей,, который.должен подать голос заранее условленным образом: " ку-ку-ре-ку", " ав-ав" или "мяу". Водящий должен угадать, кто их детей кричал. Если угадает, то становится в круг.
ИГРА. " СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ".
Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки.
Описание игры.
Вариант 1-. Педагог называет 2-3 раза несколько различных
движений/ одно- пять/, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильное выполненное действие-очко. Набравший большее количество очков - победитель.
Вариант 2. Логопед дает одновременно двум- трем детям задания":
"Петя, побегай", "Ваня, пойди в зал, открой там форточку. Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды". Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание отдает полученный балл.
ИГРА "Запомни слова".
Цель. Накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие
должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем. В зависимости от возможностей детей слова подбираются разной сложности.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 6.
План фронтальных занятий
1-е занятие: Развитие речи детей в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.
Цель: сообщение новых знаний о предмете, ознакомление с новыми словами. Материал: кошка / желательно живая/.
2-е занятие: Развитие речи детей в процессе выполнения действий с предметами.
Цель: уточнение знаний детей о кошке, уточнение лексических значений новых слов.
Материал для занятия: игрушечные кошки, машина грузовая,
кукольная мебель.
3-е занятие: Развитие речи в игре с предметами.
Цель: закрепление новых слов и их значений.
Материал: игрушечная кошка/ резиновая, или пластмассовая, вода, мыло, полотенце.
4-е занятие: Развитие речи на занятиях с дидактическими игрушками.
Цель: развитие конструктивных умений детей, закрепление новых слов, их активизация.
Материал для занятия: разные картинки, чудесный мешочек, знакомые игрушки и в их числе - кошка.
5-е занятие: Развитие речи в играх со строительным материалом
Цель: развитие конструктивных умений, моторики, закреплене слов и их активизация.
Материал для занятия: кирпичики /до рожа/, игрушечная кошка / идет по дорожке:, "топ-топ"./
ПРИЛОЖЕНИЕ N 7.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИИ.
1. На слове "мама" в произвольном порядке.
МАМА! МАМА!
МАМА! МАМА?
МАМА? МАМА.
Упражнения, направленные на воспроизведение разной интонации на словах: НА, НЕТ, НУ, НО.
НА - сердито, резким движением вытянуть руки вперед/что-то даю/.
НА - Мягким, плавным движением вытянуть руки вперед. Логопед произносит слова с просительной и сердитой интонацией, повернувшись к детям спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Дети повторяют с соответствующей интонацией.
НЕТ - жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен. Отрицательный жест рукой перед собой, одновременно плавным, мягким движением покачивать головой.
НЕТ - отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой, перед собой.
2. Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой на слуховое восприятие детей. Дети воспроизводят слова НА, НЕТ с соответствующей интонацией.
На более позднем этапе в работу включаются предложения, короткие фразы:
Например:
Сказала тетя: - повествователнно,
Фи, футбол! - восклицательно, с оттенком брезгливости.
Сказала мама: - повествовательно,
Фу,футбол! - восклицательно, с оттенком пренебрежения,
Сестра сказала: повествовательно,
Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком растерянности,
А я ответил: - повествовательно,
Во, футбол! - восклицательно, радостно.