Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар. |
ПК 1.2. | Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах. |
ПК 1.3. | Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар. |
ПК 1.4. | Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. |
ПК 1.5. | Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. |
ПК 1.6. | Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач. |
ПК 1.7. | Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности. |
ПК 1.8. | Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ОК 11 | Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности. |
ОК 12 | Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1 Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. практические занятия,час. | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
ПК 1.1 – 1.7 | МДК 01.01………… Раздел 1…………. Раздел 2……….. | * | * | * | * | * | * | * | * |
МДК 01.02………… Раздел 1…………. Раздел 2……….. | * | * | * | * | * | * | |||
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | * (ввести число) | * (повторить число) | |||||||
Всего: | * | * | * | * | * | * | * | * |
Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование раздела профессионального модуля (ПМ), междисциплинарного курса (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
ПМ 1 МДК 01.01. Специальный инструмент | |||||
Раздел 1. Домра, балалайка | |||||
Тема 1. Основы музыкально-исполнительской техники и методы ее освоения | |||||
1.1 Закрепление и развитие навыков, приобретенных на начальном этапе обучения. | Содержание учебного материала | ||||
Выявление уровня технического развития студента. | |||||
Овладение основными приемами игры на домре. | |||||
Нахождение пути дальнейшего совершенствования исполнительской техники студента. | |||||
Практические занятия | |||||
Разбор нотного текста, анализ структуры и авторских указаний. | |||||
Изучение и овладение основными аппликатурными принципами. | |||||
Нахождение удобных пианистических движений для достижения максимальной свободы и ловкости. | |||||
Постепенное увеличение скорости изучаемых сочинений. | |||||
1.2. Организация исполнительской постановки игрового аппарата. Инструктивный материал. | Содержание учебного материала | ||||
Овладение грамотной и профессиональной постановкой исполнителя за инструментом. | |||||
Работа над посадкой исполнителя, постановкой правой и левой рук. | |||||
Нахождение оптимальных движений, позволяющих достичь большей скорости и подвижности исполнительского аппарата. | |||||
Развитие навыка координационных движений правой и левой рук. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение инструктивного материала (гамм и упражнений), добиваясь их художественности звучания. | |||||
Исполнение этюда на разные виды техники на техническом зачёте. | |||||
1.3. Позиции. Способы смены позиций. Плавная смена позиций. | Содержание учебного материала | ||||
Изучение и овладение основными аппликатурными принципами. | |||||
Овладение основными принципами движений левой руки при смене позиции. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение двухоктавных мажорных и минорных гамм различными ритмическими группировками. | |||||
Исполнение инструктивного этюда, добиваясь ровности звучания гаммаобразных пассажей, ясности произнесения украшений. ритмической точности; | |||||
1.4. Совершенствование технологии приемов игры. Штрихи. Проблемы качества звука. | Содержание учебного материала | ||||
Определение понятия "прием игры". Различия между приемом игры и исполнительским штрихом. | |||||
Знать основные виды штриховой техники, её двигательную основу и характер звучания. | |||||
Анализ, разбор и овладение различными видами исполнительской техники. | |||||
Основные факторы качественного звукоизвлечения при игре на домре. | |||||
Практические занятия | |||||
Овладение основными приемами игры. | |||||
Применять полученные знания и умения по выполнению штриховой техники на художественном материале. | |||||
Умение выявлять и решать проблему некачественного звукоизвлечения. | |||||
1.5. Инструктивный материал. Метроритмические и штриховые варианты в гаммах. | Содержание учебного материала | ||||
Играть хроматические гаммы, мажорные, минорные, (арпеджио трезвучий к ним) в две октавы, в умеренном и быстром темпе. | |||||
Исполнение гаммы искусственными флажолетами. | |||||
Играть упражнения и гаммы различными штриховыми и метроритмическими вариантами. | |||||
Умение исполнить однооктавные мажорные и минорные гаммы двойными нотами (терции, сексты) различными штрихами. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение двух-трёх этюдов на разные виды техники на контрольном уроке. | |||||
Исполнение двух этюдов на разные виды исполнительской техники на техническом зачёте. | |||||
1.6. Основные элементы музыкальной выразительности. Самостоятельный анализ. Терминология. | Содержание учебного материала | ||||
Умение провести самостоятельный анализ формы музыкального произведения. | |||||
Владение основными элементами музыкальной выразительности: фразировкой, динамикой, метроритмом. | |||||
Владение терминологией. | |||||
Практические занятия | |||||
Разбор и анализ нотного текста с привлечением методической литературы. | |||||
Анализ структуры исполняемого сочинения. | |||||
1.7. Красочные приемы игры: флажолеты натуральные и искусственные. | Содержание учебного материала | ||||
Владение техникой исполнения красочных приемов игры. | |||||
Знать технику исполнения флажолетов (натуральных и искусственных). | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение красочных приемов игры в программах академических концертов, технических зачетах. | |||||
1.8. Развитие навыка игры с концертмейстером. Работа с клавиром. | Содержание учебного материала | ||||
Умение анализировать партию концертмейстера, знать ритмические, гармонические особенности партии фортепиано. | |||||
Знание гармонического и мелодического анализа партии аккомпанемента. | |||||
Индивидуальная работа исполнителя с клавиром. Понятие клавира. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение концертных программ в рамках академических концертов, экзаменов. | |||||
1.9. Организация самостоятельной работы над музыкальным произведением. | Содержание учебного материала | ||||
Умение выстроить основные этапы работы над музыкальным произведением. | |||||
Самостоятельно уметь правильно и грамотно расставить штрихи и подобрать аппликатуру в несложном произведении малой формы. | |||||
Передача характера исполняемого произведения средствами художественной выразительности. | |||||
Построение индивидуальной исполнительской концепции изучаемого произведения с учетом накопленного теоретического и практического опыта. | |||||
Практические занятия | |||||
Самостоятельно разучить произведение малой формы средней сложности. | |||||
Исполнить самостоятельно выученную пьесу на академическом прослушивании. | |||||
Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов выдающихся исполнителей. | |||||
1.10. Способы заучивания музыкального произведения наизусть. | Содержание учебного материала | ||||
Знать основные этапы, принципы и методы разучивания музыкального произведения. | |||||
Умение проанализировать форму музыкального произведения. | |||||
Самостоятельно разучить произведение малой формы средней сложности. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнить самостоятельно выученную пьесу на академическом прослушивании. | |||||
Тема 2. Развитие исполнительской техники музыканта | |||||
2.1. Развитие двигательных навыков совершенствования исполнительского аппарата. | Содержание учебного материала | ||||
Нахождение оптимальных пианистических движений, позволяющих достичь большей скорости и законченности исполнения. | |||||
Понимание характера звучания каждого из исполняемых штрихов, умение находить методы совершенствования исполнительской техники. | |||||
Изучение и овладение двигательными приемами, необходимыми для исполнения виртуозных элементов исполнительской техники. | |||||
Исполнение инструктивного материала, добиваясь его художественного звучания. | |||||
Умение быстро переключаться с одного вида техники на другой, добиваясь максимального качества исполнения. | |||||
Практические занятия | |||||
Овладение основными видами исполнительской техники. | |||||
Осознание художественных задач представленного сочинения. | |||||
2.2. Основные принципы работы над пьесой кантиленного характера. Прием игры - тремоло. | Содержание учебного материала | ||||
Работа над развитием навыков кантиленой игры, выразительным интонированием мелодической линии. | |||||
Овладение искусством игры тремоло, применение разнообразного тремоло в зависимости от характера пьесы, эмоционального состояния, образного мышления, стилистики исполняемого произведения. | |||||
Построение индивидуальной исполнительской концепции при исполнении пьесы кантиленного характера, учитывая накопленные знания и профессиональный опыт. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение пьесы кантиленного характера на академическом прослушивании. | |||||
Включение кантиленой пьесы в программу конкурсного прослушивания или концертного выступления. | |||||
2.3. Первоначальный этап работы над произведениями малой формы. | Содержание учебного материала | ||||
Анализ структуры, формы и жанра исполняемого сочинения. | |||||
Знать особенности строения произведений малой формы, уметь передать настроение, характер, смену контрастных образов пьесы средствами музыкальной выразительности. | |||||
Построение индивидуальной исполнительской концепции изучаемого произведения с учетом накопленного теоретического и практического опыта. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение двух разнохарактерных пьес на контрольном уроке. | |||||
Исполнение пьесы на академическом прослушивании. | |||||
Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов выдающихся исполнителей. | |||||
2.4. Первоначальный этап работы над произведением крупной формы. | Содержание учебного материала | ||||
Знать структуру сонатного allegro, особенности построения и взаимодействия как более крупных (экспозиция, разработка, реприза), так и более мелких (сфера главной партии, сфера побочной партии) разделов на примере исполняемого произведения крупной формы. | |||||
Систематизация знаний об аппликатурных, гармонических, драматургических принципах строения музыкального произведения. | |||||
Построение индивидуальной исполнительской концепции при исполнении произведения крупной формы, учитывая накопленные знания и профессиональный опыт. | |||||
Практические занятия | |||||
Анализ структуры сонатного allegro,особенности построения и взаимодействия крупных(экспозиция, разработка, реприза) и более мелких (сфера главной или побочной партии)разделов исполняемого произведения. | |||||
Исполнение произведения крупной формы на академическом выступлении. | |||||
Включение произведения крупной формы в программу конкурсного прослушивания или концертного выступления. | |||||
2.5. Освоение техники двойных нот. | Содержание учебного материала | ||||
Знать основные принципы исполнения двойных нот на струнных инструментах. | |||||
Изучение специфики звукоизвлечения, выявление аппликатурных особенностей при исполнении двойных нот. | |||||
Практические занятия | |||||
Разучивание специальных упражнений, этюдов на технику исполнения двойных нот. | |||||
Исполнение отрывков из различных произведений, в которых применяется техника двойных нот. | |||||
2.6. Освоение аккордовой техники. | Содержание учебного материала | ||||
Знать основные принципы исполнения аккордов на струнных инструментах. | |||||
Изучение специфики звукоизвлечения, выявление аппликатурных особенностей при исполнении аккордовой техники. | |||||
Практические занятия | |||||
Разучивание специальных упражнений, этюдов на технику исполнения двойных нот. | |||||
Исполнение отрывков из различных произведений, в которых применяется техника двойных нот. | |||||
Тема 3. Художественные принципы музыкальных стилей | |||||
3.1. Стиль, жанр и форма музыкального произведения. Специфика исполнения произведений композиторов 18-19 веков. | Содержание учебного материала | ||||
Знать и уметь применять основные аппликатурные и штриховые принципы звукоизвлечения произведений эпохи классицизма. | |||||
Знать особенности артикуляции и динамики в произведениях Венских классиков, работа над выразительным интонированием мелодической линии. | |||||
Определение строения музыкальной формы, основной драматургии развития изучаемого произведения. | |||||
Применение украшений в зависимости от характера, темпа, эмоционального состояния, образного мышления исполняемого произведения. | |||||
Практические занятия | |||||
Ознакомление с несложными произведениями композиторов-классиков. | |||||
Исполнение классического произведения (пьеса, часть сонаты или концерта) на академическом выступлении. | |||||
3.2. Первоначальный этап работы над произведением виртуозного характера. | Содержание учебного материала | ||||
Использование художественно-исполнительских возможностей инструмента для достижения наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла при исполнении виртуозной пьесы. | |||||
Умение самостоятельно проанализировать технические трудности, найти наиболее рациональные способы их преодоления. | |||||
Развитие навыка координационных движений правой и левой рук. | |||||
Приобретение ритмической и образной свободы в предложенном материале. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение пьесы виртуозного характера на академическом выступлении. | |||||
Тщательная повседневная работа над приобретением технической свободы. | |||||
3.3. Особенности исполнения оригинальных сочинений для домры, балалайки. | Содержание учебного материала | ||||
Знать и уметь применять основные аппликатурные и штриховые принципы звукоизвлечения для исполнения оригинальных произведений. | |||||
Умение самостоятельно проанализировать технические трудности, найти наиболее рациональные способы их преодоления. | |||||
Определение строения музыкальной формы, основной драматургии развития изучаемого произведения. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение пьесы на академическом прослушивании. | |||||
Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов выдающихся исполнителей. | |||||
3.4.Особенности исполнения и интерпретации произведений, основанных на народных мелодиях. Использование приемов звукоизвлечения и технической оснащенности в обработках народных мелодий. | Содержание учебного материала | ||||
Определение строения музыкальной формы, основной драматургии развития изучаемого произведения. | |||||
Знать и уметь применять основные аппликатурные и штриховые принципы звукоизвлечения в произведениях, основанных на народных темах. | |||||
Анализ стилистических особенностей в народных мелодиях. | |||||
Построение индивидуальной исполнительской концепции изучаемого произведения с учетом накопленного теоретического и практического опыта. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение народной обработки на академическом прослушивании, конкурсном выступлении. | |||||
Прослушивание записей и анализ выступлений выдающихся исполнителей. | |||||
3.5. Особенности исполнения произведений соло. | Содержание учебного материала | ||||
Исполнение сольных пьес, каприсов, добиваясь качества звучания и фразировки, выразительного интонирования. | |||||
Изучение и овладение двигательными приемами, необходимыми для исполнения виртуозных элементов исполнительской техники. | |||||
Воплощение художественного образа, передача характера и настроения, задуманного композитором исполняемого произведения. | |||||
Практические занятия | |||||
Включение сольного произведения в программу конкурсного прослушивания или концертного выступления. | |||||
3.6. Структура самостоятельных занятий. Исполнительский план. Самостоятельное разучивание пьесы. | Содержание учебного материала | ||||
Знать основные этапы, принципы и методы разучивания музыкального произведения. | |||||
Самостоятельно уметь правильно и грамотно расставить штрихи и подобрать аппликатуру в несложном произведении малой формы. | |||||
Уметь применять знания, умения и навыки, полученные при работе над разнохарактерными произведениями малой формы. | |||||
Самостоятельно составлять исполнительский план исполняемого произведения. | |||||
Практические занятия | |||||
Самостоятельно разучить произведение малой формы средней сложности. | |||||
Исполнить самостоятельно выученную пьесу на академическом прослушивании. | |||||
3.7. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков на более сложных произведениях. | Содержание учебного материала | ||||
Совершенствование исполнительской техники, развитие беглости и виртуозности. | |||||
Построение индивидуальной исполнительской концепции при исполнении произведения крупной формы, учитывая накопленные знания и профессиональный опыт; | |||||
Умение мыслить крупномасштабно, добиваясь разнообразия звукоизвлечения и интонирования при исполнении произведения. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение развернутой пьесы крупной формы в рамках академического концерта, конкурсного выступления. | |||||
Умение самостоятельно проанализировать технические трудности, найти наиболее рациональные способы их преодоления. | |||||
Тема 4. Развитие музыкального мышления. | |||||
4.1. Самостоятельный теоретический, методический и исполнительский анализ музыкальных произведений. | Содержание учебного материала | ||||
Определение строения музыкальной формы, основной драматургии развития изучаемого произведения. | |||||
Знать основные этапы, принципы и методы разучивания пьесы. музыкального произведения. | |||||
Самостоятельно уметь правильно и грамотно расставить штрихи и подобрать аппликатуру в несложном произведении малой формы. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение несложной пьесы на академическом концерте. | |||||
Исполнение самостоятельно выученной пьесы на академическом прослушивании. | |||||
4.2. Самостоятельный подбор инструктивного материала для решения технических задач в работе над музыкальными произведениями. | Содержание учебного материала | ||||
Подбор и исполнение инструктивного материала, совершенствование его художественности звучания. | |||||
Изучение и овладение двигательными приемами, необходимыми для исполнения виртуозных элементов исполнительской техники. | |||||
Совершенствование исполнительской техники, развитие беглости и виртуозности. | |||||
Практические занятия | |||||
Умение самостоятельно проанализировать технические трудности, найти наиболее рациональные способы их преодоления. | |||||
Исполнение инструктивного материала в рамках технического зачета. | |||||
4.3. Совершенствование исполнительской техники. Исполнение этюдов на разные виды техники. | Содержание учебного материала | ||||
Анализ, разбор и овладение различными видами исполнительской техники. | |||||
Определение технических трудностей и выработка методов их преодоления. | |||||
Развитие навыков координации движений. | |||||
Практические занятия | |||||
Развитие навыков легкости и точности исполнения виртуозных пассажей в быстром темпе. | |||||
Исполнение на контрольном уроке виртуозного концертного этюда. | |||||
4.4. Проблемы изучения авторского текста в произведениях эпохи барокко. СКР | Содержание учебного материала | ||||
Овладение основными приемами полифонического развития произведения эпохи барокко. | |||||
Анализ структуры исполняемого сочинения. | |||||
Овладение особенностями аппликатуры. | |||||
Основные правила расшифровки украшений (с привлечением методической литературы, старинных трактатов и записей выдающихся мастеров). | |||||
Практические занятия | |||||
Практическое изучение особенностей темпов, штрихов, орнаментики. | |||||
Исполнение на экзамене или в классе произведения эпохи барокко. | |||||
4.5. Особенности исполнения пьес композиторов XX-XXI веков. | Содержание учебного материала | ||||
Знать особенности развития искусства XX начала XXI веков. | |||||
Знать основные стилевые направления современной эпохи, наиболее значимых её представителей. | |||||
Исполнение произведения малой формы композиторов XX-XXI веков, добиваясь ясности образов, штриховой точности и ритмической ровности. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение произведения малой формы композиторов XX-XXI веков на академическом выступлении. | |||||
Включение современного произведения в репертуарный список, программу конкурсных прослушиваний или концертных выступлений. | |||||
4.6. Переложения и транскрипции как способ художественной интерпретации. Понятие интерпретации. | Содержание учебного материала | ||||
Знать основные правила при переложении или транскрипции. | |||||
Осуществлять переложение, обработку, аранжировку музыкального произведения. | |||||
Построение индивидуальной исполнительской концепции изучаемого произведения с учетом накопленного теоретического и практического опыта. | |||||
Систематизация знаний об аппликатурных принципах, принципах гармонического развития и драматургии в данном стилевом пласте. | |||||
Практические занятия | |||||
Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов. | |||||
Написание собственной обработки, аранжировки или транскрипции на заданную тему (пьесу). | |||||
Тема 5. Совершенствование музыканта-педагога. | |||||
5.1. Жанровое разнообразие произведений крупной формы различных эпох. | Содержание учебного материала | ||||
Определение строения музыкальной формы, основной драматургии развития изучаемого произведения. | |||||
Знать особенности жанра сонаты, сонатины, концерта, вариаций, фантазии, характерные для той или иной эпохи и стиля. | |||||
Исполнение более сложного произведения крупной формы, включая сочинения композиторов IX – XX веков. | |||||
Практические занятия | |||||
Исполнение произведения крупной формы (I или II – III части концерта, соната, вариации, фантазия и др.) на академическом выступлении. | |||||
Исполнение произведения крупной формы на экзамене. | |||||
5.2. Самостоятельный методический и исполнительский анализ. Основные этапы самостоятельной работы студента. | Содержание учебного материала | ||||
Умение выстроить основные этапы работы над музыкальным произведением. | |||||
Самостоятельно уметь правильно и грамотно расставить штрихи и подобрать аппликатуру в несложном произв |