Родина Баха – город Эйзенах – расположенный в центральной Области ГЕРМАНИИ – Тюрингии.
Чем примечателен Эйзенах? Представление о городе неразрывно связано с его достопримечательностью – замком Вартбург: здесь проходили состязания миннезингеров (поэты-музыканты. Известнейший – Тангейзер – главный герой одноименной оперы Вагнера).
С Эйзенахом и Вартбургом связана деятельность и Мартина Лютера (1483-1546) – великого отца Реформации (реформация – религиозное движение в Германии, имевшее целью отделение от римской католич церкви. Реформация охватила большой отрезок времени: XVI - первая половина XVII века). Важно: Лютер перевел Библию на немецкий.
Бах происходил из музыкального рода и перед ним не стоял вопрос о выборе жизненного пути. Предки его были органистами, канторами, шпадтфайферами (член цеха городских музыкантов – УПОМЯНУТЬ Нюрнбернских майстерзингеров), музикдиректорами, капельмейстерами.
*Основателем рода Бахов был булочник Фейт (ум до 1578 г). Первый профессиональный музыкант среди Бахов – сын Фейта – Иоганнес (Ганс).
Баху было очень нелегко в детстве. Связано это с тем фактом, что он в 10 лет остается круглым сиротой на попечении своего старшего брата – Иоганна Кристофа, который служил органистом и был учеником прославленного Пахельбеля. Иоганн Кристоф обучал Баха игре на клавишных инструментах и основам композиции.
ЛЮНЕБУРГ – ВЕЙМАР I. В 15 лет Бах покидает Ордруф и отправляется в Люнебург. Благодаря красивому голосу – дисканту (высокий певческий детский голос: диапазон – до1-ля2) – поступает на службу учеником (певчим) в школу при монастыре Святого Михаила. Здесь он ближе знакомится с немецкой хоровой музыкой.
|
В Люнебурге он слышит игру знаменитого органиста Бема, служившего в церкви Св. Иоанна. В эти же годы предпринимает путешествие в Гамбург – знакомится с исполнительским искусством органиста Адама Рейнкена. Возможно, что он посещал также и оперный театр в Гамбурге, во главе которого стоял таланливый композитор – Рейнхард Кайзер.
В творчестве Баха этого (люнебургского) периода впервые появляется жанр органной прелюдии и фуги, который вскоре займет ключевое место в его творчестве.
1703 – перебирается в Веймар, где поступает на службу в придворную капеллу герцога Иоанна Эрнста Саксонско-Веймарского в качестве скрипача. При этом он нередко заменял на службах тамошнего органиста – т.е. контакты с его любимым инструментом не прерывались. Пребывание его длилось всего несколько месяцев – но уже через пять лет он основательно обоснуется здесь.
АРНШТАДТ. 1703 – 1707. С переездом в А. сбывается его давняя мечта: он становится органистом Новой церкви. Бах служил всего три дня в неделю и остальное время посвящал сочинению. В это время появляются на свет многочисленные органные произведения – прелюдии и фуги ля минор (BWV 551, 569, 543а), ля мажор, ми минор, токката и фуга ре минор, фантазии до мажор и си минор, более тридцати хоральных прелюдий. Т.е. в А. наступает первая фаза его органного творчества.
Среди клавирных сочинений – «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» - первая сюита и единственное программное сочинение в его творчестве.
Примечательное событие арнштадского периода – путешествие в город Любек, на север Германии (1705). Здесь он знакомится с творчеством исполнительским Дитриха Букстехуде. Стиль последнего – размах импровизаций, патетика и концертная виртуозность, макс использование возможностей органа – все это оказало сильное влияние на Баха.
|
В Арнштадте его ждало много неприятностей – ему сделали выговор за своевольное продление срока отпуска – а он в Любеке задержался надолго. Затем – «в хорале делал много странных вариаций, примешивая много чуждых звуков».
1707 – получает приглашение из Мюльхаузена и уезжает туда.
В арнштадские годы явственно дали о себе знать те черты баховского характера, которые сохранились до конца жизни: трудолюбие, Погруженность в творчество. Бах был человеком с обостренным чувством собственного достоинства – если что – мог и драться врукопашную.
МЮЛЬХАУЗЕН. 1707-1708. Здесь он – органист церкви Блаженного Власия. Начинается его кантатное творчество. Первые его кантаты: «Господи, к Тебе взываю», свадебная кантата «Господь думает о нас», пасхальная – Christ lag in todes Banden – Христос лежал в оковах смерти – BWV 4.
Первая прижизненная публикация композитора – кантата Gott ist mein Konig.
В Мюльхаузене происходит и отрадное событие в жизни Баха – он женится на Марии Барбаре Бах – своей троюродной сестре, которая родила ему семерых детей.
ВЕЙМАР II (1708-1717). Будучи недовольным состоянием музыкальной жизни города Мюльхаузена, просит руководство освободить его от должности органиста. В 1708 переезжает в Веймар, где получает место органиста и камер-музыканта при дворе герцогов Вильгельма Эрнста и Эрнста Августа. Вильгельм Эрнст всячески поощрял развитие музыкальной жизни в Веймаре. Придворная капелла состояла из 30 музыкантов: 12 певцов и 16-20 инструменталистов.
|
Имелся небольшой орган дворцовой церкви. Органистом городской церкви служил Иоганн Готфрид Вальтер – родственник Баха по материнской линии.
В Веймаре Бах знакомится со своими знаменитыми современниками – Георгом Телеманом и Георгом Пизенделем.
Начало веймарского периода (1708 – 1712) – расцвет баховского органного творчества. В Веймаре были написаны Пасскалья до минор (BWV 582), Прелюдия и фуга ре мажор (BWV 532), Пастораль фа мажор (590), Токката до мажор (564), именуемая «Токкатой, адажио и фугой».
«Органная книжечка» - большое собрание хоральных обработок, исполняемых во время богослужений в лютеранской церкви. Параллельно создавались клавирные сочинения – сюиты, увертюры, вариации. Одно из самых примечательных клавирных произведений веймарских лет – «Английские сюиты».
При веймарском дворе нередко звучала скрипичная музыка итальянских мастеров – концерты Вивальди, Альбиони, Торелли и др. Бах не остался в стороне от этого увлечения и создал органные и клавирные фуги на темы Корелли, 16 клавирных и 6 органных концертов, которые являются обработками концертов Вивальди, Алессандро и Бенедетто Марчелло. С юных лет впитавший суровое звучание протестанского хорала, Бах приобщился к искусству иного рода – светскому, концертно-виртуозному, во многом близкому вокальным традициям итальянской оперы и, в частности, традиции bel canto.
1714 – Бах вступает в должность придворного концертмейстера с обязательством каждый месяц сочинять кантату для придворной церкви – здесь создает более 20 кантат.
1713 – появилась первая светская кантата «Охотничья»
В декабре 1716 года умирает веймарский придворный капельмейстер. И у Баха, оскорбленного тем, что освободившееся место предложено не ему, а сыну этого капельмейстера, возникает конфликт с герцогом Вильгельмом Августом. Далее – увольнение со службы и переезд в Кетен.
КЕТЕН 1717-1723. Кетенский период характеризуется как самый спокойный, мирный и благоприятный для творчества композитора. Здесь он получает место капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. Последний был убежденным кальвинистом – приверженцем религиозного учения Жана Кальвина – швейцарского проповедника 16 века. В соответствии с идеями кальвинизма в кетенской церкви утвердились строгие и простые обычаи. Например, церк обряд сводился главным образом лишь к пению гимнов.
В новых условиях меняется ориентир баховского творчества. Органная и вокально-инструментальная сферы отступили на второй план. Интересы композитора сосредоточились на области инструментальной музыки, представленной практически всеми жанрами и формами барокко. В первую очередь продолжается и достигает новых высот клавирное творчество.
1722 – окончен первый том ХТК. Панораму клавирного творчества этих лет расширяют пять из шести Французских сюит, 15 инвенций и 15 синфоний.
В Кетене Бах продолжил начатую в Веймаре работу в области концерта: 6 «Бранденбургских концертов». Концерты ля минор и ми мажор для скрипки и струнного оркестра.
Творчество кетенских лет представлено большим количеством камерно-инструментальных произведений. Это 6 сонат и партит для скрипки соло, среди которых надо особенно отметить знаменитую Чакону ре минор – сложнейший вариационный цикл трагедийного характера, сюиты для виолончели соло, сонаты для скрипки и чембало.
В кетенский период возросла любовь Баха к путешествиям, которые обогащали его новыми впечатлениями и способствовали распространению его музыки. Такие частые поездки стали возможными благодаря дружеским отношениям с князем Леопольдом:
1719 – отправился в Галле для встречи с Генделем – его великим современником. Но Гендель покинул город именно в день приезда Баха – и встреча не состоялась.
1720 – посетил Гамбург. Импровизировал перед прославленным Рейкеном на тему хорала – На реках вавилонских – и получил похвалу от него.
Летом 1720 – умирает его жена.
1721 – женится на Анне Магдалене Вильке, дочери придворного и военного трубача из Вейсенфельса. Она была музыкально одарена, обладала красивым сопрано и высоко ценила творчество Баха. Ей он посвящает: «Клавирные книжечки» и «Нотные тетради Анны Магдалены Бах».
1723 – переезжает в Лейпциг – мечтал о том, чтобы его сыновья могли получить университетское образование в большом городе. Здесь он избирается кантором Thomasshule - учебное заведение при церкви Св. Фомы.
Здесь бах остается до конца своей жизни.
ЛЕЙПЦИГ. 1723 – 1750. Лейпциг баховских времен – крупный экономический, торговый и культурный центр Германии. Ежегодные лейпцигские ярмарки привлекали множество иностранцев – французов и итальянцев. С конца 15 века Лейпциг становится одним из европейских центров книгопечатания:
1719 – открывается известное издательство Брайткопф, основанное печатником Бернгардом Кристофом Брайткопфом, оно сохраняет свою известность и поныне.
1409 – в Л. Основан университет – один из старейших в Европе. В разные годы здесь учились Гете, Лессинг, Клопшток, Фихте. А также сыновья Баха – Вильгельм Фридеман и Филипп Эммануэль. Во времена Баха Лейпцигский университет являлся одним из очагов европейского просветительского движения. Идеи эпохи Просвещения открыто звучали в лекциях знаменитых профессоров – Кристиана Томазиуса и Иоганна Кристиана Готшеда.
Лейпциг в первой половине 18 века – наряду с Дрезденом, Гамбургом и Берлином, одним из центров музыкальной культуры.
1702 – Телеман, окончивший Лейпцигский университет, организовал здесь Collegium musicum – (музыкальное содружество) – объединение совместно музицирующих профессионалов и любителей. Это был оркестр и певцы в основном из числа студентов университета. Этот оркестр явился прообразом знаменитой лейпцигской концертной организации и симфонического оркестра Гевандхауз. В отличие от Дрездена, располагавшего превосходной итальянской оперной труппой, в Лейпциге оперная жизнь в эпоху барокко так и не сложилась. Здание театра, где изредка ставились оперы, сгорело и не восстанавливалось.
В Лейпциге было 6 церквей, посещавшихся благочестивыми бюргерами; самыми большими являлись – Св. Фомы (1500 мест) и Св. Николая. Особенно торжественные праздники отмечались в Св. Николая. Нередко Бах успевал выступить в обеих церквях. Во всех городах традиционно отмечались перевыборы магистрата. Праздничная музыка звучала в эти под открытым небом.
Такова в общих чертах панорама музыкальной жизни города.
В жизненном и творческом пути Баха лейпцигский период – самый продолжительный (27 лет) и неоднородный в творческом отношении. Вместе с переменой места службы изменяются и композиторские приоритеты. В этой связи целесообразно выделить три внутренних этапа, соответствующие трем десятилетиям: 20е, 30е, 40е гг.
1720е. В этот период Бах ревностно исполняет обязанности кантора церкви Св. Фомы. Еще до вступления в должность, находясь в Кетене, он подписал официальное обязательство, которое свидетельствует как о разнообразии, так и о трудностях предстоящей службы. В дальнейшем этот документ стал источником серьезных разногласий между неуживчивым кантором и его церковным и светским начальством. ПРОЧИТАТЬ ПРАВИЛА
Эти годы явились временем интенсивной работы в области вокально-инструментальных жанров. Согласно условиям контракта, он был обязан еженедельно сочинять новую церковную кантату, которая исполнялась в вс и праздничные дни. ОСОБЕННО плодотворно кантатное творчество 23-26 гг. 1й лейпц ежегодник – от 1го вс по Троице 1723 года до Троицы 1724 года – включает 62 кантаты. 2й – так же от1724 до 1725 – 54 кантаты. По свидетельству его сына, Карла Филиппа Эммануэля Баха, кантатное творчество отца составляло 5 полных церковных годов (т.е. около 300 произведений). Многие кантаты написаны на стихи поэта Пикандера (псевдоним Кристиана Фридриха Хенрици).
1720-е гг создает еще несколько масштабных вок-инструментальных композиций: «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727) и Магнификат («Величит душа моя Господа» - духовное вок-инстр произ-е на текст Евангелия от Луки).
*В 30е-40е появляются уже Месса си минор, Рождественская оратория, Пасхальная оратория, оратория «На вознесение».
Панораму творчества этих лет дополняют новые прелюдии и фуги и трио-сонаты для органа, окончательные версии «Франц сюит», Хроматической фантазии и фуги, вторая «Клавирная книжечка Анны Магдалены».
1725 – Бах задумал издать свои клавирные произведения и выбрал для этой цели созданные в Лейпциге партиты.
1726 – 1730 – они появляются в печати. Это была первая публикация, предпринятая Бахом – событие очень важное в жизни каждого композитора.
1731 – вышли в свет все шесть партит под названием «Клавирные упражнения, часть 1»
1729 – разразился давно назревающий конфликт кантора с магистром. РАССКАЗАТЬ.
Весной 1729 – возглавил кружок COllegium musicum.
1730е гг. Руководство этим кружком продолжается довольно долго – более 10 лет. То была интересная и значимая часть его биографии, а также всей музыкальной жизни Лейпцига. Еженедельные концерты (по пт с 8 до 10 часов вечера) устраивались в залах лейпцигских кофеен. Особенно была знаменита кофейня Циммермана, в которой, в частности, исполнялась светская «Кофейная кантата». В концертах участвовали студенты университета. Бах охотно выступал с ними – они отличались от многих ленивых учеников Thomasshule не только более зрелым возрастом, но и искренней увлеченностью и любовью к музыке. Нередко Бах, вопреки запретам магистрата, привлекал своих студентов к участию в литургии, что приближало его к заветной цели – поднять церковную музыку на более высокий уровень. Среди студентов было немало замечательных певцов, которые достойно исполняли сложнейшие арии из его кантат и пассионов.
1733 – важное событие в его жизни: отправляется в Дрезден – столицу Саксонии – ко двору курфюрста Саксонского Фридриха Августа II, которому преподнес в дар первую часть мессы си минор (Kyrie и Gloria), надеясь получить место придворного композитора. Однако надежды Баха на покровительство дрезденского двора не оправдались. Его конфликт с магистратом все более обострялся. Присвоение звания композитора королевской придворной капеллы появился лишь в 1736 г – по этому случаю Бах дал более чем 2хчасовой органный концерт в церкви Богородицы в Дрездене, снискав особое восхищение слушателей, среди которых множество знатных особ.
На протяжении всего лейпц периода Бах часто и охотно бывал в Дрездене. Нередко посещал там Дрезденский театр, где выступала замечательная итальянская оперная труппа.
Творчество 30х гг сохраняет свойства предшествующих периодов – многосоставность и широту диапазона. По-прежнему главное место занимают вок-инстру жанры. Это прежде всего 1я часть Мессы си минор, также Рождественская оратория (исполненная впервые в конце декабря 1734 – начале января 1735 гг). пасхальная оратория – последняя ораториальная композиция Баха – исполнялась в 1738 году.
1736 – в церкви Св. Фомы состоялось исполнение Страстей по Матфею (ВТОРАЯ ВЕРСИЯ), новые детали партитуры появились в версии 40х годов.
В 30е продолжилась работа Баха над кантатами.
Иной полюс баховского творчества – это его духовные песни, созданные в 1736 году для сборника Шемели (кантор в Цайтце, собиратель духовных песен). Среди них – известна песня «Приди, желанная смерть».
Обильно концертное творчество этого десятилетия. Выделяются концерты для клавесина и струнного оркестра BWV 1052-1059 – все они представляют собой обработки более ранних произведений – скрипичных концертов и кантат. В этом же периоде творчества появляются концерты для двух клавесинов с оркестром, а также – Увертюра (сюита) си минор = своего рода концерт для солирующей флейты и струнного оркестра. BVW 1067 – именно эта сюита завершается знаменитой «Шуткой».
Клавирное и органное творчество представлено двумя новыми публикациями: 1735 - Clavierbung, Teil II. В него вошли произ-я крупной формы – Итальянский концерт и Французская увертюра. Последняя – указывает на форму первой части этой большой – а здесь 8 частей – и самой последней клавирной сюиты Баха.
1740 - - Clavierbung, Teil III. Там уже были органная прелюдия ми б мажор + 21 органная прелюдия + четыре клавирных дуэта.
1740е гг. В последнее десятилетие практически оставил канторскую службу. Редко участвовал в литургии и прекратил работу в Томасшуле. Количество кантат заметно сократилось. В большинстве случаев – то были новые версии его ранних произведений. Например, знаменитая Реформационная кантата – Ein feste Burg ist unser Gott – Господь – моя твердыня – BWV – 80.
Бах перестает сочинять музыку для дрезденского двора. Творчество последнего десятилетия отмечено созданием нескольких крупных произведений, которые принадлежат к самым значительным явлениям в истории полифонического искусства: это, прежде всего, 2 том ХТК. Установлено, что на составление второго тома ушло 12 лет с 30 по 42. В том же году, 1742 – окончательная редакция 1 тома. Возможно, Бах представлял эти 48 прелюдий и фуг как единое целое.
1741 – последняя Clavierbung. В нее вошло только одно произведние – Ария с 30 вариациями для клавесина с двумя мануалами – это сложный вариационно-полифонический цикл, известный под названием Гольдберг-вариации. Состоит из 30 вариаций, среди которых имеются каноны во всех типах движения и во все интервалы – от примы до ноны. Есть вариации для двух клавиатур, а еще Кволибет – муз развлекательный жанр, восходящий к 16 веку. В простейшем виде – шуточное произвольное перечисление различных вещей или чередование фрагментов песен. Кволитбет – заключительная вариация в Гольдберг вариациях.
История – Гольдберг – ученик Баха, служивший при дворе графа Кайзерлинга, который якобы страдал бессонницей и всякий раз просил играть ему эти вариации.
Искусство фуги – 1739-1742 – большой полифонический цикл, основанный лишь на одной теме, проведенной в тональности ре минор (лишь в одной).
1747 – «Музыкальное приношение». Подобно «Искусству фуги», во всех частях этого произведения развивается одна тема, проведенная лишь в одной тональности – до миноре.
С годами слава Баха все более и более распространялась как в Германии, так и за ее пределами. Всякий музыкант, приезжавший в Лейпциг, стремился познакомиться с ним.
Эпилог жизни Баха был омрачен тяжелой болезнью: его зрение стремительно ухудшалось, что привело к серьезной болезни глаз. Он перенес две сложные операции. Спустя некоторое время он скончался.