Потребительская кооперация, как рыночная структура




Проблемы потребкооперации на современном этапе и пути их преодоления

Потребительская кооперация, как рыночная структура

Потребительская кооперация по своей сути - рыночная структура, внутренне ей присущи все элементы рыночной экономики. Она как составная часть нарушенного народнохозяйственного механизма не смогла выдержать небывалого в истории государства экономического прессинга и заметно сдала свои позиции по многим направлениям своей деятельности.

Одна из основных нерешенных проблем потребкооперации, приведшая к ослаблению системы, - это недостаточность денежных оборотных средств, высокие налоги, обязательные платежи и взносы. Во-вторых, нарушены нормальные коммерческие связи с поставщиками. Многих не устраивает продавать свою продукцию без предоплаты и по безналичному расчету. Другая объективная причина: как общественно-хозяйственная система, потребительская кооперация нуждается в льготных условиях своего функционирования, но со стороны государства таких условий ей предоставляется недостаточно.

Для того чтобы потребительская кооперация стабильно работала в условиях рыночной экономики, необходимо решить ряд неотложных проблем. Причем решение этих проблем связано с улучшением деятельности всего народнохозяйственного комплекса страны. В свете вышесказанного остановимся на некоторых из них.

1. Прежде всего следует повысить роль пайщиков в деятельности обществ. Как сказано в Законе 1997 года, «пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами». Пайщик должен не на словах, а на деле стать действительным хозяином своего кооператива. Он должен почувствовать, что в кооперативе есть его собственность, что она закреплена за ним, что он влияет на органы управления и контроля. Только после этого его отношения к потребкооперации коренным образом изменится.

Для возрождения кооперации, наряду с восстановлением прав пайщиков как собственников кооперативных средств, необходимо восстановить и потребительские общества.

Потребительские общества изначально основывались на паевых взносах. Паи помогали сохранить независимость кооператива от государства, частного капитала, делали потребительское общество экономически свободным и самостоятельным. Кредиты государства дают ему как бы экономическое право вмешиваться в деятельность потребительской кооперации. Кроме того, мы помним и о том, что в начале 30-х годов увеличение кредитов, предоставляемых потребительской кооперации государством, послужило одним из тех рычагов, который способствовал ее огосударствлению.

В настоящее время самое главное - возвращение кооперации ее истинно демократических начал и доверия пайщиков. Нельзя игнорировать мировой кооперативный опыт. В стране с развитой экономикой собственность вся частная, принадлежит пайщикам с коллективной, групповой формой хозяйствования, с выплатой «живых» дивидендов, правом влиять на положение дел в их кооперативных делах. Далекие от принципов кооперативов люди обвиняют потребительскую кооперацию в том, что кооператоры не делят всю прибыль и сразу не отдают ее пайщикам. Современного коммерсанта в первую очередь интересует прибыль.

Потребительская кооперация в России, как и во всем мире, живет по другим принципам. Даже в столь сложное время реформ ее главная цель остается неизменной - с наибольшей эффективностью обслуживать население.

2. Оценивая социально-экономическое положение в стране, рассчитывать на полное удовлетворение потребностей системы правительством и местными органами власти не приходится. Надо в первую очередь использовать свои собственные, внутренние возможности, опираясь на активность, деловитость, предприимчивость. Реальные источники пополнения оборотных средств - образование фонда развития потребительской кооперации, привлечение заемных средств населения и паевые взносы пайщиков.

Главный вопрос-это наличие и скорость оборачиваемости средств. Кто умеет находить деньги и способен ускорять их движение, тот решает все проблемы: старается брать товар у поставщиков на реализацию, максимально использовать сосредоточение товаров там, где покупательская способность дает большую оборачиваемость, отказывается от услуг посредников и коммерческих фирм и т.д.

Основную роль в решении всех этих сложных проблем должна играть коммерческая служба. И там, где работники этой службы подготовлены к работе в условиях рыночной экономики, знают конъюнктуру рынка, изучают потребительский спрос, работают в интересах дела, там и хорошие результаты. И примеров активного кооперативного предпринимательства немало.

В коммерческой деятельности форм, методов и приемов успешной работы безграничное множество. Главное - в умении их использовать правильно. Тогда и стимулирование работников перестает быть проблемой. При хороших результатах прямая заработная плата в несколько раз больше, да и различные повышающие коэффициенты от персональных ставок дополнительно ее увеличивают.

Самый сложный вопрос - оборачиваемость средств. Быстро продать товар и быстро получить деньги - одна из главных проблем. Требуются более глубокие меры по улучшению деятельности потребительской кооперации.

3. Экономические реформы потребовали изменения структуры трудовых ресурсов. Сократился административно-управленческий аппарат. Изменилась потребность в специалистах разного профиля. Сегодня нужны не управленцы, а координаторы, высококвалифицированные экономисты, коммерсанты, юристы, финансисты, бухгалтера. Эту тенденцию подтверждает и опыт зарубежных кооперативов. На смену руководителям, которые начали разваливать организации, их хозяйственный механизм, надо, чтобы пришли новые грамотные люди, не только заинтересованные в выживании потребительской кооперации, но и обладающие коммерческими способностями. Бережного отношения к себе требуют профессиональные кадры работников системы. Важно не растерять их, организовать для них широкую систему учебы и переподготовки применительно к условиям рыночной экономики. Проблемой в работе с кадрами в настоящее время стали также социальная защита работников и социальные гарантии, которые могут быть предоставлены им при переходе к свободному рынку.

Широкие применения находят формы материального поощрения как вид социальной поддержки в условиях инфляции: выплаты ежемесячных надбавок за стаж работы в потребительской кооперации, доплаты по результатам хозяйственно-финансовой деятельности, вознаграждения по итогам работы за год, единовременные поощрения за присвоение званий заслуженного работника торговли, экономиста, строителя и т.д.

4. Одна из неотложных проблем потребительской кооперации - приостановка дальнейшего спада объемов хозяйственной деятельности. В последнее время снизились объемы закупок продуктов, выпуск изделий, продажа товаров народного потребления. Одновременно из-за стремительного роста цен на энергоносители, транспортные услуги, сырье, материалы, готовую продукцию, кредиты выросли издержки производства и обращения. Все это привело к сокращению доходов.

В этих условиях важной задачей потребительской кооперации является формирование собственных товарных ресурсов. В современных условиях резко повышается роль промышленной деятельности потребкооперации не только как стабильного источника увеличения товарных ресурсов, но и укрепления финансового состояния. Все еще недостаточно используются в производстве такие ценные пищевые добавки, как соевый и молочный белок, молочная сыворотка, нетрадиционные пищевые продукты, дикорастущее сырье. Широкого распространения в производстве не получили научные разработки по выпуску изделий с пониженным содержанием сахара, его частичной заменой. Остается задача возрождения винодельческого производства как высокорентабельной отрасли / рентабельность производства вина составляет 15-25 процентов, водки 25-40 процентов/.1 Производство этих товаров пока достаточно надежно обеспечивается федеральными ресурсами сырья, продукция имеет хороший спрос на рынке и обеспечивает быструю оборачиваемость денежных средств. Развивать эту отрасль заинтересованы и местные органы власти, поскольку винно-водочные изделия облагаются налогом в местный бюджет.

Система не может победить конкурентов, если не улучшить качество производимых товаров. Решение этой проблемы приобретает немаловажное значение. Вместе с тем в потребкооперации имеются предприятия, сумевшие преодолеть трудности переходного периода, которые организовали новые производства, выпускают запасные части, оборудование, торговые павильоны, теплицы, гаражи, пиломатериалы. В целях преодоления дальнейшего падения объемов закупок сельхозпродукции и сырья предполагается заготовительную деятельность построить на договорной, долговременной основе со сдатчиками, обеспечив им гарантированный сбыт продукции и предоставив льготы. Ставится задача обеспечить практическую реализацию принципа единого технологического комплекса заготовительно-перерабатывающих предприятий с циклом «закупка - переработка-поставка».

Одна из задач потребительской кооперации - развивать сферу платных услуг, которая должна рассматриваться не только с позиций ее социального значения, но и как одно из направлений укрепления экономического положения. Развитие новых услуг, ориентированных на владельцев личных подсобных и крестьянских хозяйств, арендаторов - ремонт и техническое обслуживание оборудования и садово-огородного инвентаря, выдача напрокат малой техники, строительно-ремонтные, транспортные и другие услуги должны способствовать укреплению состояния системы.

5. Крупная проблема - возрождение опта. Не может каждое село закупить вагон лопат, других хозяйственных и культурно-бытовых товаров, не говоря уже о галантерее, парфюмерии, одежде, обуви. Учитывая небольшие объемы магазинов, с ними непосредственно не станут иметь дело ни один крупный завод, швейная или обувная фабрика. Многие поставщики отказываются заключать договоры с каждым магазином. Во-первых, им не выгодно дробить отгрузки; во-вторых, они опасаются, что магазины окажутся неплатежеспособными. Привыкшие работать с крупными покупателями, поставщики оказались неподготовленными к новым условиям. Нет у них для этого ни компьютеров, ни средств связи.

Иллюзии, что в условиях рынка розница сможет обойтись без грамотного коммерческого посредника, постепенно уходят. Как свидетельствует мировая практика, по-другому и быть не может.

Нынешний кризис не бесконечен. И потому опт понадобится и будет востребован в полной мере. Если конечно, думать о надежном обеспечении населения всеми нужными товарами. Чтобы укрепить систему комплексного торгового обслуживания сельского населения, необходимо сохранить единую технологическую цепочку товародвижения: крупный кооперативный опт - сеть базовых районных универмагов и специализированных магазинов - сеть небольших торговых предприятий, расположенных в сельской местности - развозная торговля в отдаленные населённые пункты.

Порочным является создание в системе потребкооперации акционерных обществ, а тем более оптовых баз, производственных предприятий, во главе которых становятся руководители, члены правлений. Преобразования кооперативных организаций в акционерные общества опасны уже и тем, что эти объединения преследуют другие цели и могут быть безвозвратно утеряны для потребительской кооперации - деятельность же акционерного общества, по сути дела бесконтрольна.

6. Система потребительской кооперации представляем собой единственный, цельный организм, все составные части которого тесно связаны между собой и зависят друг от друга - поэтому ослабление позиций даже одного звена может существенно подорвать ее экономические основы. В сфере этого актуальной является проблема реформирования экономических взаимоотношений между потребительскими обществами и союзами между собой.

Совет потребительского общества сегодня самостоятельно и никому, кроме пайщиков, не подотчетно. В этом вся суть перестройки структур звеньев системы. В этих условиях роль союзов потребительских обществ коренным образом изменилась. Из органов, дающих указания и требующих отчетов, они должны стать консультативными с высококвалифицированным аппаратом. Помогать, разъяснять, советовать, обучать, защищать интересы в органах власти - вот основной круг вопросов деятельности союзов. Не командовать отраслями и предприятиями, а определять экономическую политику, помогать становлению рыночных отношений, хотя союз по новому Закону вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительным договором или уставом союза.

Практика кооперативного движения подтверждает: чем больше кооперативов вступает в союз, тем шире она может развивать свои операции и тем быстрее и легче может осуществить свои задачи.

7. Одна из главных особенностей рыночной экономики в ее развитом виде состоит в том, что в основе формирования и циркуляции материальных потоков лежит не только движение капитала, но и информации. Неизмеримо возросла роль союзов в обеспечении потребительских обществ широким насыщенным и доступным информационным полем, включающим сведения как сугубо конъюнктурного характера - ассортимент, объемы, качество, условия поставок и перевозок, цены и тарифы, условия оплаты и т.д., так и статистических данных, позволяющих более обобщенно оценить хозяйственную ситуацию и складывающиеся в экономике тенденции. Информационные центры союзов должны контролировать сведения о реквизитах предприятий и организаций, в том числе мировых, банковских ставках, страховых тарифах, валютных курсах, сроках проведения торгов, ярмарок, аукционов и т.п.

Сегодня необходима информация о сбыте продукции и закупочных операциях, результатах маркетинговых исследований по интересной на данный момент группе товаров и анализа надежности потенциального партнера; разнообразная аналитическая информация и данные о деятельности торговых домов и посреднических фирм; документооборот и информационная связь между предприятиями и их филиалами; сводки о торгах на ведущих биржах и коммерческая информация из других компьютерных сетей и т.п. Крупным резервом совершенствования торговли и улучшения деятельности потребительской кооперации является решение проблемы синхронного развития и взаимодействия всех отраслей рыночной инфраструктуры - банковской системы, транспорта, связи, информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: