ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

«ОРЕНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ»

(ГАПОУ ОКЭИ)

Самостоятельная работа

По специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

По предмету ОГСЭ.01 «Основы философии»

На тему: «Взгляды французских просветителей на общественное устройство мира»

 

Выполнил: Свиридов Кирилл

Студент группы 2ис4

Проверила: Великороднова Анна Валерьевна

 

 

Оренбург 2018

Имя, годы жизни, философские труды Экономические взгляды Политические взгляды Отношение к церкви        
Франсуа Мари Аруэ Вольтер (21 ноября 1694— 30 мая 1778) Повесть- «Кандид» Поэма- «Орлеанская девственница» Произведения- «История Карла, короля Швеции», «Царевна Вавилонская». Вольтер отражал позиции той части французской буржуазии, которая не претендовала на власть, а ставила лишь требования о реформах и гарантиях, готовая ограничиться скромной программой просвещенного абсолютизма. Вольтер выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма. Он смело и настойчиво требовал отмены несправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясь реабилитации невинно осужденных жертв церковной власти. Он считал, что все последствия существующего общества происходят от отсутствия просвещения, от невежества, которое поддерживается церковью. Стоит только устранить невежество, суеверие, фанатизм – и все пойдет на лад. Он призывал к борьбе за науку и прогресс, надеясь, что «союз королей и философов» расчистит почву для развития человеческого общества. Но хотя Вольтер и осуждал католическую церковь, и выступал против нее, все же он учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и считал необходимым ее сохранение в качестве узды для народа. Ему принадлежат известные слова: «Если бы не было Бога, то его надо было бы выдумать».   Вольтер – сторонник просвещенного абсолютизма. Он считал, что просвещенный король, обладающий доброй волей, сможет осуществить всю намеченную им обширную программу реформ. Нельзя не видеть, однако, симпатий писателя к английскому государственному строю, к конституционной монархии, которой просвещенный абсолютизм должен был в результате реформ – без революции – уступить место. Однако первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику. Монархия возникает позднее в результате завоевания и возвышения военного вождя.     Соглашаясь примириться с монархией, если она будет просвещенной монархией, просвещенным абсолютизмом, Вольтер в своей политической программе ограничивался требованием реформ, которые были бы направлены на устранение основных феодальных институтов. регистрации актов гражданского состояния, которая должна, по его мнению, производиться органами государства. Он проектировал перевод всего духовенства на жалованье, превращение духовных лиц в государственных чиновников. Вольтер предлагал также отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах, уничтожить таможни, расположенные внутри Франции, на границах крупных феодальных владений. Он требовал единого права вместо бесчисленных кутюмов, то есть систем местного права, различных в каждой провинции   Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не жалевшего слов для развенчания клерикализма. Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного фанатизма — Каласа и Сервета) против господства и гнёта религиозных суеверий и предрассудков, против клерикального изуверства, Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной «терпимости» (tolérence) — термин, означавший в 18 в., презрение к христианству и безудержную рекламу антикатолицизма — и как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов; образ императора в трагедии «Гебры»). Христианское мифотворчество Вольтер считал обманом.  
Дени Дидро(5 октября 1713— 31 июля 1784) Пьеса «Внебрачный сын», «Отец семейства», «Жак Фаталист», «Монахиня», «Лестничный ум» Будучи буржуазным мыслителем, Дидро не был буржуазно ограниченным. Он умел относиться критически не только к буржуазии как классу, но и к буржуазным идеалам. Это и придало его творчеству особое обаяние и привлекательность. Он неустанно боролся за улучшение положения трудящихся и был одним из самых ревностных правдоискателей. Борьба за истину и за достойные человека условия общественной жизни составляла основное содержание всей его жизни. Знакомство с экономическими воззрениями Дидро углубляет и расширяет представления об истории экономической и политической мысли XVIII в. Оно дает, кроме того, возможность лучше понять связь между передовой для XVIII в. экономической теорией и материалистической философией, выяснить, каких результатов достигли французские материалисты в их попытках применения своей философии к сфере экономической жизни.   Дидро утверждал, что ликвидация феодального порядка возможна и мирным путём, при помощи различных законодательных реформ или воспитания в народных массах нравственности. Политическая программа, которая изложена в его основных сочинениях, предусматривала, прежде всего, отмену крепостного права, уничтожение сословий и наделение всех крестьян земельными участками. В качестве идеальной государственной формы Дидро считал республику, однако он считал её полностью непригодной для территории Франции.   Вред религии Дидро усматривал не только в том, что она противоречит разумному осмыслению человеком действительности, но и в том, что она подавляет его активность в преодолении жизненных трудностей и невзгод, гасит в нем творческое начало и стремление к познанию мира. Отношение между светом научном научных знаний и слепой религиозной верой. Видя в религии препятствие на пути преобразования общества на разумных началах, Дидро противопоставлял ей научное знание, просвещение, стремясь сделать их достоянием народа. В этом, несомненно, его историческая заслуга. Философ решительно выступал против насильственного насаждения веры в бога, осуждал за это не только католическую церковь в лице черной гвардии Ватикана – иезуитов, но и их противников – янсенистов. Янсенизм– своеобразное религиозно –нравственное течение внутри католицизма, которое было выдвинуто голландским богословом Корнелием Янсением (1585 – 1638); получило распространение в 17 -18 веках во Франции и Голландии.Сторонники янсенизма, выступая против неограниченной власти папы римского, по существу и методам своей деятельности ничем не отличались от иезуитов.Следуя принципам свободы совести, Дидро требовал утверждения полной свободы в делах веры. Согласно его утверждениям, государство не имеет право насильственно навязывать гражданам ту или иную религию. Одновременно Дидро отстаивал свободу неверия – атеистических взглядов. Не выдвигая принципа отделения церкви от государства, он требовал тем не менее ликвидации опеки церкви над школой, над образованием граждан. Образование должно быть светским, считал Дидро, избавленным от какого бы то ни было воздействия церкви. Он призывал ограничить вмешательство церкви в решение государственных, гражданских дел. Церковь должна быть под постоянным контролем государства. Вообще Дидро считал необходим превратить служителей культа в своеобразных государственных чиновников, которые должны подчинятся светской власти. Он призывал ликвидировать экономическую мощь церкви. Дидро видел в религии исторически приходящее явление; он был глубоко убежден, что в будущем она исчезнет, превратившись в своеобразную окаменелость минувших веков. Эту свою убежденность он совершенно однозначно и категорично выразил в упоминавшемся уже «Разговоре философа с женой маршала де ***»    
Монтескье Шарль Луи (18 января 1689 — 10 февраля 1755) Основные труды. «Персидские письма» (1721, опубликованы ано­нимно), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1733), «Размышления о всемирной монархии» (1733), «О духе законов» (1748). Монтескье разделяет теорию об общественном договоре. Он один из тех мыслителей, которые различали в определенной мере общество и государство. В его учении государство зарождается не одновременно с образованием общества, а на той ступени его развития, когда среди людей возникает вражда и война из-за распределения богатства и одна часть людей начинает стремиться использовать общие блага в своих корыстных целях. В таких условиях люди вынуждены были заключать между собой соглашения и создавать государство для прекращения состояния вражды в обществе, объединяя свои личные силы в общую силу государства. Согласно Монтескье главная цель государства – примирять противоречия между людьми, и разрешать споры правовым путем, используя общую силу, если кто-то не пожелает подчиняться правопорядку. Монтескье уделил много внимания формам («образам») правления. Он доказывал, что вполне естественны разные формы правления в зависимости от общего духа того или иного народа. Монтескье подчеркивал, что есть три образа правления: республиканский (разделяя его на демократический и аристократический), монархический и деспотический, и различал их по двум характеристикам: природе правления и принципу правления. Природа правления Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх. Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов». Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738—1794).     Монтескье считал, что принципы религии делаются крайне пагубными, если их вводят в человеческую политику. Он считает необходимым разделение высшей власти в церкви и в госу- дарстве. Религия должна быть ограждена от государственного вмешательства и произвола, государи не должны вмешиваться во внут-рицерковные споры до тех пор, пока они не нарушают общественный мир и не вызывают смуту. Источник религиозной розни и религиозных войн, которыми заполнена история, — не сам по себе факт сущесгвования многих религий, а дух нетерпимости, одушевляющий ту, которая считает себя господствующей. Нетерпимость есть помрачение сознания, упадок человеческого разума. Преодоление религиозной вражды не в насильственном установлении религиозного единообразия, но  
Жан-Жак Руссо (28 июня 1712— 2 июля 1778) Все имущество Руссо разделяет на необходимое и излишек, причем налог платят лишь те, у кого излишек. А так как излишек мог быть только у богатых, то естественно, что налог платили они, а крестьяне должны были быть освобождены от всякой уплаты. Помимо этого налога, Руссо предлагает ввести налог на роскошь, на бесполезные ремесла, дабы усмирить жадность богатых и зависть бедных. Такие реформы никак не отразятся на индустрии, так как все эти продукты будут заменены производством полезных. Что касается торговли, то государство должно регулировать колличество припасов в стране, давать направления, то есть всячески вмешиваться в этот процесс. Такова программа социальных реформ, которые, как Руссо считал, необходимо провести в европейских государствах и прежде всего во Франции. " Руссо мечтает о возврате к натуральному хозяйству, о патриархальной крестьянской демократии, о простоте общественных нравов и учреждений". Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке… - С.111 Он признает необходимость вмешательства государства в дела собственности и экономику страны. Жан-Жака Руссо напрямую были связаны с его социальной теорией и философским учением. Основными принципами его концепции являлись коллективизм, антимонархизм, гуманизм и демократизм. Мыслитель исходил из идеи о естественном состоянии человеческого существа, в котором все были равными, имея одинаковые права. Данное естественное состояние он сам называл «золотым веком всего человечества», где господствовали равенство, общественная собственность и полная свобода. Но с появлением другого вида собственности (частной), а вместе с тем и социального неравенства, которые противоречили естественному равенству, началась борьба между богатыми и бедными. Итогом поиска выхода стало соглашение о формировании законов и государственной власти. При этом законам должны подчиняться все без исключения. Но утеряв часть своей свободы, бедные не обрели политической свободы. В противовес данному направления эволюции общества Руссо предложил свою новую концепцию «формирования политического организма в качестве подлинного договора, заключённого между народом и правителем». Итогом данного договора создаётся единое Целое вместо отдельных лиц. В результате Целое получает своё общее Я, единство, волю и жизнь. В своих политических построениях Руссо делает акцент на группе, классе, сословии, но не на индивиде, по этой причине отдельного гражданина в них всегда поглощает общество.   Он был против всяких отношений христианской церкви и политических организаций. Кроме того, он утверждал, что христианство не достаточно ценит земную жизнь и слишком много времени уделяет небесным помыслам. Также он считал, что христиане часто пребывают в замешательстве от того, кому стоит повиноваться: правителю или священнику.   Тему религии он затрагивает и в "Исповедании веры савойского викария". Что касается вероисповедания Руссо, то он с точностью писал, что исповедует теизм. Он не считает Бога первопричиной всего, однако полагает, что присутствие Бога можно обнаружить в любом творении. Бог так или иначе всегда вмешивается в естественный ход событий.Также Руссо создал свою модель «идеальной религии». Он смотрит на веру, как на создательницу всего сущего, а именно мира, природы и человека с его сердцем и совестью. В этой религии храмом является сама природа. Такая религия лишена всех культов и обрядов, она естественна и проистекает только из сердца. Душа, по мнению Жана-Жака, действительно, бессмертна. Чтобы получить счастливую жизнь в загробном мире, человек должен всячески стремится к этому и вести праведную жизнь.    
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: