Анализ стихотворения А. А. Блока «Я долго ждал — ты вышла поздно» (1901г.)




Теряева Анастасия ОБ-РЛ-51 Поэтика русской литературы конца 19-начала 20 века

Анализ стихотворения А. А. Блока «Я долго ждал — ты вышла поздно» (1901г.)

Я долго ждал — ты вышла поздно,
Но в ожиданьи ожил дух,
Ложился сумрак, но бесслезно
Я напрягал и взор, и слух.
Когда же первый вспыхнул пламень,
И слово к небу понеслось, —
Разбился лед, последний камень
Упал, — и сердце занялось.
Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, в вечном звоне
Церквей смешались купола.

А. А. Блок — поэт-символист «серебряного века» русской литературы. Сложность, неоднозначность, подавляющая масштабность социальных потрясений революционной эпохи породила богатую, сложную, таинственную символику творчества Блока. Поэт воспринимает происходящее скорее не сознанием, а чувствами. Отсюда мистицизм, загадочность и неизменная притягательность его поэзии, которая проникает в сердце, минуя разум.

В. Орлов говорил о трёх книгах Блока и о трёх типах поэтической речи:

«1-й том – напевно-эмоциональных (самый символичный); 2-й том – драматически-повествовательный (декадентский); 3-й том – ораторский стиль (его вдохновляет жизнь), самый светлый, гармоничный том».

Свое поэтическое мастерство Блок в совершенстве передал в любовной лирике. Любовь Блока — это любовь к Прекрасной Даме, Таинственной Незнакомке, Деве, Вечной женственности. Она — мечта, она вся сотканная из огня, звездного света и небесной лазури — именно эти символы чаще всего встречаются в цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме».

Одно из лучших стихотворений А. Блока о любви «Я долго ждал — ты вышла поздно… » входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Написано 27 ноября 1901. В этом цикле зашифрована любовь к конкретной девушке. Создавая его, Блок был вдохновлен любовью Дмитриевной Менделеевой.

«Стихи о Прекрасной Даме» — истинное начало, исток всего творчества поэта. На таком понимании значения своей первой книги Блок настаивал всегда, до конца жизни. Каждое стихотворение предельно важно для Блока, без него книга стихов, книга души поэта была бы неполной. Цикл стихотворений был опубликован в «Северных Цветах» в 1903 году, то есть за год до женитьбы Блока на Менделеевой.
Поэт часто делал записи в дневнике, касающиеся событий, толкнувших создать то или иное произведение.
В стихотворении «Я долго ждал — ты вышла поздно… » ожидание героя и приход любимой — вот, что выразил Блок в этих потрясающих своим напряжением, глубиной чувства строках.

Как писала Л. Гинсбург в своей работе «О лирике»: «Блок владеет двойной системой символов. Он расставляет знаки стилей соловьевского (в его символистической интерпретации), условно-сказочного, урбанистического, фетовского, некрасовского, и одновременно с ними, в сложном с ними соотношении, возникают символы блоковского мира, основания которого заложены еще в «Ante Lucem». Блоковские зори, закаты, сумраки, туманы, ветры, метели — слова-острия, наэлектризованные блоковским контекстом и потому перестраивающие все, что их окружает. Если они не проникли в то или иное стихотворение, то проникли в соседнее, сопряженное с ним в единстве цикла и книги».

Слова-острия стихотворения «Я долго ждал — ты вышла поздно»: сумрак, дух, пламя, вьюга, церковь, небо.

Основные темы цикла:

1) Любовь как родство душ, обреченных на вечный поиск, вечное томление;

2) Бессмертное бытие человеческой души, бесконечное её возвращение в новых обличиях;

3) Он и Она могут встречаться в церкви (где Её не могут тронуть). И на реке (река – рубеж между двумя мирами). - И в вечном свете, в вечном звоне Церквей смешались купола.

4) Таинственные числа, которые влияют на ход планет, судьбы людей.

В цикле много безличных и неопределённо-личных конструкций (все, многие, никто, куда-то, где-то).

Лирический герой ждет, ждет долго, идут минуты, часы, он силится услышать хоть единый звук… Ожидание, страх, что она не придет, автор показывает с помощью символов «в ожиданьи ожил дух», «я напрягал и взор и слух»
Герой весь превратился в слух, но вдруг в темноте забрезжил огонек, для ожидающего он превращается в «пламень» надежды, спасения. Послышался голос,...
и «разбился лед», упал камень с души героя, и «сердце занялось». Здесь Блок использует прием аллегории. Вспыхнувшую надежду автор сравнивает с пламенем, а радость, облегчение героя — с упавшим камнем.
Она пришла … Для героя Она волшебница из «белой вьюги». Приветствуя Ее и отражая радость лирического героя, «в вечном свете, в вечном звоне ».
Интересна цветовая гамма стихотворения. Блок любит контрасты, в этом стихотворении они тоже есть. «Ложился сумрак», темно, но вдруг вспыхивает яркий «пламень», тьма рассеивается. И вот в «белой вьюге» появляется Она, чтобы навсегда остаться в «вечном свете». Цвета первого тома: белый, голубой, синий, появляется красный.
О лирическом герое в стихотворении почти не говорится ничего: нет ни его портрета, ни описания его характера. Но есть картина душевного состояния героя в миг его ожидания. Мы словно видим, как он напряжен, как застыл, испытывал и страх разочарования и надежду на приход любимой. (Через Неё открыта любовь к Миру «Там», а Он (рыцарь, раб небесной Царицы) находится в Мире «Здесь» - страшном мире).
Блок передал своему лирическому герою свои чувства, свои переживания, свой страх: вдруг его любимая не придет, и он один останется в вечной мгле ожидания. Это полное психологизма, поражающее своей красотой и лиричностью стихотворение не может оставить равнодушным. Оно словно соткано из лиричных струн души поэта. Это стихотворение, несомненно, одно из самых лучших в творчестве А. Блока.

Александр Блок пополнил сокровищницу мировой любовной лирики настоящими шедеврами. Его стихи — отражение любви как высшей тайны, божественного света, космического, мистического, непознаваемого. Она призрачна и сумрачна, она ясна и жгуча, она вся — лунный отблеск и солнечное сияние, лед и пламя, непостижимая загадка Мироздания, в познании которой раскрывается, светлеет и оживает душа человека.

Рифма - ABAB (перекрёстная) с чередованием женской и мужской рифмы:

Я долго ждал — ты вышла пОздно, - ж
Но в ожиданьи ожил дУх, - м
Ложился сумрак, но бесслЕзно - ж
Я напрягал и взор, и слЕх. - м

Стихотворный размер: Четырёхстопный ямб (я/ дОл/го ждАл/ — тЫ/ выш/лА позд/нО)

Литература:

1. История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 2. Символизм: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. В. Михайлова; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.

2. Гинзбург, Л.Я О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель. 1974. 407 с.

3. Гофман, В. Язык символистов / В. Гофман. - Москва: Литературное наследство, 1973.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: