Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания
Под воспитательным потенциалом семьи современные ученые понимают характеристики, отражающие разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, определяющие ее воспитательные предпосылки: ее тип, структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и др., и которые могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.
Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности. Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы:
) внешние, имеющие макросоциальный характер;
) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи.
Сущность воспитательного потенциала семьи раскрывается в содержании его основных факторов и компонентов. К факторам, характеризующим жизнедеятельность семьи по разным параметрам, относят: социально-культурные, социально-экономические, технико-гигиенические и демографические.
Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшую социальную обязанность члена общества.
|
Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.
Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни семьи.
Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей.
Компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения - важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни общества. Для оценки внутрисемейных отношений психологи предлагают такую характеристику, как психологическая коммуникабельность семьи, включающая следующие виды внутрисемейных отношений: интеллектуальные, эмоциональные и волевые.
Интеллектуальные отношения между членами семьи определяются такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений, сходство интересов к книгам, музыке, театру и к другим направлениям общественной культуры.
|
Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в эмоциональных переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.
Признаком волевых отношений является способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод. Состояние внутри семейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.
В соответствии с этим выделяют уровни воспитательного потенциала:
Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе.
Средний (критический) уровень воспитательного потенциала: в семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.
|
Низкий уровень: в семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры.
Воспитание детей в семье рассматривается как гражданский долг родителей, однако родительская ответственность не сводится только к юридической. Родители выполняют свои обязанности, прежде всего потому, что это является их нравственным долгом. В зависимости от состояния, уровня развития рассмотренных и других компонентов воспитательного потенциала выделяются различные в социально-педагогическом отношении типы семей:
) воспитательно-сильные;
) воспитательно-устойчивые;
) воспитательно-неустойчивые;
) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой;
) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;
) маргинальные с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.;
) правонарушительские;
) преступные;
) психически отягощенные.
В семьях первого типа воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак - высокая нравственная атмосфера семьи в целом.
Второй тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.
Для третьего типа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.
Четвертый тип объединяет семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.
Остальные типы являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.
Дисгармоничная семья является фактором риска для неблагополучного развития личности ребенка. Выделяют варианты психологического неблагополучия:
семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью (например, алкоголизмом);
собственно дисгармоничные семьи, в которых основной проблемой являются отношения между членами семьи.
Различают типы дисгармоничных семей: собственно дисгармоничная; деструктогенная; распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду; ригидная псевдосолидарная семья; семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания; трудные семьи, где социальная ситуация развития ребенка непредсказуема, не подвластна ему и чревата неприятными неожиданностями, когда ребенок никогда не может быть уверен, что сможет получить поддержку родителей, когда ему это потребуется, и др. У детей, растущих в таких семьях, как правило, низкая самооценка, которая нередко маскируется перфекционизмом, т.е. навязчивым стремлением к совершенству во всех делах, контролированием других, проявлением презрения к людям, появлением чувства вины, стыда; сама способность выражать собственные чувства и понимать чувства других людей у них снижена.
Таким образом, воспитательный потенциал семьи - это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка». Каждая семья обладает свойственным только ей воспитательным потенциалом, который определяется сочетанием различных факторов, определяющих жизнедеятельность семьи. Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности, реализуется посредством ряда педагогических и социально-психологических механизмов. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Заключение
Семья является главным институтом воспитания. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни.Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: демографический - структура семьи; социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Под воспитательным потенциалом семьи понимают совокупность средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно. Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются: возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности; уровень педагогической культуры родителей; характер взаимоотношений в семье; способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам. Выделяют уровни воспитательного потенциала семьи: высокий: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого члена; средний (критический): в семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда; и низкий: в семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим, в таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует нервозность в отношениях.
Таким образом, в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.
Список используемой литературы
.Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О.Л.Зверева, А.И.Ганичева. - М.: Академия, 2005. - 160 с.
.Куликова Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Г.А.Куликова. - М.: Академия, 2003. - 232 с.
.Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков / Г.М Миньковский. - //Социологические исследования. - 1982. - №2. - С.105-113.
.Овчарова Р.В. Семья, ее воспитательный потенциал. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. - М.: Сфера, 2004. - С.345-364.
.Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М.Николаенко, Г.М.Залесов, Т.В.Андрюшина и др. - М.: ИНФРА-М; 2000. - 175 с.
.Столяренко Л.Д. Педагогический тезаурус / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгина. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2001 - 256 с.
.Шакурова М.В. Методика и технология социально-педагогической работы с семьей / М.В.Шакурова. - М.: Академия, 2007. - 272 с.