Патентное ведомство (ст.ст. 1-2 Закона)
Патентный Закон охватывает имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие по поводу объектов промышленной собственности в процессе их создания, правовой охраны и использования (ст.1). По предмету регулирования Закон относится к гражданскому законодательству.
Конституция Российской Федерации включает гражданское законодательство, в том числе правовое регулирование интеллектуальной собственности, в сферу исключительной компетенции федеральных органов (п.о. ст.71.)
Принят Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем, Закон о правовой охране программ электронно-вычислительных машин и баз данных и, наконец, Закон об авторском праве и смежных правах. Причём все эти законы предусматривают возможность принятия на их основе законодательных актов республик, хотя по своей форме и содержанию это законы прямого действия.
На территории России действуют также нормы международных договоров в области охраны промышленной собственности. Как правопреемник Советского Союза Россия участвует в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договоре о патентной кооперации 1970 года, Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1973 г., и двухсторонних договорах с рядом европейских стран о правовой охране промышленной собственности (в частности с Австрией, Францией и др.).
Как участник Парижской конвенции Россия вошла в Международный Союз по охране промышленной собственности, образованный его участниками в 1893 году (Парижский союз) и Конвенцию о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967г. (ВОИС), объединяющих несколько международных союзов.
Парижская конвенция является наиболее представительным многосторонним международным договором: в ней участвуют около ста государств. Основная цель Конвенции - облегчить гражданам и юридическим лицам государств, входящих в Конвенцию, взаимную защиту прав на изобретения, промышленные образцы и другие объекты промышленной собственности.
В частности, участие в ней России создаёт наиболее приятные условия для приобретения, защиты и использования промышленных прав иностранцами в России, а россиянами в зарубежных странах, т.е. иностранцы в каждой стране - участнице Конвенции пользуются теми же правами и преимуществами, которые имеют в данной области собственные граждане и юридические лица (принцип предоставления национального режима).
К важнейшим субъективным правам граждан и организаций государств - участников Конвенции относятся:
право получения конвенционного приоритета;
право получения выставочного приоритета;
право изобретателя на указание его имени в патенте.
Нормы, обеспечивающие эти права, включены в Патентный закон. Важное значение для охраны общественных интересов имеют такие правила о свободном использовании изобретений и промышленных образцов, о праве преждепользования, о принудительных лицензиях и др.
Основная цель Договора о международной патентной кооперации (принятая аббревиатура - РСТ) - упростить и удешевить национальную процедуру выдачи патента. Для этого предусмотрена возможность подачи единой так называемой “международной заявки” во всех странах-участницах Договора (которые заявитель указал в заявке), возложение некоторых функций по экспертизе “международных заявок” на отдельные ведомства стран-участниц для проведения единой международной оценки заявки, предоставления различных патентных услуг, связанных с экспертизой заявок. В соответствии с Договором о патентной кооперации такие функции в России возложены на Всероссийский научно-исследовательский институт патентной экспертизы (ВНИИГПЭ). В рамках Договора он признан Международным поисковым органом и Органом международной предварительной экспертизы. Положения Договора распространяются только на изобретения и полезные модели.
Правила международных договоров имеют приоритет перед правилами гражданского законодательства. Этот общий принцип гражданского законодательства отражен и Патентном законе, предусматривающем, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе, то действуют правила международного договора (ст.37).
Центральным органом федеральной исполнительной власти, на который возложено выполнение функций государственного патентного ведомства, является Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент). Этот Комитет осуществляет единую государственную политику в области охраны промышленной собственности, включая охрану прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование места происхождения товаров, а также в области правовой охраны программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем.
Основные направления деятельности Роспатента определены в Законе. Комитет выполняет следующие функции:
принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
проводит по ним экспертизу;
осуществляет государственную регистрацию изобретений полезных моделей и промышленных образцов;
выдаёт от имени государства патенты и публикует официальные сведения.
Роспатент разрешает также споры, связанные с рассмотрением заявок. Этим занимается специальная организация Роспатента - Апелляционная палата. Для окончательного рассмотрения споров, связанных с выдачей патентов, Закон предусматривает создание независимого вневедомственного органа - Высшей патентной палаты Российской Федерации.
Роспатенту предоставлено, кроме того, право разрабатывать, принимать и издавать в пределах своей компетенции правила и разъяснения по применению законодательства об охране промышленной собственности, обязательные к исполнению на всей территории России; регистрировать лицензионные договоры о предоставлении прав на использование объектов промышленной собственности, договоры об уступке патентов и товарных знаков и о залоге прав на объекты промышленной собственности.
В числе новых задач, выполняемых Роспатентом, следует отметить аттестацию и регистрацию патентных поверенных, а также контроль за их деятельностью.