Физическая и психологическая самость




До того, как обратиться к защитной роли агрессии в защите репрезентации самости, необходимо вывести некие заключения о развитии самости.

Психоаналитики различных теоретических взглядов отмечали, что способность родителя к отражению (reflection1)) психических состояний другого имеет огромное влияние на развитие структуры самости ребенка (Винникотт, 1956; Бион, 1957; Когут, 1977). Эта точка зрения включает в себя два связанных с ней, но редко открыто высказываемых предположения: первое - понятие психологической самости и второе - ее эволюцию в интерсубъективном процессе. В предыдущей работе мы (Фонаги и др., 1993 а) провели различие между двумя аспектами самости: " дорефлексивная или физическая самость ", непосредственно переживающая жизнь, и " рефлексивная или психологическая самость ", внутренний наблюдатель психической жизни. Психологическая самость видит себя и объектный мир с точки зрения чувств, убеждений, намерений и желаний и обдумывает опыт в психологическом ключе.

Дорефлексивная или непсихологическая самость, которая представляет мир и самость в физических понятиях, возможно представлена в простой форме с рождения и окончательно устанавливается к 6 месяцам (Стерн, 1985). Рефлексивная или психологическая самость эволюционирует более медленно в течение первых двух лет жизни. При отсутствии понимания психического мира убеждений и намерений у себя и у окружающих, поведение других имеет ограниченный смысл для ребенка. Он не может осмыслить собственные реакции и представить свое психическое содержание, а восприятие эмоционального состояния другой личности ограничивается резонансом.

Мы понимаем, что дихотомия, предлагаемая в этой статье, подразумевает дуалистический подход. Предполагается, что психика онтогенетически следует за поведением (выводится из него). Наша позиция заключается в том, что уже на ранних стадиях психологический смысл имеет существенное значение для понимания действий объекта. С нашей точки зрения младенец проводит различие между социальными и несоциальными объектами, и что изначально присутствует осведомленность о психическом мире. Мы не рассматриваем психику как нечто появляющееся, как это делают некоторые психологи развития, скорее, как нечто развивающееся во всей своей сложности.

В другой работе (Фонаги и др., 1993 а) мы исследовали, как рефлексивная способность может развиваться в интерсубъективном процессе. Увеличивающееся признание ребенком важности психических состояний (чувств, убеждений, желаний и намерений) проявляется через разделяемое понимание его психического мира и мира заботящейся о нем фигуры. Она отражает психические переживания ребенка и представляет их ему обратно, переведенными на язык физических действий, который он может понять. Ее роль состоит в том, чтобы обеспечивать творческое социальное зеркало, которое может схватывать для младенца аспекты его активности и затем добавлять организующую перспективу, используя то, что Деннет назвал "интенциональная позиция" (intentional stance) - предположение, что поведение человека может быть понято с точки зрения его психического состояния (Деннет, 1978). Например, рассмотрим одинннадцатимесячного ребенка, который отчаянно показывает на стакан с водой. Мама уверенно достает из-под стола алюминиевую фольгу и протягивает ее ребенку. Он удовлетворенно улыбается. Мама поняла, что младенец видел, а затем потерял отблеск сверкающего предмета некоторое время назад, и сейчас показывает на нечто столь же сияющее, чтобы напомнить ей, что он хотел бы получить.

Винникотт (1956) описывает похожие процессы в отношениях мать-дитя. Сперва ребенок может чувствовать слияние с матерью до той степени, в которой она способна идентифицироваться с ребенком. Эта стадия сменяется постепенной эмоциональной сепарацией, при которой сохраняется контакт - и развивается взаимное понимание - посредством того, что Винникотт (1971) назвал перекрестными идентификациями (проективными и интроективными механизмами идентификации). Психическое переживание младенцем себя постепенно достигается путем тщательного наблюдения психического состояния его объекта, идентификации в матери ее восприятия его собственных чувств. Левальд (1978) также предполагал, что постижение собственных переживаний базируется на интернализации отзеркаливающего взаимовоздействия в диаде мать-дитя. Обеспечение такого понимания неотделимо от феномена контейнирования, как описано Бионом, как и от его различия между альфа и бета-функциями (Бион, 1962, 1967, 1970).

Если мать в достаточной мере настроена на младенца (Стерн, 1985) или обеспечивает "достаточно хорошее" психическое зеркало (Винникотт, 1967), можно считать, что ребенок обеспечен "иллюзией", что процесс отражения происходит внутри его собственных психических границ. Мы предполагаем, что это будет увеличивать чувство эффективности младенца, как и его самопонимание. Естественно, "иллюзия" необходима или желанна лишь на ранних стадиях. Контролируемая величина рассогласования между психическим состоянием ребенка и отражением заботящейся фигуры, возможно, является существенным для эволюции рефлексивной самости. Это подразумевается в описании Винникоттом матери, прогрессивным и полезным образом неудачливой со своим ребенком, поскольку она возвращается к себе из своей первичной материнской озабоченности. Это подразумевается в модели развития Выготского (Вилсон и Вейнстейн, 1992) и в работах Джоржа Кляйн (1976).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: