На основе этого библейского сюжета родился мотив богоборчества и в русской литературе (творчество Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова).




 

В 1876 году в дневнике Ф.М.Достоевского появилась запись: «Каин – причина: Байрон хромой». Достоевский связал хромоту Байрона и тему богоборчества в поэме Байрона «Каин». Известно, что хромота с детства была скрытой причиной протеста Байрона против несовершенства мира.

Идея Богоборчества появляется у Достоевского в романе «Бесы ». У Достоевского в «Бесах» есть главы «Хромоножка», «Чужие грехи», «Премудрый змий». Они связаны с Библейским текстом и выражают главную идею романа «Бесы» - мотив первородного греха Адама и Евы и расплату человечества за их грехи, которые отказывается принять на себя Каин. Потому одна из главных героинь романа Марья Тимофеевна хромает, в ней два образа – образ Бога и дьявола, она постоянно смотрит в зеркало и как бы двоится (в русском фольклоре хромает дьявол, чёрт, нечистая сила).

Идея богоборчества встречается и в романе Достоевского «Братья Карамазовы », в котором есть главы «Больная ножка» и «Бесёнок» (=черт, дьявол, бес), а также упоминается имя Байрон. Достоевский связывает хромоту свих героев с бесовщиной (бесом) и с именем Байрона. Достоевский видит в богоборчестве Байрона святое и нечистое, грешное, бесовское.

Однако в творчестве Достоевского между человеком и Богом есть посредник – Иисус Христос, святые, Богородица. Поэтому Богоборчество у Достоевского имеет две стороны: с одной стороны, признание существования Бога; с другой стороны – борьба за то, чтобы мир был более совершенным и хорошим.

У Достоевского есть и Бог, и святые, и Церковь, и храм. Там, где появляются эти посредники, идея богоборчества заменяется евангельской идеей ответственности человека за грехи других людей, готовности взять на себя грехи мира, как Иисус Христос. В этом смысле Достоевский опирается на тексты Евангелия, которые ведут главные мотивы произведений Достоевского.

Например. В романе «Братья Карамазовы» Митя осужден за чужую вину и отправлен на каторгу. Он знает, что не виноват, но готов принять (=взять) на себя грехи других людей. К этому не готов был библейский Каин. К этому не готов был и «Каин» Байрона, но к этому готовы герои Достоевского – в этом смысле Достоевский евангелист, его тексты ближе к Евангелию, чем к Ветхому Завету.

 

3) Третья трактовка данной ситуации связана с восприятием (=пониманием) образа Авеля как прообраза Иисуса Христа – жертвы, а Каина – как прообраза Иуды (предателя Иисуса), то есть ветхозаветная библейская ситуация Каин и Авель» рассматривается как прообраз ситуации Нового Завета.

Эта трактовка воплощена в знаменитой картине итальянского художника эпохи Возрождения Якобо Тинторетто «Каин убивает своего брата Авеля». Об этом говорят детали картины – голова жертвенного тельца, лежащая на земле, древо в центральной части картины, на которое как бы указывает рукой умирающий Авель. Это древо мира, древо жизни и древо познания, посаженные Богом в Раю как символы гармонии мира. Однако поступок Каина нарушает гармонию, он греховен, поэтому все заветы Бога человек не выполнил, гармония нарушена, зло доминирует над добром, грех процветает.

Ветхий Завет подготавливает события Нового Завета и появления на земле Сына Бога Иисуса Христа. В следующей книге Библии – Евангелии – последует жертвенное искупление Иисусом Христом грехов человеческих. Тинторетто использует принцип света и тени для выражения данного смысла (Авель – прообраз жертвоприношения Иисуса Христа). Тело Каина, как и древо, написаны в темных тонах, светом выделены знаковые фигура Авеля и голова тельца.

Это не только оппозиции света и тьмы, добра и зла, но и тема искупления греха в будущем распятии Иисуса Христа, в его жертвоприношении.

 

Другие художественные интерпретации образа Каина и Авеля:

Литература: Мистерия «Авель и Каин» (Йоркский цикл). Соломон Гесснер. Смерть Авеля. S.T.Coleridge. The Wanderings of Cain. Дж.Г.Байрон. Каин. W.Blake. The Ghost of Abel. Дж.Стейнбек. К востоку от рая. Дж.Гарднер. Грендель. Фридрих Дюренматт. Портрет планеты. М. Волошин. Путями Каина.

Живопись: Феофан Грек. Авель. Тициан. Каин и Авель. Дюрер. Каин убивает Авеля. Тинторетто. Каин убивает Авеля. Г. Доре. Жертва Каина и Авеля. Ю.Карольсфельд. Жертвоприношение Каина и Авеля. Братоубийство.

Фильм: Дм.Менделеев. Каин. (Библия в творчестве Дж.Г.Байрона).

 

ГЮСТАВ ДОРЕ. Жертва Каина и Авеля.

(19 век, французский художник, создавший реалистичные иллюстрации к тексту Библии, её сюжетам)

 

 

 

Гюстав Доре «Смерть Авеля»

 

 

Феофан Грек. Иконописец 14 века (Византия – Древняя Русь). Авель

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: