ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
На программу бакалавриата
«ФОРТЕПИАНО»
Направление подготовки
«МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, КОЛЛОКВИУМ
Вступительное испытание проводится с целью определения уровня владения абитуриентом музыкальным инструментом, понимания содержания, формы, стилистических и жанровых особенностей исполняемых произведений, а также выявления его общекультурного уровня, эрудиции в области музыкального искусства.
Содержание вступительного испытания и форма его проведения
Вступительное испытание включает в себя:
- исполнение на фортепиано полифонического произведения в оригинале; первой / второй и третьей частей классической сонаты или вариаций; виртуозного этюда или пьесы (по выбору абитуриента);
- ответы на вопросы экзаменаторов, касающиеся особенностей интерпретации исполненных абитуриентом произведений, а также более широкого круга вопросов, связанных с композиторским творчеством и фортепианным исполнительством.
Продолжительность исполнения сольной программы не должна превышать 20 минут. Программа исполняется наизусть.
Шкала и критерии оценивания
Исполнение программы и коллоквиум оцениваются по 100-балльной шкале; за вступительное испытание в целом выставляется средний балл.
Исполнение на музыкальном инструменте оценивается по следующим критериям:
- убедительность раскрытия художественного образа произведения;
- техника исполнения;
- соответствие стилевым и жанровым признакам;
- наличие исполнительской индивидуальности.
В соответствии с указанными критериями исполнение сольной программы оценивается следующим образом.
|
100 баллов. Поступающий демонстрирует верное понимание стиля, жанровых и композиционных особенностей исполняемых сочинений; техническую свободу и владение исполнительскими приемами; артистизм и выраженное личностное отношение к исполняемой музыке. При этом содержательная трактовка произведений весьма убедительна.
75 баллов. Поступающий демонстрирует в основном верное понимание стиля, жанровых и композиционных особенностей исполняемых сочинений, но при этом допускает незначительные погрешности в технике исполнения. Содержательная трактовка произведений не отличается оригинальностью.
50 баллов. Поступающий демонстрирует весьма приблизительное понимание стиля, жанровых и композиционных особенностей исполняемых сочинений; слабо справляется с техническими трудностями. Исполнение остается маловыразительным.
Менее 50 баллов. Поступающий неубедителен как с художественной, так и с технической точек зрения.
Коллоквиум оценивается следующим образом.
100 баллов. Абитуриент логично, четко и ясно отвечает на поставленные вопросы; умеет обосновывать свои суждения и профессионально-личностную позицию по отношению к излагаемому материалу. Ответ носит самостоятельный характер.
75 баллов. Ответ отличается меньшей обстоятельностью, глубиной, обоснованностью и полнотой, однако допущенные ошибки исправляются самим студентом после дополнительных вопросов экзаменаторов.
50 баллов. Поступающий допускает неточности и существенные ошибки в определении понятий, формулировке положений. В целом ответ отличается низким уровнем самостоятельности, не содержит собственной профессионально-личностной позиции.
|
Менее 50 баллов. Поступающий имеет разрозненные, бессистемные знания; не умеет выделять главное и второстепенное. В ответе допускаются ошибки в определении понятий, искажающие их смысл.
Примерный уровень сложности исполняемых произведений
Уровень сложности исполняемых произведений может быть различным и зависит от имеющейся у абитуриента музыкальной подготовки. Например, это могут быть такие фортепианные произведения, как:
- И.С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (тт. 1, 2); Английские, Французские сюиты или Партиты (отдельные части); Инвенции (трехголосные); Д. Шостакович. Прелюдии и фуги (по выбору абитуриента);
- Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Сонаты для фортепиано (отдельные части); Вариации (по выбору абитуриента);
- Ф. Шопен. Этюды ор. 10, 25; Ф. Лист. Концертные этюды; С. Рахманинов. Этюды-картины ор. 33, 39; А. Скрябин. Этюды ор. 8, 42 (по выбору абитуриента);
- П. Чайковский, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Р. Щедрин, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Й. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель. Пьесы (по выбору абитуриента).
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Содержание вступительного испытания и форма его проведения
Экзамен состоит из письменной и устной частей.
Письменная часть включает одноголосный диктант в форме однотонального периода с отклонениями в тональности I степени родства (уровень трудности старших классов ДМШ); время для записи диктанта – 20-25 минут, количество проигрываний – 8-10. Протяженность диктанта – 8-10 тактов, тональность – до 4-х – 5-ти знаков в ключе. Виды мажора в диктанте: натуральный и гармонический, виды минора – натуральный, гармонический и мелодический.
|
Мелодия диктанта включает внутритональные и модуляционные хроматизмы, секвенции, опевания; пунктирный ритм, триоли, несложные виды синкоп (возможно также наличие пауз, затакта), группы с шестнадцатыми длительностями в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Примерные образцы диктанта см. в сборнике: Г. Фридкин. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1965. №№ 472, 482, 488, 509, 526, 534, 559.
Устная часть включает следующие задания:
1. Сольфеджирование одноголосной мелодии (примерная сложность: Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть I. №№ 566-630; Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио. №№ 63-79) с дирижированием.
2. Интонирование в тональности (до 4-х – 5-ти знаков в ключе) и от звука:
а) звукорядов натурального или гармонического мажора; натурального, гармонического или мелодического минора;
б) чистых, больших и малых интервалов и тритонов с разрешениями;
в) трезвучий T, S, D (в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре с обращениями и разрешениями);
г) D7 c обращениями и разрешениями; септаккордов II, VII ступеней в основном виде с разрешением (сразу в Т либо через соответствующее обращение D7).
3. Определение на слух вышеуказанных интервалов, трезвучий, септаккордов – взятых отдельно и в виде кратких последовательностей (5-6 созвучий) в тональностях до 4-х – 5-ти знаков в ключе.