МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА




ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

На программу бакалавриата

«ФОРТЕПИАНО»

Направление подготовки

«МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, КОЛЛОКВИУМ

 

Вступительное испытание проводится с целью определения уровня владения абитуриентом музыкальным инструментом, понимания содержания, формы, стилистических и жанровых особенностей исполняемых произведений, а также выявления его общекультурного уровня, эрудиции в области музыкального искусства.

Содержание вступительного испытания и форма его проведения

Вступительное испытание включает в себя:

- исполнение на фортепиано полифонического произведения в оригинале; первой / второй и третьей частей классической сонаты или вариаций; виртуозного этюда или пьесы (по выбору абитуриента);

- ответы на вопросы экзаменаторов, касающиеся особенностей интерпретации исполненных абитуриентом произведений, а также более широкого круга вопросов, связанных с композиторским творчеством и фортепианным исполнительством.

Продолжительность исполнения сольной программы не должна превышать 20 минут. Программа исполняется наизусть.

Шкала и критерии оценивания

Исполнение программы и коллоквиум оцениваются по 100-балльной шкале; за вступительное испытание в целом выставляется средний балл.

Исполнение на музыкальном инструменте оценивается по следующим критериям:

- убедительность раскрытия художественного образа произведения;

- техника исполнения;

- соответствие стилевым и жанровым признакам;

- наличие исполнительской индивидуальности.

В соответствии с указанными критериями исполнение сольной программы оценивается следующим образом.

100 баллов. Поступающий демонстрирует верное понимание стиля, жанровых и композиционных особенностей исполняемых сочинений; техническую свободу и владение исполнительскими приемами; артистизм и выраженное личностное отношение к исполняемой музыке. При этом содержательная трактовка произведений весьма убедительна.

75 баллов. Поступающий демонстрирует в основном верное понимание стиля, жанровых и композиционных особенностей исполняемых сочинений, но при этом допускает незначительные погрешности в технике исполнения. Содержательная трактовка произведений не отличается оригинальностью.

50 баллов. Поступающий демонстрирует весьма приблизительное понимание стиля, жанровых и композиционных особенностей исполняемых сочинений; слабо справляется с техническими трудностями. Исполнение остается маловыразительным.

Менее 50 баллов. Поступающий неубедителен как с художественной, так и с технической точек зрения.

Коллоквиум оценивается следующим образом.

100 баллов. Абитуриент логично, четко и ясно отвечает на поставленные вопросы; умеет обосновывать свои суждения и профессионально-личностную позицию по отношению к излагаемому материалу. Ответ носит самостоятельный характер.

75 баллов. Ответ отличается меньшей обстоятельностью, глубиной, обоснованностью и полнотой, однако допущенные ошибки исправляются самим студентом после дополнительных вопросов экзаменаторов.

50 баллов. Поступающий допускает неточности и существенные ошибки в определении понятий, формулировке положений. В целом ответ отличается низким уровнем самостоятельности, не содержит собственной профессионально-личностной позиции.

Менее 50 баллов. Поступающий имеет разрозненные, бессистемные знания; не умеет выделять главное и второстепенное. В ответе допускаются ошибки в определении понятий, искажающие их смысл.

Примерный уровень сложности исполняемых произведений

Уровень сложности исполняемых произведений может быть различным и зависит от имеющейся у абитуриента музыкальной подготовки. Например, это могут быть такие фортепианные произведения, как:

- И.С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» (тт. 1, 2); Английские, Французские сюиты или Партиты (отдельные части); Инвенции (трехголосные); Д. Шостакович. Прелюдии и фуги (по выбору абитуриента);

- Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Сонаты для фортепиано (отдельные части); Вариации (по выбору абитуриента);

- Ф. Шопен. Этюды ор. 10, 25; Ф. Лист. Концертные этюды; С. Рахманинов. Этюды-картины ор. 33, 39; А. Скрябин. Этюды ор. 8, 42 (по выбору абитуриента);

- П. Чайковский, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Р. Щедрин, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Й. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель. Пьесы (по выбору абитуриента).

 

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Содержание вступительного испытания и форма его проведения

Экзамен состоит из письменной и устной частей.

Письменная часть включает одноголосный диктант в форме однотонального периода с отклонениями в тональности I степени родства (уровень трудности старших классов ДМШ); время для записи диктанта – 20-25 минут, количество проигрываний – 8-10. Протяженность диктанта – 8-10 тактов, тональность – до 4-х – 5-ти знаков в ключе. Виды мажора в диктанте: натуральный и гармонический, виды минора – натуральный, гармонический и мелодический.

Мелодия диктанта включает внутритональные и модуляционные хроматизмы, секвенции, опевания; пунктирный ритм, триоли, несложные виды синкоп (возможно также наличие пауз, затакта), группы с шестнадцатыми длительностями в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

Примерные образцы диктанта см. в сборнике: Г. Фридкин. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1965. №№ 472, 482, 488, 509, 526, 534, 559.

Устная часть включает следующие задания:

1. Сольфеджирование одноголосной мелодии (примерная сложность: Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть I. №№ 566-630; Н. Ладухин. Одноголосное сольфеджио. №№ 63-79) с дирижированием.

2. Интонирование в тональности (до 4-х – 5-ти знаков в ключе) и от звука:

а) звукорядов натурального или гармонического мажора; натурального, гармонического или мелодического минора;

б) чистых, больших и малых интервалов и тритонов с разрешениями;

в) трезвучий T, S, D (в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре с обращениями и разрешениями);

г) D7 c обращениями и разрешениями; септаккордов II, VII ступеней в основном виде с разрешением (сразу в Т либо через соответствующее обращение D7).

3. Определение на слух вышеуказанных интервалов, трезвучий, септаккордов – взятых отдельно и в виде кратких последовательностей (5-6 созвучий) в тональностях до 4-х – 5-ти знаков в ключе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: