Контрольная работа по ФИЛОСОФИИ




1) Теоретическая часть.

a) Письменно ответить на вопрос, что в чем суть основного вопроса философии? (общее задание для всех, ответ на 1-2 странички).

б) Раскрыть один теоретический вопрос из списка экзаменационных билетов (смотри вопросы в отдельном файле) на 2-3 страницы (можно больше, но не более 5-ти страниц). Вопросы не должны повторяться в группе. Каждый член группы пишет ответ на свой вопрос.

2) Практическая часть. Выбрать один микротекст из списка и охарактеризовать его с точки зрения Основного вопроса философии, то есть по какие признакам вы определили, что он относится к тому или иному философскому направлению. Внимание: выберите и охарактеризуйте только один текст из предложенных.

Тема «основной вопрос философии» является одновременно самой простой о самой сложной в изучении данной дисциплины в вузе. Если студент усвоит, в чем разница между материализмом и идеализмом как способами мировосприятия, и чем субъективный идеализм отличается от объективного, то дальнейшее изучение философии будет успешным, и, наоборот, если такого понимания не произойдет, то последующее изучение дисциплины пройдет вхолостую. Предлагаемые ниже задания помогут вам наглядно понять разницу между фундаментальными философскими направлениями.

Точка зрения какого философского направления (материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, дуализм) выражена в данных текстах, аргументируйте свой ответ.

Пример: текст №…относится к объективному идеализму, потому что в тексте есть следующие признаки объективного идеализма…

 

 

№ 1.

«Я могу быть уверен единственно только в том, что не знаю ни Солнца, ни Земли, а знаю только глаз, который видит Солнце, руку, которая осязает Землю. Иными словами, человек знает, что окружающий мир его существует только как представление, то есть по отношению к другому, к представляющему, который есть он сам. Это представление о мире выражает все виды любого возможного и мыслимого в мире опыта». (А.Шопенгауэр. Мир как воля и представление)

№2.

"Человек настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а следовательно, дать точное определение. Остановимся подробнее, на этих пружинах человеческой машины. Все жизненные, свойственные животным, естественные и автоматические движения происходят благодаря их действию. Действительно, тело машинально содрогается, пораженное ужасом при виде неожиданной пропасти; веки, как я уже говорил, опускаются под угрозой удара; зрачок суживается при свете в целях сохранения сетчатой оболочки и расширяется, чтобы лучше видеть предметы в темноте; поры кожи машинально закрываются зимой, чтобы холод не проникал во внутренность сосудов; нормальные функции желудка нарушаются под влиянием яда, известной дозы опиума или рвотного; сердце, артерии и мускулы сокращаются во время сна, как и во время бодрствования; легкие выполняют роль постоянно действующих мехов». Душа - это "лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для облачения той части нашего организма, которая мыслит". Что касается сути мышления, то мысль представляет собой только "способность чувствовать" и "мыслящая душа есть не что иное, как чувствующая душа, устремленная на созерцание идей и на рассуждение". (Ж.Ламетри. Человек- машина).

№3.

Во многих сочинениях данного философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются идеями, или эйдосами. В диалоге «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей. В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно».

 

№4.

В основе мира с точки зрения данного философа лежит духовное начало (абсолютная идея) или мышление. Мышление есть не только субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего существующего. Абсолютная идея - не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень абсолютной идеи - абсолютный дух человечества и человеческой истории. Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных, духовных и природных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит стадии: логика - через неё раскрывается абсолютная идея в виде системы категорий; природа - из природы возникает человек, вместе с ним - человеческий дух, который развивается сначала как субъективный дух, а затем как объективный дух; высшая форма самореализации абсолютной идеи - абсолютный дух. Весь мир, природа, человек — воплощения абсолютной идеи, т.е. не мышление отражает бытие, а бытие воплощает собой воплощение идеальной идеи.

№5.

Сотворенный мир образован, по мнению данного философа, двумя такими несводимыми друг к другу субстанциями: духовной и материальной. Духовная субстанция неделима, вечна, фактически это мышление, от которого производны все иные атрибуты (главные неотделяемые свойства), называемые модусами мышления, чувства, воображение и др. Идеи такой нематериальной субстанции врожденные, они присущи мышлению и не могут быть приобретены в опыте. К ним относится прежде всего идея Бога, идея числа, ряд общих понятий типа протяженности и др.

№ 6.

Мы видим все вещи сквозь человеческую голову и не можем отрезать этой головы; а между тем все же сохраняет силу вопрос: что осталось бы от мира, если отрезать голову? (Ф.Ницше. Человек наедине с собой, С.243).

Как вы считаете, есть ли различие между тем, как человек воспринимает мир и тем, какой он есть вне сферы человеческого восприятия?

 

№ 7.

За всей космической деятельностью стоит высшая воля. Она не только создает Вселенную, но и разрушает ее. По воле Господа проявленная материальная природа создается в определенное время. В течение некоторого времени она поддерживается, а затем, по Его же воле, уничтожается. Верховный Господь, высшее живое существо, обладает величайшим разумом и разнообразнейшими непостижимыми энергиями. Если человеческий ум способен создать спутник, то нетрудно представить себе, что ум, превосходящий человеческий, может создавать куда более удивительные вещи. Живые существа являются неотъемлемыми частицами Господа, и Он оплодотворяет гигантское материальное творение семенами духовных искр. Это приводит в движение созидательные энергии, благодаря чему возникает множество удивительных творений. (Шримад Бхагаватам. Песнь 1, стих1).

 

№ 8.

Существует только одна первооснова мира, которую можно назвать субстанцией и которая тождественна материальной природе. Природа единая, неделимая, вечная основа всего существующего, а также сумма всего существующего. Природа (Субстанция) существует сама по себе, является причиной самое себя (Causa sui). Неотъемлемыми особенностями (атрибутами) Природы-Субстанции является ее (1) протяженность и (2) мышление. Природа  это субстанция протяженная и мыслящая. Природа и Бог едины, не существует Бога вне природы.

 

№9.

Материя (природа) первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной материи, появляющееся на достаточно высоком уровне ее развития. Не существует каких-либо идеальных надприродных сущностей типа Бога, Абсолютной идеи, Мирового ума и т.д.

№10

Когда мужчина и женщина заходят в магазин, то каждый видит картину соответственно своей матрице. Женщина видит отдел с косметикой, а мужчина видит отдел с интсрументами. И что самое интересное: они не видят того, что увидел другой. Им даже в голову не приходит, что оно может быть интересным. Хотя тела у нас находятся в одном мире, видим мы абсолютно разные миры. Электрик видит, как проведена проводка; строитель видит, как положена кладка; врач видит, какие болезни у вас начали проявляться; повар видит, сколько вы муки положили в тесто. Голуби замечают, что на полу валяются хлебные крошки; вор видит, как кошелек выглядывает из вашего кармана; милиционер видит, как вор озирается по сторонам. Каждый видит свой мир, мир своих желаний. <…>Поэтому у нас столько конфликтов с другими людьми. Потому что они видят мир по-своему и не могут нас понять, а мы не можем понять их. Нас ничто не связывает, кроме одинакового устройства глаз. Да, глаза у нас сделаны по одному принципу, а вот мировосприятие совершенно разное (Рузов В.О. Волшебство любви).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: