Разработка общей методологии и методики проекта, выбор методологических подходов и оценочных критериев, конструирование общей рабочей модели–гипотезы




ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (Т З)

на подготовку временным трудовым коллективом (ВТК) (координатор – Т.А. Бодрова) по теме «Анализ ФЗ РФ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации "

1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ТЭО)

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТНО-ОЦЕНОЧНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Определение объекта и предмета коллективной работы.

Объект: ФЗ РФ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Предмет: осуществление единого таможенно-тарифного регулирования Таможенного Союза

Цель: анализ результативности и эффективности закона и его влияние на экономику РФ посредством регулирования внешнеэкономических связей

 

Практическая актуальность решения проблемы для заказчика и обоснованность подготовки экспертно-оценочного заключения.

Заказчик: И.И. Шувалов, национальный координатор Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, председатель объединенной правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Экспертиза необходима для того чтобы оценить, устраняет ли новый законопроект административные барьеры в области таможенного регулирования и снижает ли издержки для участников внешнеэкономической деятельности. Также в связи с переходом на новое регулирование необходимо оценить риски ему сопутствующие. В контексте становления Таможенного Союза актуальным представляется анализ согласованности норм Закона о Таможенном
регулировании и кодекса Таможенного Союза

 

 

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫЭКСПЕРТНО-ОЦЕНОЧНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

2.1. Формулировки тем основных разделов коллективной работы.

1. Характер предмета решения

2. Анализ и оценка роли результатов решения в области экономических связей

3. Анализ сетевой структуры

4. Анализ процедуры разработки, принятия и применения законопроекта

 

2.2. Ф.И.О. исполнителей, персонально ответственных за подготовку разделов.

1. Бодрова Т.: «Введение»

2. Рыжкова Ю.: «Характер предмета решения»

3. Тедеева З.: «Анализ и оценка роли результатов решения в области экономических связей»

4. Маслова Д.: «Анализ сетевой структуры»

5. Тимирев Я.: «Анализ процедуры разработки, принятия и применения законопроекта»

6. Бодрова Т.: «Заключение»

 

 

СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОЧИХ МАТЕРИАЛОВ ЗАКАЗЧИКУ.

3.1. Срок представления текстов разделов

- 21 марта 2011 г.

3.2. Срок представления общего текста экспертно-оценочного заключения

- 28 марта 2011 г.

 

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТНО-ОЦЕНОЧНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (план работы с указанием временных параметров).

4.1. Постановка системы задач для групповой работы над экспертно-оценочным заключением, распределение обязанностей в рабочей группе для подготовки экспертного проекта.

Задачи:

ü Анализ особенностей правоприменительной практики нового таможенного законодательства

ü Определение критериев оценки эффективности деятельности таможенных органов согласно принятому закону

ü Проведение сравнительного анализа внутренних и внешних (иностранных) акторов и их интересов

ü Проведение сравнительного анализа баланса (сил, влияния, ресурсов) между группами акторов принятия решения

ü Анализ противоречий между акторами, способствующих развитию конфликта интересов при принятии закона

ü Анализ преимуществ закона для экономики РФ и возможностей снижения издержек за счет введения новых институтов

ü Анализ факторов, способствующих укреплению и развитию отношений членов Таможенного Союза

ü анализ нормативных регламентов и процедур, определяющих продвижение законопроекта по инстанциям

ü оценка роли неофициальных правил игры на различных этапах разработки, принятия и применения закона

 

Разработка общей методологии и методики проекта, выбор методологических подходов и оценочных критериев, конструирование общей рабочей модели–гипотезы

Выбор методологического подхода – теория рационального выбора

Обоснование выбора:

· Стремление акторов максимизировать собственную выгоду и минимизировать издержки

· Возможность анализа корпоративных интересов бюрократических органов и прочих акторов

· Метод свойственен для анализа действия экономических механизмов

Выбор оценочных критериев

Общий критерий для анализа: 1) уровень результативности (оценка ожидаемого политического (а также экономического и юридического) результата) и 2) уровень эффективности (достигла ли реализация законопроекта поставленных целей и эффективно ли их действие)

Оценочный критерий для сетевика: 1) степень справедливости (каким образом положения законопроекта затрагивают механизмы принимаемых решений членов-участников Таможенного Союза – оценка справедливости закона на территории Таможенного Союза), 2) уровень ресурсоемкости (оценка имеющихся и полученных результатов политических акторов), 3) степень адаптивности (оценка действий внутренних и внешних акторов).

Оценочный критерий для предметника: 1) степень адекватности (решает ли законопроект поставленную задачу – снижение издержек таможенного регулирования), 2) степень обоснованности (аргументы политических акторов, выдвигаемых в пользу принятия решения).

Оценочный критерий для стратега: 1) степень оправданности (оценка целей законопроекта и полученных результатов в ходе его реализации), перекликается со степенью справедливости (оценка роли акторов-участников и вложенных ими ресурсов); 2) уровень маневренности.

Оценочный критерий для институционалиста: 1) степень норомрелевантности (оценка юридических норм принятого закона, соответствие полученных результатов и исходных целей); 2) степень адаптивности (оценка механизмов прохождения закона по «коридорам власти» их изменения в процессе продвижения закона).

 

Оценка системы условий и факторов принятия решения, характера предмета решения и постановки «древа» публично-государственных проблем, путей их преодоления (ожидаемых результатов), уровня обоснованности, оправданности и адекватности данного решения.

Таможенное регулирование в его нынешнем виде недостаточно эффективно. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении снижения бюрократизации таможенного оформления и контроля, сокращения дифференциации штрафных санкций.

Именно поэтому особое внимание при принятии законопроекта было уделено улучшению качества таможенно-контрольных инструментов, поскольку от надежности их функционирования зависят результаты экономической деятельности (а сегодня растет тенденция к таможенным правонарушениям, негативно сказывающихся на экономической безопасности страны, а, следовательно, подрывающих уровень доверия со стороны внешнеэкономических партнеров).

Среди основных проблем, приведших к принятию политического решения, является нарушения таможенных правил, а именно, недекларирование или недостоверное декларирование товаров, а также их перемещение через границы членов участников Таможенного союза, что наносит серьезный ущерб экономике России.

 

Оценка роли «древа» целей и средств, реальных результатов и последствий при реализации решения в рамках отраслевой госполитики, уровня результативности и эффективности решения.

Цели:

1. Формирование товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

2. Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и от доступа на российский рынок дешевых, некачественных, а часто и вредных для здоровья потребителя товаров

3. Обеспечение поступления средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета

4. Снижение административных (бюрократических) барьеров (огромное количество документов, требуемых для оформления товаров)

5. Ликвидация размытости полномочий таможенных органов (регулирование в связи с этим нормативно-правовой базы)

Уровень результативности законопроекта оценивается, исходя из степени эффективности достижения декларируемых целей, которые включают в себя:

1) соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов Таможенного Союза;

2) сочетание интересов государства и интересов основных политических акторов (бизнес, импортеры) внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

3) обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

4) содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;

5) соблюдения интересов отечественного производителя

4.6. Оценка роли основных акторов-участников (государственных и негосударственных) и их коалиций в продвижении (блокировке) данного альтернативного варианта решения, уровня его политической поддержки и социальной востребованности.

Государственные акторы:

Федеральная Таможенная Служба (ФТС)

Правительство (Минэкономразвития)

А) От ФТС к Правительству переходят полномочия по определению порядка создания и ликвидации таможенных постов.

Б) В ФЗ не вошло и требование ФТС о представлении таможенных деклараций исключительно в электронном виде уже с 1.01.2011 (не ранее 2014).

В) ФТС согласовывают свои акты с Минэком. Чтобы избежать этого, таможня согласилась на включение основной части норм, которые министерство хотело согласовывать, в текст ФЗ.

Г) Расширение полномочий при борьбе с контрафактом.

Д) Порядок консультаций ФТС с объединениями бизнеса устанавливает сама ФТС по согласованию с организациями, которые правительство определит в качестве представителей участников внешней торговли.

Негосударственные акторы:

· Экспортеры:

А) Крупные промышленные агенты

Б) Предприятия, добывающие и производящие драгметаллы и камни (экспорт с разрешения Минторга и Минфина).

В) Нефтегазовая отрасль (Газпром) либерализация условий: поставщиков освобождают от обеспечения уплаты таможенных платежей (аванса) при вывозе газа в подземные хранилища за границей (платят только нарушители и должники).

Г) Высокотехнологичные и инновационные производства (упрощенная схема вывоза оборудования)

· Импортеры:

А) Несырьевые товары (продление сроков таможенного постконтроля товаров)

Б) Производители комплектующих для высокотехнологичного оборудования (упрощение процедур)

В) Автомобильное лобби (ввоз запасных частей для ремонта импортных ТС)

 

Факторы нестабильности в отношениях акторов

· Россия и Белоруссия: экспортные пошлины на нефть:

- Казахстан: слабые таможенные технологии, из-за которых возможен «серый» импорт из азиатских стран

· Бизнес-сообщество:

А) конкуренция

Б) «серый» импорт

В) унификация таможенных пошлин 3-х государств, однако разные ставки на импорт

Г) оформление грузов в союзных странах (возможность растаможить товар в любом союзном государстве)

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: