Опыт деятельности экологических отрядов школьников на базе внешкольного учреждения дополнительного образования экологической направленности




А.А. Кочетков
ГУДО РК «РЦЭО»

 

Экологическое воспитание — дело, от которого зависит наше будущее, будущее наших детей и всей планеты. Если с детства человека воспитывать на основе любви и понимания природы, бережного отношения к ней, научить видеть взаимосвязи всех её природных компонентов, то, повзрослев, он пронесёт эту любовь по жизни и передаст своим детям. Повышение интереса детей к природе, расширение и углубление их знаний об окружающем мире обуславливают развитие любви к живой природе и повышение ответственности за её сохранение. Меняются времена, меняются и формы воспитания. Появляются новые подходы и методы работы с детьми. Одной из таких форм работы являются ЭКООТРЯДЫ, создаваемые в рамках направления «Гражданская активность» Российского движения школьников.

 

Экологический отряд – это общественное объединение школьников, добровольно изъявивших желание осуществлять общественно-полезную деятельность природоохранного направления. В Государственном учреждении дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр экологического образования» организаторами экологического отряда являются Российское движение школьников совместно с администрацией образовательного учреждения. Командиром экологического отряда является один из методистов организационно-методического отдела ГУДО РК «РЦЭО». Наше учреждение имеет собственный флаг, герб (логотип) и гимн, которые также являются флагом, гербом и гимном созданного в учреждении экоотряда.

 

Экологический отряд ГУДО РК «РЦЭО» состоит из кружковцев творческих объединений - членов экоотряда, которых называют ЭКОЛЯТАМИ – МОЛОДЫМИ ЗАЩИТНИКАМИ ПРИРОДЫ(в соответствии с подписанным и ратифицированным Договором «О присоединении Республики Коми к территории эколят»). Кружковцы творческих объединений образуют первичные ячейки экоотряда, которые называются «Экоотряд объединения». Экоотряды объединений состоят из командира экоотряда объединения, педагога объединения и актива экоотряда объединения – неактивных у нас нет. На этом уровне реализуются элементы самоуправления.

 

Экоотряд ГУДО РК «РЦЭО» разноуровневый, включает в себя эколят-дошколят (ребятишек 6-летнего возраста, детей с проблемами в умственном и физическом развитии); эколят (школьников 1-4 классов) и Юных экологов – молодых защитников природы (школьников 5-11 классов)

 

Каждое творческое объединение занимается по программе, составленной его педагогом. Педагог же занимается и набором детей в объединение, используя для этого традиционные для учреждений дополнительного образования детей методы и технологии. Элементом, объединяющим реализуемые в нашем учреждении программы дополнительного образования детей, является единая Программа воспитания экологической культуры, составленная методистом Центра Ольгой Николаевной Социховской. Программа разноуровневая. Для эколят-дошколят, эколят и молодых защитников природы предусмотрены различные требования и воспитательные стандарты.

 

Эколят-дошколят представляют:

  • Экоотряд объединения «Наши питомцы». Данное творческое объединение занимается изучением биологических особенностей домашних и декоративных животных. Практические занятия проходят в живом уголке ГУДО РК «РЦЭО», где дети имеют возможность наблюдать за поведением животных, кормить их и брать на руки. В процессе занятий у детей формируется чувство ответственности, доброты к животным, бережного отношения ко всему живому, развивается познавательный интерес к изучению мира животных. Занятия направлены на развитие личности ребенка, вырабатывание умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, а также на развитие речи дошкольников, их мышления. Программа реализуется на организованных группах дошкольных образовательных организаций. Рассчитано на детей 6-7 лет.
  • Экоотряд объединения «Зеленый дом». Данное творческое объединение занимается изучением планеты Земля и её природы: природным явлениям и их причинам, разнообразию флоры и фауны, условий жизни живых организмов их местообитанию и взаимосвязи человека с окружающей средой. Она направлена на воспитание подрастающего поколения, которое будет относиться к окружающей его среде и планете в целом как к родному дому, что является необходимым условием для устойчивого развития общества. Изучение этой программы способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы. Программа реализуется на 1-4 классах общеобразовательных школ. Программа рассчитана на организованные группы детей общеобразовательных школ. Рассчитано на детей 6-10 лет.
  • Экоотряд объединения «Основы растениеводства» для детей с ОВЗ. Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение помогает учащимся в освоении эколого-биологических знаний и практических умений и навыков в сфере сельскохозяйственной деятельности, необходимых для дальнейшей их профилизации. Большая часть содержания программы - практическая деятельность уча­щихся в теплице, в саду, на территории дендрологического парка, в ходе которой решаются задачи обучения, воспитания и коррекции. Программа ориентирована для детей организованных групп коррекционных школ. Рассчитана на детей с ОВЗ 14-18 лет.
  • Экоотряд объединения «Радуга» для детей с ОВЗ. Целью программы является организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение их в творческую деятельность (декоративно-прикладное творчество), социализация, эмоциональное насыщение. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. Занятия предполагают совместную деятельность детей и их родителей. Рассчитано на детей 7-13 лет.
  • Экоотряд объединения «Росток» для детей с ОВЗ. Объединение включает полтора десятка программных модулей для организации содержательного досуга и индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья: «Вместе с природой», «Волшебный бисер», «Подарок своими руками», «Сувениры из мастерской Флоры», «Планета загадок», «Чудо-глина!», «Лозоплетение», «Наши питомцы», «Навстречу», «Развитие», «Сказкотерапия» и др.. Предполагается свободный выбор ребенком образовательного маршрута (модуля) на учебный год. Рассчитано на детей 7-15 лет.
  • Экоотряд объединения «Эко-LEGO» для детей с ОВЗ. Программа объединения предназначена для ребят с ограниченными возможностями здоровья, имеющих стабильный интерес к техническому творчеству и желающих осваивать приемы работы с конструкторами LEGO. Работа с деталями LEGO-конструкторов способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, воображения, памяти, наблюдательности и внимания, способствуют развитию творческих способностей, коммуникативных навыков. Занятия LEGO-конструированием содействуют формированию представлений об устройстве окружающего мира, установлению элементарных причинно-следственных связей, обобщению полученной информации и формулировке соответствующих выводов. Рассчитано на детей 7-9 лет.

 

Эколят представляют:

  • Экоотряд объединения «Азбука природы». На занятиях в объединении ребята расширяют знания о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе путем активизации познавательной и творческой деятельности. Обучающиеся учатся проводить опыты и наблюдения, ухаживать за животными живого уголка, комнатными растениями, заботиться о чистоте двора и территории центра, учатся простейшим правилам поведения в природе. Все занятия проходят в увлекательной форме. Рассчитана но детей 7-9 лет.
  • Экоотряд объединения «Ребятам о зверятах». Программа занятий этого объединения направлена на формирование у младших школьников гуманного отношения к животным посредством взаимодействия с домашними животными и животными зоологического уголка. Программа позволит подготовить детей к познанию некоторых правил и требований к содержанию животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев. Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать. По окончании обучения по данной программе, учащиеся могут продолжить обучение в объединении «Этология животных». Рассчитана на детей 7-10 лет.
  • Экоотряд объединения «Школа лепки». Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. В процессе деятельности художественной лепки дети овладевают приемами, техниками работы с пластичным материалом, знакомятся с основами моделирования, осваивают знания изобразительно-художественного характера, имеют возможность проявить свои способности, выразить в процессе деятельности своё видение окружающего мира. Лепка различными способами способствует развитию мелкой моторики рук, что, безусловно, актуально в наш технологичный век, с повсеместным применением сенсорных экранов, не требующих особых усилий в эксплуатации. Учащиеся на основе народного творчества знакомятся с традициями своей страны, своей Республики. На занятиях объединения ребята учатся лепить из глины, пластилина, соленого теста. Рассчитана на детей 7-10 лет.
  • Экоотряд объединения «Колибри» (изобразительное искусство). Изобразительное искусство – основа творческого роста ребенка. Образовательная программа «Колибри» обращает внимание детей на яркость красок и красоту природных линий. Программа включает работу по двум направлениям: живопись и графика. Живопись предполагает преимущественно работу с натуры с помощью красок. Графика - вид изобразительного искусства использующая в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка – одна из главных задач экологического просвещения. Следствием такого развития становится восхищение красотой окружающего мира и стремление к бережному отношению к природе. Поэтому в практике реализации программы используются игры на развитие эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды. Рассчитано на детей 7-15 лет.
  • Экоотряд объединения «Волшебный бисер» (бисероплетение). Изготовление украшений из бисера – увлекательное занятие. Оно развивает художественный вкус, внимательность, аккуратность, координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, развивает глазомер. В программу обучения входит: французское искусство изготовления цветов, плетение пасхальных яиц, изучение различных тех­ник плетения, плетение объемных изделий и украшений, вышивка картин и др. Рассчитано на детей 9-13 лет.
  • Экоотряд объединения «Природа и творчество». Художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, а ручной труд – является прекрасным средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, психических процессов, т.е. общего развития ребенка. Программа направлена на развитие творческих способностей посредством декоративно - прикладного творчества. Эта программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами работы с различными материалами: пластилин, соленое тесто, природные материалы, бумага и др. Рассчитано на детей 7-10 лет.
  • Экоотряд объединения «Будь здоров!». Программа объединения ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Обучение по программе направлено на воспитание у младших школьников потребности к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Программа реализуется на 3 и 4 классах общеобразовательных школ. Рассчитано на детей 9-10 лет.
  • Экоотряд объединения «Всадники (пони)» (коневодство и верховая езда). Основной идеей программы является формирование у детей базового комплекса качеств, знаний, умений и навыков коневода-всадника. Азы верховой езды дети осваивают на пони, после прохождения обучения по данной программе учащиеся могут продолжить обучение по программе «Всадники». Рассчитана на детей 8-12 лет.

 

Юных экологов – молодых защитников природы представляют:

  • Экоотряд объединения «Путешествие натуралиста». Данное творческое объединение занимается комплексным изучением окружающего мира природы. Натуралист – человек, который занимается изучением природы, естествоиспытатель. Натуралистическая работа тесно связано с биологией, гидробиологией, метеорологией, фенологией, экологией, топографией, историей и культурологией. Натуралист изучает закономерности биологических процессов, происходящих в природе, исследует взаимоотношения между организмами и окружающей их средой. Осуществляя мониторинг определённого участка природного объекта, проводя описания пробных площадок и определяя таксономический состав живых организмов, учащиеся могут проследить за его изменениями под влиянием загрязнения окружающей среды. Дети знакомятся с окружающим миром не по книгам, а путём непосредственного сближения с природой на экскурсиях и на практических занятиях, где открывают в ней многое такое, чего они раньше не замечали. В процессе экскурсии решаются разные задачи: познавательные, нравственные, эстетические и оздоровительные. В процессе непосредственного общения с объектами окружающей среды наши воспитанники начинают осознавать, что природа не только и не столько источник ресурсов, сколько источник красоты и радости человеческой жизни. Программа реализуется на 5-8 классах общеобразовательных школ. Рассчитано на детей 11-15 лет.
  • Экоотряд объединения «Этология животных». Занятия в этом объединении направлены на формирование у обучающихся умений и навыков исследовательской работы в области природы, экологии, этологии животных. Именно общение с животными, изучение их поведения в сравнении с поведением человека используется в данной программе как наиболее действенный подход в формировании ответственного отношения к природе в целом. Занятия по данной программе позволят школьнику непосредственно общаться с животными зоопарка и научиться ухаживать за ними. В основе изучения многообразия и особенностей биологии, существования, поведения животных нашей республики, всей планеты лежит идея универсальной ценности природы, исследование животного мира как целостной развивающейся структуры. Обучение в данном объединении позволяет углубленно познакомиться с удивительными фактами из жизни декоративных и экзотических обитателей зоопарка и животных различных континентов, стать участником конкурсов с учебно-исследовательскими работами или стать участником летней экспедиции. Рассчитано на детей 10-14 лет.
  • Экоотряд объединения «Мир растений». Программа объединения «Мир растений» рассчитана на углубление биологических знаний школьников и на формирование осознанного интереса к живой природе. По этой причине основной упор при проведении занятий ставится на практические и экспериментальные работы с растениями, на изучение флористического богатства Республики Коми в ходе экскурсий на природе. Особенность программы «Мир растений» – это возможность в процессе изучения растительности Республики Коми показать учащимся практическое значение биологических знаний. В ходе большинства практических работ кружковцы сами выращивают декоративные и культурные растения, готовят материал для изучения: изготавливают гербарии, изучают их с использованием бинокуляра, а также проводят различные наблюдения, ставят эксперименты. На занятиях ребята изучают растительный мир лугов и лесов родной республики, знакомятся с полевыми, комнатными и цветочно-декоративными растениями. Рассчитано на детей 10-14 лет.
  • Экоотряд объединения «Фитодизайн». Согласно альманаху перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15 – 20 лет («Атлас новых профессий») появятся и будут востребованными такие новые профессии как урбанист-эколог, парковый эколог, сити-фермер. Подготовка таких специалистов предполагает формирование экологического мышления и компетенций в области ботаники, почвоведения, экологии. Программа «Фитодизайн» расширяет познания школьников в этих биологических дисциплинах и ориентирует их на полезную практическую деятельность. Рассчитано на детей 12-15 лет.
  • Экоотряд объединения «Экопатруль». Предметом программы «Экопатруль» является урбоэкология – прикладная наука, которая изучает экологические проблемы городов и ищет оптимальные пути их решения. Основной идеей программы является организация деятельности учащихся по решению экологических проблем городской черты. Название программы «Экопатруль» - символизирует цели деятельности объединения, маленьких защитников городской среды и её обитателей, которые пытаются справиться с экологическими проблемами если не всего города, то хотя бы того района, в котором живут и учатся. Каждый проект по решению самих учащихся может быть реализован на нескольких уровнях: «творческое объединение», «образовательное учреждение», «микрорайон». Рассчитано на детей 11-14 лет.
  • Экоотряд объединения «Эврика». Биология является одной из перспективных областей развития науки. Глубокое знание закономерностей возникновения и развития живой природы необходимо для формирования научного материалистического мировоззрения, понимания места человека в системе природы, взаимосвязей, между живыми организмами, между живой и неживой природой. Решение глобальных проблем современного человечества возможно на основе биологических и экологических исследований. На сегодняшний день актуален вопрос воспитания подростка, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, умеющего сохранять и беречь природу. А также необходимо подготовить школьника к сдаче ЕГЭ и ГИА. Содержание программы «Эврика» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. Занятия призваны подготовить ребенка к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА, а также развить логический и аналитический способ мышления, научить грамотно, использовать научную терминологию. Рассчитано на детей 15-18 лет.
  • Экоотряд объединения «Растительность родного края». Обучение по данной программе предполагает углубленное изучение в области фитологии (ботаника, геоботаника), формирование позитивных жизненных ценностей в процессе поисковой, исследовательской и экспедиционной геоботанической деятельности. Рассчитано на детей 14-16 лет.
  • Экоотряд объединения «Потенциал». Программа «Потенциал» - это практико-ориентированный курс естественнонаучной направленности. Ее назначение научить учащихся заниматься наукой: не просто запоминать формулы и законы, а в повседневной жизни пользоваться научными методами: наблюдать, анализировать, сравнивать, проверять свои предположения, устанавливать связь одного с другим, познавать окружающую действительность теми методами, которые признаются другими учеными, а результаты помогают понять, как устроен мир и человек. Особенность программы заключается в индивидуальном подходе к каждому обучающемуся (выбор темы исследования согласно личным предпочтениям, индивидуальный план работы, организация занятий в виде индивидуальных консультаций). После завершения обучения по программе «Потенциал» при желании обучающиеся могут повторить курс обучения, выбрав новую тему исследования и составив с педагогом новый индивидуальный учебный план. Обучающиеся выступают на конференциях республиканского, всероссийского и международного уровней. Программа ориентирована на детей 14-18 лет, проявляющих интерес к различным разделам экологии: общей экологии; экологии растений; экологии животных; социальной экологии и т.д. и желающих изучать ее практически через исследование и в диалоге с увлеченным взрослым. Рассчитана на детей 14-18 лет.
  • Экоотряд «Республиканской очно-заочной экологической школы (РОЗЭШ)». «РОЗЭШ» была создана для социально-профессионального самоопределения и самореализации обучающихся 13-16 лет из муниципальных районов республики, проявляющих интерес к дисциплинам естественнонаучного цикла. Программа ориентирована на формирование у обучающихся навыков ведения исследовательской деятельности в области экологии. Режим обучения в школе очно-заочный. Два раза в год на осенние и весенние каникулы ребята приезжают на очный этап обучения. Между сессиями проводится дистанционный режим обучения. В летний период возможно участие в полевых экспедициях. Результаты своих исследовательских работ обучающиеся представляют на республиканские конкурсы. Набор в школу осуществляется ежегодно до начала учебного года. Индивидуальное обучение. Рассчитано на детей 13-16 лет.
  • Экоотряд объединения «Школьное лесничество». Опорная идея программы – это имитация деятельности настоящего «взрослого» лесничества. Программа предусматривает в ходе реализации деятельность по профессиональному воспитанию и профориентации подрастающего поколения. В программе минимум теоретических занятий и максимум часов, отводимых на лесоводческую практику, опытную и исследовательскую работу, природоохранные и санитарно-технические акции. Образовательная программа объединения «Школьное лесничество» напрямую связана с регионально-краевыми компонентами школьных курсов природоведения, географии и биологии. Программа рассчитана на детей и подростков из районов республики. Рассчитано на детей 10-17 лет.
  • Экоотряд объединения «Заповедная школа». Программа этого объединения рассчитана на учащихся 7-8 классов. Реализация программы осуществляется по двум блокам: осеннее-зимне-весеннему и летнему (практическому, включающему полевые работы). На занятиях изучаются природные экосистемы и отдельные природные объекты, проводятся различные экскурсии на эти объекты для более полного представления, подготовка исследовательской и проектной деятельности. Данная программа, помимо экологии, затрагивает краеведение и историю Коми края. Срок реализации программы- 1 год. Рассчитано на детей 8-16 лет.
  • Экоотряд объединения «Шаги к успеху». Удаленность школьников от ведущих вузов, природоохранных организаций и учреждений, часто не позволяет учащимся полноценно заниматься учебно-исследовательской работой и достойно представлять свои результаты на конкурсах и конференциях различного уровня. Поэтому необходимо было создать и постепенно расширять сеть дистанционного образования, позволяющую оказывать методическую помощь учителям и школьникам не только в проведении исследовательской работы в области биологии, экологии, охраны окружающей среды (РОЗЭШ), но и в подготовке к участию школьников в конкурсах и конференциях различного уровня, в частности во Всероссийских конкурсах, идущих по линии Федерального детского эколого-биологического центра. Цель данной программы оказать методическую поддержку в подготовке выступления и защите конкурсной работы, обеспечить более качественную подготовку учащихся к участию в финалах Всероссийских конкуров. Программа рассчитана на 2 месяца обучения, для школьников 14-18 лет.
  • Экоотряд объединения «Экодизайн» (декоративно-прикладное творчество). Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную переработку уже использованных продуктов, помогая создавать удобные, красивые, практичные предметы быта. Экодизайн интегрирует в себе две совершенно разных сферы - экология и дизайн. Программа занятий объединения рассчитана на знакомство с художественно-композиционными принципами и различными видами декорирования, подготовку школьников к самостоятельному изготовлению декоративных композиций и совершенствованию своих умений при отделке вещей, которые имеют практическое применение. Данная программа пополняет знания по декоративно-прикладному творчеству, обучение по ней способствует формированию и воспитанию у детей положительного, ответственного отношения к окружающей среде, уважения к красоте природы и отражения этого в своих работах. Дополнительная общеразвивающая программа «Экодизайн» направлена на экологический подход в творчестве, самореализацию в процессе овладения искусством дизайна и формирования экологической культуры. Рассчитано на детей 10-15 лет.
  • Экоотряд объединения «Эко-LEGO». Посредством освоения программы происходит развитие стойкого познавательного интереса к конструкторскому творчеству, развитие аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически развитой личности, способной формулировать и защищать свои идеи и внедрять их в жизнь. Данная программа способствует ранней профориентации и самоопределению младших подростков в будущей профессиональной деятельности с учетом формирования основ экологической культуры будущих рабочих, инженеров и специалистов. Программа включает два взаимосвязанных компонента – блок «Конструирование» и блок «Экология, биология». Блок «Конструирование» предполагает использование в реализации программы Lego конструктора, зарекомендовавшего себя как универсальный образовательный продукт. Блок «Экология, биология» обеспечивает формирование экоинженерного мышления, способствующего поиску наилучшего инженерного решения, навыков экопроектирования, экомоделирования и экоконструирования. Рассчитано на детей 10-13 лет.
  • Экоотряд объединения «Всадники» (коневодство и верховая езда). Занятия в данном объединении способствуют профессиональному самоопределению подростков на основе формирования у них экологизированного комплекса качеств, знаний, умений и навыков всадника, характерного для высокого уровня общей компетенции в области коневодства и верховой езды. На занятиях дети знакомятся с правилами содержания и эксплуатации лошади, учатся верховой езде, получают общие знания в области биологии лошади, а также сведения различного применения лошади и других транспортных животных в хозяйстве. Рассчитана на детей 12-18 лет.
  • Экоотряд объединения «Необычные ездовые животные». В этом объединении дети получают не только теоретические знания и практические навыки в области использования рабочих животных (лошади, яка, лам, осла, оленя), но и проявляют себя в исследовательской и творческой деятельности. Программа рассчитана на выпускников объединения «Всадники». Рассчитана на детей 13-18 лет.
  • Экоотряд объединения «Территория открытий». В подростковом возрасте основной задачей является активный поиск и пробы себя в разных ролях. В это время происходит жизненное самоопределение в вопросах, каким быть? и кем быть? Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Поиск своей социальной роли в группе. Программа ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Программа «Территория открытий» дает подросткам знания о себе, законах психологии, помогает привить интерес к жизни в обществе. Занятия по программе восполняют то, что не может дать образовательная школа и семья. Занятия ведет педагог-психолог. Рассчитана на детей 13-16 лет.

 

Программа воспитания экологической культуры, составленная методистом Центра Ольгой Николаевной Социховской, реализуется педагогами образовательных объединений как сквозная воспитательная программа, претерпевая определённую адаптацию к основной образовательной программе объединения.

 

Кроме того отделом воспитания ГУДО РК «РЦЭО» каждый год реализуется воспитательная программа учреждения, включающая:

· Блок поддержки образовательного процесса в Центре (это и организация информационной поддержки в рамках «Экологического календаря», это и проведение ежемесячных массовых мероприятий на уровне Центра для микрорайона, - как минимум семь; это и организация шефства над животными зоопарка и растениями дендропарка; это посвящение в эколята и завершающие учебный год мероприятия; это – летняя «Экологическая площадка» или экологическая смена в пригородном лагере и др).

· Блок поддержки детских республиканских мероприятий:

· Блок мероприятий по поддержке семьи и семейного воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: