КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ Л. СТОТТА
(модифицированная)
Назначение: выявление признаков дезадаптации ребенка; оценка адаптированности / дезадаптированности ребенка к условиям школы, класса.
Модифицированная карта наблюдений состоит из пятнадцати шкал, которые характеризуют особенности поведения школьников. В таблице 1 представлены названия шкал и даны комментарии к их содержанию.
Карта одновременно является и бланком для заполнения. В нем классный руководитель отмечает наличие у того или иного школьника особенностей поведения, указанных в содержании шкал.
Карту можно оформлять на конкретного ребенка или на весь класс, что позволит увидеть «профиль» класса с точки зрения адаптации к новым условиям обучения и проблемы, характерные для всего коллектива.
Процедура обработки карт состоит в анализе отмеченных шкал и подсчете суммарного значения баллов. Чем больше суммарное количество баллов, тем ниже возможности адаптации ребенка к условиям школы.
Инструкция для классного руководителя
Отметьте любым знаком устойчивую (регулярно, постоянно наблюдаемую) форму поведения ребенка.
Таблица 1
№ п/п | Название шкалы | Комментарии |
Недоверие к людям | Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость | |
Депрессия | Имеют место проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. Позиции №№ 8-13 свидетельствуют о выраженной депрессии | |
Уход в себя | Характеризуется избеганием контактов с людьми, самоустранением от различных дел. Часто ребенок демонстрирует реакции защиты по отношению к контактам с другими, не принимает проявляемую другими симпатию | |
Тревожность по отношению к взрослым | Выражается в беспокойстве и неуверенности относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Позиции №№ 1-3 диагностируют, насколько ученик старается убедиться, принимают ли его взрослые. Позиции №№ 4-6 показывают, обращает ли на себя внимание школьник и добивается ли любви взрослых. Позиции №№ 7-9 характеризуют степень беспокойства учащегося о том, принимают ли его взрослые | |
Враждебность по отношению к взрослым | Проявляется в различных формах: от избегания учителя, подозрительности до неконтролируемой враждебности | |
Тревожность по отношению к детям | Демонстрируется беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности | |
Недостаточная социальная нормативность (асоциальность) | Связана с неуверенностью в том, что взрослые одобряют поступки школьника. Выражается в различных формах негативизма. Позиции №№ 1-4 и № 6 демонстрируют отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. У подростков позиции №№ 4-8 указывают на определенную степень независимости, а у детей более младшего возраста – на недостаточную коммуникабельность. Позиции №№ 9-11 свидетельствуют о недостаточной моральной «чистоплотности» | |
Враждебность по отношению к детям | Проявляется в различных формах – от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы | |
Неугомонность | Демонстрирует нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Избегает долговременных усилий | |
Эмоциональное напряжение | Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению и стрессам | |
Невротические симптомы | Включает признаки невроза, преимущественно навязчивых состояний: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д. | |
Неблагоприятные условия среды | Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейной | |
Умственное развитие | Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития | |
Болезни | Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие заболевания у школьника, но при этом нельзя поставить точный диагноз | |
Физические недостатки | Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие физического недостатка у ученика, но при этом нельзя поставить точный диагноз |
|
|
КАРТА ПРОФИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
ПО ДАННЫМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ
(М. Причард, адаптация В. Каган)
Основанием для заполнения бланка является непосредственное наблюдение поведения ребенка в ситуации консультирования.
Шкалы методики удобно использовать в виде своеобразной ориентировочной основы для оценки поведения ребенка во время выполнения задания.
Шкалы методики можно также использовать для оценки консультативной встречи.
Таблица