КАРТА ПРОФИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА




КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ Л. СТОТТА

(модифицированная)

 

Назначение: выявление признаков дезадаптации ребенка; оценка адаптированности / дезадаптированности ребенка к условиям школы, класса.

 

Модифицированная карта наблюдений состоит из пятнадцати шкал, которые характеризуют особенности поведения школьников. В таблице 1 представлены названия шкал и даны комментарии к их содержанию.

Карта одновременно является и бланком для заполнения. В нем классный руководитель отмечает наличие у того или иного школьника особенностей поведения, указанных в содержании шкал.

Карту можно оформлять на конкретного ребенка или на весь класс, что позволит увидеть «профиль» класса с точки зрения адаптации к новым условиям обучения и проблемы, характерные для всего коллектива.

Процедура обработки карт состоит в анализе отмеченных шкал и подсчете суммарного значения баллов. Чем больше суммарное количество баллов, тем ниже возможности адаптации ребенка к условиям школы.

 

Инструкция для классного руководителя

Отметьте любым знаком устойчивую (регулярно, постоянно наблюдаемую) форму поведения ребенка.

Таблица 1

№ п/п Название шкалы Комментарии
  Недоверие к людям Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость
  Депрессия Имеют место проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. Позиции №№ 8-13 свидетельствуют о выраженной депрессии
  Уход в себя Характеризуется избеганием контактов с людьми, самоустранением от различных дел. Часто ребенок демонстрирует реакции защиты по отношению к контактам с другими, не принимает проявляемую другими симпатию
  Тревожность по отношению к взрослым Выражается в беспокойстве и неуверенности относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Позиции №№ 1-3 диагностируют, насколько ученик старается убедиться, принимают ли его взрослые. Позиции №№ 4-6 показывают, обращает ли на себя внимание школьник и добивается ли любви взрослых. Позиции №№ 7-9 характеризуют степень беспокойства учащегося о том, принимают ли его взрослые
  Враждебность по отношению к взрослым Проявляется в различных формах: от избегания учителя, подозрительности до неконтролируемой враждебности
  Тревожность по отношению к детям Демонстрируется беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности
  Недостаточная социальная нормативность (асоциальность) Связана с неуверенностью в том, что взрослые одобряют поступки школьника. Выражается в различных формах негативизма. Позиции №№ 1-4 и № 6 демонстрируют отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. У подростков позиции №№ 4-8 указывают на определенную степень независимости, а у детей более младшего возраста – на недостаточную коммуникабельность. Позиции №№ 9-11 свидетельствуют о недостаточной моральной «чистоплотности»
  Враждебность по отношению к детям Проявляется в различных формах – от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы
  Неугомонность Демонстрирует нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Избегает долговременных усилий
  Эмоциональное напряжение Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению и стрессам
  Невротические симптомы Включает признаки невроза, преимущественно навязчивых состояний: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д.
  Неблагоприятные условия среды Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейной
  Умственное развитие Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития
  Болезни Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие заболевания у школьника, но при этом нельзя поставить точный диагноз  
  Физические недостатки Включает внешние признаки, по которым можно определить наличие физического недостатка у ученика, но при этом нельзя поставить точный диагноз

 

 

КАРТА ПРОФИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

ПО ДАННЫМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ

(М. Причард, адаптация В. Каган)

Основанием для заполнения бланка является непосредственное наблюдение поведения ребенка в ситуации консультирования.

Шкалы методики удобно использовать в виде своеобразной ориентировочной основы для оценки поведения ребенка во время выполнения задания.

Шкалы методики можно также использовать для оценки консультативной встречи.

Таблица



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: