Министерство образования и науки РК
Евразийский Национальный Университет
Кафедра «Учет и аудит»
Исследовательская работа
На тему: «Статистика науки»
По дисциплине: Экономика государственного сектора
Выполнили: с-тки 2 курса, группы
УиА-22 Исабекова А.А.
Жарликенова А.С.
Проверила: Бабажанова Ж.К.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………..……………....3
Глава 1…………………………………………………….…………..….4-10
Глава 2………………………………………………………………..…11-17
Заключение……………………………………….………………….…….18
Литература………………………………………………….…….………..19
Введение
В последние годы в Казахстане взят курс на развитие отечественного наукоемкого производства, разработку и освоение новых информационных технологий, ориентированных на получение конкурентоспособной продукции, и обеспечение интересов национальной экономической безопасности, и развития промышленного и научно-технического потенциала республики. В этих условиях активизируются инновационные процессы, внедрение новых технологических укладов, развитие национального научно-технического потенциала, преодоление разрыва между наукой и производством, обеспечение реального трансферта передовой иностранной технологии и внедрение международных стандартов. В настоящее время наблюдается новый этап в развитии научной деятельности, который характеризуется ежегодным увеличением финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ускоренным освоением нововведений за счет стимулирования интеграции науки с частным сектором, всемерное содействие по развитию инновационной деятельности, ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических и социальных задач.
|
В общей системе экономических отношений инновационной деятельности отводится ключевая роль, так как ее конечными результатами – повышение эффективности производства, ростом производительности труда и капитала, объемом высокотехнологичной продукции – определяется экономическая мощь страны. Поэтому статистическое изучение показателей развития науки и инновационной деятельности в стране является очень актуальным в настоящий момент.
Целью моей работы является: изучение динамики основных показателей развития науки и инновационной деятельности за 2003-2009 годы; исследование принципов и методов, применяющихся для описания основных параметров системы; овладение методологической базой анализа науки и инновационной деятельности. Используя общий дедуктивный метод познания создать целостную картину развития науки в период 2003-2009 годов, выявить тенденции развития рынка инновационной деятельности в РК.
Задачами исследования являются:
ü Сбор сведений по развитию науки в стране
ü Сбор теоретического материала, основных определений.
ü Анализ различных показателей, характеризующих развитие науки и инновационной деятельности в стране: объем инновационной продукции, внутренние затраты на исследования и разработки, доля инновационной продукции по отношению к ВВП, внутренние текущие затраты на исследования и разработки по отраслям науки, число организаций, выполнявших исследования и разработки и т.д.
|
ü Использование в анализе различных методов и приемов статистического исследования.
ГЛАВА 1
Статистическое обследование охватывает предприятия и организации, осуществляющие научные исследования и разработки, а также высшие учебные заведения, выполняющие научно-технические работы. Организации классифицируются по следующим секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего образования, частный некоммерческий. Сектора деятельности приведены в соответствии с официальными рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по статистике научных исследований и разработок (Руководство Фраскати).
В состав государственного сектора входят: организации министерстви ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворениепотребностей общества в целом; бесприбыльные организации, полностьюили в основном финансируемые и контролируемые правительством.
Предпринимательский сектор включает: все организации и предприятия, чья основная деятельность связанас производством продукции или услугв целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства;частные бесприбыльные организации, обслуживающие вышеназванные организации.
В сектор высшего образования входят: университеты и другие высшие учебные заведения, независимоот источников финансирования и правового статуса, а также находящиесяпод их контролем либо ассоциированные с ними научно-исследовательскиеинституты, экспериментальные станции, клиники.
Частный некоммерческий сектор состоит из частных организаций, не ставящих своей целью получение прибыли (профсоюзные организации, профессиональные общества, общественные организации и т.д.).
|
Кадры науки
Персонал, занятый исследованиями и разработками - совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поискновых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямыхуслуг, связанных с выполнением исследований и разработок. Персонал, занятый исследованиями и разработками,учитывается как списочный составработников организаций (соответствующих подразделений высших учебныхзаведений, промышленных предприятий и др.), выполняющих исследованияи разработки. В составе персонала, занятого исследованиями и разработками, выделяются четыре категории: исследователи, техники, вспомогательный персонал и прочий персонал.
Исследователи – специалисты, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют высшее профессиональное образование.
Техники – работники, которые участвуют в проведении научных исследований и разработок, выполняя технические функции, как правило, под руководством исследователей.
Вспомогательный персонал – работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением исследований и разработок: работники планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не имеющие высшего и среднего профессионального образования.
Прочие работники включают работников бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения и т.д. Численность работников в разделе приводится на конец года.
Материально-техническая база
Основные средства научных исследований и разработок, состоящие на балансе научных организацийи используемые в процессе их основной деятельности, включают здания исооружения, передаточные устройства,машины, оборудование, в том числе опытно-экспериментальные установки,научные приборы, средства автоматизации и вычислительную технику, транспортные средства, инструмент, инвентарь и др.
Материальные основные средства – неденежные активы, имеющиематериально-вещественную форму,включая недвижимость (земля, здания,сооружения и другие объекты, связанные с землей), машины и оборудование, которые используются субъектом для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим субъектам либо для административных целей и которые предполагается использовать в течение более чем одного года.
Нематериальные активы – активы, наделенные «неосязаемой ценностью» и приносящие предприятию дополнительный доход в течение длительного времени или постоянно. К нематериальным активам относят товарные знаки, зарегистрированные места происхождения товаров, гудвилл, «ноу-хау», лицензии, интеллектуальную собственность, организационные расходы, право на пользование природными ресурсами, право на использование производственной информации, программное обеспечение и другие.
Инвестиции в основной капитал – это вложения в здания и сооружения;машины и оборудование; скот; насаждения; разведку полезных ископаемых;компьютерное и программное обеспечение; оригиналы литературных и художественных произведений; новую информацию; специальные знания; использование, которых в производстве ограничивается единицами.
Затраты на научные исследования и разработки – фактические расходы в денежной форме на выполнение научных исследований и разработок.
Различают внутренние и внешние затраты на научные исследования и разработки. Внутренние затраты выполняются собственными силами предприятия в течение отчетного года, в их составе различают текущие и капитальные затраты. Группируются по видам работ фундаментальные, прикладные исследования, разработки.
Внешние затраты – стоимость научных исследований и разработок, выполненных сторонними организациями по договорам с отчитывающейся организацией.
Научные исследования и разработки - научная деятельность, осуществляемая на систематической основе, сцелью увеличения суммы научных знаний и поиска новых областей их практического применения.
В состав научных исследований и разработок включаются фундаментальные, прикладные исследования и научно-технические разработки.
К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные или теоретические исследования,направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели,связанной с использованием этих знаний. Их результат – гипотезы, теории,методы и т.п. Фундаментальные исследования могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований для выявления возможностейпрактического использования полученных научных результатов, научнымипубликациями и т.д.
Прикладные исследования представляют собой оригинальныеработы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач. Прикладные исследования определяют возможные пути использования результатов фундаментальных исследований, новые методы решения ранее сформулированных проблем.
К научно-техническим разработкам относятся систематическиеработы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате исследований и/или практическогоопыта, и направлены на создание новыхматериалов, продуктов, процессов,устройств, услуг, систем или методов.
Эти работы могут быть также направлены на значительное усовершенствование уже имеющихся объектов.