Рисунок 1 пряжка с рунами Орловская |

Рисунок 2 пряжки Орловские Род и Рожаницы |

по бокам от знака Рода расположены мужская и женская стороны Дома. Знаки не симметричны. Это редчайшая славянская «рунница». Справа – мужская половина: наконечник стрелы (скорее каменный - по объему и форме) наклонен острием к знаку Рода-Дома. «Мужчина должен стремиться в Дом». За стрелой значок хуже сохраняющийся на пряжках. Он напоминает походный узелок. «Мужчина должен стремиться в Дом и принести добычу» так возможно расшифровать данное сочетание знаков. Слева от «Рода» - женская половина Дома. Здесь находиться уже известный «завиток-скобель». Он наклонен в сторону знака Рода. «Женщина должна стремиться в Дом и нести туда Живу» - такова возможная интерпретация сочетания знаков. Складывается образ, запечатленный в знаках. При замыкании пряжки Жива самого сильного энергетического центра человека-живота, оживит этот образ, если над пряжкой провели обряды оживления Рун (на пример-окрашивание их кровью). Это настоящий оберег-заговор.
Поясные ремни и пряжки на них считались имеющими особую магическую силу. Косвенным подтверждением служит брянский перстень 19 века: № 3. Кстати, этот перстень напоминает об английском ордене «Подвязки» (созданном в честь Св. Георгия), где вместо подвязки женской мужчины, на бедре, носили орден и надпись на ремне.
Рисунок 3 кольцо-ремень Брянский
В пряжках на фото №1 обошлись рисунками без рун (стилизованными рунами). И это 16 век. Официально крещение Орловщины датируется 1415 годом, а автору известны три орловские пряжки с одинаковым сюжетом рун датируемых сопутствующими им вещами 16м веком. Это как современная надпись «NIKE» на майках- все знают что она означает, но не говорят на этом языке между собой.
Это подтверждает и истории обережных пуговиц 16-17 веков попадающихся любителям приборного поиска монет. Когда, приобретая их я понял, что они находились на костюме по - одиночке, но схожи по сюжету, я заинтересовался - где они крепились на одежде? Ответ пришел сам: № 4
Рисунок 4 норвежские рубахи 19 в. со знаком "Щит непобедимости" на сплетении
на вышивках данных рубах 19 века различны обережные «дорожки» на воротнике и подоле (обережное дерево у каждого Рода, даже у отдельных людей могло быть различным). Но вот на солнечном сплетении у этих рубах вышитый знак очень похож на знак с Орловских пуговиц. Это не безызвестное стилизованное соцветие рун называемое «Щит непобедимости». Рисуется как «оплодотворенный «крест» (иногда даже в ромбе - «знак засеянного поля», при этом концы креста напоминают стрелы, даже если они разрисованы растительным орнаментом) и знаки Живы, семени, Рожаниц вокруг него. Все изображение идет из центра «креста», из одной точки. Это символ схожести духа человека с прообразом бога Рода –дышащей Живой точкой и Рожаницами, распределяющими исходящую от Рода-Человека Живу и семя. Дополнительный смысл изображения - со мной боги и Жизнь не победишь. И когда мне попалась не просто пуговица, а миниатюрный «щит» с подобным знаком – сомнений не осталось №5.
Рисунок 5 Орловский "Щит непобедимости" на заклепке
Рисунок 6 орловские пуговицы "Щит непобедимости" |
а в 19 веке, их стали замещать вышивкой. А в женском орловском костюме 19 века известна замена подобного оберега в виде «Лакомника» № 7.
Рисунок 7 один из видов орловского "Лакомника"
Рисунок 8 Рязанский Гайдан |

Но было и продолжение этого поиска в знаках. № 5 пробит 6 мм. пулей. При этом напрашивается аналогия с рассказом М. Веллера «Оружейник Тарасюк», где во время В.О.В. парнишка-партизан убивал немецких часовых у складов выстрелом из 6 мм. браунинга через солдатскую бляху ремня в солнечное сплетение одним выстрелом. Выходит, что эта «техника» убийства существовала и в 16 веке. Так же малокалиберный пистолет (даже калибр сошелся) был прижат к бляхе - «щиту непобедимости» №5, находившемуся на солнечном сплетении, и так же это не было честным поединком… вот так могут рассказывать вещи об истории….. Можно считать эти рассказы домыслом – но уж больно все сходится…
Рисунок 9 подвеск-кресты с "барм" и ожерелий Киевской Руси |
Рисунок 10 орловская свастичная пуговица 17 в. |
Не только женщины носили подобное. Вот христианская подвеска-мощевик с «бармы» украшенная «процветшим» крестом 14-15 вв. № 11. (из книги «Ювелирные изделия Древнего Новгорода 10-15 веков» стр.45).
Рисунок 11 "мощевик" Киевской Руси с "бармы" |
Рисунок 12 "мощевик" орловский 16-17 в. с "бармы" |
В отличие от рязанского «гайдана» с 19 века в орловский «Лакомник» № 7, по этнографическим данным, вкладывали что-нибудь вкусное, а также могли использовать его вместо «ладанки» (вкладывая волосы любимого человека, родную землю и т.п. обереги). А ведь все пошло от образца № 11. Есть свидетельство, что на орловщине был найден точно такой,но со штифтом, на котором был намотан волос … тогда подумали, что это случайно.
Рисунок 13 орловский крест с "бармы" 14-15 в. |
№ 13 крест цепями прикованный к кругу.
В наше время церковь не признает крест в кругу: борьба со злом не вечна, будет судный День. Но в дохристианский период № 9 и в раннем христианстве широко использовался данный знак. Достаточно вспомнить «кельтский крест» или кресты на потолках орловской пещеры «Восьмерка» или хотя бы лепнину на церкви нач. 18 в. Михаила Архангела в г. Орле, или хотя бы перевод с латинского слова «церковь» - «циркус»–круг.. Обережным здесь является и цвет камней-стекла № 13.1. Фиолетовый цвет на иконах означает благодать божью сопровождающую Великий Дух. Представляете, крест висит на груди и его цвет падает на сердце как снисхождение духа, или благодати божьей ….
А вот один из лучших орловских образцов – подражание подвескам «Змеевикам» времен Киевской Руси № 14.
Рисунок 14. Змеевик орловский 17в в.
Этот «аля» змеевик, со стилизованными дубовыми листьями вместо голов змей – 17 века - пуговица. Подобные знаки явно намекали на языческую традицию, но применялись реже и «вместо» «щита непобедимости». Прослеживается традиция ношения «процветшего» креста на груди-солнечном сплетении от Киевской Руси до 19 в. В православии такой тип креста называют «животворящим». И этим все сказано….
Подводя итоги: точка, крест, цветок и т.п. в кругу, ромбе означает присутствие Великого Духа, испускающего дыхание.
Конечно обращались за поддержкой не только к общепринятым в данной местности богам, но и к пращурам. Хотя понятие «общепринятые» очень приблизительно: даже в Киеве у торговых пристаней стояли одни боги, а у княжеского терема – другие.
Как уже было сказано пояс играл особую роль в одежде того времени. № 15. Перед нами бляха с наборного орловского пояса крепившаяся перед пряжкой с девизом конкретного человека или его рода в 16 веке. Грустный горбатый Заяц, из спины которого растет тонкое деревце-цветок. По бокам от зайца два уже известных завитка – Рожаницы. Под ногами зайца – ромб с проросшими концами – знак бога Рода. Значит этот Заяц – тотем рода того человека, который носил его на ремне. Жал не сохранился девиз рода. Сам заяц почитался священным зверем у кочевников вплоть до скифов. Но, у славян не
Рисунок 15 тотемная орловская бляха с пояса 16 в. |
Рисунок 16 орловский перстень-печатка со св. Олафом |

При этом рог – символ сбора воинов и идущей подмоги, а зерцало?... «Зерцало» на доспехах всегда имело сакральное значение, что мы разобрали на примере «щита непобедимости».
Рисунок 17 орловский "Урановешенный Воин" |

Рисунок 18 орловский перстень "Летающий драккар" |

Рисунок 17.1 калужский "Уравновешенный Воин" |
Рисунок 19 "ладонь повитухи" Калужский перстень |

Рисунок 20 "змеевик" Киевской Руси |

Рисунок 21 орловская пряжка с девизом 16 в. |
Рисунок 23.1 печать Солломона Орловская |
Рисунок 23 печать Соломона Калужкий перстень |


Рисунок 22.1 калужский "квадрат sator" |

Рисунок 22 орловские перстни "квадрат sator" |

Многочисленные орловские «охотничьи» перстни № 24.
«Бог охоты и удачи» так дословно называется подобное изображение на камнях Севера России. А если обратиться к этнографии Севера, то в этом сюжете изображен шаман, просящий «Великую Мать всего живого» об удаче на охоте.
Из всего этого можно сделать вывод о присутствии в Орловской области Двоеверия все время существования христианства здесь.